Потребности меняются с течением жизни. Чакры
- Не нужно обладать безумной наблюдательностью, чтобы не обратить внимание на то, что потребности человека сильно меняются в течение его замечательной жизни.
И это напоминает постепенное включение и выключение каких-то тумблеров. Вот младенец вдруг пополз, вот он перестал ползать и норовит ходить, вот он стал капризным ... вот проснулась сексуальность, вот захотелось потомства... Вот стукнуло 30 и что тут началось! А действительно, что? Ползать под стол уже как-то не хочется. «Но ведь небо становится ближе с каждым днем .», — спел после своего тридцатника Гребенщиков. Если с материальными потребностями не так то просто разобраться, то со всеми остальными — еще сложнее. О чем оно это смутное беспокойство? Но ведь по «определению академиков» болезни возникают не только от дефицита материального, но и от нематериального голода также.
Попробуйте заставить взрослого человека ползать вместо того, чтобы ходить. Скорей всего, он как-нибудь заболеет, например сотрет в кровь локти и колени. Хотя младенцы ползают с огромным удовольствием. С возрастом эта функция выключается, сменяется чем-то другим. И это естественно.
Многих ли естественных и гармоничных людей вы видите среди сорокалетних? А среди тех, кому полтинник? А еще дальше? Зато младенцы хороши. Отчего так? Похоже, люди изо всех сил стараются себе не соответствовать. Как мне кажется, в тех этносах, где старость является уважаемой и почитаемой, старики живут более гармонично и полноценно.
В современной западной культуре старость не в моде. Люди изо всех сил стараются хотеть того, что не соответствует их возрасту и не хотеть того, что соответствует. Или еще хуже — ничего не хотеть, исчезать. Верный способ заболеть.
ПРИМЕР
Ко мне обратилась насквозь больная женщина около шестидесяти лет. Она рассказала следующую историю. После ухода на пенсию ее жизнь как бы завершилась. Профессиональная деятельность закончилась. Дети просят не вмешиваться в их дела, они уже взрослые. Привычная жизнь подошла к концу. Пора либо умирать, либо двигаться дальше. И я спросил эту женщину: «Если не возвращаться назад, если двигаться дальше — чего бы вам хотелось бы?» Она ответила: «Хотелось бы что-нибудь организовать». В итоге она создала кооператив (дело происходило во времена первых кооперативов) пожилых женщин, которые занимались рукоделием. И это пошло на пользу ее здоровью!
Арнольд Миндел (Минделл. Дао шамана: путь тела сновидения. Пер. с англ. — К. «София».) в одной из своих книг описывает следующую историю. Пока его готовилась принять известная шаманка, он беседовал с ее восьмидесятипятилетней дочерью. Дочь шаманки с гордостью сказала Арнольду: «Мама считает меня уже достаточно старой и свободной от мирских забот для того, чтобы передать мне свои секреты!». Разве не прекрасно, что существуют такие люди?
На мой взгляд, наиболее правдоподобно объясняет изменение духовных потребностей человека на протяжении жизни существование энергетических центров, или чакр. Считается, что они активизируются в разном возрасте, влияя тем самым на потребности и поведение.
Я не йог, не рефлексотерапевт, не экстрасенс. Я «нормальный» психотерапевт. Почему я принял и использую теорию чакр? Да потому, что она очень уж подтверждается практикой! Не стоит больших усилий проверить, что удовлетворение или неудовлетворение разных человеческих потребностей отражается в области энергетических центров. Там же обитают чувства и эмоции.
Моим детям было пять-шесть лет, когда я спросил: где в теле они чувствуют любовь. Они оба показали на сердце. Там расположена четвертая чакра. Ее связывают с любовью. А где вы чувствуете печаль и радость? В этой же в этой области.
А где живет страх? А обида? Проверьте. Помните упражнение «зарядка для хвоста»? Эмоции могут отражаться где угодно в теле, но в области чакр - обязательно. Если они не обнаруживаются там — значит, человек либо выдумал свою эмоцию, либо потерял способность чувствовать свое тело. И то и другое можно проверить.
Однако у людей нет названий для всех ощущений, связанных с чакрам . Люди способны называть как эмоции ощущения третьей, четвертой и пятой чакр. Иногда второй и первой. То, что происходит с шестой и седьмой, воспринимается как боль, или давление. Пожалуй, большая часть головных болей - нарушенные потребности этих зон.
Обычно если потребности, связанные с чакрой, удовлетворены — в этой области существуют приятные ощущения. Если нет, там локализуется различный дискомфорт. Хронический дискомфорт почти наверняка сопровождается изменениями в деятельности органов, находящихся в проекции чакры. То есть заболеванием. На самом деле механизмы сложнее — чакры и органы связаны между собой. Рефлексотерапевты об этом хорошо знают, но пока для простоты можно считать так.
Но о каких потребностях идет речь?
Первая чакра расположена в основании тела и отвечает за выживание. Неприятные ощущения в этой области иногда воспринимаются как очень сильный страх, иногда как просто боль. Считается что пик ее активности приходится на возраст до 7 лет.
Вторая чакра находится на 4 пальца ниже пупка. Она отвечает за способность наслаждаться всем, что есть в этом прекрасном мире. Традиционно ее связывают с сексуальностью, но секс — далеко не единственный источник наслаждения. Как было сказано в одной хорошей книжке про чакры: попробуйте найти хотя бы двадцать (!) источников удовольствия, кроме секса, еды и каких-либо химических соединений. Возраст ее активности 8-14 лет.
Третья чакра находится в области солнечного сплетения и традиционно ее связывают с волей и властью. Страх и гнев чаще всего переживаются в этой области. Страх — индикатор того, что мне грозит насилие. Гнев — признак того, что я собираюсь напасть. Гармоничная функция этой зоны — равновесие и ненасилие. Многие якобы ненасильственные люди насилуют себя. Это не есть хорошо. Как утверждает Альберто Вилолдо (шаман, мудрец, целитель.»Как исцелить себя и других с помощью энергетических практик американских шаманов» пер. с англ. К.Семенов. – К.:»София», М.:»Гелиос»,2001, 256с.), пик активности этой зоны – с 14 до 21 года.
Четвертая — расположена в центре груди. Любовь, ненависть, множество разных эмоций рождаются именно в этой области Нормальная функция четвертой чакры — любовь ко всему сущему. Никак не могу удержаться от цитаты: «Нужно перестать влюбляться и стать самой любовью. В очередной - раз ощущая биение своего сердца, помните, что это — биение любви» (А.Вилолдо, там же). Период активности сердечной чакры — 21-28 лет.
Пятая чакранаходится над яремной ямкой в области шеи. Я воспринимаю ее как зону творчества. Люди часто «наступают на горло собственной песне» . Когда у моего клиента проблемы в этой области, я прошу клиента проговорить фразу: «Я взял себя за горло». Многие с ужасом обнаруживают, что это правда! Часто обиды живут в этой области. Обида возникает как неспособность смотреть на ситуацию в целом. Воспринимать себя не центром, а частью общей картины мира. Подлинное творчество рождается из любви к миру. И это — естественная функция пятой чакры! Но и самые ужасные и отвратительные преступления, рожденные из ненависти ко_всему живому - это тоже активность этой. Возраст активности — 28-35 лет. Период, когда творчество и сопричастность со всем миром может оказаться дороже личных привязанностей. Это период экзистенциальных кризисов. Когда внезапно нематериальные ценности могут выйти на передний план. Правда, очень непростое время.
Шестая чакра. Ее место — межбровье. Традиционно она отвечает за осознание своего пути. Если до этого человек шел в своей жизни наугад и это его устраивало, то теперь он тоскует по ясности. Это период поиска Учителя в самом себе. Больше об этой области я ничего не добавлю. Возраст? После 35…Гармоничное состояние — чувствование своего пути в этом мире.
Седьмая. Это темя. Область, которую выбривают монахи. Она отвечает за связь с чем-то высшим. Возраст — ???
Вилолдо выделяет еще восьмой и девятый энергетический центры!!! Индийцы ограничиваются числом семь.
Я уже сказал, что не считаю себя специалистом в области чакр. Я написал об энергетических центрах для того, чтобы показать — потребности меняются всю жизнь, потребности второго периода жизни относятся к области неизведанного.
В целом ситуация выглядит так, как будто люди изо всех сил стремятся сидеть по несколько лет в каждом классе. В итоге умирают, так и не закончив школу.
Именно с изменением нематериальных потребностей я связываю появление новых заболеваний в любом возрасте. Люди блокируют свои новые стремления и способности и пытаются направлять свою энергию в прежнее русло. Они не могут проститься с самими собой прежними. Их собственная сила разрушает их! Отнюдь не время и не болезни. В возрасте около 90 лет у некоторых людей начинают прорезываться зубы! Что это? Неудачная шутка природы? И начало очередного этапа жизни, до которого большинство не доживает?
Мне кажется, что в своем развитии человечество движется одним широким фронтом. И возрастание средней продолжительности жизни связано не только с повышением общего благосостояния и достижениями здравоохранения. Я подозреваю, что человечество в целом начало лучше осознавать свои потребности. В мире стало меньше насилия, больше любви и творчества. Мне кажется, что среднее развитие всего мира где-то на уровне 3-й — 4-й чакры. Это период демократизации и бескорыстной любви. В большинстве своем люди начинают болеть, когда сталкиваются с необходимостью трансперсонального восприятия и творчества.
Похоже, что активность верхних чакр для человечества все еще опасна. Проблема в том, что «наверху» правила перестают работать. Помните, как пел Высоцкий: «Выбирайся своей колеей». Уровень пятой чакры — это шаг в известное. В повторении чьих-то истин нет ничего творческого. Творчество состоит в создании чего-то неведомого из кирпичиков уже известного. Раньше, когда человечеству были нужнее исправные винтики и гвоздики, возникновение нового было скорее опасным, чем созидательным. Однако большинство современных систем образования способствуют ликвидации творческих способностей. Я много раз на своих учебных группах проводил несложный эксперимент: просил своих студентов выйти и показать что-нибудь творческое, минут на пять, не больше. И что, вы думаете, при этом происходило? В большинстве случаев вообще никто не выходил. В крайнем случае, кто-нибудь пел безо всякого удовольствия или читал какое-нибудь стихотворение. И все! Когда я спрашивал о том, что же творческого было в этом действе, просто пожимали плечами. В целом группа погружалась в уныние.
Следующий шаг — я просил группу рассказать мне какие-то школьные или институтские правила. Что тут начиналось! Все делались счастливыми и начинали сыпать выученными законами!
Почему так? В среднем людей в течение 15-17 лет, сначала в школе, а потом в институте поощряли за изучение правил и наказывали за творческие импульсы. В итоге в психике намертво закреплено — правила хорошо, творчество опасно и недостижимо. К концу трехдневного семинара простая способность получать удовольствие от процесса творения, а не только от процесса заучивания, частично восстанавливалась. Но похоже, люди лет до 30 могут позволить себе быть стереотипными, дальше это становится опасно для
их здоровья.
Я умышленно никак не связал в этой главе болезни с состоянием чакр. Хотя своим студентам с определенной неохотой я говорю об этом.
Для процесса терапии знания терапевта о причине заболеваний не имеют особого значения.
Они могут даже мешать. Хотя это противоречит медицинским моделям. Эта идея работает лишь в рамках тех методов, которым посвящена эта книга. В медицине чем более осведомлен специалист, тем это лучше для больного. Медицина не замечает парадоксального факта — специалисты стремятся натянуть на пациента свои знания. Я на всю жизнь запомнил один консилиум, в котором мне довелось принимать участие. Речь шла о пациентке из моей палаты. Она поступила в отделение с приступом удушья. И ее начали лечить от астмы. Потом пациентка словно передумала, и у нее началась тахикардия. Потом заболел живот. Потом еще что-то. Лекарственные средства производили на эту женщину непонятное воздействие. Анализы были непредсказуемыми, консилиум вынужден был установить диагноз тиреотоксикоза — повышенной Функции щитовидной железы. Однако через пять минут после консилиума частое сердцебиение - один из признаков тиреотоксикоза — у этой пациентки прекратилось так же внезапно, как и началось.
Так мы ее и выписали неизвестно с чем. Немного позже я бы уже поставил ей диагноз — соматогенная депрессия. Но какой в этом прок? Чтобы разработать правильную схему лечения! Да, но эта идея срабатывает лишь в том случае, если терапевт верит в то, что он лучше пациента осознает его потребности. Но ведь этого в принципе быть не может!
В гештальт-подходе и процессуальной работе — основным методам, положенным в основу этой книги: