Требования к размещению, организации работы и оборудованию рентгеновского кабинета
1. Рентгеновское отделение (кабинет) не допускается размещать в жилых зданиях и детских учреждениях. Допускается функционирование рентгеновских кабинетов в поликлиниках, встроенных в жилые здания, если смежные по вертикали и горизонтали помещения не являются жилыми. Допускается размещение рентгеновских кабинетов в пристройке к жилому дому, а также в цокольных этажах. При этом вход в рентгеновское отделение (кабинет) должен быть отдельным от входа в жилой дом.
2. Рентгеновские кабинеты целесообразно размещать централизованно, в составе рентгеновского отделения, на стыке стационара и поликлиники. Отдельно размещают рентгеновские кабинеты инфекционных, туберкулезных и акушерских отделений больниц.
3. Отделение не должно быть проходным.
4. Не допускается размещать рентгеновские кабинеты под помещениями, откуда возможно протекание воды через перекрытие (бассейны, душевые, уборные и др.). Не допускается размещение процедурно рентгеновского кабинета смежно с палатами для беременных и детей по горизонтали и вертикали.
5. Требования, предъявляемые к рентгеновскому кабинету при приемке в эксплуатацию:
· Администрация организации разрабатывает медико-техническое задание на вновь строящиеся и реконструируемые рентгеновские кабинеты.
· Выбор помещений, входящих в состав рентгеновского кабинета (отделения), осуществляется администрацией совместно с отделом лучевой безопасности и дозиметрии.
· Проектная документация на рентгеновский кабинет разрабатывается организацией, имеющей право проектирования рентгеновских кабинетов.
· Эксплуатация рентгенкабинета разрешается только при наличии санитарного паспорта.
6. В рентгенкабинете не допускается размещение оборудования, которое не включено в проект, а также проведение работ, не относящихся к рентгенологическим исследованиям. В процедурной для исследования детей допускается наличие игрушек, подвергающихся обработке мыльно-содовым раствором и дезинфекции, а также отвлекающего оформления.
7. Пол процедурной, комнаты управления, кроме рентгенооперационной и фотолаборатории, выполняется из электроизоляционных материалов натуральных или искусственных.
8. Поверхности стен и потолка в процедурной и комнате управления должны быть гладкими, легко очищаемыми и допускать влажную уборку с применением 1-2% р-ра уксусной кислоты. Отделочные материалы должны иметь удостоверение о государственной гигиенической регистрации, допускающее их использование в жилых и общественных зданиях.
9. При размещении кабинета на первом или в цокольном этажах окна процедурной экранируются защитными ставнями на высоту не менее 2 м от уровня отмостки здания. При размещении рентгенкабинета выше первого этажа на расстоянии менее 30 м от процедурной до жилых и служебных помещений соседнего здания, окна процедурной экранируются защитными ставнями на высоту не менее 2 м от уровня пола. На входных дверях в процедурную должен быть размещен знак радиационной опасности и название помещения.
10. У входа в процедурную рентгенкабинета над дверью должно размещаться световое табло (сигнал)«Не входить!» бело-красного цвета, автоматически загорающееся при включении анодного напряжения.
11. Рентгенологическое отделение (кабинет) оборудуется автономной системой приточно-вытяжной вентиляции.
12. Ежедневно, до начала работы персонал проводит проверку исправности оборудования с обязательной регистрацией выявленных неисправностей в контрольно-техническом журнале. При обнаружении неисправностей надо приостановить работу и вызвать представителя организации, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт оборудования.
13. После окончания рабочего дня отключаются рентгеновский аппарат, электроприборы, настольные лампы, электроосвещение, механическая вентиляция. Ежедневно проводится влажная уборка полов, тщательная дезинфекция элементов и принадлежностей рентгеновского аппарата, соприкасающихся с больными. Ежемесячно проводится генеральная влажная уборка с использованием 1-2%-го раствора уксусной кислоты. Не допускается проведение влажной уборки процедурной и комнаты управления рентгеновского кабинета непосредственно перед началом и во время рентгенологических исследований.
Меры защиты персонала и пациентов при проведении рентгенодиагностических исследований.Используются определенные системы мероприятий для снижения радиационной нагрузки на пациентов и персонал. При этом организационные меры играют основную роль.
Защита пациентов.
1. Организационные мероприятия.
2. Пациентов делят на три группы :
· Группа АД - онкологические больные или люди с подозрением на онкологические заболевания. Для них основным является недопущение детерминированных эффектов.
· Группа БД - основная группа больных, которым рентгенодиагностику проводят для уточнения диагноза или тактики лечения. Обязательно предварительно записывают диагноз в амбулаторной карте, отмечают проведенную процедуру, полученную дозу и окончательный диагноз для возможности проверки обоснованности назначения процедуры.
· Группа ВД - лица, которым проводятся процедуры с профилактической целью.
3. Рентгенодиагностические процедуры не проводят детям до 12 лет, беременным!!!
Технические и технологические мероприятия -направленные на использование современного оборудования, высокочувствительной современной бумаги, максимальное ограничение облучаемой поверхности (диафрагмирование, фокусирование пучка),использование экранов. Правильный подбор напряжения и силы тока в рентгеновской трубке, правильная планировка помещений.
Методические мероприятия- направлены на повышение квалификации персонала для проведения более быстрой, точной, квалифицированной работы.
Защита персонала.Система противорадиационной защиты включает:
1. Планировочно-конструктивные меры:
· Выбор участка радиологического отделения.
· Особенности внутренней планировки помещений (пол, покрытие стен, канализация, вентиляция).
· Правила размещения специального оборудования.
· Правила размещения защитных конструкций.
2. Индивидуальную защиту персонала.
Средства индивидуальной защиты врача-рентгенолога включают: фартук, перчатки и шапочку из просвинцованной резины, очки из просвинцованного стекла.
3. Текущий санитарно-дозиметрический контроль работников, обстановки, окружающей среды.
· Медицинские осмотры персонала (предварительные и периодические).
· Строгий отбор кадров.
· Повышение профессионального мастерства.
· Точное соблюдение всех правил работы с радиоактивными веществами.
· Высокую исполнительскую и трудовую дисциплину.
Гигиеническая характеристика микроклимата. Микроклиматические условия в общем комплексе лечебных мероприятий УЗ. Нормы температурного режима для больничных помещений различного назначения.
Микроклимат - комплекс физических факторов, включающий температуру, влажность, скорость движения воздуха, а также температуру ограждающих поверхностей (стен), оказывающих влияние на тепловой обмен организма с внешней средой.
Микроклиматические условия - существенная часть лечебных мероприятий. Температура воздуха - степень его нагретости, выраженная в градусах.
1. Истинная температура – показывает значение температуры воздуха без воздействия на термометр тепловой радиации.
2. Климатическая температура – показывает суммарное значение температуры воздуха и влияние тепловой радиации на термометр.
Температурный режим - равномерность обогрева помещения в течение суток. Температурный режим в помещении характеризуется следующими показателями: средняя температура воздуха, перепады температуры по горизонтали, суточные колебания температуры, перепад температуры воздух - стена.
Средняя температура воздуха - показатель, который является средней арифметической величиной результатов измерения температуры воздуха в 5 точках: в центре и в 4-х углах на расстоянии 10 - 20 см от стен, на уровне 1,5 м от пола (зона дыхания стоящего или сидящего человека).
Нормирование температуры в помещениях ЛПО:
1. 20° - 22° - палаты для взрослых, бокс, полубокс, палаты для детей, перевязочные, процедурные, палаты реанимации, противошоковые, кабинет врача.
2. 25° - палаты для новорожденных, родовые, операционные, ожоговые палаты, помещения для физиопроцедур, ванная, душевая.
Допустимые перепады температуры воздуха:
1. по горизонтали - до 2°;
2. по вертикали - до 2,5° на каждый метр высоты;
3. суточные колебания – не более 3°.
Приборы для измерения температуры воздуха: термометры, термографы.
Термометры- приборы для непрерывного контроля за колебаниями температуры (суточные - в течение 24 часов, недельные - в течение недели т.д.)
1. В зависимости от градуировки шкалы: Цельсия, Реомюра, Фаренгейта;
2. В зависимости от конструкции: спиртовые (от -130° до +78°, при t 78,6° спирт закипает), ртутные (от -35° до +357°);
3. В зависимости от назначения: минимальные (для измерения самых низких значений t, это специальный спиртовой термометр); максимальные (для измерения самых высоких значений t, это ртутные термометры); -контактные (для измерения температуры стены).
Влажность воздуха
1. Абсолютная влажность - количество водяных паров в граммах в 1 м3 воздуха.
2. Максимальная влажность - количество водяных паров в граммах, необходимое для полного насыщения 1 м3 воздуха при данной температуре.
3. Относительная влажность - отношение абсолютной влажности к максимальной, выраженное в % или процент насыщения воздуха водяными парами в момент наблюдения.
4. Дефицит насыщения - арифметическая разность между макс. и абсолютной влажностью.
5. Физиологический дефицит влажности - арифметическая разность между макс. влажностью воздуха при 37°С (t тела) и абсолютной влажностью воздуха в момент наблюдения.