Запишите и выучите правила постановки ударения
1. Ударение в латинском языке никогда не ставится на последний слог.
2. Ударение ставится на второй слог, если он долгий.
3. Если второй слог краткий, то ударение ставится на третий слог, независимо от его долготы или краткости.
В двусложных словах ударение всегда падает на второй слог от конца. Количество слогов зависит от количества гласных звуков. Например, diaeta di-ae-ta – 3 слога, lingua
li-ngua – 2 слога.
Запомните правила долготы и краткости предпоследнего (второго от конца слога)
Гласная второго слога ДОЛГАЯ, если:
1. После нее 2 и более согласных
botulismus - bo-tu-li-smus
После гласной второго слога i стоят две согласных sm, следовательно она является долгой, над ней ставится знак долготы, что означает, что она ударная.
1. После гласной следуют буквы X или Z. Например, Oryza – O-ry-za.
2. Cлог образован дифтонгом. Например, Althaea – Al-thae-a.
3. В греческих словах на –ia ударение всегда падает на i. Например, hypertonia. Исключение: - logia – наука и anatomia.
4. В суффиксах –al, in, ur, it, os. Например, tincturа.
Гласная второго слога КРАТКАЯ:
1. Если после нее идет другая гласная. Например, arteria – ar-te-ri-a. После гласной второго слога i идет другая гласная – а-, значит гласная второго слога- краткая, над ней стоит знак краткости и ударение переносится на третий слог.
2. Если после нее стоит буква h. Например, extraho – ex-tra-ho.
3. В суффиксах –ul,ol,ic. Например, pilula.
4. Перед диграфами и сочетанием qu. Например, stomachus – sto-ma-chus.
5. Перед сочетаниями букв b,p,d,t,g,c с буквами r или l (br,dr,cl,pr и т.д.). Например, vertebra - ver-te-bra.
В некоторых случаях нельзя применить правила долготы или краткости. Тогда следует обращаться к словарю, где над гласной второго слога будет стоять знак долготы или краткости.
Выучив правила постановки ударения, выполните упражнение на закрепление
Упражнение 11. Разбейте слова на слоги и поставьте ударение, объяснив применяемое правило
1. Statim. 2. Cinereus. 3. Contraho. 4. Therapia.5. Anatomia. 6. Ampulla. 7. Arachis. 8. Vertebra. 9. Complexus. 10. Crataegus. 11. Tinctura.12. Rectificatus. 13. Occipitalis. 14. Articularis. 15. Foёniculum. 16. Alveolus. 17. Rhinitis. 18. Lacticus.
Изучив тему, выполнив упражнения на закрепление, проверьте свои знания, ответив на следующие вопросы:
- Сколько гласных букв в латинском алфавите? Назовите их.
- Что такое дифтонг? Какие дифтонги Вы знаете?
- Какими буквами можно выразить звук «Э»?
- Какие буквы при произношении дают звук «И»?
- Что такое диграф? Какие диграфы Вы знаете?
- Какие сочетания букв передают звук «кв»?
-Какими буквами и в каких случаях передаётся звук «З»?
- По каким признакам можно определить греческое происхождение слова?
- Перечислите основные правила постановки ударения.
Если какой-либо из вопросов представляет для Вас сложность, вернитесь ещё раз к информационной части и проработайте нужный раздел.
Выполните тест к разделу «Фонетика»
Задание № 1. Определите, как читаются выделенные гласные буквы и буквосочетания:
1) caput | 4) Alöe | 7) botulismus |
2) Althaea | 5) Eucalyptus | 8) Aurum |
3) cystis | 6) lac | 9) amylum |
Задание № 2. Определите, как читаются выделенные согласные и сочетания согласных:
1) acetum | 4) gutta | 7) solutio |
2) caput | 5) hepar | 8) thorax |
3) combustio | 6) Rheum | 9) unguentum |
Задание № 3.Определите долготу или краткость выделенной гласной:
1) Kalium | 4) depuratus | 7) amŷlum |
2) unguentum | 5) tinctura | 8) musculus |
3) ampulla | 6) Ricĭnus | 9) acētum |
Задание № 4. Определите ударный слог:
1) Althaea | 4) Kalium | 7) rectificatus |
2) caput | 5) unguentum | 8) decoctum |
3) solutio | 6) radix | 9) haemostatica |
РАЗДЕЛ 2. МОРФОЛОГИЯ
Глагол
Уважаемые студенты!
Перед Вами стоит задача самостоятельно изучить тему «Глагол», сделав конспект и выполнив упражнения для изучения и закрепления темы. Но прежде всего следует понять, для чего Вам необходимо знание темы «Глагол», оценить степень важности и востребованность данной темы в Вашей будущей профессии.
Почти во всех странах мира рецепт пишется на латинском языке, поэтому любой медицинский работник должен уметь читать и писать рецепт по-латински. В рецепте врач даёт фармацевту различные указания: «Возьми», «Смешай», «Выдай», «Обозначь» и т.д.
Не зная латинские глаголы, нельзя прочитать или написать ни один, даже самый простой рецепт.
Изучив тему «Глагол», Вы должны будете
Знать:
- неопределённую форму (инфинитив) глагола;
- деление глагола на 4 спряжения;
- образование повелительного наклонения;
- рецептурные формулировки с глаголами в сослагательном наклонении.
Уметь:
- определить спряжение, выделить основу глагола;
- образовать форму повелительного наклонения ед.ч.;
- употребить глаголы в повелительном и сослагательном наклонении в стандартных рецептурных формулировках;
- читать и переводить текст с латинского языка на русский и с русского на латинский, используя глаголы в любом наклонении.
Иметь представление:
- об образовании форм изъявительного наклонения глаголов.
Информацию по теме «Глагол» Вы можете найти в учебнике Ю.И. Городковой «Латинский язык», Р н/Д, 2000г., § 11- 24 .
План изучения раздела
1.Грамматические категории глагола. Типы спряжения. Основа глагола.
2. Повелительное наклонение.
3.Употребление сослагательного наклонения в стандартных рецептурных формулировках.
4. Изъявительное наклонение (для специальности 060108 «Фармация»).