По локализации перелома
В пределах трубчатой кости выделяют
· диафиза
· эпифиза
· метафиза
Также наиболее распространённые типы переломов имеют общепринятые названия — по имени автора, впервые их описавшего.
Так, например, перелом шиловидного отростка лучевой кости называется переломом Коллеса. Также к довольно известным типам травм верхней конечности относятся перелом Монтеджа, возникающий при переломе локтевой кости в верхней трети и вывихе головки лучевой кости с повреждением ветви лучевого нерва, и перелом Голеацци, представляющий собой перелом лучевой кости в нижней трети с разрывом дистального радио-ульнарного сочленения и вывихом в этом суставе.[4][5]
В детском и юношеском возрасте наблюдаются переломы по неокостеневшей ростковой (эпифизарной) линии — эпифизиолизы. В пожилом возрасте переломы происходят при значительно меньшей травмирующей нагрузке и сроки восстановления увеличиваются. Это связано с изменением соотношения минерального и органического компонентов кости.
2.ПРИЗНАКИ И ОСЛОЖНЕНИЯ ПЕРЕЛОМОВ.
Все признаки переломов конечностей подразделяются на достоверные и относительные.
К достоверным признакам относятся:
- видимые в глубине или выступающие наружу костные отломки при открытом переломе;
- укорочение конечности вследствие значительного продольного смещения ее костных отломков;
- деформация конечности вследствие углового смещения отломков; признак особенно характерен при переломах костей голени, предплечья;
- патологическая подвижность костных отломков в месте травмы; признак выявляется следующим образом: обследующий одной рукой удерживает центральную часть конечности, а другой рукой слегка приподнимает и отводит в сторону ее периферическую часть; наличие подвижности вне сустава указывает на перелом кости;
- крепитация костных отломков (костный хруст); признак выявляется тем же приемом; в момент движения отломков ощущаются звуки, напоминающие хруст снега под ногами или бульканье закипающей воды.
К относительным признакам перелома относятся:
- припухлость конечности в месте травмы вследствие межмышечной и подкожной гематом;
- боль в месте предполагаемого перелома, усиливающаяся при пальпации и осевой нагрузке;
- нарушение функции поврежденной конечности в виде ограничения или невозможности движений.
Наличие хотя бы одного из достоверных признаков подтверждает диагноз перелома. При отсутствии достоверных признаков (нечеткость их проявления) основанием для диагноза может служить наличие всего комплекса относительных признаков.
Осложнения переломов трубчатых костей:
1. Травматический шок.
2. Повреждения внутренних органов.
3. Кровотечение.
4. Жировая эмболия.
5. Раневая инфекция, остеомиелит, сепсис.
2. ПП ПРИ ПЕРЕЛОМАХ КОСТЕЙ КОНЕЧНОСТЕЙ.
Оказание первой помощи проводится на месте травмы.
При закрытом переломе порядок действий следующий:
-обезболивание;
-обездвиживание;
-холод на место травмы;
-покой и согревание пострадавшего;
-при обмороке-вдыхать нашатырный спирт
При открытом переломе и сильном кровотечении из раны проводится:
- пальцевое прижатие магистральной артерии;
- накладывается жгут;
-обезболивание;
-далее накладывают повязку на рану,
-затем выполняют транспортную иммобилизацию и пострадавшего незамедлительно направляют в лечебное учреждение.
При открытом переломе, не сопровождающемся интенсивным кровотечением, рана закрывается асептической повязкой. При этом не следует полностью освобождать поврежденную часть конечности от одежды, достаточно вырезать ее участок, непосредственно прилегающий к ране.
Обследование при переломе верхней конечности рекомендуется проводить у пострадавшего в сидячем положении, а нижней конечности – лежа. Все манипуляции должны быть щадящими, одежду и обувь можно не снимать. Обследующий всегда должен обращать внимание на цвет кожи периферической части конечности, ее температуру. Бледность кожи, снижение местной температуры и чувствительности свидетельствуют о нарушении кровообращения, вызванного давлением на магистральный кровеносный сосуд сместившимся костным отломком или напряженной межтканевой гематомой. В таких случаях после транспортной иммобилизации пострадавший должен быть незамедлительно эвакуирован в лечебное учреждение.
При переломах главная задача -обездвижить поврежденную конечность или участок. Любое движение поломанной кости может привести к болевому шоку, потере сознания и повреждению окружающих тканей. !!!Причем, если пострадавший после падения или удара жалуется на сильную боль, усиливающуюся при любом движении и прикосновении, не нужно гадать, есть там перелом, или вывих, или сильный ушиб - в любом случае нужно обездвижить конечность и вызвать скорую. !!!Ни в коем случае не рекомендуется самостоятельно пытаться исправить положение поврежденной кости или сопоставлять сломанную кость. Тем более не следует вправлять в глубину раны торчащие кости. Пусть этим занимаются профессионалы. Чтобы облегчить состояние пострадавшего, можно приложить к больному месту холод, чтобы уменьшить отек, а также дать ему анальгин, темпальгин, амидопирин или другое болеутоляющее. Можно дать больному попить воды или теплого чая, накрыть его (если холодно). При переломе руки Руку проще всего обездвижить подвесив ее бинтами или треугольной косынкой на перевязь, которая завязывается на шее. При переломе костей предплечья применяются две шины, которые накладывают с обеих — ладонной и тыльной Иммобилизация верхней конечности с помощью косынки. а — 1-й способ; б--- 2-й способ. При переломе плеча, ключицы, лопатки –повязка ДЕЗО При переломах плечевого пояса под мышку надо положить небольшой валик, а руку подвесить бинтом или косынкой и примотать к туловищу. Пострадавшего транспортируют в положении сидя. При переломе пальца При переломах пальца, его нужно плотно прибинтовать к соседнему здоровому пальцу. Для ноги: При переломе ноги Привяжите травмированную ногу к здоровой ноге в области выше и ниже перелома. Либо, если транспортировать пострадавшего в положении лежа не получится - наложите шину накрывающую минимум два сустава ноги. Основная шина накладывается на задней поверхности ноги, чтобы предотвратить сгибания суставов. При переломе бедра - шина накладывается с наружной поверхности до подмышки,а с внутренней поверхности бедра –до паховой складки. |
Транспортная иммобилизация – это придание неподвижности поврежденной конечности на срок, необходимый для транспортировки пострадавшего с места получения травмы в лечебное учреждение.
Показаниями к транспортной иммобилизации являются переломы костей скелета, повреждения суставов, крупных сосудов, обширные раны и длительные сдавления конечностей, а также ожоги и отморожения.
Самое главное – это фиксация места перелома в наиболее физиологичном (удобном) положении, непременно добиваясь фиксации также и ближайших к месту перелома (вывиха) суставов. Чтобы не причинять дополнительной боли, возникающей от давления шины на выступающие кости, обычно между ними используют мягкие прокладки.
Если нет каких-либо экстренных медицинских показаний для придания определенного положения пациенту, он занимает удобную для него позу.
Средства для транспортной иммобилизации подразделяются на стандартные шины и подручные. Из подручных средств наиболее удобны деревянные рейки, бруски достаточной длины, толстый картон и т.к. Если под рукой нет пригодных материалов, можно выполнить аутоиммобилизацию-- фиксировать руку к туловищу предметами одежды (поясом, шарфом и т.д.) или бинтом, а поврежденную ногу обездвижить, прибинтовав ее к здоровой.
При транспортной иммобилизации должны соблюдаться следующие правила:
- поврежденную конечность следует иммобилизовать сразу после травмы;
- перед иммобилизацией пострадавшему необходимо дать обезболивающее средство;
- при наличии открытого перелома на рану накладывают асептическую повязку и лишь после этого прибинтовывают транспортную шину;
- при необходимости применения кровоостанавливающего жгута последний накладывают на конечность до иммобилизации, и таким образом, чтобы его можно было снять, не нарушая иммобилизации;
- поврежденная конечность с наложенной транспортной шиной перед транспортировкой пострадавшего в холодное время должна быть утеплена в целях профилактики обморожения.
На область травмы положить холод (лед, снег или холодная вода в полиэтиленовом мешочке — на повязку), кроме случаев, когда на конечность накладывается жгут. Бережная укладка и щадящая транспортировка пораженного является важнейшим условием профилактики шока.
ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ
Иммобилизация - создание неподвижности (обездвижение) конечности или другой части тела при повреждениях, воспалительных или иных болезненных процессах, когда поврежденному (больному) органу или части тела необходим покой. Может быть временной, например, на период транспортировки в медицинское учреждение, или постоянной, например, для создания условий, необходимых при сращении отломков кости, заживлении раны и т.п.
Транспортная иммобилизация является одной из важнейших мер первой помощи при вывихах, переломах, ранениях и других тяжелых повреждениях.
Недопустимы перенос и транспортировка пострадавших без иммобилизации, особенно с переломами, даже на короткое расстояние, т.к. это может привести к увеличению смещения костных отломков, повреждению нервов и сосудов, расположенных рядом с подвижными отломками кости. При больших ранах мягких тканей, а также при открытых переломах, иммобилизация поврежденной части тела препятствует быстрому распространению инфекции, при тяжелых ожогах (особенно конечностей) способствует менее тяжелому их течению в дальнейшем. Транспортная иммобилизация играет важную роль в профилактике такого грозного осложнения как травматический шок.
Рис. 9. Иммобилизация при помощи подручных средств.
а, б - при переломе позвоночника;
в, г - иммобилизация бедра;
д - предплечья; е - ключицы; ж - голени.
Виды шин:
1,2,3,--этапы наложения шины Дитерихса.
а- шина Дитерихса
б-лестничная шина
в,г-лубковые шины
д,е,ж-шины из подручного материала.
Шины складные, пластмассовые для предплечья и голени.
Шина Крамера. Этапы наложения
Обучение навыкам щадящего наложения транспортных шин
Прежде чем накладывать транспортную шину, необходимо сформировать её по форме и размеру здоровой ноги.
Шину следует накладывать вдвоем. Первый участник фиксирует поврежденную ногу. Второй участник формирует шину, и, удерживая её, заводит под приподнятую конечность.
Порядок наложения складной шины на голень.
На месте ДТП чаще всего приходится пользоваться для иммобилизации подручными средствами (например, досками, ветками, палками, лыжами). С помощью этих средств фиксируют (прибинтовывают, укрепляют бинтами, ремнями и т.п.) поврежденную часть тела. Иногда, если нет подручных средств, можно обеспечить достаточное обездвижение, притянув поврежденную руку к туловищу, подвесив ее на косынке, а при травме ноги, прибинтовав одну ногу к другой. Основным способом иммобилизации поврежденной конечности на период транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение является шинирование. Существует множество различных стандартных транспортных шин, которые обычно накладывают медицинские работники, например службы скорой помощи. Однако в большинстве случаев при травмах приходится пользоваться так называемыми импровизированными шинами, которые изготавливаются из подручных материалов.
Очень важно провести транспортную иммобилизацию как можно раньше. Шину накладывают поверх одежды. Желательно обернуть ее ватой или какой-нибудь мягкой тканью, особенно в области костных выступов (лодыжки, мыщелки и т.п.), где давление, оказываемое шиной, может обусловить возникновение потертости и пролежня.
При наличии раны, например в случаях открытого перелома конечности, одежду лучше разрезать (можно по швам, но таким образом, чтобы вся рана стала хорошо доступна). Затем на рану накладывают стерильную повязку и лишь, после этого осуществляют иммобилизацию (фиксирующие шину ремни или бинты не должны сильно давить на раневую поверхность).
При сильном кровотечении из раны, когда есть необходимость в применении жгута кровоостанавливающего, его накладывают до шинирования и не прикрывают повязкой. Не следует отдельными турами бинта (или его заменителя) сильно перетягивать конечность для "лучшей" фиксации шины, т.к. это может вызвать нарушение кровообращения или повреждение нервов. Если после наложения транспортной шины замечено, что все же произошла перетяжка, ее необходимо рассечь или заменить, наложив шину вновь. В зимнее время или в холодную погоду, особенно при длительной транспортировке, после шинирования поврежденную часть тела тепло укутывают.
При наложении импровизированных шин необходимо помнить, что должны быть фиксированы не менее двух суставов, расположенных выше и ниже поврежденного участка тела. При плохом прилегании или недостаточной фиксации шины она не фиксирует поврежденное место, сползает и может вызывать дополнительную травматизацию.
Контрольные вопросы:
1. Что такое переломы костей и какие переломы по тяжести поражения Вы знаете?
2. Какова классификация переломов по форме и направлению линии перелома?
3. Охарактеризуйте виды переломов по целостности кожных покровов.
4. Что относится к достоверным признакам переломов?
5. Какие относительные признаки переломов вы знаете?
6. Перечислите осложнения переломов.
7. Каков алгоритм действий спасателя при оказании ПП при закрытых переломах?
8. Каков алгоритм действий спасателя при оказании ПП при открытых переломах?
9. Что такое транспортная иммобилизация и каковы показания к её применению?
10. Какие способы иммобилизации конечностей существуют?
11. Назовите основные правила транспортной иммобилизации?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------