МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №4

1. Тема занятия:

Эргономика и деонтологические принципы при лечении кариеса и некариозных поражений твердых тканей зубов.

Цель занятия.

Студент должен знать:

· Современные санитарно-гигиенические требования к организации стоматологического кабинета.

· Обязанности ассистента врача-стоматолога.

· Оборудование стоматологического кабинета и правила техники безопасности при работе с ним.

· Принцип устройства и работы современной стоматологической установки, наконечников.

· Стоматологический инструментарий, используемый на терапевтическом приеме.

· Методы дезинфекции и стерилизации стоматологического инструментария.

· Правила уборки стоматологического кабинета.

· Меры по профилактике заражения ВИЧ-инфекцией и вирусного гепатита В, С медицинского персонала

Студент должен уметь:

· В соответствии с правилами техники безопасности включать и выключать бормашину и стоматологическую установку.

· Фиксировать наконечники и боры.

· Проводить дезинфекцию мелкого стоматологического инструментария и предстерилизационную очистку инструментария.

· Проводить дезинфекцию стоматологического оборудования.

· Проводить предстерилизационную очистку стоматологического инструментария.

· Осуществить мероприятия, осуществляемые при риске парентерального инфицирования ВИЧ и вирусным гепатитом.

Студент должен ознакомиться:

· Эргономические основы организации рабочего места врача-стоматолога.

· Особенности работы в четыре руки.

· Обязанности ассистента врача-стоматолога.

· Оборудование стоматологического кабинета и правила техники безопасности при работе с ним.

.

3. Содержание обучения:

Врач-стоматолог во время работы подвержен нагрузкам, связанным с высокой концентрацией и мышечным напряжением. Неудобная поза и изометрическое напряжение мускулатуры оказывают неблагоприятное действие на здоровье
врача и его ассистента.

Начиная с 60-ых годов началась пропаганда эргономики в трудовой деятельности врачей-стоматологов. Правильная и эргономичная организация своего рабочего места и трудового процесса позволяют ощутимо экономить время, силы и, главное, здоровье!
Эргономика — наука, которая изучает возможности человека в трудовых процессах с целью создания для него оптимальных условий труда, т.е. таких условий, которые, делая труд высо­копроизводительным и надежным, в то же время обеспечива­ют человеку необходимые удобства и сохраняют его силы, здо­ровье, работоспособность.

Основные цели эргономики:

- снижение трудоемкости работы врача и медицинской сестры;

- устранение риска возникновения профессиональных за­болеваний;

- качественное улучшение методов работы и снижение на­грузки на пациента;

- высвобождение времени для повышения профессиональ­ной квалификации сотрудников за счет более продуктив­ного использования рабочего дня персонала;

- экономия времени пациентов при ожидании приема вра­ча, сокращение числа посещений, увеличение объема проводимых манипуляций в одно посещение.

Для четкой организации лечебной работы необходима пра­вильная расстановка медицинской мебели и стоматологиче­ской установки. Это позволяет сократить время передвижения персонала и упорядочить рабочее пространство. "Отцом" евро­пейской эргономики в стоматологии общепризнан проф. Шан, который в деталях разработал методы работы врача-стоматоло­га с ассистентом. В настоящее время этот метод называется "ра­бота в четыре руки". Врач и ассистент должны сидеть в физио­логически удобных позах, что снижает нагрузку на позвоночник. Рабочее положение врача и ассистента является идеальным, ес­ли конструкция сиденья позволяет прямую посадку и имеет упор для спины, бедра находятся горизонтально, ноги — на по­лу; у ассистента посадка чуть выше, чем у врача, и ноги опира­ются на нижнюю планку сиденья. При "работе в четыре руки" пациент находится в положении лежа, при этом подголовник кресла располагается на уровне коленей врача. Положение врача относительно пациента можно рассматривать на примере часово­го циферблата. Большую часть манипуляций врач вы­полняет в положении 8—10 часов. Иногда врач работает в поло­жении 12 часов, в этом случае он находится за головой пациента.

Внедрению элементов эргономики в стоматологию, карди­нальному изменению искривленного и нефизиологичного по­ложения врача способствовала новая концепция конструкции стоматологических установок. До 1970 г. установки конструи­ровались по принципу стоящего врача и сидящего пациента. Позже начали появляться новые установки, разрабо­танные для сидячего положения врача и лежащего пациента.

Ротовая полость пациента рассматривается как инфицирован­ное пространство, поэтому при приеме пациента врач и ассистент должны использовать индивидуальные средства защиты от инфек­ции (медицинский халат, перчатки, маска, очки или защитный эк­ран. Большое значение для профилактики инфицирова­ния помещений имеет использование вакуумного оборудования (трубка для отсасывания жидкости и мелких пылевых частиц из ро­товой полости). Использование принципов эргономики в лечебной работе позволяет повысить производительность труда, предупредить возникновение профессиональных заболеваний и способствует профессиональному долголетию.


Понятие "эргономика работы в стоматологической практике" можно разделить на три основные составляющие:

ЭРГОНОМИКА В РАБОТЕ
Позиция врача-стоматолога и ассистента

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №4 - student2.ru МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №4 - student2.ru Все рабочие поверхности находятся на одном уровне на расстоянии руки врача или ассистента. Подвесной столик (Tray) над пациентом.  
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №4 - student2.ru Врачебный модуль справа от пациента. За головой пациента - рабочие столики врача и ассистента. Четкое разделение рабочей зоны врача и ассистента. Рабочая площадь делится по принципу циферблата на 12 "часов" Сегмент врача: 9.00 - 12.00 Сегмент ассистента: 1.00 - 3.00   МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №4 - student2.ru Позиция врача-стоматолога и ассистента для уменьшения расстояния до пациента.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №4 - student2.ru Стул врача на такой высоте, чтобы угол между бедром и голенью равнялся 105°. Стул ассистента немного выше стула врача, чтобы обеспечить хороший обзор полости рта во время работы. Педаль находится под головой пациента. Врач должен доставать ее, не меняя удобной ему позы

Положение пациента

Пациент всегда в положении "лежа", наклон спины меньше 45°! При таком положении язык герметично закрывает глотку, защищая пациента от аспирации инородных тел. При проведении длительных сеансов лечения (больше 45-ти минут) смажьте углы рта пациента вазелином или бипантеновой мазью.  
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №4 - student2.ru Положение пациента при лечении зубов нижней челюсти. Глаза и пальцы ног пациента находятся приблизительно на одном уровне, подбородок опущен в сторону груди    
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №4 - student2.ru Положение пациента при лечении зубов на верхней челюсти. Под шею положена подушка для максимального комфорта и запрокидывания головы пациента.
цвет пальцев на схемах: зеленый - удерживающие пальцы красный - опорные пальцы
Фронтальный сегмент верхней челюсти МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №4 - student2.ru
Левый дистальный сегмент верхней челюсти МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №4 - student2.ru
Правый дистальный сегмент верхней челюсти МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №4 - student2.ru
Фронтальный сегмент нижней челюсти МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №4 - student2.ru
Левый дистальный сегмент нижней челюсти МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №4 - student2.ru
Правый дистальный сегмент нижней челюсти МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №4 - student2.ru

4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

Таблицы, фильмы, муляжи.

5. Практическая работа:

Название практической работы:

- профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;

- заполнение карты пациента

Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр.

Методика выполнения работы:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором стандартных инструментов.

Порядок выполнения работы:

1.опрос

2.Профилактический осмотр

3.Заполнение карты обследования

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.

6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

· Требования к стоматологическому кабинету.

7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

· Эргономика в стоматологии

· Оснащение стоматологического кабинета

· Работа в четыре руки

· Основные принципы эргономики

8.Хронокарта учебного занятия:

  • Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) – 5 минут
  • Оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние – 15 ми­нут.
  • Опрос сту­ден­тов – 35 ми­нут.
  • Приём пациентов - са­мо­стоя­тель­ная ра­бо­та сту­ден­тов (кон­троль и по­мощь пре­по­да­ва­те­ля), про­дол­жи­тель­ность это­го эта­па – 45 минут.
  • Кон­троль вы­пол­не­ния прак­ти­че­ской час­ти, заполнение истории болезни – 15 минут
  • Подведение итогов занятия, за­да­ние на дом – 10 ми­нут.

9. Самостоятельная работа студентов:

Заполнение рабочей тетради для внеайдиторной самостоятельной работы.

1. Перечень учебной литературы к занятию:

· Максимовский Ю.М. с соавт. Терапевтическая стоматология. М., 2002,с. 20-27

· Боровский Е.В. с соавт. Терапевтическая стоматология. М., 1997, с. 11-16.

· Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология. М.,2007, с. 52-90.

· Пожарицкая Л.Р. Фантомный курс по терапевтической стоматологии. М., 2005, с. 11-26.

· Муравьянникова Ж.Г. Профилактика стоматологических заболеваний. Ростов н/Д, 2004, с.57-75.

· Трезубов В.Н. с соавт. Стоматологический кабинет: оборудование, материалы, инструменты. Санкт-Петербург,2002, с.5-27.

· Арутюнов С.Д., Царев В.Н. Основы применения современных методов стерилизации и дезинфекции в стоматологической практике. М.,2003, 74с

· Агапов В.С., Тарасенко С.В. Внутрибольничные инфекции в хирургической стоматологии. М., Медицина – 2002.-255с.

· Олейник И.И. Микробиология и иммунология полости рта. В кн. «Биология полости рта» // Под ред. Е.В.Боровского. – М., Медицина.- 1991-СМ.226-260.

· Новая система дезинфекции// Медицинский бизнес,1998.-№4 (спец.выпуск №2-стоматолог-практик) С.6.

Наши рекомендации