Формы сестринского вмешательства
Независимое сестринское вмешательство предусматривает действия, выполняемые медсестрой по собственной инициативе, руководствуюсь собственными соображениями, без прямого требования и указаний со стороны врача или других специалистов. Оно включает в себя:
- оказание помощи пациенту в самообслуживании;
- наблюдение за реакцией больного на лечение и уход, а также за адаптацией в условиях медицинской организации;
- обучение и консультирование пациента и его семьи;
- организацию досуга пациента.
Зависимое сестринское вмешательство выполняется на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением, к примеру, инъекции антибиотиков каждые 4 ч, смена повязок, промывание желудка (кишечника).
Медсестра несет ответственность за выполняемую работу, выступая в роли исполнителя. Примером является подготовка пациента к диагностическому обследованию, выполнению инъекций, физиотерапевтических процедур.
В этом случае сестра имеет возможность оценить, учтены ли противопоказания к назначению препарата. В соответствии с современными требованиями медицинская сестра не должна автоматически выполнять назначения врача. В условиях гарантии качества и безопасности медицинской помощи для больного сестра должна уметь определить необходимость данного предписания для пациента, правильность подбора дозы лекарственного препарата, учет противопоказаний, совместимость лекарственного средства с другими препаратами, правильность выбора способа его введения. Прояснение назначений врача входят в компетенцию медсестры, ибо, выполняя неверное или ненужное предписание, она становится ответственной за последствия ошибки.
Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает совместную деятельность медсестры с врачом и другими специалистами (физиотерапевтом, диетологом, инструктором ЛФК, сотрудником социальной помощи.
ПЯТЫЙ ЭТАП -оценка эффективности сестринского ухода.
С помощью итоговой оценки осуществляется обратная связь, которая может использоваться для определения других потребностей человека. Цель итоговой оценки определить результат, т.е. состояние пациента, достигнутое в результате сестринского вмешательства».
При оценке сестринского процесса выполняются несколько функций:
- определяется, достигнуты ли поставленные цели;
- определяется эффективность сестринского вмешательства при решении конкретной проблемы пациента;
- дается информация для переоценки потребностей пациента и нового планирования ухода (в том случае, если цель не будет достигнута).
«Сама по себе оценка – это написанное сестрой заключение о реакции пациента на сестринский уход (объективная оценка) и мнение пациента о достижении цели (субъективная оценка). Эти оценки могут не совпадать, тогда предпочтение должно быть отдано оценке самого пациента».
В результате оценки можно отметить достижение цели, отсутствие ожидаемого результата или даже ухудшение состояния пациента, несмотря на проводимые сестринские вмешательства.
Если поставленная цель достигнута, делается четкая запись в плане ухода: «Цель достигнута». В том случае, если цель не достигнута или достигнута не полностью, в графу «Итоговая оценка» записывается как словесная реакция пациента, так и оценка сестрой поведенческой реакции пациента (например: «По-прежнему съедает только 50% суточного рациона»).
Документация сестринского процесса осуществляется в сестринской карте наблюдения за состоянием здоровья пациента, составной частью, которой является план сестринского ухода.
Принципы ведения документации:
- Описывайте проблемы пациента его собственными словами. Это поможет Вам обсуждать с ним вопросы ухода, а ему лучше понять план ухода.
- Называйте целями то, чего хотите добиться вместе с пациентом. Умейте сформулировать цели, например: у пациента будут отсутствовать (или уменьшаться) неприятные симптомы (укажите, какие), далее, укажите срок, за который, по Вашему мнению, произойдет изменение в состоянии здоровья.
- Составляйте индивидуальные планы ухода за пациентом, опираясь на стандартные планы ухода. Это сократит время написания плана и определит научный подход к сестринскому планированию.
- Храните план ухода в удобном для Вас, пациента и всех, кто участвует в сестринском процессе месте, и тогда любой член бригады (смены) сможет им воспользоваться.
- Отмечайте срок (дату, срок, минуты) реализации плана, укажите, что помощь была оказана в соответствие с планом (не дублируйте записи, экономьте время). Поставьте подпись в конкретном разделе плана и внесите туда дополнительную информацию, которая не была запланирована, но потребовалась. Проведите коррекцию плана.
- Привлекайте пациента к ведению записей, связанных с самопомощью или, например, с учетом водного баланса суточного диуреза.
- Обучите всех участвующих в уходе (родственников,
вспомогательный персонал) выполнять определенные элементы ухода и регистрировать их.
Период внедрения сестринского процесса достаточно долгий, поэтому могут возникнуть следующие проблемы, связанные с документацией:
1. невозможность отказа от старых методов ведения
документации;
2. дублирование документации;
3. план ухода не должен отвлекать от главного — «оказания помощи». Чтобы этого не было, важно рассматривать документацию как естественное развитие непрерывности помощи;
4. документация отражает идеологию своих разработчиков и зависит от модели сестринского дела, поэтому может изменяться.
Содержание моделей сестринского дела
Все концептуальные модели сестринского дела (Орем, Рой, Хендерсон и др.) включают в себя четыре аспекта сестринского дела:
- пациент;
- сестринское дело;
- окружающая среда;
- здоровье.
Содержанием модели является содержание сестринского дела на определенном этапе времени. Модель содержит ценности, лежащие в основе сестринского дела, взгляды на здоровье, роли, функции, задачи сестринского дела, способы определения потребности человека в сестринском уходе, определяет границы сферы сестринской деятельности.
Чтобы осуществить индивидуальный план ухода, медицинской сестре необходимо владеть знаниями стандартов специального ухода, стандартами манипуляций, процедур, ориентироваться на стандартную модель сестринского ухода.