МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №4
1. Тема занятия:
Эргономика и деонтологические принципы при лечении кариеса и некариозных поражений твердых тканей зубов.
Цель занятия.
Студент должен знать:
· Современные санитарно-гигиенические требования к организации стоматологического кабинета.
· Обязанности ассистента врача-стоматолога.
· Оборудование стоматологического кабинета и правила техники безопасности при работе с ним.
· Принцип устройства и работы современной стоматологической установки, наконечников.
· Стоматологический инструментарий, используемый на терапевтическом приеме.
· Методы дезинфекции и стерилизации стоматологического инструментария.
· Правила уборки стоматологического кабинета.
· Меры по профилактике заражения ВИЧ-инфекцией и вирусного гепатита В, С медицинского персонала
Студент должен уметь:
· В соответствии с правилами техники безопасности включать и выключать бормашину и стоматологическую установку.
· Фиксировать наконечники и боры.
· Проводить дезинфекцию мелкого стоматологического инструментария и предстерилизационную очистку инструментария.
· Проводить дезинфекцию стоматологического оборудования.
· Проводить предстерилизационную очистку стоматологического инструментария.
· Осуществить мероприятия, осуществляемые при риске парентерального инфицирования ВИЧ и вирусным гепатитом.
Студент должен ознакомиться:
· Эргономические основы организации рабочего места врача-стоматолога.
· Особенности работы в четыре руки.
· Обязанности ассистента врача-стоматолога.
· Оборудование стоматологического кабинета и правила техники безопасности при работе с ним.
.
3. Содержание обучения:
Врач-стоматолог во время работы подвержен нагрузкам, связанным с высокой концентрацией и мышечным напряжением. Неудобная поза и изометрическое напряжение мускулатуры оказывают неблагоприятное действие на здоровье
врача и его ассистента.
Начиная с 60-ых годов началась пропаганда эргономики в трудовой деятельности врачей-стоматологов. Правильная и эргономичная организация своего рабочего места и трудового процесса позволяют ощутимо экономить время, силы и, главное, здоровье!
Эргономика — наука, которая изучает возможности человека в трудовых процессах с целью создания для него оптимальных условий труда, т.е. таких условий, которые, делая труд высокопроизводительным и надежным, в то же время обеспечивают человеку необходимые удобства и сохраняют его силы, здоровье, работоспособность.
Основные цели эргономики:
- снижение трудоемкости работы врача и медицинской сестры;
- устранение риска возникновения профессиональных заболеваний;
- качественное улучшение методов работы и снижение нагрузки на пациента;
- высвобождение времени для повышения профессиональной квалификации сотрудников за счет более продуктивного использования рабочего дня персонала;
- экономия времени пациентов при ожидании приема врача, сокращение числа посещений, увеличение объема проводимых манипуляций в одно посещение.
Для четкой организации лечебной работы необходима правильная расстановка медицинской мебели и стоматологической установки. Это позволяет сократить время передвижения персонала и упорядочить рабочее пространство. "Отцом" европейской эргономики в стоматологии общепризнан проф. Шан, который в деталях разработал методы работы врача-стоматолога с ассистентом. В настоящее время этот метод называется "работа в четыре руки". Врач и ассистент должны сидеть в физиологически удобных позах, что снижает нагрузку на позвоночник. Рабочее положение врача и ассистента является идеальным, если конструкция сиденья позволяет прямую посадку и имеет упор для спины, бедра находятся горизонтально, ноги — на полу; у ассистента посадка чуть выше, чем у врача, и ноги опираются на нижнюю планку сиденья. При "работе в четыре руки" пациент находится в положении лежа, при этом подголовник кресла располагается на уровне коленей врача. Положение врача относительно пациента можно рассматривать на примере часового циферблата. Большую часть манипуляций врач выполняет в положении 8—10 часов. Иногда врач работает в положении 12 часов, в этом случае он находится за головой пациента.
Внедрению элементов эргономики в стоматологию, кардинальному изменению искривленного и нефизиологичного положения врача способствовала новая концепция конструкции стоматологических установок. До 1970 г. установки конструировались по принципу стоящего врача и сидящего пациента. Позже начали появляться новые установки, разработанные для сидячего положения врача и лежащего пациента.
Ротовая полость пациента рассматривается как инфицированное пространство, поэтому при приеме пациента врач и ассистент должны использовать индивидуальные средства защиты от инфекции (медицинский халат, перчатки, маска, очки или защитный экран. Большое значение для профилактики инфицирования помещений имеет использование вакуумного оборудования (трубка для отсасывания жидкости и мелких пылевых частиц из ротовой полости). Использование принципов эргономики в лечебной работе позволяет повысить производительность труда, предупредить возникновение профессиональных заболеваний и способствует профессиональному долголетию.
Понятие "эргономика работы в стоматологической практике" можно разделить на три основные составляющие:
ЭРГОНОМИКА В РАБОТЕ
Позиция врача-стоматолога и ассистента
Все рабочие поверхности находятся на одном уровне на расстоянии руки врача или ассистента. Подвесной столик (Tray) над пациентом. | |
Врачебный модуль справа от пациента. За головой пациента - рабочие столики врача и ассистента. Четкое разделение рабочей зоны врача и ассистента. Рабочая площадь делится по принципу циферблата на 12 "часов" Сегмент врача: 9.00 - 12.00 Сегмент ассистента: 1.00 - 3.00 | Позиция врача-стоматолога и ассистента для уменьшения расстояния до пациента. |
Стул врача на такой высоте, чтобы угол между бедром и голенью равнялся 105°. Стул ассистента немного выше стула врача, чтобы обеспечить хороший обзор полости рта во время работы. Педаль находится под головой пациента. Врач должен доставать ее, не меняя удобной ему позы |
Положение пациента
Пациент всегда в положении "лежа", наклон спины меньше 45°! При таком положении язык герметично закрывает глотку, защищая пациента от аспирации инородных тел. При проведении длительных сеансов лечения (больше 45-ти минут) смажьте углы рта пациента вазелином или бипантеновой мазью. |
Положение пациента при лечении зубов нижней челюсти. Глаза и пальцы ног пациента находятся приблизительно на одном уровне, подбородок опущен в сторону груди |
Положение пациента при лечении зубов на верхней челюсти. Под шею положена подушка для максимального комфорта и запрокидывания головы пациента. |
цвет пальцев на схемах: зеленый - удерживающие пальцы красный - опорные пальцы |
Фронтальный сегмент верхней челюсти |
Левый дистальный сегмент верхней челюсти |
Правый дистальный сегмент верхней челюсти |
Фронтальный сегмент нижней челюсти |
Левый дистальный сегмент нижней челюсти |
Правый дистальный сегмент нижней челюсти |
4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:
Таблицы, фильмы, муляжи.
5. Практическая работа:
Название практической работы:
- профилактический осмотр, опрос и сбор анамнеза;
- заполнение карты пациента
Цель работы:научиться проводить профилактический осмотр.
Методика выполнения работы:
Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором стандартных инструментов.
Порядок выполнения работы:
1.опрос
2.Профилактический осмотр
3.Заполнение карты обследования
Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.
6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:
· Требования к стоматологическому кабинету.
7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:
· Эргономика в стоматологии
· Оснащение стоматологического кабинета
· Работа в четыре руки
· Основные принципы эргономики
8.Хронокарта учебного занятия:
- Организационная часть (приветствие, заполнение журнала посещений занятий, оценка внешнего вида студента, состояния медицинской одежды, наличия медицинских перчаток, защитных масок, очков, сменной обуви) – 5 минут
- Определение преподавателем темы занятия, цели занятия и задач, направленных на её выполнение – 15 минут.
- Опрос студентов – 35 минут.
- Приём пациентов - самостоятельная работа студентов (контроль и помощь преподавателя), продолжительность этого этапа – 45 минут.
- Контроль выполнения практической части, заполнение истории болезни – 15 минут
- Подведение итогов занятия, задание на дом – 10 минут.
9. Самостоятельная работа студентов:
Заполнение рабочей тетради для внеайдиторной самостоятельной работы.
1. Перечень учебной литературы к занятию:
· Максимовский Ю.М. с соавт. Терапевтическая стоматология. М., 2002,с. 20-27
· Боровский Е.В. с соавт. Терапевтическая стоматология. М., 1997, с. 11-16.
· Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология. М.,2007, с. 52-90.
· Пожарицкая Л.Р. Фантомный курс по терапевтической стоматологии. М., 2005, с. 11-26.
· Муравьянникова Ж.Г. Профилактика стоматологических заболеваний. Ростов н/Д, 2004, с.57-75.
· Трезубов В.Н. с соавт. Стоматологический кабинет: оборудование, материалы, инструменты. Санкт-Петербург,2002, с.5-27.
· Арутюнов С.Д., Царев В.Н. Основы применения современных методов стерилизации и дезинфекции в стоматологической практике. М.,2003, 74с
· Агапов В.С., Тарасенко С.В. Внутрибольничные инфекции в хирургической стоматологии. М., Медицина – 2002.-255с.
· Олейник И.И. Микробиология и иммунология полости рта. В кн. «Биология полости рта» // Под ред. Е.В.Боровского. – М., Медицина.- 1991-СМ.226-260.
· Новая система дезинфекции// Медицинский бизнес,1998.-№4 (спец.выпуск №2-стоматолог-практик) С.6.