Краткая история медицинской этики в России
В России развитие медицинской этики происходило, конечно, под влиянием тех представлений, которые были в Европе, однако с некоторыми особенностями. Переводы отдельных произведений Гиппократа на русский язык появились лишь в 1840 г. Однако намного ранее Гиппократа настойчиво пропагандировал на медицинском факультете Московского университета М.Я. Мудров (1776-1831).
М.Я. Мудров рассуждая о медицинской этике в своем труде «Слово о способе учить и учиться медицине практической при постелях больных» говорил так: «…хранение тайны и скрытность при болезнях предосудительных…молчание о слышанных и виденных семейных беспорядках… радушное принятие доброго совета, от кого бы он ни шел; убедительное отклонение вредных предложений и советов; удаление от суеверий». М.Я. Мудров в своем высказывании подчеркивает элементы филантропии в деятельности врача, считая, что выбравшему эту профессию должно быть присуще бескорыстие. Это перекликается с представлениями об этике врача Гиппократа, Авиценны и Парацельса, т.е. является, своего рода сплавом тех продуктивных мыслей об этике врача которые пропагандировались в прошлом.
Врачебная этика, по М.Я. Мудрову, предваряет всю медицину: изложение «обязанностей» врачей и «прочих правил, служащих основанием деятельному врачебному искусству», он начинает с этических наставлений.
Положение этики Гиппократа об уважении к больному в устах М.Я. Мудрова звучит так: «начав с любви к ближнему, я должен бы внушить вам все прочее, проистекающее из одной врачебной добродетели, а именно услужливость, готовность к помощи во всякое время, и днем, и ночью, приветливость, привлекающую к себе и робких и смелых, милосердие к чувствительным и бедным;…снисхождение к погрешностям больных; короткую строгость к их непослушанию…наряд твой должен быть таков: что встал, то готов. Не только в бодрственном состоянии, но и в самом сне изнемогшего тела твоего при одре болящего ты бодрствуй духом, слышь дыхание его, внимай его требованиям, кашлю, бреду, икоте; и воспрянь от твоего бодрственного сна».
Младшим современником М.Я. Мудрова был Н.И. Пирогов (1811-1881). Вскоре после окончания Московского университета, Н.И. Пирогов приступает к работе профессора и заведующего кафедрой хирургической клиникой Тартуского университета. Его отчет за первый год исключительно важен в контексте истории медицинской этики. В отчете рассматривается одна из самых важных проблем профессиональной этики врача – проблема врачебных ошибок. Согласно Пирогову, врачи должны извлекать максимум поучительного из своих профессиональных ошибок, обогащая как свой собственный опыт, так и совокупный опыт медицины. Он считал, что такая моральная позиция может возместить «зло врачебных ошибок».
Признанным лидером клинической медицины в России был С.П. Боткин (1832-1889), возглавлявший почти 30 лет кафедру терапевтической клиники в Военно-хирургической академии, а с 1878 г. и до конца жизни – Общество русских врачей им. Н.И. Пирогова.
С.П. Боткин в своих «Клинических лекциях» затрагивает различные вопросы врачебной этики. Например, его решение проблемы информирования безнадежных больных дается здесь в духе врачебного патернализма: «я считаю непозволительным врачу высказывать больному сомнения о возможности неблагоприятного исхода болезни…Лучший тот врач, который умеет внушить больному надежду; во многих случаях это является наиболее действительным лекарством».
Наиболее видное место в истории медицинской этики в России принадлежит В.А. Манассеину (1841-1901). Он был учеником С.П. Боткина и в течение 20 лет возглавлял кафедру частной терапии в Петербургской медико-хирургической академии. Не только в медицинской среде, но и в обществе в целом Манассеин сникал себе звание «рыцаря врачебной этики», «совести врачебного сословия».
Манассеин считал, что врачи должны быть принципиальными противниками смертной казни и телесных наказаний, ибо в противном случае их функция входит в неразрешимое противоречие с их миссией в обществе, с их профессиональной этикой.
Принципиальной критики подвергались различные проявления неколлегиальных отношений врачей друг к другу – барство некоторых профессоров в отношении своих сотрудников; отступления отдельных врачей от древнего обычая их профессии – лечить бесплатно; клевета в адрес коллег, иногда приобретавшая чудовищные формы.
Манассеин стоял за абсолютное сохранение врачебной тайны при всех обстоятельствах… «Молчать…врач не имеет право выдавать тайн, которые узнал благодаря своей профессии, это предательство по отношению к больному…».
Современный этаписторического развития этических учений ознаменовался формированием во второй половине ХХ века нового учения – биоэтика.
Термин «биоэтика» был введен в оборот американским биологом В.Р. Поттером в 1971 г. Первоначально под биоэтикой понималась проверка на этическую состоятельность всех биологических наук. В дальнейшем значение термина стали связывать в основном с клинической медициной. Биоэтика – это опыт философского, этического осмысления, так называемых, проблемных ситуаций или проблем конфликта интересов, возникших за последние 40 лет. Речь идет о комплексе проблем, связанных с умиранием, медицинским вмешательством в репродукцию человека, о допустимости применения современных методов медико-генетического контроля и т.д.
Контрольные вопросы для проверки конечного уровня знаний студентов:
1. Что означает термин деонтология?
а) уважение прав и достоинств человека
б) завоевание социального доверия личности
в) обязательства перед учителями, коллегами, учениками
г) совокупность «должных» правил
2. Основной принцип этики Гиппократа:
а) «не навреди»
б) «соблюдай долг»
в) «твори добро»
3. Основной принцип биомедицинской этики:
а) уважение прав и достоинств человека
б) защита справедливости
в) оказывая помощь человеку – не наносить ему вреда
4. Мораль – это:
а) наука, изучающая психо-эмоциональную сферу жизни человека
б) совокупность норм, идеалов, принципов регулирующих жизнь людей, в виде неписаных правил
в) наука о нравственности.
5. Профессиональная этика – это:
а) совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу
б) наука, изучающая правила взаимоотношений в коллективе
в) правила и принципы позволяющие улучшить качество труда
6.Основные причины возникновения биоэтики:
а) научно-технический прогресс с его положительными и отрицательными воздействиями на жизни людей
б) проведение антигуманных экспериментов в годы Второй мировой войны
в) повышение требований к качеству оказания медицинской помощи
7. Профессиональная этика изучает:
а) отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;
б) нравственные качества личности специалиста,
в) взаимоотношения внутри профессиональных коллективов
г) особенности профессионального воспитания.
8. Биоэтика рассматривает проблемы современной медицины:
а) на уровне конфликта интересов
б) с точки зрения профилактики заболеваний
в) в рамках полезности или вредности внедрения новшеств науки в медицинскую практику
9. Персиваль был первым, кто начал признавать обязательство врача:
а) не только к пациентам, но и к обществу в целом
б) нести ответственность за неблагоприятный исход лечения
в) за результаты проводимых научных исследований
10. Основой медицинской этики является:
а) гуманизм
б) профессионализм
в) прагматизм
Эталоны ответов: 1 – г; 2 – а; 3 – а; 4- б; 5 – а; 6 – а; 7 – а, б, в, г; 8 – а; 9 – а; 10 – а.
ГЛАВА 2