Структура и объем выпускной квалификационной работы
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Брянский базовый медицинский колледж»
УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж» _____________М.С. Афанаскина «____» _______________ 2015 г. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ
Выпускной квалификационной работы
(дипломной работы)
Для студентов и руководителей
(переработанные и дополненные)
Г. Брянск
М.А. Захарова, Н.В. Киселёва, О.В. Петрова, А.И. Юдина Методические указания по выполнению, оформлению и защите выпускной квалификационной работы (дипломной работы) для студентов и руководителей (переработанные и дополненные). - Брянск: Изд-во ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж», 2015. - 27 с.
В Методических указаниях представлена информация по выполнению, оформлению и защите выпускной квалификационной работы (дипломной работы) для студентов и руководителей ВКР.
Рецензенты:
Н.Н.Боровик, заместитель директора ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж», Заслуженный учитель РФ, Отличник здравоохранения
А.И. Мельникова, заместитель директора по учебно-производственной работе ГАПОУ «Брянский базовый медицинский колледж»
Рассмотрено на заседании методического совета «28» августа 2015 г.
Протокол № 1
© М.А. Захарова, Н.В. Киселёва, О.В. Петрова, А.И. Юдина, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Ведение | ||
1. | Структура и объем выпускной квалификационной работы (дипломной работы) | |
2. | Правила оформления списка использованной литературы при выполнении выпускной квалификационной работы (дипломной работы) | |
3. | Примеры библиографического описания книг, статей из периодических изданий, электронных ресурсов | |
4. | Требования к оформлению дипломной работы | |
5. | Рекомендации по подготовке и оформлению презентации | |
Приложения | ||
Приложение 1 – Титульный лист | ||
Приложение 2 – Аспект - маркер | ||
Приложение 3 – Заявление студента на утверждение темы ВКР (дипломной работы) | ||
Приложение 4 – Задания и календарный план выполнения ВКР | ||
Приложение 5 – Отзыв руководителя на выпускную квалификационную работу (дипломную работу) | ||
Приложение 6 – Рецензия на выпускную квалификационную работу (дипломную работу) (внутренняя) | ||
Приложение 7 – Рецензия на выпускную квалификационную работу (дипломную работу) (внешняя) |
ВВЕДЕНИЕ
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы (дипломной работы) является формой Государственной итоговой аттестации по программам подготовки специалистов среднего звена по специальностям СПО.
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы (дипломной работы) проводятся с целью установления готовности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности и соответствия уровня его подготовки требованиям ФГОС СПО по конкретной специальности.
Выпускная квалификационная работа (далее - ВКР) - это комплексная самостоятельная работа выпускника, в ходе выполнения которой решаются конкретные практические задачи, соответствующие профилю деятельности и уровню образования специалиста среднего звена.
Задачи ВКР - приобретение умений:
· самостоятельного выполнения исследовательской работы;
· анализа полученных данных;
· решения профессиональных проблем с научных позиций;
· письменного изложения и анализа полученных результатов;
· формулировки выводов и рекомендаций;
· публичных выступлений профессиональной направленности.
Выполняется ВКР в виде дипломной работы. Тема ВКР и оценка за нее вносятся в приложение к диплому.
Темы выпускных квалификационных работ определяются преподавателями методических комиссий по специальностям, обсуждаются на заседаниях методических комиссий и включаются в программу государственной итоговой аттестации.
Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения.
Темы ВКР должны соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в программу подготовки специалистов среднего звена по специальности.
Для подготовки выпускной квалификационной работы (дипломной работы) студенту назначается руководитель.
Закрепление за студентами колледжа тем выпускных квалификационных работ, назначение руководителей оформляется приказом директора колледжа.
Требования к выпускной квалификационной работе (дипломной работе) студентов колледжа, а также критерии оценки утверждаются директором колледжа после их обсуждения на заседании педагогического совета колледжа с участием председателей государственных экзаменационных комиссий и доводятся до сведения студентов не позднее, чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации.
Структура и объем выпускной квалификационной работы
(дипломной работы)
Дипломная работа содержит следующие структурные элементы:
1. Титульный лист |
2. Оглавление |
3. Введение |
4. Глава I . Теоретическая часть исследования |
5. Выводы по теоретической части исследования |
6. Глава II. Практическая часть исследования |
7. Выводы по практической части исследования |
8. Заключение |
9. Рекомендации |
10. Список использованных источников и литературы |
11. Приложения |
Объем работы – 40-50 страниц печатного текста без приложений.
Введение - очень ответственная часть дипломной работы, оно не только ориентирует на раскрытие темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики. Рекомендуемый объем введения - 2-3 страницы.
Во введениидолжны быть отражены следующие моменты:
· обоснование выбора темы работы и ее актуальности;
· определение проблемы, объекта, предмета исследования;
· определение основной цели работы и подчиненных ей более частных задач;
· методы исследования, применяемые для решения задач;
· практическая значимость исследования.
Каждый из перечисленных пунктов описывается, начиная с нового абзаца, но не нумеруется и не оформляется в виде заглавия. Однако ключевые слова («актуальность работы», «проблема», «предмет исследования», «объект исследования», «цель», «задачи») нужно выделять жирным шрифтом.
Актуальность темы исследованияотражает степень важности ее в данный момент и в данной ситуации для решения проблемы. Описание можно начинать со слов «Актуальность настоящего исследования определяется, прежде всего, состоянием….» или просто «Актуальность исследования» и далее, после точки, начинать с нового предложения характеристику.
Примеры.
«Актуальность данного исследования предопределена изменениями, происходящими в современном здравоохранении в целом и в системе оказания сестринской (или фармацевтической) помощи в частности».
«Актуальность настоящего исследования продиктована необходимостью всестороннего исследования значимости взаимосвязи и взаимодействия пациентов с медицинским персоналом, в данном случае с медицинской сестрой, в целях создания оптимально - комфортных физиологических, психологических и эмоциональных условий пребывания в стационаре».
Структура доказательства актуальности темы дипломной работы включает в себя:
- характеристику нормативно-правовых материалов, постановлений, приказов Министерства здравоохранения РФ, департамента здравоохранения Брянской области, подтверждающая важность темы;
- анализ вклада учёных в разработку темы, описание предпосылок, созданных в науке, для разработки исследуемой темы;
- характеристика практики, её состояния и потребностей, подтверждающих значимость темы;
- сопоставление материалов теории и практики, установление их несоответствия;
- описание предположительного влияния исследования темы на развитие медицинской, фармацевтической науки и практики.
Проблемавырастает из темы - это неизвестная часть, болевая точка, которую стоит преобразовать, раскрыть посредством исследования. Проблема может решать как теоретические, так и экспериментальные задачи.Через проблему автор дипломной работы берёт на себя задачу ответить своей деятельностью на решение имеющейся проблемы.
Проблема исследованияставится, чтобы обозначить этот слабый элемент как предмет преобразования, как неизвестный элемент в его связи с известным и разработанным элементом. Знание и незнание в проблеме – это путь, по которому нужно двигаться. Проблема определяет область поиска.
Проблема формулируется в виде проблемной ситуации, проблемного вопроса, проблемной задачи. Проблемная ситуация подробно описывается в разделе актуальности исследования, тема исследования сливается с проблемой и выражает её. Проблемный вопрос начинается со слов «как», «в какой мере», «каковы» - это вопрос о возможности исследовать тот или иной предмет исследования. Проблемная задача – это обоснование предполагаемого результата исследования: определение комплекса условий …, найти способы, связи компонентов системы … Проблема определяет область поиска, цель исследования. Через «проблему» будут формироваться «объект», «предмет» исследования.
Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, это научное пространство, в рамках которого ведётся данное исследование, это научное знание, существующее объективно, дано научными трудами. Объект исследования в полном виде присутствует в разделе об актуальности темы. Над «объектом» не производится никаких преобразующих действий, он берётся в статике.
Предмет исследования – это часть объекта исследования, которая подлежит особо тщательному изучению и преобразованию. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области исследуемого объекта, в которой выявлена проблема, требующая решения). Предмет исследования рассматривается в динамике, как «болевая точка», неизвестное. Выделенный «предмет» должен быть уже объекта и уже темы (он является их частью).
Пример:
Тема: «Изучение мнения пациентов пульмонологического отделения о качестве оказываемой медицинской помощи».
Объектом исследованияявляется организация оказания медицинской помощи пациентам в пульмонологическом отделении, а предметом - то, что исследуется у объекта, в нашем примере это – мнение пациентов пульмонологического отделения о качестве оказываемой медицинской помощи».
Цельдипломной работы – это конечный практический результат дипломной работы, который показывает, чего хочет достичь обучающийся своей исследовательской деятельностью.
Цель должна быть реалистичной, однозначной, достижимой за короткое время выполнения дипломной работы, контролируемой, диагностируемой, должна быть выводимой из темы и соответствовать ей. В цели дипломной работы «предмет» - ядро исследования. Цель – действие, которое будет совершать исследователь над предметом в рамках объекта исследования. Цель имеет утвердительную форму постановки.
Между формулировкой цели и темой работы должна прослеживаться логическая связь.
Пример 1.
Тема: «Факторы, влияющие на качество жизни пациентов с сахарным диабетом второго типа»
Цель исследования: изучение факторов, влияющих на качество жизни пациентов с сахарным диабетом второго типа»
Пример 2.
Тема: «Анализ удовлетворенности посетителей аптеки фармацевтическим обслуживанием»
Цель исследования: определить удовлетворенность посетителей аптеки фармацевтическим обслуживанием.
Наиболее распространенными для формулировок цели дипломной работы являются ключевые слова: обосновать, разработать, выявить, выяснить, раскрыть, определить, установить, уточнить, систематизировать.
Можно выразить цель словосочетаниями, оборотами:
- исследовать влияние чего-либо на объект исследования;
- дать характеристику изменений какого-либо процесса в определенных условиях;
- установить зависимость какого-либо явления от определенных факторов;
- исследовать особенности какого-либо процесса, явления, состояния;
- определить тенденции развития структуры, объекта;
- сделать анализ современных точек зрения на проблему;
- обосновать роль каких-либо факторов в чем-то;
- показать значение каких-либо условий для получения планируемых результатов.
Задачи исследования– исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели, решения проблемы.
Задачи должны укладываться в цель, не выходить за её пределы не должны быть шире цели.
Формулировку задач исследования принято начинать с глаголов: изучить, ознакомиться, определить, выделить, раскрыть, проанализировать, провести, выявить, систематизировать, классифицировать, конкретизировать, разработать, составить, наметить, сформировать, смоделировать, установить (связь между), оценить, обобщить, подготовить, создать, произвести, выработать, изобразить.
Первой задачей практически любой работы будет изучение, анализ, обобщение теоретических источников, постановлений, приказов, должностных инструкций, историй болезней в архивах по объекту, предмету, проблеме исследования.
Следующие задачи касаются конкретно исследования (эксперимента), разработки на основе проведенного исследования соответствующих рекомендаций.
Примеры:
А) Задачи исследования:
1. На основе теоретического изучения литературных источников выявить основные характеристики процесса общения в медицине, конкретно – в сестринской практике.
2. Провести экспериментальное исследование особенностей взаимоотношений медицинских сестер и пациентов в зависимости от их личностных особенностей.
3. Сформулировать принципы моделирования эффективного терапевтического сестринского общения с пациентами.
Б)В соответствии с целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по теме ВКР.
2. Изучить факторы, формирующие потребительскую удовлетворенность качеством оказания фармацевтической помощи в аптечных организациях.
3. Определить степень потребительской лояльности к аптечным организациям г. …… Брянской области.
4. Провести анализ качества оказания фармацевтической помощи аптеками сети «....» г. …… Брянской области.
5. Разработать на основе проведенного исследования рекомендаций.