Контроль качества предоставляемой аутсорсером услуги
Качество лечебного питания зависит от правильного составления картотеки диетических блюд, контроля над технологиями приготовления лечебных диет. Реализация аутсорсинга питания обязательно должна сопровождаться введением системы контроля за процессом работы пищеблока и приготовлением диетических блюд, реализацией готовых блюд в клинических отделениях и корректностью назначения лечебных рационов врачами. Необходимо определить, в функции какого специалиста больницы будет введена организация внутриведомственного и вневедомственного контроля. В таблице 7 представлены разработки по перечню мероприятий и работ вневедомственного контроля обеспечения технологии приготовления пищи в ЛПУ.
Таблица 7 - Работы, проводимые по реализации внутриведомственного контроля для обеспечения технологий приготовления лечебных рационов
Перечень работ | Мероприятия по внедрению работ |
Внутриведомственный контроль в ЛПУ | |
Разработка меню стандартных и специальных диет | выбор диетических блюд, используемых при составлении диет |
выбор карточек - раскладок диетических блюд диет | |
Выбор продуктов питания для приготовления диет | выбор натуральных продуктов питания |
выбор специализированных продуктов питания | |
выбор диетических продуктов питания | |
Определение химического состава семидневного меню стандартных диет | определение норм суточного потребления белков, жиров и углеводов и контроль за их выполнением |
определение соотношения белка натуральных и специализированных продуктов питания (смесей белковых композитных сухих) в суточном наборе продуктов питания | |
подсчет и контроль за калорийностью ежедневного меню, входящего в семидневное меню стандартных диет | |
Порядок выписки питания для больных и получения диетических блюд в медицинских учреждениях (организациях) | составление порционных требований в отделениях |
составление сводных сведений по наличию больных, состоящих на питании | |
составление ежедневного меню-раскладки на питание больных на основании сводного семидневного меню с учетом среднесуточного набора продуктов питания | |
составление требования на выдачу продуктов питания со склада (кладовой) в пищеблок для приготовления диетических блюд | |
Вневедомственный контроль работы аутсорсера | |
Контроль за качеством и безопасностью продуктов питания | Контроль сроков годности продуктов питания, используемых для приготовления диетических блюд, условиями хранения продуктов питания, наличие сертификатов и других документов, определяющих качество и возможность применения в лечебном питании |
Контроль за качеством и безопасностью специализированных продуктов питания | Контроль сроков годности специализированных продуктов питания, используемых для приготовления диетических блюд, условиями хранения продуктов питания, наличие сертификатов и других документов, определяющих качество и возможность применения в лечебном питании, соответствие действующим Национальным стандартам и ГОСТам (Например для молока и молочных продуктов,смесей белковых композитных сухих и т.д.). |
Контроль за организацией приготовления пищи | Выполнение всех требований по технологической карте приготовления блюд, объем закладки продуктов питания, выход готовой продукции, проведением белковой коррекции блюд. |
Контроль за выдачей пищи | Соответствие объемов питания, выдаваемых в подразделения в соответствии с требованиями отделений. |
Контроль за качеством приготовленной пищи | Внедрение системы аудита и проверок качества диетических блюд |
Доведение технологического процесса приготовления пищи до потребителя — конкретного больного — и внедрение принципов сбалансированного и оптимального питания зависит не только от врача-диетолога. Ряд медицинских услуг и работ возлагается непосредственно на медицинский персонал.
Рекомендации по перечню работ, проводимых для организации питания в отдельных лечебно-профилактических учреждениях. Проведение работ заведующим отделением по организации питания в клинических отделениях:
- организация консультаций врачей отделений по вопросам организации лечебного питания;
- организация консультаций больных по вопросам лечебного и рационального питания;
- консультации заведующего отделением по вопросам назначения индивидуальной диеты больному;
- контроль за назначением, лечащим и дежурным врачом диетотерапии больным в зависимости от степени тяжести состояния, фазы заболевания;
- контроль за рекомендациями при выписке больного по вопросам рациональной диетотерапии;
- выборочная проверка историй болезни по соответствию назначаемых диет и этапности диетотерапии;
- проведение работ по анализу эффективности лечебного питания.
Проведение работ старшей медицинской сестрой в буфетных и пищеблоке:
- проведение работ по контролю за работой буфетных, пищеблока и медицинскими сестрами диетическими
- проведение работ по контролю качества продуктов при их поступлении на склад и пищеблок; контролировать правильность хранения запаса продуктов питания
- проведение работ по контролю за правильностью закладки продуктов при приготовлении блюд
- проведение работ по контролю за качеством готовой пищи перед выдачей ее в отделения путем снятия пробы в каждый прием пищи
- определение перечня и количества продуктовых домашних передач у больного, находящегося на лечении
Работы, проводимые лечащим (дежурным) врачом для обеспечения питанием больных, госпитализированных в медицинское учреждение (организацию):
- измерение индекса массы тела больного;
- выбор лечебного рациона в зависимости от фазы заболевания, степени тяжести состояния больного с записью в истории болезни и листе назначения вида диеты (стандартной, специальной, индивидуальной)
- назначение дополнительного питания больным в зависимости от степени выраженности недостаточности питания
- осуществление раздачи готовой пищи, согласно порционным требованиям.
- выбор, назначение и рекомендации стандартной (специальной или индивидуальной) диеты для продолжения пациентом самостоятельной диетотерапии в амбулаторных условиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под аутсорсингом понимают стратегию управления, которая позволяет оптимизировать функционирование организации за счет сосредоточения деятельности на главном направлении путем передачи на договорной основе непрофильных функций другим организациям, которые специализируются в конкретной области и обладают соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами.
Наиболее востребована такая разновидность как аутсорсинг в сфере бухгалтерского учета. Аутсорсеры предлагают свои услуги в области постановки, ведения, восстановления бухгалтерского и налогового учета, составления отчетности, ведения дел с налоговыми инспекциями вплоть до судебных разбирательств с привлечением юристов-аутсорсеров.
Истоки практического аутсорсинга относятся к периоду противостояния в автомобилестроении двух великих менеджеров — Генри Форда и Альфреда Слоуна в 30-х годах XX в. Объектом научных исследований аутсорсинг стал лишь в 1990-е гг. Именно тогда стали появляться научные публикации, в которых с помощью построения различных моделей пытались найти оптимальную стратегию внедрения аутсорсинга, а также публикации, посвященные отдельным аспектам использования аутсорсинга на практике.
В России аутсорсинг на слуху уже больше десяти лет. Первая конференция по этой тематике прошла еще в 2000 г. Спрос на подобные услуги в России запоследние 10 лет ежегодно увеличивается на 40 - 50%, но востребованы они пока чаще всего западными компаниями. По данным компании "ColemanServices", доля заказов со стороны российских организаций сегодня составляет примерно 10%. Причины того, что Россия до сих пор находится в стороне от мировой тенденции, очевидны - это нехватка опыта и информации.
Россия сегодня идет по пути Европейских стран и США, где аутсорсинг является самостоятельным глубоко развитым видом бизнеса, который относится к компетенции соответствующих специализированных компаний.
Анализируя опыт зарубежных и отечественных коллег, важно совершенствовать аутсорсинг как необходимый инструмент финансового успеха, обеспечивающий лидерскую позицию компании на рынке.
В настоящее время тенденции, стратегии и понимание общей картины развития аутсорсинговых услуг наиболее полно рассматриваются на различных форумах и конференциях, посвященных аутсорсингу бизнес-процессов.
Ключевыми условиями роста на рынке аутсорсинга являются экономическая стабильность, доступность налогового законодательства, нужна стратегия страны, крупных компаний и соответственно других бизнесов. И тогда рынок в данном направлении продемонстрирует взрывной рост.
Объектом исследования ВКР выступила ГБУЗ АО «АОКБ», которая имеет определенный опыт применения аутсорсинговых услуг. В частности изучен опыт передачи организации-аутсорсеру второстепенной функции лечебного учреждения - лечебного питания. Следует отметить, что внедрение аутсорсинга лечебного питания позволило создать условия для фокусирования лечебного учреждения непосредственно на основной деятельности – предоставлении медицинских услуг. Экономический эффект от передачи услуги в аутсорсинг позволил сэкономленные денежные средства направить на финансирование непосредственно медицинской деятельности учреждения. В рамках аутсорсинга расширились возможности для внедрения современных технологий и создались условия для снижения материальных расходов, перераспределения ресурсов учреждения, ранее задействованных на второстепенных функциях и направлениях.
В сложившейся ситуации внедрение аутсорсинга лечебного питания было особенно актуально. В системе организации питания в ЛПУ существовали серьезные проблемы, а именно:
· низкий уровень оснащенности пищеблока современным оборудованием;
· недостаточное количество работников на пищеблоке;
· необходимость ремонта пищеблока;
· недостаточное финансирование питания.
Всё это могло привести к снижению качества лечебного питания, нарушениям санитарно-эпидемиологического режима пищеблока и требовало увеличения материальных затрат учреждения. Так, обеспечение лечебным питанием пациентов предусматривает не только затраты на закупку продуктов питания, но и расходы на оплату труда сотрудников пищеблока, обеспечение их рабочей одеждой, приобретение, техническое обслуживание и ремонт технологического оборудования, инвентаря, содержание и ремонт помещений пищеблока и т. д.
За счет передачи услуги по организации приготовления блюд лечебного питания на аутсорсинг учреждению удалось сократить издержки, связанные с организацией приготовления блюд лечебного питания. Это объясняется следующим:
· наличием у аутсорсера продуктовых складов и возможностью осуществлять закупки продуктов питания по более низким ценам;
· наличием квалифицированных специалистов по организации общественного питания;
· возможностью дооснащения пищеблоков производственным оборудованием и обеспечения его техобслуживания и ремонта;
· проведением текущего и косметического ремонта пищеблока силами аутсорсера.
Кроме того, у аутсорсера накоплен большой практический опыт в оказании данной услуги для учреждений здравоохранения и социальной защиты, что позволило ему оказывать качественные услуги в необходимом объеме.
Благодаря передаче в аренду аутсорсеру пищеблока учреждения ЛПУ удалось:
· сократить издержки обслуживания пищеблока больницы;
· обеспечить надежность и стабильность работы пищеблока, так как аутсорсинговая компания несет ответственность за выполняемую работу в соответствии с договором на обслуживание и действующим законодательством;
· сконцентрировать усилия на лечебно-диагностическом процессе за счет передачи неосновных немедицинских услуг аутсорсеру.
Положительные стороны организации приготовления блюд лечебного питания методом аутсорсинга в ГБУЗ АО «АОКБ»:
· аутсорсер берет на себя обязательства по закупке, доставке, учету и хранению продуктов питания на складе пищеблока;
· аутсорсер обеспечивает пищеблок инвентарем, необходимым оборудованием, рабочей одеждой, расходными материалами;
· аутсорсер обеспечивает ремонт оборудования, ремонт помещений;
· аутсорсер производит расчеты стоимости питания, в т.ч. в пересчете на одного пациента.
При работе в системе аутсорсинга ЛПУ столкнулось и с рядом проблем:
· риск неисполнения или ненадлежащего исполнения аутсорсером контракта по обеспечению стационара питанием (например, в связи с ростом цен на продукты питания аутсорсер не имеет возможности исполнить все условия контракта из-за его фиксированной цены);
· возможное снижение качества услуг (например, при недостаточном финансировании аутсорсер, в целях сокращения собственных затрат, может снизить качество приготовляемой пищи);
· неправильный расчет стоимости предоставляемой услуги по питанию приводит к ухудшению качества услуги (так, накладные расходы по организации производственного процесса вносят в общую стоимость питания, тогда как при организации приготовления пищи самим ЛПУ накладные расходы включены в структуру общебольничных затрат, а все средства, выделяемые на питание пациентов, остаются в «тарелке»);
· ограничение доступа к значимой информации (например, не всегда по первому требованию предоставляются сертификаты качества на поставляемые продукты питания).
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что задачи, поставленные в выпускной квалификационной работе, решены, цель достигнута.