Требования к правилам личной гигиены больных, медицинского и обслуживающего персонала
При поступлении в госпиталь пораженные (за исключением имеющих медицинские противопоказания) проходят санитарную обработку в приемном отделении или по медицинским показаниям частичную санитарную обработку - в лечебных отделениях. После санобработки пораженному выдается комплект чистого нательного белья, пижама, тапочки и др. предметы первой необходимости. Допускается нахождение больных в полевом госпитале в домашней одежде. В отделении выделяют индивидуальные средства ухода: стакан (чашку, кружку), при необходимости - поильник, плевательницу, подкладное судно, в соответствии с требованиями эпидемического режима и спецификой отделения. Каждый пораженный должен быть обеспечен предметами личной гигиены (зубной щеткой, пастой, мылом, бритвой, чашкой, ложкой и полотенцем).
Гигиеническая обработка пораженных и больных должна осуществляться по мере необходимости. Гигиенический уход за тяжелобольными (умывание, протирание кожи лица, частей тела, полоскание по-лости рта и т. д.) проводится утром, а также после приема пищи и при загрязнении тела.
Медицинский персонал госпиталя должен быть обеспечен комплектами сменной одежды: халатами, шапочками или косынками, масками, сменной обувью (тапочками). Целесообразно применять одежду из антимикробных материалов одно- и многократного использования. Хра-
нение медицинской одежды надлежит осуществлять в специально отведенном месте (помещении). В наличии постоянно должен быть комплект одежды в количестве, обеспечивающем ежедневную ее смену и для экстренной замены в случае загрязнения.
Смена одежды в отделениях терапевтического профиля осуществляется 2 раза в неделю и по мере загрязнения. В помещениях хирургического профиля - ежедневно и по мере загрязнения. Сменная обувь персонала операционных блоков, реанимационных, перевязочных и процедурных должна быть из нетканого материала, доступного для дезинфекции. Нахождение в медицинской одежде и обуви за пределами лечебных помещений госпиталя не допускается.
Врачи, медицинские сестры обязаны дезинфицировать руки перед осмотром каждого больного или выполнением процедур, а также после выполнения «грязных процедур» (уборки помещений, смены белья больным, посещения туалета и т. д.).
В целях предупреждения различных заболеваний, связанных с медицинскими манипуляциями, персонал обязан проводить профилактические и противоэпидемические мероприятия. При загрязнении рук кровью, сывороткой, выделениями тщательно протирать их тампоном, смоченным кожным антисептиком, после чего мыть проточной водой с мылом. Перчатки обрабатывать салфеткой, смоченной дезинфектантом, затем мыть проточной водой, снимать их и руки мыть и обрабатывать кожным антисептиком. При работе в перчатках при уколах и порезах вымыть руки, не снимая перчаток, проточной водой с мылом, снять перчатки, выдавить из ранки кровь, вымыть руки с мылом и обработать ранку 5 %-ной спиртовой настойкой йода. При наличии на руках микротравм, царапин, ссадин, заклеивать поврежденные места лейкопластырем. При попадании биологической жидкости пациента на слизистые ротоглотки, немедленно рот и горло прополоскать 70%-ным спиртом или 0,05%-ным раствором марганцовокислого калия; при попадании биологических жидкостей в глаза промыть их раствором марганцовокислого калия в воде в соотношении 1:10 000.