Анатомо-физиологические особенности роста и развития детей

В понятие «возрастной период» входит тот отрезок времени, в преде­лах которого процесс роста и развития, а также физиологические особен­ности организма тождественны, а реакции на раздражители более или ме­нее однозначны. Возрастной период — это время, необходимое для завер­шения определенного этапа морфофункционального развития организма и достижения готовности ребенка к той или иной деятельности.

Различают 3 периода: подготовительный, период внутриутробного развития и постнатальное развитие или собственно «детство». Наибо­лее распространена классификация Н.П. Гундобина (1905). Ниже она приведена в несколько модифицированной форме (А.В. Мазурин, И.М. Во­ронцов, 1999).

• Подготовительный период

■ Период формирования наследственности.

■ Формирование соматического и репродуктивного здоровья био­
логических родителей.

• Предконцепционный период.

• Внутриутробный период.

■ Фаза эмбрионального развития (до 3 мес).

■ Фаза плацентарного развития (с 3 мес до рождения).

• Внеутробный период.

■ Период новорожденное™ (до 4 нед).

■ Период грудного возраста (с 4 нед до 12 мес).

■ Преддошкольный (старший ясельный) период (от 1 года до
3 лет).

■ Дошкольный период (с 3 до 6 лет).

■ Младший школьный период (с 7 до 11 лет).

■ Старший школьный период (с 12 до 17-18 лег).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Подготовительный этап включает в себя всю историю накопления генофонда, период формирования наследственного набора генов, роди­тельских гамет, соматического здоровья у биологических родителей и предконцепционный период — самый близкий к возникновению бере­менности. Для первичной профилактики этот период исключительно важен, поскольку определение и принятие мер предупреждения генети­ческого и инфекционного риска для будущего плода и новорожденного — огромные возможности активного управления его здоровьем. Этот пе­риод может составлять 2-4 мес перед зачатием в зависимости от состо­яния здоровья будущих родителей. В это время возможна коррекция хронических инфекционных заболеваний, прежде всего мочевой и по­ловой системы, нормализация рациона питания женщины и мужчины, повышение уровня знаний по медико-генетической и психологической поддержке при беременности.

ВНУТРИУТРОБНЫЙ ПЕРИОД

Внутриутробный период характеризуется органогенезом, интенсив­ным и дифференцированным ростом различных систем организма. Этот период продолжается от момента зачатия до рождения ребенка (в среднем 270 сут), но на практике расчет ведут исходя из срока 280 сут, начиная счет с первого дня последнего менструального цикла у женщины. Срочными родами считают роды, происходящие на 37-41 нед беременности, преждевременными — ранее 37 нед, поздними — при сро­ке более 42 нед.

Выделяют несколько периодов внутриутробного развития.

• Терминальный или зародышевый период. Он начинается от момен­
та оплодотворения яйцеклетки до имплантации бластоциты в слизис­
тую оболочку матки (1 нед).

• Период имплантации длится около 4 ч. В зародышевый период и в
период имплантации велико значение тератогенных факторов, которые
могут вызвать патологию, несовместимую с жизнью (аплазия, гипопла­
зия) или формирование мутантных генов.

• Эмбриональный период продолжается 5-6 нед и характеризуется
закладкой и органогенезом почти всех органов будущего ребенка, поэ­
тому воздействие тератогенных факторов (экзогенных и эндогенных)
вызывает эмбриопатии — наиболее грубые пороки развития. Для фор­
мирования пороков развития имеют значение сроки воздействия тера-
гогеных факторов на формирующиеся органы и системы плода. Возраст
плода от 3 до 7 нед принято считать критическим периодом развития. В
настоящее время тератогенные факторы можно разделить на 3 группы.

■ Экзогенные (инфекционные, вирусные, токсические, нутритив-
но-дефицитные и их сочетания): ионизирующая радиация, не­
которые вирусные инфекции (краснуха, в меньшей степени
грипп, энтеровирусная инфекция, вирусный гепатит, цитомега-
лия, герпетическая инфекция и другие вирусы), лекарственные
препараты (цитостатики, стероиды, салицилаты в больших до­
зах и другие), промышленные и сельскохозяйственные ядови­
тые вещества, содержащие ртуть, свинец, кадмий и другие ме­
таллы, хозяйственные яды (пестициды, гербициды), дефицит
питательных веществ в рационе беременной женщины (недоста­
точность фолиевой кислоты, цинка, меди и других элементов),
несбалансированное питание.

■ Эндогенные (генетические): мутантные гены, вызывающие по­
роки развития с доминантным или рецессивным типом наследо­
вания, например, семейные случаи с расщеплением верхней гу­
бы, полисиндактшшей, а также хромосомные аберрации (число­
вые и структурные).

■ Сочетание экзогенных и эндогенных факторов. Сочетанные те­
ратогенные факторы складываются из вышеперечисленных
2 групп.

• Неофетальный или эмбриофетальный период продолжается 2 нед,
когда формируется плацента, что по времени совпадает с окончанием
формирования большинства внутренних органов, кроме ЦНС и эндок­
ринной системы. Таким образом, эмбриональный этап развития про­
должается 9 нед.

• Фетальный период длится от 9 нед до рождения ребенка и его под­
разделяют на 2 подпериода.

■ Ранний фетальный подпериод (9-28 нед) характеризуется ин­
тенсивным ростом и тканевой дифференцировкой органов пло­
да. Воздействие неблагоприятных факторов может приводить к
задержке роста и дифференцировки органов и тканей. Совокуп­
ность изменений органов и тканей плода в этом периоде называ­
ют общим термином «ранние фетопатии».

■ Поздний фетальный подпериод начинается после 28 нед бере­
менности и длится до начала родов, т.е. до момента отхождения
околоплодных вод. Воздействие тератогенных факторов в этом
периоде может вызвать преждевременное прерывание беремен­
ности с рождением маловесного и функционально незрелого ре­
бенка.

• Поздний фетальный подпериод переходит в интранатальный пери­
од, длящийся от времени появления регулярной родовой деятельности

до момента перевязки пуповины (от 2 ч до 15-18 ч). В этот период су­ществует опасность травм ЦНС, периферической нервной системы, на­рушений пуповинного кровообращения, расстройства дыхания. После перевязки пуповины начинается внеутробный этап или собственно детство.

ВНЕУТРОБНЫЙ ПЕРИОД

Постнатальный этап, или собственно детство, характеризуется ин­тенсивным ростом, дифференцировкой и совершенствованием функ­ций отдельных органов и систем организма в целом, их интеграцией и взаимообусловленностью функционального состояния применительно к усложняющей роли ребенка в семье и обществе. Постнатальный этап делят на следующие периоды.

Наши рекомендации