Модели сестринского ухода

Модели сестринского ухода ориентирована на человека, а не на его болезнь, поэтому во всем мире наиболее успешно работают именно сестринские модели ухода за больными. Модель должна быть применима к нуждам пациентов, их семей и общества, давать медицинским сестрам возможность выбирать роль, функции для работы не только с больными и умирающими, но и со здоровыми людьми.

Наиболее распространенными являются следующие модели сестринского ухода:

1. Эволюционно- адаптационная модель (Канадская)- рассматривает пациента как личность. Таблица 1

Источник проблем. Изменения в его жизни настоящее или предстоящее, особенно в критические периоды его жизни.
Приоритетная задача. Поддержание оптимального уровня здоровья, особенно в критические периоды его жизни.
Роль медицинской сестры. Наставник, координатор.
Фокусы вмешательства медицинской сестры. Медицинская сестра должна предложить способы адаптации к окружающей обстановке.
Способы вмешательства. Применение различных способов адаптации.
Ожидаемый результат. Сохранение, достижение оптимального уровня здоровья, особенно в критические периоды жизни.

2. Модель поведенческой системы (Джонсона)

Данная модель основана на поведении людей, а не на их потребностях.

Таблица 2

Источник проблем. Функциональный и структурный стресс.
Приоритетная задача. Необходимо обеспечить равновесие между поведенческой системой и функциональной стабильностью пациента.
Роль медицинской сестры. Медицинская сестра выступает в роли контролера и регулятора.
  Фокус вмешательства медицинской сестры. Медицинская сестра должна предложить механизмы контроля и регуляции поведения человека, а также предъявить определенные требования к пациенту.  
Способы вмешательства. Медицинская сестра предпринимает действия предупреждающие, защищающие, сдерживающие расслабляющие пациента в случае ситуации функционального и структурного стресса.
Ожидаемый результат. Адекватное поведение на стресс.

3. Адаптационная модель (Рой) – данная модель позволяет медицинской сестре оказывать помощь, используя внутренний потенциал каждого конкретного человека.

Таблица 3

Источник проблемы. Дефицит активности в результате имеющегося заболевания.
Приоритетная задача. Необходимо обучить пациента адаптироваться к окружающей обстановке в период болезни.
Роль медицинской сестры. Медицинская сестра выступает в роли педагога- организатора.
Фокус вмешательства. Медицинская сестра должна использовать все возможные способы стимулирования пациента обучаться, приспосабливаться к окружающей среде.
Способы вмешательства. Медицинская сестра влияет на раздражитель.
Ожидаемый результат. Адаптация пациента в результате адекватного восприятия применяемых стимулов.

4. Модель дефицита самоухода- (Орем). Данная модель основана на принципах самоухода, большое внимание уделяется личной ответственности человека за состояние собственного здоровья, медицинская сестра при данной модели ухода занимается профилактикой заболеваний и травм либо обучает пациента самоуходу.

Таблица 4

Источник проблем.   Человек не способен осуществлять заботу о себе (например, в случае травмы).  
Приоритетная задача медицинской сестры. Медицинская сестра должна создать условия для осуществления пациентом самоухода.
Роль медицинской сестры. Медицинская сестра выступает в роли учителя и контролера.
Фокус вмешательства. Нарушение самообслуживания.
Способы вмешательства. Делать что-либо за пациента, руководить пациентом, направлять его действия, оказывать физическую и психологич ескую поддержку, создать условия для самообслуживания, обучать пациента.
Ожидаемый результат. Необходимо достичь оптимального уровня самообслуживания пациента.

5. Модель Вирджинии Хендерсон. Данная модель основана на теории американского психолога А. Маслоу об иерархии основных потребностей человека.

Согласно утверждениям В. Хендерсон, человек имеет 14 основных, повседневных потребностей:

1. Нормально дышать.

2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.

3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.

4. Двигаться и поддерживать нужное положение.

5. Спать и отдыхать.

6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду.

7. Поддерживать температуру в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.

8. Соблюдать личную гигиену, заботится о внешнем виде.

9. Обеспечить свою безопасность и не создавать опасности для других людей.

10. Поддерживать ощени6е с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.

11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.

12. Заниматься любимой работой.

13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.

14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.

Наиболее приемлема для нас именно эта модель сестринского ухода.

Сестринский уход, должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека.

Таблица 5

Источник проблем. Невозможность пациента самостоятельно удовлетворять повседневные жизненные потребности.
Приоритетная задача медицинской сестры. Медицинская сестра должна помочь пациенту удовлетворить его повседневные жизненные потребности, исходя из приоритетов по уходу (в первую очередь удовлетворяются потребности , обеспечивающие жизнедеятельность человека т.е физиологические).
Роль медицинской сестры. Медицинская сестра независимый самостоятельный специалист, осуществляющий уход, с одной стороны, с другой помощник врача, выполняющий его назначения.
Фокус вмешательства. Неудовлетворенные потребности пациента.
Способы вмешательства. Выполнение назначений врача -зависимая помощь, осуществление ухода - независимая помощь, совместная работа медицинской сестры (привлечение родственников к уходу, младшего медицинского персонала).
Ожидаемый результат. Удовлетворение всех повседневных потребностей человека.

Существует и врачебная модель ухода за больными.

6. Врачебная модель - широко распространена именно в России. Согласно врачебной модели деятельность врача и медицинской сестры направлены на патологический процесс. Особенности социального и психологического поведения человека – это следствие болезни, а человек – это пассивный носитель болезни.

Таблица 6

Источник проблем. Физиологические потребности человека.
Приоритетная задача. Поддержание функции того или иного органа или системы.
Роль медицинской сестры. Медицинская сестра выступает в роли исполнителя назначений врача.
Фокус вмешательства. Определяется врачом, зависит от нарушения деятельности определенных органов или систем.
Способы сестринского вмешательства. Выбор способа зависит от опыта врача, сестринские вмешательства практически одинаковы для всех пациентов сданной патологией.
Ожидаемый результат. Устранение патологического процесса.

Сравнивая врачебную и сестринскую модель ухода, можно говорить о том, что именно сестринская модель позволяет осуществить уход за больным в рамках сестринского процесса.

Сестринский процесс

Одним из основных и неотъемлемых понятий современных моделей сестринского дела является сестринский процесс. Данное направление родилось в середине 50-х годов в Америке и в клинических условиях полностью доказало свою целесообразность. В настоящее время сестринский процесс является основой сестринской помощи.

Наши рекомендации