Глава 15. методика выполнения проверок кислородного изолирующего противогаза
137. Боевая проверка КИП включает:
137.1. внешний осмотр маски;
137.2. проверку работы клапанов вдоха и выдоха;
137.3. проверку работы звукового сигнала;
137.4. проверку герметичности изолирующего противогаза на разрежение;
137.5. проверку работы механизма постоянной подачи кислорода;
137.6. проверку работы легочного автомата;
137.7. проверку работы аварийной подачи кислорода (ручная подача);
137.8. проверку работы избыточного клапана;
137.9. проверку давления кислорода в баллоне по показанию манометра;
137.10. доклад газодымозащитника командиру звена о готовности к включению «Иванов к включению готов, давление 180, время защитного действия регенеративного патрона – 70 минут».
138. Проверка № 1 включает:
138.1. осмотр изолирующего противогаза. При осмотре проверяется чистота металлических и резиновых частей, исправность шлем-маски, подгоняются ремни, надежность закрытия замков крышки и крепление выносного манометра на плечевом ремне;
138.2. проверку исправности действия клапанов в клапанной коробке (правильность постановки клапанов вдоха и выдоха и их работа). Для этого необходимо неоднократно делать вдох и выдох через входной патрубок клапанной коробки, при этом дыхание должно быть свободным, а при вдохе должен быть слышен звук сигнала. Кроме того, если при зажатии гофрированной трубки вдоха вдох сделать невозможно, а при зажатии гофрированной трубки выдоха невозможно сделать выдох, значит, клапаны работают исправно;
138.3. проверку работы звукового сигнала. Звуковой сигнал считается исправным, если при закрытом вентиле наполненного кислородного баллона при вдохе слышен звук сигнала, а при открытом вентиле такой звук отсутствует;
138.4. проверку герметичности изолирующего противогаза на разрежение. Для этого необходимо удалить через патрубок клапанной коробки из системы изолирующего противогаза воздух до отказа, затем, не отнимая патрубка ото рта, необходимо задержать дыхание на 5-10 секунд и, если после задержки дыхания дальнейшее всасывание воздуха из изолирующего противогаза будет невозможно, следует изолирующий противогаз считать герметичным;
138.5. проверку работы легочного автомата и непрерывной подачи кислорода;
138.6. Проверка легочного автомата и непрерывной подачи кислорода проводится при открытом вентиле кислородного баллона, путем глубоких неоднократных вдохов через патрубок клапанной коробки. При исправном легочном автомате через него будет поступать в дыхательный мешок кислород, о чем свидетельствует резко усиливающийся шипящий звук. Непрерывная подача кислорода определяется также по характерному шипящему звуку;
138.7. проверку работы механизма аварийной подачи кислорода. Механизм аварийной подачи кислорода считается исправным, если при нажатии на кнопку слышен громкий шипящий звук, свидетельствующий о поступлении кислорода из баллона в дыхательный мешок;
138.8. проверку работы предохранительного (избыточного) клапана дыхательного мешка. Проверяется путем нескольких вдохов из атмосферы с выдохом через патрубок клапанной коробки. Клапан считается исправным, если он стравливает избыток газовой смеси из дыхательного мешка, не вызывая больших затруднений на выдохе;
138.9. проверку герметичности соединений изолирующего противогаза, находящихся под высоким давлением. Для этого к частям изолирующего противогаза, находящимся под высоким давлением, подносится тлеющий фитиль. Усиление горения фитиля будет означать негерметичность соединения и утечку кислорода;
138.10. определение давления кислорода в баллоне. Давление определяется по показанию выносного манометра изолирующего противогаза;
138.11. запись в журнал регистрации проверок №1 КИП.
Работы указанные в подпунктах 138.1.-138.4. пункта 138. осуществляются при закрытом вентиле кислородного баллона, при работах указанных в подпунктах 138.5.- 138.9. пункта 138. вентиль кислородного баллона должен быть открыт до отказа.
139. Если при проверке №1 будут обнаружены какие-либо неисправности, которые не могут быть устранены газодымозащитником, выполняющим проверку, изолирующий противогаз направляется на базу ГДЗС для ремонта, а газодымозащитнику выдается резервный.
140. Проверка № 2 КИП включает:
140.1. осмотр изолирующего противогаза, который производится аналогично проверке №1;
140.2. проверку годности регенеративного патрона. Регенеративный патрон считается годным к работе, если:
разница между действительным весом и весом, указанным на этикетке, наклеенной на корпус патрона, не превышает + 50 граммов;
суммарное время его работы не превышает 30 минут;
с момента снаряжения патрона прошло не более 6 месяцев;
с момента проверки годности ХП-И прошло не более года.
140.3. проверку герметичности изолирующего противогаза при разрежении. Вентиль кислородного баллона должен быть закрыт. В полости дыхательного мешка необходимо создать разрежение 100 мм вод.ст. (1 КПа) (контролируемое по реометру-манометру). Если в течение одной минуты разрежение упадет не более чем на 3 мм вод.ст. (30 Па), изолирующий противогаз считается герметичным;
140.4. проверку герметичности изолирующего противогаза при избыточном давлении. Для этого на предохранительный клапан дыхательного мешка навернуть проверочное приспособление Пр-334 и в полости дыхательного мешка создать избыточное давление 200 мм вод.ст. (2 КПа) (контролируемое по манометру). Если давление в течение 1 минуты упадет не более чем на 3 мм вод.ст. (30 Па), изолирующий противогаз считается герметичным;
140.5. проверку непрерывной подачи кислорода. Для проверки данного параметра давление кислорода в баллоне должно быть не менее 50 кгс/см2 (0,5 МПа). При этом на предохранительный клапан дыхательного мешка навертывается проверочное приспособление Пр-334, входной патрубок клапанной коробки соединяется с реометром-манометром, с которого снимается заглушка капиллярной трубки, открывается вентиль баллона, и после установления уровня жидкости в реометре-манометре фиксируется непрерывная подача кислорода, которая должна быть в количестве 1,4 ± 0,2 л/мин;
140.6. проверку работы механизма аварийной подачи кислорода. Для этого необходимо нажать на кнопку рычага легочного автомата. Механизм аварийной подачи кислорода считается исправным, если слышен громкий шипящий звук, свидетельствующий о поступлении кислорода из баллона в дыхательный мешок;
140.7. проверку давления открытия предохранительного клапана дыхательного мешка. Предохранительный клапан считается исправным, если он открывается при избыточном давлении воздуха в дыхательном мешке 15 - 30 мм вод.ст (150-300 Па);
140.8. проверку работы легочного автомата. При этом входной патрубок клапанной коробки соединяется через тройник с реометром-манометром и источником разрежения, после этого из изолирующего противогаза откачивается воздух до открытия клапана легочного автомата (открытие клапана легочного автомата определяется по прекращению роста уровня жидкости в реометре-манометре). Если клапан открывается при разрежении 20 - 35 мм вод.ст. (200-350 Па), легочный автомат считается исправным;
140.9. проверку соединений изолирующего противогаза, находящихся под высоким давлением, которая производится аналогично проверке №1;
140.10. проверку исправности звукового сигнала. Для этого открывается вентиль кислородного баллона (давление кислорода в баллоне при этой проверке должно быть не менее 150 кгс/см2 (15 МПа)). Затем необходимо закрыть вентиль кислородного баллона и через клапанную коробку произвести несколько вдохов, при этом необходимо следить за показанием выносного манометра и за появлением характерного свистящего звука. Результат проверки считается положительным, если при давлении кислорода 35 - 20 кгс/см2 (3,5-2 МПа) появляется характерный свистящий звук;
140.11. проверку давления кислорода в баллоне, которая производится аналогично проверке №1;
140.12. запись в журнал регистрации проверок №2 КИП.
141. Если при проверке №2 будут обнаружены какие-либо неисправности, которые не могут быть устранены газодымозащитником, выполняющим проверку, изолирующий противогаз направляется на базу ГДЗС для ремонта, а газодымозащитнику выдается резервный.
142. Проверка № 3 КИП:
142.1. каждый проверяемый изолирующий противогаз разбирается на узлы и детали. При разборке в первую очередь снимают части воздухораспределительной системы (клапанную коробку, дыхательный мешок, избыточный клапан, звуковой сигнал и регенеративный патрон), а затем узлы кислородно-распределительной системы (кислородный баллон с запорным вентилем, редуктор, легочный автомат, аварийный клапан, манометр);
142.2. разобранные узлы и детали тщательно осматриваются, промываются, дезинфицируются, шлем-маска, дыхательный мешок, гофрированные шланги проверяются на герметичность путем создания избыточного давления в них и погружения их в воду, а детали, работающие под давлением, обезжириваются, очищаются от налета солей и окислов, определяется их пригодность;
142.3. изношенные части ремонтируются или заменяются новыми (неисправные фильтры, прокладки, клапаны и эбонитовые подушки, как правило, нужно заменять новыми);
142.4. после полной сборки изолирующего противогаза производится проверка №2, в ходе которой проводится окончательная регулировка его узлов и достигается надежная герметичность;
142.5. запись в журнал приема в ремонт (проверок №3) и выдачи изолирующих противогазов, учетную карточку на изолирующий противогаз и годовой график проверок изолирующих противогазов.