Раздел IV. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Одной из актуальных проблем отечественной социальной педиатрии является состояние физического развития детей и подростков. Физическое развитие является одним из важнейших признаков, определяющих уровень развития здоровья населения. Однако показатели физического развития не являются обязательными для официального статистического анализа и не отражаются в отчетности, что не позволяет повсеместно и постоянно следить за уровнем и динамикой физического развития отдельных групп населения по всей стране.
Под физическим развитием следует понимать комплекс морфологических и функциональных свойств организма, определяющих массу, плотность, форму тела, его структурно-механические качества и выражающихся запасом его физических сил. На уровень физического развития влияет комплекс социально-биологических, медико-социальных, организационных, природно-климатических факторов. Имеют место различия в физическом развитии населения, проживающего в различных экономико-географических зонах, лиц разных национальностей. Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического развития снижается, и наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического развития физического развития.
Основными признаками физического развития являются:
1. Антропометрические, основанные на измерении размеров тела скелета человека и включающие:
· соматометрические – размеры тела и его частей;
· остеометрические – размеры скелета и его частей;
· краниометрические – размеры черепа.
2. Антропоскопические, основанные на описании тела в целом и отдельных его частей. К антропоскопическим признакам относятся: развитие жирового слоя, мускулатуры, форма грудной клетки, спины, живота, ног, пигментация, волосяной покров, вторичные половые признаки и т.д.
3. Физиометрические, которые определяют физиологическое состояние, функциональные возможности организма (обычно они измеряются специальными приборами). В частности, к ним относятся: жизненная емкость легких (измеряется с помощью спидометра), мышечная сила кистей рук (измеряется с помощью динамометра) и т.д.
Оценка физического развития имеет важное значение для многих областей медицины. Клинико-диагностическое значение оценки физического развития нашло свое место в так называемой конституциональной диагностике, т.е. определении конституциональной предрасположенности и конституциональных особенностей течения заболевания. Показатели физического развития используются для выявления антропометрических маркеров (признаков) риска ряда заболеваний и патологических состояний. В акушерстве измерение таза женщины позволяет определить тактику ведения родов.
Антропометрические показатели используются для контроля за физическим развитием детей и оценки эффективности проводимых оздоровительных мероприятий. Они необходимы для определения режима жизни и физической нагрузки ребенка. Оценка биологического возраста важна для определения школьной зрелости, спортивных возможностей ребенка, используется в судебно-медицинской практике. В статистике ряд антропометрических показателей являются важнейшими критериями для определения таких понятий, как «живорожденность», «мертворожденность», «недоношенность», «масса тела при рождении» и т.д. В гигиене показатели физического развития помогают определить годность к военной службе и роду войск.
Физическое развитие имеет важное медико-социальное значение. Уровень физического развития населения во многом говорит о социальном благополучии в обществе. Нарушение физического развития могут свидетельствовать о неблагоприятных условиях и образе жизни ребенка и должны являться одним из критериев для определения уровня социального риска семьи, выделения социально неблагополучных семей, требующих мер медико-социального воздействия.
Изучение физического развития включает в себя:
· изучение физического развития и его закономерностей в различных возрастно-половых группах населения и сдвигов за определенные промежутки времени;
· динамическое наблюдение за физическим развитием и здоровьем в одних и тех же коллективах;
· разработку мер региональных возрастно-половых стандартов для индивидуальной и групповой оценки физического развития детей;
· оценку эффективности оздоровительных мероприятий.
В зависимости от цели исследования программы оценки физического развития варьируют в широких пределах – от оценки лишь массы, длины тела и окружности груди до анализа 60 измерительных и описательных признаков. Однако независимо от объема признаков для получения точных результатов необходимо соблюдать ряд стандартных условий, а именно: оценка должна проводиться в утреннее время, при оптимальном освещении, наличии исправного инструментария, использовании унифицированной методики и техники измерения.
Антропометрия проводится с помощью специальных инструментов: антропометра, ростомера, сантиметровой ленты, толстностных и скользящих циркулей, циркулей-калиперов и т.д. Для антропоскопии используются шкалы, муляжи, схемы. Физиометрию проводят на специальных приборах. Для оценки физического развития может быть использована фотография (метод стереофотограммометрии).
Наблюдение за физическим развитием детей начинается с момента рождения и регулярно продолжается в детских поликлиниках, детских дошкольных учреждения, школах в сроки, установленные специальными приказами. Результаты оценки вносятся в первичную медицинскую документацию. У взрослого населения регулярной оценки физического развития не производится.
Для изучения, анализа и оценки физического развития применяются генерализирующий и индивидуализирующий методы наблюдения.
Генерализирующий метод представляет собой наблюдение за определенной, достаточно большой группой детей, в которой индивидуальные антропометрические данные суммируются; при обработке получают средние данные физического развития на определенный момент, характеризующие данную группу.
Индивидуализирующий метод представляет собой тип «продольного» длительного наблюдения за развитием каждого отдельного ребенка.
Для получения средних показателей физического развития проводится обследование больших групп практически здоровых людей различного возраста и пола. Полученные средние показатели являются стандартами физического развития соответствующих групп населения. Общепринятых стандартов физического развития не существует. Различные условия жизни в различных климатогеографических зонах, в городах и сельской местности, этнографические различия обусловливают различный уровень физического развития населения. В соответствии с этим определяются местные или региональные стандарты физического развития. Местные стандарты должны уточняться примерно через 5 лет в связи с постоянно меняющимися условиями и образом жизни.
Оценка физического развития индивидуума осуществляется путем сравнения его показателей со стандартами и определение степени отклонений от средних величин. Антропометрические показатели, взятые в отдельности, не могут полно охарактеризовать уровень физического развития организма. Оценка физического развития должна осуществляться по совокупности всех морфологических и функциональных признаков с учетом других показателей здоровья.
Физическое развитие имеет выраженную социальную обусловленность. Уровень социального благополучия отражается на показателях физического развития населения и, в первую очередь, детей. В период после революции 1917 года и Гражданской войны показатели физического развития населения улучшались. В годы Великой Отечественной войны наблюдалось снижение уровня физического развития. Особенно значительное отставание наблюдалось у детей в районах временной оккупации. Специальные меры государства по ликвидации санитарных последствий войны способствовали быстрому восстановлению уровня физического развития. Уже с 1946 г. выявились положительные сдвиги в показателях физического развития, а к 1950 г. почти по всем возрастным группам было отмечено восстановление показателей довоенного уровня.
В настоящее время показатели физического развития детей значительно ухудшились. Дети с избыточной массой тела составляют около 20%. Около 50% детей имеют выраженные отклонения или относятся к пограничной группе, имеющей несоответствие одного или нескольких антропометрических показателей. За период с 1991 по 2000 г. в России возросло число детей с дефицитом массы тела, в то время как численность детей с ожирением осталась практически на том же уровне.
Для детей недостаточное поступление в организм белков, жиров, минеральных солей, витаминов отрицательно сказывается на всех видах обмена, а, следовательно, и на параметрах физического развития. По всей вероятности, недостаток белка (основного пластического материала) в рационе питания современных детей привел к снижению мышечной массы, т.е. к снижению массы тела. Дети с дефицитом массы тела имеют более высокие показатели заболеваемости практически по всем классам болезней, за исключением болезней системы кровообращения, эндокринной патологии, которая чаще отмечается у детей с избыточной массой тела. У последних также чаще регистрируются и воспалительные заболевания кожи и подкожной клетчатки. У детей астенического телосложения достаточно высок уровень психических расстройств, снижена общая и иммунологическая реактивность, повышен риск хронизации заболеваний.
Одним из путей преодоления указанных негативных тенденций является оптимизация физического воспитания в общеобразовательных учреждениях и в семье, организация рационального питания.
В последнее десятилетие для большинства экономически развитых стран характерен процесс акселерации.
Акселерация (от лат. – ускорение) – ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Это понятие введено в 1935 г. немецким ученым Кохом.
Акселерация получила наиболее четкое проявление во второй половине XX в. Так, если в 1940-1941 гг. масса тела детей удваивалась к 5-6 мес., то в 1965 – 1973 она стала удваиваться в возрасте 4-5 мес. Если смена молочных зубов на постоянные в 1953 г. начиналась с 6-7 лет, то в 1984 г. она стала происходить с 5-6 лет. Существенно изменились сроки полового созревания. В XX в. возраст наступления менструаций каждые 10 лет уменьшался в среднем на 4 мес. и в 1974 г. составил 12 лет и 7 мес. Отмечается ускорение развития вторичных половых признаков.
Помимо этого у детей и подростков наблюдается более ранняя морфологическая стабилизация. Процесс окостенения заканчивается у мальчиков на 2 , а у девочек на 3 года раньше, чем в 30 годы XX в. В более короткие сроки происходит завершение роста: у девушек в 16-17 лет и у юношей в 18-19 лет завершается окостенение длинных трубчатых костей и прекращается рост в длину. Мальчики г. Москвы в возрасте 13 за 80 лет (с 1890 по 1970 г.) стали выше на 16 см, а девочки – на 14, 8 см. Следствием ускоренного развития детей и подростков является достижение более высоких конечных размеров тела у взрослых, увеличение длительности фертильного периода.
Среди детей с ускоренным развитием выделяют подгруппы с гармонической и дисгармонической акселерацией. При гармонической акселерации имеет место параллельное ускорение роста и биологического созревания, что приводит к более раннему завершению детства. При дисгармонической акселерации ускорение роста может не сопровождаться ускорением созревания, полового развития, что создает тенденцию к грацилизации.
Причины акселерации не совсем ясны. Существуют различные гипотезы причин акселерационных сдвигов. Обсуждаются следующие варианты:
· улучшение питания детей (увеличение потребления животных белков и жиров, витаминов, концентратов для вскармливания грудных детей);
· более интенсивная инсоляция;
· урбанизация (ускорение темпов городской жизни возбуждает ЦНС и активизирует ее тропные функции;
· генетический эффект (постоянное смешивание населения, гетеролокальные браки и ускорение развития потомства в связи с гетерозисом, т.е. со свойством гибридов первого поколения превосходить по ряду признаков лучшую из родительских форм).
Однако не вызывает сомнения, что в происхождении акселерации имеет значение суммарное воздействие –биологических и социальных факторов.
Акселерация не может рассматриваться однозначно как положительный или отрицательный процесс. Она ставит много проблем перед современными медиками, а именно:
· более раннее биологическое созревание, которое наступает до социальной зрелости и гражданской дееспособности (более раннее начало половой жизни, рост числа «юных матерей», числа абортов у несовершеннолетних и т.д.);
· необходимость установления новых норм трудовой, физической нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и предметов обихода;
· нарастающая вариабельность всех признаков возрастного развития и созревания, усложнение дифференцировки между нормой и патологией;
· диссоциация между продольным ростом и ростом поперечников тела создает тенденцию к грациализации тела и росту числа осложнений в родах.
Есть данные о том, что акселерационные сдвиги носят периодический характер и имеются кратковременные периоды стабилизации. Однако проследить процесс акселерации в историческом аспекте весьма сложно, так как отсутствуют достоверные данные о показателях физического развития поколений, живших в прошлые века, и заключение можно делать только на основании косвенных сведений.
В 80-х годах стали появляться сообщения о стабилизации процесса акселерации. Вначале эту тенденцию отметили ученые Норвегии, Германии, Чехословакии, Италии, Японии, а затем и других экономически развитых стран. По данным Л.В. Эрмана, в Санкт-Петербурге начиная с 1993 г. также наблюдается приостановка этого процесса. Прогнозируя динамику акселерации, можно предположить, что в экономически развитых странах в начале XXI в. произойдет заметное ее замедление (появился даже термин «деселерация» – явление, обратное акселерации, однако в развивающихся странах ожидается продолжение акселерации.
Контрольные вопросы:
1 Дайте определение физического развития населения.
2. Какие основные методы изучения физического развития вы знаете?
3. Перечислите основные типы телосложения.
4. Что такое акселерация? Каковы ее основные причины?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комплексная характеристика состояния здоровья населения основывается на изучении и оценке демографических показателей, данных статистики заболеваемости, инвалидности и физического развития отдельных групп населения. Каждая из этих групп показателей имеет важное значение для характеристики здоровья населения.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для студентов /Под ред. В.А. Миняева, Н.И.Вишнякова. – М.: Мед пресс-информ, 2002. – 528 с.
2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. - 520 с.
3. Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов. – М.: ПРОФЕССИОНАЛ, 2009. – 432 с.
4. Шешунов И.В., Петров Б.А., Симкин Д.С. и др. Охрана материнства и детства (учебное пособие). – Киров, 2005.
5. Шешунов И.В., Петров Б.А., Симкин Д.С. и др. Методы статистического анализа в медицине (учебное пособие). – Киров, 2005.