Инструментальная перевязка послеоперационной раны
Оснащение: укомплектованный перевязочный стол, набор антисептиков.
Методика и техника перевязки. Перевязки применяют как лечебное мероприятие при ранах и других патологических процессах. Перевязка состоит из 7 этапов.
1. Снятие старой повязки. Для уменьшения травматизации раневой поверхности и боли следует старую повязку снимать в направлении вдоль раны, от одного конца к другому, так как тяга поперёк раны увеличивает зияние ее и причиняет боль. При снятии повязки нужно придерживать кожу марлевым шариком или пинцетом, не позволяя ей тянуться за повязкой. Присохшую повязку рекомендуется отслаивать шариком, смоченным перекисью водорода.
2. Осмотр раны и окружающей её области. При этом важно установить, в какой фазе (стадии) находится раневой процесс. От этого, зависит методика дальнейшего лечения раны. Кроме того, учитывается форма раны по характеру её краев (ровные, приподнятые, подрытые). Обращается внимание на отделяемое из раны (серозное, гнойное, гнойно-кровянистое). В случае гнойного отделяемого (белый, желтый, сине-зеленый гной) имеет значение и консистенция (жидкая, густая, сливкообразная), количество его (обильное, умеренное, скудное), запах (без особого запаха, запах, характерный для кишечной палочки, гнойный). Производится ощупывание краев раны (без особенностей, плотные, болезненные, безболезненные, наличие крепитации, последнее указывает на присутствие газа при газовой гангрене).
3. Туалет кожи в окружности раны. Очистка кожи производится стерильными марлевыми шариками, сначала сухими, затем смоченными в йодонате. Кожу протирают от краев раны к периферии, так, чтобы жидкость не попадала в неё. Остатки жидкости удаляют сухими стерильными шариками. Осушенную кожу вокруг раны тщательно обрабатывают спиртом. Следует твердо помнить, что той части инструмента, которая прикасается к ране, не должна касаться рука медицинского работника.
4. Туалет раны. Он состоит в удалении скопившегося гноя путём легкого прижатия сухими шариками (как промокательной бумагой к письму) или промывания раствором перекиси водорода.
5. Подготовка к наложению новой повязки. Для повязки применяются сухие марлевые тампоны и тампоны, пропитанные антисептическими или гипертоническими растворами. Доказано. Что отсасывающее действие тампона продолжительно (6-8 ч), а частая смена тампонов травмирует ткани. Поэтому целесообразно применять дренирование. Дренирование обеспечивает не только отток из раны, но создаёт возможность постоянного орошения антисептическими средствами.
6. Наложение новой повязки. Наложение новой повязки зависит от метода лечения, а главное - от фазности раневого процесса и состояния раны.
7. Фиксация повязки. Достигается различными способами, предусмотренных разделом десмургия.
Введение лекарственного препарата в дренаж брюшной полости.
Оснащение: шприц, иглы, зажим. Бильрота, раствор новокаина 0,25%.
1. Разведите лекарственный препарат в 20 мл. раствора новокаина 0,25%.
2. Наложите зажим на дренажную трубку, отступя от передней брюшной стенки на 2-3 см.
3. Обработайте трубку между зажимом и передней брюшной стенкой спиртом.
4. Наберите в шприц 20 мл разведенного лекарства.
5. Введите иглу в дренаж и введите раствор.
6. Зажим с дренажной трубкой снимите через 2 часа.
Снятие швов
Оснащение: стерильный первичный стол, хирургический пинцет, ножницы. Марлевые шарики и салфетки, спирт.
1. При снятии швов кожу следует предварительно обработать антисептиком.
2. Затем стерильным пинцетом захватывают узел шва и несколько оттягивают его, пока не появится светлая полоса лигатуры.
3. Один конец острых стерильных ножниц подводят под лигатуру в этой светлой части и перерезают её.
4. Таким же образом поступают со вторым швом, третьим и т.д., пока все швы будут сняты.
5. Кожный рубец смазывают антисептиком, особенно те места, где остались отверстия в коже от снятия швов.
6. Затем накладывают асептическую повязку типа наклейки.
ТЕМА №6: СИНДРОМ ВОСПАЛЕНИЯ
Мотивация цели: Гнойно – воспалительные заболевания различного характера, вызванные гноеродной микробной флорой, занимают в хирургии одно из основных мест и определяют сущность многих заболеваний и послеоперационных осложнений. Больные с гнойно – воспалительными заболеваниями составляют более 30% всех пациентов хирургического профиля. Данное положение требует от фельдшера особо пристального внимания к гнойной патологии, т.к. от его тактики на ФАП, и «скорой помощи» во многом зависит тяжесть осложнения и длительность лечения больных гнойно – воспалительными заболеваниями.
Цель самоподготовки: Изучить основные признаки гнойно – воспалительных заболеваний, а также тактику фельдшера при их лечении и профилактике.
Исходный уровень знаний: повторить тему №1 (профилактика хирургической инфекции), из анатомии раздел – строение кожи, из фармакологии – группа антибиотиков.
План изучения темы:
1. Классификация гнойно – воспалительных заболеваний.
2. Клинические проявления гнойной патологии и особенности обследования больных.
3. Общие принципы лечения гнойно – воспалительных заболеваний.
4. Гнойные заболевания кожи и подкожной клетчатки (фурункул, карбункул, абсцесс, флегмона, рожа)
5. Гнойные заболевания клетчаточных пространств (глубокие флегмоны конечностей, парапроктит)
6. Гнойное воспаление железистых органов (мастит)
7. Гнойные заболевания лимфатических узлов, лимфатических и кровеносных сосудов (лимфангит, лимфаденит, флебит)
8. Гнойные заболевания кисти (панариций, паронихия, пандактилит, флегмоны кисти).
9. Гнойные заболевания костей, суставов, слизистых сумок (остеомиелит, гнойный артрит, бурсит)
10. Гнойные заболевания серозных полостей (гнойный плеврит, эмпиема плевры)
11. Сепсис
12. Столбняк, клиническая картина, лечение, профилактика.
13. Анаэробная (газовая) инфекция. Клиническая картина, лечение, профилактика.
14. Гнилостная инфекция.
15. Особенности течения гнойно – воспалительных заболеваний у детей.
Литература:
1.В.М. Буянов «Хирургия», 1990 М. Медицина с325 – 375
2.В.И. Стручков «Руководство по общей хирургии» М. Медицина 1984 с122-142
3.В.К. Готищев «Общая хирургия» М. Медицина 1993, с338 – 475
Контрольные вопросы:
1. Что называется фурункулом? Клиническая картина фурункула и его лечение.
2. Особенности лечения карбункула.
3. Что такое гидраденит? Лечение гидраденита.
4. Клинические признаки абсцесса мягких тканей.
5. Отличие абсцесса от флегмоны (дифференциальный диагноз)
6. Особенности клинической картины и лечения рожистого воспаления
7. Клинические формы острого гнойного мастита и его профилактика.
8. Клиника, диагностика и лечение острого лимфангита и лимфаденита. Дифференциальная диагностика.
9. Кожный панариций и его лечение.
10. Подкожный, сухожильный, костный панариций. Клиническая картина. Тактика фельдшера на ФАП.
11. Что называется пандактилитом? Лечение пандактилита.
12. Гематогенный и посттравматический остеомиелит. Клиника, дифференциальная диагностика, лечение.
13. Клиника и диагностика острого плеврита.
14. Особенности возбудителя газовой гангрены.
15. Особенности клинической картины анаэробной инфекции.
16. Причины возникновения и клиническая картина столбняка.
17. Что такое столбнячный анатоксин и противостолбнячная сыворотка?
18. Как вводится ПСС по методу Безредко?
19. Перечислите основные особенности клинической картины гнилостной инфекции.
Тестовые задания
Выберите правильный ответ:
1. Гидраденит – это воспаление:
а) лимфатических узлов
б) волосяного фолликула
в) сальных желез
г) потовых желез
2. Специфической профилактикой столбняка является:
а) Введение гамма глобулина
б) Применение антибиотиков
в) Введение противостолбнячной сыворотки и столбнячного анатоксина
г) Иммобилизация повреждённой поверхности
3. Плотный, болезненный инфильтрат с гнойным стержнем – это:
а) Лимфаденит
б) Фурункул
в) Карбункул
г) Гидраденит
4. Тактика фельдшера при глубокой флегмоне кисти:
а) Консервативное лечение на ФАП
б) Вскрытие гнойника на ФАП
в) Физиолечение на ФАП
г) Направление пациента на стационарное хирургическое лечение
5. Возбудитель газовой гангрены:
а) Стафилококк
б) Кишечная палочка
в) Столбнячная палочка
г) Клостридии
6. После вскрытия гнойника накладывают повязку с:
а) Мазью Вишневского
б) Синтомилиновой эмульсией
в) Ихтиоловой мазью
г) Мазью «Левомиколь»
7. Фельдшер может самостоятельно вскрывать:
а) Глубокие флегмоны
б) Постинъекционный абсцесс
в) Костный панариций
г) Поверхностные гнойники
8. При остром гнойном мастите фельдшер должен:
а) Вскрыть гнойник
б) Назначить физиолечение
в) Назначить антибиотики
г) Направить больную в хирургический стационар
9. Наиболее опасны фурункулы:
а) На волосистой части головы
б) На ягодичной области
в) На конечностях
г) В области носогубного треугольника
10. Острую гнойную инфекцию наиболее часто вызывает:
а) Синегнойная палочка
б) Стрептококк
в) Стафилококк
г) Кишечная палочка
Задачи
Задача №9. У больного N на 3-и сутки после операции аппендэктомии появились распирающие боли в области послеоперационной раны. При объективном обследовании установлено повышение температуры тела до 38,6о, промокание повязки содержимым жёлтого цвета. При снятии повязки отмечается отёк краёв послеоперационной раны. Из раны в центре гнойное отделяемое.
Задание:
1. Сформулируйте и обоснуйте диагноз.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Задача №10. В заводской медпункт обратился рабочий 34 лет с жалобами на боли в правой подмышечной области, наличие там припухлости, повышение температуры тела. Четыре дня назад на рабочем месте получил ссадину III пальца правой кисти.
Объективно: На тыльной поверхности основной фаланги III пальца правой кисти имеется рана 0,5х1 см с серозно – гнойным отделяемым. В области подмышечной ямки имеется несколько округлых, подвижных образований, болезненных, плотных.
Задание:
1. Сформулируйте и обоснуйте диагноз.
2. Составьте и аргументируйте алгоритм оказания неотложной помощи.
Задача №11. В ФАП обратилась женщина 43 лет с жалобами на боли в правой ягодичной области, повышение температуры тела. Четыре дня тому назад была сделана инъекция раствора анальгина.
Объективно: Температура 38,2о, правая ягодичная область гиперемированна, при пальпации определяется плотный болезненный инфильтрат 10х12 см. В центре инфильтрата определяется флюктуация.
Задание:
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Расскажите о причинах и профилактике данного заболевания.
3. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
4. Составьте набор хирургических инструментов для вскрытия абсцесса.
Задача №12.На приём к фельдшеру ФАП мать принесла на руках девочку 6 лет, которая предъявляет жалобы на боли в правой голени, невозможность на не наступить. Со слов матери ребёнок болеет 3 дня. Травму мать отрицает. При объективном исследовании установлено: состояние средней тяжести, температура тела 39о, пульс 100 ударов в минуту. Правая голень несколько увеличилась в объёме, резко болезненна при пальпации в области большеберцовой кости.
Задание:
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Какие сведения из анамнеза могут помочь в постановке диагноза?
3. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Задача №13. На приём к фельдшеру ФАП обратился мужчина 42 лет с жалобами на головню боль, повышение температуры тела до 37,8о, слабость. Кроме этого жалуется на затруднение при жевании и судорожные подёргивания мышц лица. Около полутора недель тому назад при ремонте автомашины получил рану левой голени. Рану обработал сам. За медпомощью не обращался.
Объективно: на боковой поверхности голени имеется ушибленная рана 0,5х1,5 см с рваными краями.
Задание:
1. Сформулируйте и обоснуйте диагноз.
2. Расскажите о профилактике данного заболевания у взрослых и детей.
Задача №14.Фельдшера, работающего на ФАП вызвали на дом к мужчине 42 лет. Жалуется на повышение температуры тела до 40о, озноб, слабость. Также жалуется на отёк правой стопы, переходящий на голень. 8 дней назад при работе в огороде наступил на ржавый гвоздь, проколов правую стопу.
Объективно: состояние тяжёлое, больной заторможен, кожные покровы бледные. Температура 38,9о. Правая нижняя конечность отёчна от стопы до верхней трети голени. Кожа бледная с багровыми пятнами на тыле стопы и нижней трети голени. На подошвенной поверхности стопы ранка со скудным отделяемым. При надавливании по периферии из раны выходят пузырьки воздуха.
Задание:
1. Сформулируйте и обоснуйте диагноз.
2. Составьте и обоснуйте алгоритм неотложной помощи.