Кафедра анестезиологии и реаниматологии, медицины катастроф

ГБОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАТОЛОГИИ, МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

«Утверждаю»

Заведующая кафедрой анестезиологии и

Реаниматологии, медицины катастроф

__________А.Ж. Баялиева

«__»_____________2014 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для самостоятельной работы студентов по дисциплине безопасность жизнедеятельности на тему № 1.2

«НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Обсуждено на заседании кафедры

«__»____________2014 г.

Протокол №_________

ЛИТЕРАТУРА:

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации».

Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность: Учебное пособие. – М: Вузовский учебник, 2011. – 432 с.

Мобилизационная подготовка здравоохранения: Учебное пособие/ Под ред. чл.-кор. РАМН, проф. И.М.Чижа. – М: ГВКГ им. Н.Н. Бурденко, 2011. – 140 с.

Мобилизационная подготовка здравоохранения: Учебное пособие/ Под ред. Ю.И.Погодина. – М: ООО «Типография Парадиз», 2006. – 224 с.

Федеральный закон РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».

Федеральный закон РФ от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

Федеральный закон РФ от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».

Постановление Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. № 1541 «Об утверждении Положения о воинском учете».

Положение о мобилизационном резерве (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.1997 г. № 570-27).

Положение о воинском учете (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 г. № 1541).

Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации».

Шелепов А.М., Костенко Л.М., Бабенко О.В. Организация и тактика медицинской службы: Учебник/ Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. И.М.Чижа. – СПб: Фолиант, 2005. – 501 с.

Захаров С.Г., Трегубов В.Н., Щербак В.А. Организация лечебно-эвакуационных мероприятий в войсковом звене медицинской службы: Учеб. пособие/ Под ред. проф. В.Н.Трегубова. – М: Первый МГМУ им. И.М.Сеченова, 2012. – 170 с.

Указания по военно-полевой хирургии. – СПб: ЗАО «ЭлектроникаБизнесИнформатика», 2000. – 415 с.

Указания по военно-полевой терапии. – М: Воениздат, 2003. – 271 с.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Федеральный Закон РФ от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

Федеральный Закон РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2004 г. № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 апреля 2006 г. № 253 «Об утверждении Положения о резерве медицинского имущества Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, номенклатуры и объемов резерва медицинского имущества Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 8 ноября 2005 г. № 662 «Об утверждении Положения о функциональной подсистеме социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Г.В. Осетров – М.: Книжный мир, 2011 – 232 с.

Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): Учебник для вузов / С.В. Белов – М.: Юрайт, 2011. – 682 с.

Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под редакцией Э.А. Арустамова – М.: Дашков и Ко, 2011. – 448 с.

Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под редакцией В.А. Трефилова – М.: Академия, 2011. – 304 с.

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ПЛАН

Введение

1. Характеристики современных военно-политических тенденций

2. Роль и место России в мировом сообществе

3. Система национальных интересов России

Заключение

Введение

Национальная безопасность определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

С точки зрения права, национальную безопасность России на современном этапе обеспечивают более 200 нормативно правовых актов:

- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;

- Федеральные конституционные законы (ФКЗ № 1 от 30.01.2002 г. «О военном положении»; ФКЗ № 3 от 30.05.2001 г. «О чрезвычайном положении»);

- Федеральные законы (ФЗ № 61 от 31.05.1996 г. «Об обороне»; ФЗ № 53 от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»; ФЗ № 31 от 26.02.1997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»);

- Кодексы Российской Федерации;

- Указы Президента РФ (Указ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», Указ от 05 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации»);

- Постановления Правительства Российской Федерации;

- Федеральные целевые программы, концепции, доктрины, стратегии и др.;

- Ведомственные нормативные акты.

В стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года даются основные понятия, определяющие содержание и направление по обеспечению национальной безопасности РФ.

Национальные интересы РФ – совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.

Угроза национальной безопасности – прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию РФ, обороне и безопасности государства.

Стратегические национальные приоритеты – важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан РФ, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности.

Система обеспечения национальной безопасности – силы и средства обеспечения национальной безопасности.

Силы обеспечения национальной безопасности – ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства РФ.

Средства обеспечения национальной безопасности – технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

ОСНОВЫ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ

ПЛАН

Введение

1. Нормативно правовая база мобилизационной подготовки и мобилизации

2. Специальные формирования здравоохранения

3. Мобилизационные ресурсы: государственный материальный резерв медицинского и санитарно хозяйственного назначения. Воинский учет и бронирование медицинских работников

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

В первой статье Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, сказано, что Российская Федерация – Россия – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

В Конституции определяется следующая иерархия нормативно-правовых актов:

- Конституция РФ;

- Федеральный конституционный закон;

- Федеральный закон;

- Указ Президента Российской Федерации;

- Постановление Правительства Российской Федерации;

- Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции. Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Органы власти, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы РФ. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов.

Указы и распоряжения Президента могут носить:

нормативный характер – Президент выступает в качестве гаранта Конституции или регулирует порядок осуществления предоставленных ему полномочий (указы связаны с конкретизацией и детализацией действующих федеральных законов);

ненормативный характер – указы издаются по вопросам применения права (назначение должностных лиц, награждение орденами и медалями, присвоение почетных званий и т. п.).

Постановления и Распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории РФ, имеют межотраслевое содержание, разделяются на постановления (решения, имеющие нормативный характер или применяемые по наиболее важным вопросам), и на распоряжения (решения по оперативным и другим текущим вопросам).

Ведомственные акты – акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ. Ведомственные акты издаются во исполнение решений высших органов государственной власти, либо по их поручению, либо по собственной инициативе. Ведомственные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат Государственной регистрации в Министерстве юстиции и официальному опубликованию.

Правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правовыми основами мобилизационной подготовки и мобилизации являются: Конституция РФ; Федеральные конституциональные законы «О чрезвычайном положении», «О военном положении»; Федеральные законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «Трудовой кодекс Российской Федерации»; Постановления Правительства РФ; Международные договоры.

Федеральный конституциональный закон РФ от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» определяет чрезвычайное положение как вводимый на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов власти, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений. Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Чрезвычайное положение вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Чрезвычайное положение вводится при непосредственной угрозе жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ, и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер (попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и др.).

Федеральный конституциональный закон РФ от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» определяет военное положение как особый правовой режим, вводимый Президентом РФ на территории страны или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии. Цель введения военного положения – создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ.

Федеральный закон РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» определяет организацию обороны страны, полномочия органов власти, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан, а также силы и средства, привлекаемые для обороны. Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.

В соответствии с этим законом на военное время в РФ создаются специальные формирования, в том числе, специальные формирования здравоохранения.

Федеральный закон РФ от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» осуществляет правовое регулирование мобилизационной подготовкой и мобилизацией в РФ, устанавливает права, обязанности и ответственность органов власти, а также организаций независимо от форм собственности и их должностных лиц, граждан РФ. Под мобилизационной подготовкой понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики, органов власти и организаций, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время. Под мобилизацией понимается комплекс мероприятий по переводу экономики, органов власти и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Исходя из этих определений применительно к здравоохранению:

под мобилизационной подготовкой здравоохранения понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке федеральных и местных органов управления, учреждений здравоохранения к работе в военное время;

под мобилизацией здравоохранения понимается комплекс мероприятий по переводу федеральных и местных органов управления и учреждений здравоохранения РФ на работу в условиях военного времени.

Мобилизационная подготовка и мобилизация здравоохранения являются важными элементами обеспечения военной безопасности РФ, а так же системы мобилизационной подготовки страны.

ПЛАН

Введение

1. Определение и классификация войн и вооруженных конфликтов

2. Средства вооруженной борьбы

3. Поражающие факторы современных видов оружия

Заключение

Введение

Как свидетельствует исторический анализ развития общества, разрешение комплекса противоречий между государствами или группами государств, в большинстве случаев, происходило с применением силы. За пять с половиной тысяч лет на Земле произошло около 15 тысяч войн и вооруженных конфликтов. Это значит, что на каждый минувший век не приходится даже одной мирной недели на планете.

В течение последних десятилетий коренным образом изменились взгляды военных теоретиков на ведение военных конфликтов и способов вооруженной борьбы. Во многом это обусловлено разработкой качественно новых образцов вооружения, создаваемого на базе новейших технологий, в том числе высокоточного оружия и оружия, основанного на новых физических принципах, а также способов защиты войск от их поражающих факторов.

В современных войнах могут использоваться многомиллионные армии, оснащенные большим количеством самой разнообразной боевой техники и вооружений. Виды и масштабы применения различного оружия, характер и степень защиты от него повлияют на величину и структуру потерь войск в технике и личном составе.

Изучение оружия и его поражающих свойств позволяет понять характер боевой патологии в целом и отдельных органов и систем в частности, получить количественную и качественную характеристику поражений личного состава на военных объектах и в боевой технике, а также определить лечебно-эвакуационные мероприятия в отношении раненых и больных.

Средства вооруженной борьбы

В зависимости от боевых свойств и характера возникающих поражений различают следующие виды оружия: обычное оружие, оружие не летального воздействия и оружие массового поражения.

К обычному оружию относят: огнестрельное, холодное, реактивное, ракетное, бомбардировочное, минное, высокоточное оружие, боеприпасы объемного взрыва, а также зажигательные смеси и другие виды.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в общем числе санитарных потерь огнестрельные ранения составляли абсолютное большинство поражений – до 95-97%. К остальным поражениям относились закрытые травмы (контузии) и ожоги.

Следует подчеркнуть относительность термина «обычное оружие», так как при его применении также возможно появление массовых потерь. Об этом свидетельствует опыт войн и вооруженных конфликтов ХХ столетия. Например, в результате нанесения авиационных ударов ВВС США и Великобритании по Дрездену 13-15 февраля 1945 г., по данным немецкого историка Курта фон Типпельскирхома, потери среди населения убитыми составили около 25 тыс. человек, более 30 тыс. человек было ранено. Центральная часть города площадью до 15 км2 была полностью разрушена, около 27 тыс. жилых домов и 7 тыс. административных зданий превращены в развалины.

По сообщению представителя МИД Югославии в результате нанесения ракетно-бомбовых ударов войсками НАТО по территории Югославии с 24 марта по 16 апреля 1999 г. погибло около 1000 человек из числа гражданского населения этой страны. Несколько тысяч человек получили ранения. Причем соотношение потерь среди военнослужащих и гражданского населения составило соответственно 1:15.

К оружию не летального воздействия, основанного на использовании новых физических принципов, следует отнести: лазерное оружие; источники некогерентного света; СВЧ-оружие; оружие электромагнитного импульса; инфразвуковое оружие; средства радиоэлектронной борьбы; метеорологическое оружие; геофизическое оружие; биотехнологические средства; средства информационной борьбы; парапсихологические методы и др.

Перечисленные средства вооруженной борьбы, по мнению военных специалистов, будут использоваться не столько для ведения активных военных действий, сколько для того, чтобы лишить противника возможности активного сопротивления за счет дестабилизации его важнейших сфер экономики и информационного пространства, нарушения психического состояния войск и населения.

Под оружием массового поражения понимают оружие большой поражающей способности, предназначенное для нанесения массовых потерь или разрушений. К существующим видам оружия массового поражения относятся ядерное, химическое и биологическое оружие.

Ядерными зарядами могут быть снабжены боевые части ракет и торпед, авиационные и глубинные бомбы, артиллерийские снаряды и мины. По мощности различают ядерные боеприпасы сверхмалые (менее 1кт), малые (1-10 кт), средние (10-100 кт), крупные (100-1000 кт) и сверхкрупные (более 1000 кт). В зависимости от решаемых задач возможно применение ядерного оружия в виде подземного, наземного, воздушного, подводного и надводного взрывов. В зависимости от заряда различают: атомное оружие, в основе которого лежит реакция деления; термоядерное оружие, в основе которого лежит реакция синтеза; комбинированные заряды; нейтронное оружие.

Отравляющие вещества по физиологическому действию на организм подразделяются на: нервно-паралитического действия – GA (табун), GB (зарин), GD (зоман), VX (Ви-Икс); кожно-нарывные – H (технический иприт), HD (перегнанный иприт), HT и HQ (ипритные рецептуры), HN (азотистый иприт); общеядовитого действия – AC (синильная кислота), CK (хлорциан); удушающие – CG (фосген); психохимические – BZ (Би-Зет); раздражающие – CN (хлорацетофенон), DM (адамсит), CS (Си-Эс), CR (Си-Ар).

По быстроте наступления поражающего эффекта различают быстродействующие отравляющие вещества, не имеющие периода скрытого действия (GB, GD, AC, AK, CK, CS, CR), и медленнодействующие отравляющие вещества, обладающие периодом скрытого действия (VX, HD, CG, BZ).

В зависимости от продолжительности сохранения поражающей способности отравляющие вещества смертельного действия подразделяют на две группы: стойкие, которые сохраняют свое поражающее действие на местности в течение нескольких часов и суток (VX, GD, HD); нестойкие, поражающее действие которых сохраняется несколько десятков минут после их применения (AC, CG).

Биологическое оружие является оружием массового поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений. Доставка и применение биологического оружия может осуществляться с помощью стратегических, оперативно-тактических и крылатых ракет, самолетов стратегической и тактической авиации. Согласно взглядам зарубежных специалистов (Ротшильд Д., Розбери Т., Кабат Э.), биологическое оружие предназначается для решения преимущественно стратегических и тактических задач – массового поражения войск и населения, ослабления военно-экономического потенциала, дезорганизации системы государственного и военного управления, срыва и затруднения мобилизационного развертывания Вооруженных Сил.

В качестве биологического оружия могут быть использованы возбудители чумы, холеры, сибирской язвы, туляремии, бруцеллеза, сапа и мелиоидоза, натуральной оспы, пситтакоза, желтой лихорадки, ящура, венесуэльского, западного и восточного американских энцефаломиелитов, эпидемического сыпного тифа, лихорадки КУ, пятнистой лихорадки скалистых гор и лихорадки цуцугамуши, кокцидиоидомикоза, нокардиоза, гистоплазмоза и др. Среди микробных токсинов наиболее вероятно применение для ведения биологической войны ботулинического токсина и стафилококкового энтеротоксина.

В перспективе рассматривается возможность создания бинарных биологических средств по аналогии с бинарными отравляющими веществами. Речь идет о создании возбудителей с генами токсинов, которые могут быть активизированы только после добавления к ним другого компонента. Это, как считают военные специалисты, поможет решить проблемы, связанные с производством, хранением, транспортировкой и целенаправленным применением биологических средств.

Значительную опасность при использовании в военных целях представляет генная инженерия с ее возможностями по созданию множества ранее неизвестных биологических средств, вызывающих поражение человеческого организма.

Заключение

Как следует из представленного материала, с учетом расстановки военных и политических сил в мире и сопредельных с Россией государствах, а также возможных геополитических целей вероятного агрессора, сегодня нельзя исключить развязывания военных конфликтов, которые могут начинаться с межнациональных вооруженных конфликтов с последующим их перерастанием в локальные, региональные или даже крупномасштабные войны, с применением только обычных средств поражения или оружия массового поражения. Реальная оценка сложившейся ситуации, теоретическая и практическая подготовка населения к защите своего государства, является гарантом стабильности и мира на Земле.

Вопросы для самоконтроля знаний студентов

1. Как классифицируются военные конфликты?

2. На чем основано воздействие нелетального оружия?

3. Перечислите характерные черты прямого воздействия современного оружия.

4. Какое оружие может быть снаряжено ядерными зарядами?

5. Какие возбудители используются при создании биологического оружия?

ПЛАН

Введение

1. Опасности и их воздействие на организм человека

2. Система мероприятий по обеспечению безопасности организованных коллективов

3. Мероприятия по обеспечению личной безопасности граждан

Заключение

Введение

В начале XXI в. в России продолжает оставаться высоким риск возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. Тяжесть ежегодно имеющих место аварий, катастроф и стихийных бедствий имеет тенденцию к возрастанию: растет ущерб, остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения, наносится непоправимый вред природной среде.

Проблема предупреждения и ликвидации опасных ситуаций остается для страны весьма актуальной.

Наибольшую опасность в природной сфере представляют возникающие чрезвычайные ситуации, обусловленные наводнениями, землетрясениями, селями, ураганами, лесными пожарами, в техногенной сфере – радиационными и транспортными авариями, авариями, связанными с выбросом химически и биологически опасных веществ, взрывами, пожарами, гидродинамическими авариями, авариями на системах коммунально-энергетического хозяйства.

В последние годы усилиями органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления РСЧС, научных организаций разработан и принят ряд законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; накоплен значительный опыт в проведении мероприятий по предупреждению аварий, катастроф и стихийных бедствий различного характера и ликвидации их последствий; созданы научная база противодействия катастрофам и современные технологии и средства проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Мероприятия по подготовке к защите населения и территорий проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз. Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и других местных условий.

Объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения и территорий определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации. Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Правовые мероприятия

Одним из важнейших условий обеспечения безопасности жизнедеятельности является выполнение требований правовых и нормативно-технических документов, регламентирующих производственную, хозяйственную или иную деятельность общества.

Основные федеральные законы определили основы порядка организации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В развитие этих законодательных актов и нормативных документов, в целях реализации их требований разработаны, приняты и действуют многочисленные нормативные правовые документы, определяющие все стороны данной проблемы.

Таким образом, можно констатировать, что в стране на сегодня сформировалась единая законодательная и нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в которой четко прослеживаются основные направления государственной политики в данной области.

К организационным мероприятиям, уменьшающим масштабы чрезвычайных ситуаций, могут быть отнесены: охрана труда и соблюдение техники безопасности, поддержание в готовности убежищ и укрытий, санитарно-эпидемиологические и ветеринарно-эпизоотические мероприятия, заблаговременное отселение или эвакуация населения из неблагоприятных и потенциально опасных зон, обучение населения, поддержание в готовности органов управления и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Заключение

Непрерывная интенсификация и расширение масштабов хозяйственной деятельности человека, сопровождаемые неуправляемым ростом производства и нарушениями экологии, приводят к более частому возникновению природных и техногенных ситуаций, характеризующихся резким отклонением от норм различных явлений и процессов. Они приводят к возникновению стихийных бедствий, катастроф и аварий с многочисленными человеческим жертвами, огромными материальными потерями и нарушением условий жизнедеятельности. Предупреждение опасных ситуаций, вызываемых указанными явлениями, является актуальной проблемой современности. Умелые действия по спасению людей, оказание им необходимой помощи и проведение аварийно-спасательных работ в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях позволяет сократить число погибших, сохранить здоровье пострадавшим, уменьшить материальные потери. В связи с этим все более возрастает значение подготовки специалистов с высшим образованием, способных грамотно и умело организовать предотвращение экстремальных ситуаций и действия по ликвидации опасности.

Вопросы для самоконтроля знаний студентов

1. Что такое опасность и безопасность?

2. Какой самый опасный вид транспорта?

3. Какие организационные мероприятия уменьшают масштабы чрезвычайных ситуаций?

4. Как осуществляется обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики?

5. Какие мероприятия обеспечивают личную безопасность граждан?

ИСПОЛНИЛИ: ДОЦЕНТ К.М.Н. ДИНМУХАМЕТОВ А.Г.;

ДОЦЕНТ К.М.Н. НУРИЕВА Э.Г.

ГБОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА АНЕСТЕЗИОЛОГИИ И РЕАНИМАТОЛОГИИ, МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

«Утверждаю»

Наши рекомендации