Правила вызова скорой медицинской помощи

СМП на территории РФ оказывается пациентам, обратившимся за помощью непосредственно в госу-

дарственные и муниципальные медицинские организации СМП.

Вызов СМП осуществляется:

• по телефону путем набора номеров «03», «103», «112» и (или) номеров телефонов медицинской организации, оказывающей СМП;

• с помощью коротких текстовых сообщений

(SMS);

• при непосредственном обращении в медицинскую организацию, оказывающую СМП.

Вызывающий СМП пациент (его родственники, другие лица) должен:

• четко и точно ответить на все вопросы фельдшера (медсестры) по приему вызовов СМП и передаче их выездным бригадам СМП;

• назвать точный адрес вызова (населенный пункт, район города, улицу, номер дома и квартиры, этаж, номер подъезда и код замка входной двери). В случаях, когда точное местонахождение больного (пострадавшего) неизвестно, необходимо указать пути подъезда к адресу или месту происшествия, назвать его общеизвестные ориентиры;

• назвать ФИО, пол, возраст пациента. Если вызывающему СМП неизвестны паспортные данные пациента, то необходимо указать его пол и примерный возраст;

• максимально точно и достоверно описать жалобы пациента, внешние проявления (признаки) его состояния (заболевания);

• сообщить номер контактного телефона;

• по возможности организовать встречу бригады СМП у ворот дома, подъезда или общеизвестных ориентиров;

• изолировать домашних животных, которые могут осложнить оказание медицинской помощи пациенту, а также причинить вред здоровью и имуществу медицинских работников бригады СМП;

• обеспечить бригаде СМП беспрепятственный доступ (в обуви, с оснащением) к пациенту и создать необходимые условия для оказания СМП;

• предоставить бригаде СМП документы пациента (паспорт, страховой полис и медицинские документы) при их наличии;

• оказывать содействие в транспортировке пациента в автомобиль выездной бригады СМП;

В случаях агрессии пациента или окружающих его лиц, в том числе находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, острого психического расстройства, угрожающих здоровью или жизни работников бригады СМП, оказание медицинской помощи и транспортировка пациента осуществляются в присутствии сотрудников полиции.

Лица, допустившие противоправные действия в адрес работников СМП (оскорбления, угрозы, хулиганские действия), причинившие вред их здоровью или имуществу, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Лица, осуществившие заведомо ложный вызов бригады СМП к пациенту, не нуждающемуся в СМП, привлекаются к административной ответственности в соответствии со ст. 19.13 КоАП РФ. Заведомо ложный вызов - это вызов (осуществленный устно, письменно, через других лиц) бригады СМП путем

сообщения умышленно искаженной, неправильной, недостоверной информации, к пациенту, не нуждающемуся в оказании СМП в экстренной или неотложной форме.

В случаях обращения населения по поводам, не подлежащим исполнению бригадами СМП, фельдшер (медицинская сестра) по приему вызовов СМП и передаче их выездным бригадам СМП имеет право отказать вызывающему в обслуживании. Отказ в обслуживании вызова оформляется в журнале приема и передачи вызовов СМП. Вызывающему должны быть даны рекомендации по обращению в соответствующую медицинскую организацию с указанием ее адреса и телефона. В случае нестандартных или конфликтных ситуаций решение по тактике действия персонала СМП принимает старший (ответственный) сотрудник смены медицинской организации СМП.

Сопровождение пациента в стационары (родственниками или иными лицами) осуществляется с разрешения старшего (ответственного) сотрудника бригады СМП. При транспортировке в стационары несовершеннолетних детей рекомендуется их сопровождение родителями или законными представителями, сотрудниками детских учреждений, если они присутствуют на месте оказания СМП.

В обязанности медицинских организаций, оказывающих СМП, не входит:

• выполнение плановых назначений врача (инъекций, внутривенных инфузий, перевязок, регистрации электрокардиограмм - ЭКГ и других назначений);

• оказание стоматологической помощи (больные с острой зубной болью для экстренной стоматологической помощи принимаются в дежурных стоматологических медицинских организациях);

• удаление клещей;

• проведение вакцинации;

• выдача листков нетрудоспособности, заключений о состоянии здоровья, рецептов и иных медицинских документов, проведение каких-либо экспертиз, освидетельствований;

• выезд к пациентам, находящимся под наблюдением участкового врача по поводу хронических заболеваний, состояние которых не требует срочного медицинского вмешательства;

• осуществление транспортировки пациентов из медицинских организаций к месту жительства (пребывания);

• транспортировка пациентов на диагностические исследования и консультации;

• доставка врачей-консультантов, за исключением случаев, угрожающих жизни и здоровью пациентов;

• транспортировка крови и ее компонентов, за исключением случаев, угрожающих жизни и здоровью пациентов;

• перевозка трупов.

Наши рекомендации