Модели сестринского ухода
Модели сестринского ухода ориентирована на человека, а не на его болезнь, поэтому во всем мире наиболее успешно работают именно сестринские модели ухода за больными. Модель должна быть применима к нуждам пациентов, их семей и общества, давать медицинским сестрам возможность выбирать роль, функции для работы не только с больными и умирающими, но и со здоровыми людьми.
Наиболее распространенными являются следующие модели сестринского ухода:
1. Эволюционно- адаптационная модель (Канадская)- рассматривает пациента как личность. Таблица 1
Источник проблем. | Изменения в его жизни настоящее или предстоящее, особенно в критические периоды его жизни. |
Приоритетная задача. | Поддержание оптимального уровня здоровья, особенно в критические периоды его жизни. |
Роль медицинской сестры. | Наставник, координатор. |
Фокусы вмешательства медицинской сестры. | Медицинская сестра должна предложить способы адаптации к окружающей обстановке. |
Способы вмешательства. | Применение различных способов адаптации. |
Ожидаемый результат. | Сохранение, достижение оптимального уровня здоровья, особенно в критические периоды жизни. |
2. Модель поведенческой системы (Джонсона)
Данная модель основана на поведении людей, а не на их потребностях.
Таблица 2
Источник проблем. | Функциональный и структурный стресс. |
Приоритетная задача. | Необходимо обеспечить равновесие между поведенческой системой и функциональной стабильностью пациента. |
Роль медицинской сестры. | Медицинская сестра выступает в роли контролера и регулятора. |
Фокус вмешательства медицинской сестры. | Медицинская сестра должна предложить механизмы контроля и регуляции поведения человека, а также предъявить определенные требования к пациенту. |
Способы вмешательства. | Медицинская сестра предпринимает действия предупреждающие, защищающие, сдерживающие расслабляющие пациента в случае ситуации функционального и структурного стресса. |
Ожидаемый результат. | Адекватное поведение на стресс. |
3. Адаптационная модель (Рой) – данная модель позволяет медицинской сестре оказывать помощь, используя внутренний потенциал каждого конкретного человека.
Таблица 3
Источник проблемы. | Дефицит активности в результате имеющегося заболевания. |
Приоритетная задача. | Необходимо обучить пациента адаптироваться к окружающей обстановке в период болезни. |
Роль медицинской сестры. | Медицинская сестра выступает в роли педагога- организатора. |
Фокус вмешательства. | Медицинская сестра должна использовать все возможные способы стимулирования пациента обучаться, приспосабливаться к окружающей среде. |
Способы вмешательства. | Медицинская сестра влияет на раздражитель. |
Ожидаемый результат. | Адаптация пациента в результате адекватного восприятия применяемых стимулов. |
4. Модель дефицита самоухода- (Орем). Данная модель основана на принципах самоухода, большое внимание уделяется личной ответственности человека за состояние собственного здоровья, медицинская сестра при данной модели ухода занимается профилактикой заболеваний и травм либо обучает пациента самоуходу.
Таблица 4
Источник проблем. | Человек не способен осуществлять заботу о себе (например, в случае травмы). |
Приоритетная задача медицинской сестры. | Медицинская сестра должна создать условия для осуществления пациентом самоухода. |
Роль медицинской сестры. | Медицинская сестра выступает в роли учителя и контролера. |
Фокус вмешательства. | Нарушение самообслуживания. |
Способы вмешательства. | Делать что-либо за пациента, руководить пациентом, направлять его действия, оказывать физическую и психологич ескую поддержку, создать условия для самообслуживания, обучать пациента. |
Ожидаемый результат. | Необходимо достичь оптимального уровня самообслуживания пациента. |
5. Модель Вирджинии Хендерсон. Данная модель основана на теории американского психолога А. Маслоу об иерархии основных потребностей человека.
Согласно утверждениям В. Хендерсон, человек имеет 14 основных, повседневных потребностей:
1. Нормально дышать.
2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.
3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.
4. Двигаться и поддерживать нужное положение.
5. Спать и отдыхать.
6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду.
7. Поддерживать температуру в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.
8. Соблюдать личную гигиену, заботится о внешнем виде.
9. Обеспечить свою безопасность и не создавать опасности для других людей.
10. Поддерживать ощени6е с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.
11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.
12. Заниматься любимой работой.
13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.
14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.
Наиболее приемлема для нас именно эта модель сестринского ухода.
Сестринский уход, должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека.
Таблица 5
Источник проблем. | Невозможность пациента самостоятельно удовлетворять повседневные жизненные потребности. |
Приоритетная задача медицинской сестры. | Медицинская сестра должна помочь пациенту удовлетворить его повседневные жизненные потребности, исходя из приоритетов по уходу (в первую очередь удовлетворяются потребности , обеспечивающие жизнедеятельность человека т.е физиологические). |
Роль медицинской сестры. | Медицинская сестра независимый самостоятельный специалист, осуществляющий уход, с одной стороны, с другой помощник врача, выполняющий его назначения. |
Фокус вмешательства. | Неудовлетворенные потребности пациента. |
Способы вмешательства. | Выполнение назначений врача -зависимая помощь, осуществление ухода - независимая помощь, совместная работа медицинской сестры (привлечение родственников к уходу, младшего медицинского персонала). |
Ожидаемый результат. | Удовлетворение всех повседневных потребностей человека. |
Существует и врачебная модель ухода за больными.
6. Врачебная модель - широко распространена именно в России. Согласно врачебной модели деятельность врача и медицинской сестры направлены на патологический процесс. Особенности социального и психологического поведения человека – это следствие болезни, а человек – это пассивный носитель болезни.
Таблица 6
Источник проблем. | Физиологические потребности человека. |
Приоритетная задача. | Поддержание функции того или иного органа или системы. |
Роль медицинской сестры. | Медицинская сестра выступает в роли исполнителя назначений врача. |
Фокус вмешательства. | Определяется врачом, зависит от нарушения деятельности определенных органов или систем. |
Способы сестринского вмешательства. | Выбор способа зависит от опыта врача, сестринские вмешательства практически одинаковы для всех пациентов сданной патологией. |
Ожидаемый результат. | Устранение патологического процесса. |
Сравнивая врачебную и сестринскую модель ухода, можно говорить о том, что именно сестринская модель позволяет осуществить уход за больным в рамках сестринского процесса.
Сестринский процесс
Одним из основных и неотъемлемых понятий современных моделей сестринского дела является сестринский процесс. Данное направление родилось в середине 50-х годов в Америке и в клинических условиях полностью доказало свою целесообразность. В настоящее время сестринский процесс является основой сестринской помощи.