Глава 16. методика выполнения проверок изолирующих противогазов на сжатом воздухе

143. В гарнизонах эксплуатируются различные марки изолирующих противогазов на сжатом воздухе: АСВ-2, АСВ-6, «Drager», «AUER» BD- 86 и BD-96, «Spiromatic» и другие. Из-за конструктивных различий порядок выполнения проверок разных марок изолирующих противогазов несколько отличается друг от друга.

144. Боевая проверка АСВ-2 включает:

144.1. проверку состояния маски внешним осмотром, надежность присоединения;

144.2. проверку герметичности изолирующего противогаза на разрежение;

144.3. проверку работы легочного автомата и клапана выдоха;

144.4. проверку давления воздуха в баллоне по показанию манометра;

144.5. проверку исправности включателя резерва (звукового сигнала);

144.6. доклад газодымозащитника командиру звена о готовности к включению «Иванов к включению готов, давление 180».

145. В изолирующих противогазах, не имеющих выносного манометра, проверка давления воздуха в баллонах и исправность включателя резерва проводится перед надеванием изолирующих противогазов.

146. Методика проверки давления воздуха в баллонах и исправности включателя резерва, герметичности изолирующего противогаза на разряжение, работы легочного автомата и клапана выдоха та же, что и при проверке №1.

147. Проверка № 1 АСВ-2 включает:

147.1. проверку исправности своей маски внешним осмотром, после этого она присоеди­няется к изолирующему противогазу;

147.2. подгонку ремней, проверку правильности и надежности соединения всех частей изолирующего противогаза, выявление механических повреждений;

147.3. проверку герметичности изолирующего противогаза на разрежение, для этого маска надевается на голову и при закрытом вентиле делается вдох. Если при этом возникает большое, не дающее сделать дальнейший вдох и не снижающееся в течение 2 - 3 секунд сопротивление, изолирующий противогаз герме­тичен;

147.4. проверку работы легочного автомата и клапана выдоха, для этого открывается вентиль баллона и делается 2 - 3 глубоких выдоха и вдоха. Если при этом не возникает сопротивление дыханию, легочный автомат и клапан выдоха исправны;

147.5. проверку герметичности системы высокого давления. Для этого необходимо закрыть вентиль баллона изолирующего противогаза и, если в течение одной минуты давление по показанию манометра остается неизменным, система высокого давления герметична;

147.6. проверку давления воздуха в баллонах и исправность включателя резерва. Для этого необходимо открыть вентиль баллонов аппарата и по манометру проверить рабочее давление воздуха, после чего закрыть вентиль баллонов. Нажать на кнопку легочного автомата и выпустить воздух из системы изолирующего противогаза. При исправном включателе резерва манометр должен показать давление 3 - 4 МПа (30-40 кгс/см2). При повороте рукоятки включателя в положение «О» давление воздуха по показаниям манометра должно упасть до нуля. После этого рукоятку включателя резерва вернуть в исходное положение «Р».

Для АСВ с сигнальным устройством: открыть вентиль баллона, заполнить систему аппарата воздухом, закрыть вентиль. Произвести несколько вдохов и выдохов, при этом необходимо следить за показанием выносного манометра и за появлением характерного свистящего звука. Исправное сигнальное устройство срабатывает при давлении 5 ± 0,5 МПа (50 ± 5 кгс/см2).

Давление воздуха в баллонах для АСВ без выносного манометра определяется следующим образом: открыть вентиль, запомнить (зафиксировать) давление; провернуть рукоятку включателя резерва воздуха против часовой стрелки на 90 град. до упо­ра, переведя его из положения «включено» в положение «выключено». При исправном вклю­чателе резерва давление должно увеличиться на 3 - 4 МПа (30 - 40 кгс/см2) и составлять не менее 16 МПа (160 кгс/см2). После этого рукоятку включателя резерва установить в положение «включено»;

147.7. запись в журнал регистрации проверок №1 АСВ;

148. Если при проверке №1 будут обнаружены какие-либо неисправности, которые не могут быть устранены газодымозащитником, выполняющим проверку, изолирующий противогаз направляется на базу ГДЗС для ремонта, а газодымозащитнику выдается резервный.

149. Проверка № 2 АСВ-2 включает:

149.1. чистку изолирующего противогаза;

149.2. наружный осмотр изолирующего противогаза (то же, что и при проверке №1);

149.3. проверку исправности и регулировку редуктора. Для этого между редуктором и шлангом легочного автомата при помо­щи тройника устанавливается манометр со шкалой 0 - 1,6 или 0 - 2,5 МПа (0 - 16 или 0 - 25 кгс/см2) и открывается вентиль баллона. При давлении воздуха в баллонах 16 - 20 МПа (160 - 200 кгс/см2) давление на выходе из редуктора (вторичное давление) должно быть в пределах 0,45 - 0,5 МПа (4,5 - 5 кгс/см2). Если давление отклоняется от нормы, его необходимо отрегулировать путем изменения степени сжатия главной пру­жины редуктора по методике, изложенной в инструкции по эксплуатации дан­ного изолирующего противогаза (в АСВ-2 отвинчивают контргайку и вращая головку, устанавливают необходимое давление). В исправном редукторе при отсутствии расхода воздуха через легоч­ный автомат вторичное давление должно быть постоянным. Если же вторич­ное давление при открытом вентиле баллонов и отсутствии расхода возду­ха через легочный автомат продолжает увеличиваться до срабатывания предохранительного клапана, то это свидетельствует о не герметичности клапанного устройства редуктора. В этом случае изолирующий противогаз считается неисправным и отправляется для ремонта с записью в журнале передачи изолирующих противогазов на базу ГДЗС согласно приложению 28;

149.4. проверку исправности и регулировку предохранительного кла­пана редуктора. После проверки и регулировки редуктора, не снимая с него тройника с контрольным манометром, нажать на подвижный пор­шень (опору редуктора). При этом в полости редуктора должно подняться давление и сработать предохранительный клапан. Исправный предохрани­тельный клапан срабатывает при давлении от 0,9 - 1,1 МПа (9 - 11 кгс/см2). При отклонении контрольного давления от нормы оно устанавливается путем изменения степени сжатия пружины предохранительного клапана по методике, указанной в инструкции по эксплуатации данного изолирующего противогаза;

149.5. проверку герметичности легочного автомата в сборе с маской. Проверка осуществляется с помощью реометра-манометра при закрытом вентиле баллонов в двух положениях: при избыточном давлении и разреже­нии.

При избыточном давлении: отверстие выдыхательного клапана в маске изнутри закрывают проб­кой. При помощи специального приспособления (проверочное устройство с отводами) маска подсоединяется к реометру-манометру. Для этого голов­ная часть маски растягивается руками, в нее вставляется диск, который герметизируется металлической натяжной лентой с замком. После гермети­зации маски с проверочным диском, который одним отводом соединяется с реометром, а через второй создается давление 1000 Па (100 мм вод.ст.), падение давления не должно превышать 400 Па (40 мм вод.ст.) за 15 се­кунд.

При разрежении: пробка из отверстия вдыхательного клапана маски вынимается и под маской создается разрежение 1000 Па (100 мм вод.ст.). Падение разреже­ния не должно превышать 400 Па (40 мм вод.ст.) за 15 секунд.

Не герметичность, как правило, вызывается неплотным соединением редуктора и маски с легочным автоматом;

149.6. проверку исправности легочного автомата. Не отсоединяя маски от реометра-манометра, необходимо открыть запорный вентиль баллонов. Создавая разрежение в корпусе легочного автомата, зафиксировать показание реометра-манометра, при котором срабатывает легочный автомат, что определяется по характерному шуму выходящего воздуха (исправный легочный автомат должен срабатывать при разрежении не более 300 Па (30 мм вод.ст.);

149.7. проверку герметичности системы подачи воздуха под давлени­ем. Для этого необходимо открыть, снова закрыть запорный вентиль баллонов и наблюдать за стрелкой манометра. Если в течение одной минуты показание давления, показыва­емое манометром, остается неизменным, то изолирующий противогаз герметичен. Если показания давления по манометру падают, то в этом случае изолирующий противогаз считается неисправным и отправляется в ремонт на базу ГДЗС;

149.8. проверку давления воздуха в баллонах и исправность включа­теля резерва (то же, что и при проверке №1), при этом если давление воздуха в баллонах меньше допустимого, то баллоны должны быть дозаря­жены;

149.9. запись в журнал регистрации проверок №2 АСВ.

150. Если при проверке №2 будут обнаружены какие-либо неисправности, которые не могут быть устранены газодымозащитником, выполняющим проверку, изолирующий противогаз направляется на базу ГДЗС для ремонта, а газодымозащитнику выдается резервный.

151. Проверка № 3 АСВ-2 включает:

151.1. разборку легочного автомата. При этом проверяется целостность и эластичность мембраны, исправность кнопки легочного автомата, ее пру­жин и стопорных колец;

151.2. разборку клапана легочного автомата. При этом проверяется состо­яние уплотнительных колец, пружины, кромки седла и резиновой вставки золотника;

151.3. полную разборку редуктора и предохрани­тельного клапана. При этом проверяется состояние уплотнительных колец, мембран, вставок, пружин, фторопластового клапана. Вывертывается (извлекается) фильтр и очищается от пыли (продувается сжатым воздухом). В предохра­нительном клапане проверяется состояние пружины и резиновой вставки клапана;

151.4. разборку запорного вентиля, включателя резерва и за­рядного штуцера. В запорном вентиле и включателе резерва осматриваются вставки клапана вентиля и золотника включателя резерва, кожаные сальниковые прокладки, пружина золотника включателя резерва, фиксатор маховика запорного вентиля и рукоятка включателя резерва. В зарядном штуцере проверяется состояние вставки клапана, пружи­ны, кромки седла, уплотнительного резинового кольца и прокладки заг­лушки. При проверке все детали очищаются от налета солей и окислов, не­исправные детали ремонтируются или заменяются новыми. Перед сборкой они промываются в спирте, а каналы продуваются сжатым воздухом. После полной сборки изолирующий противогаз наполняется сжатым воздухом, а затем произво­дится проверка №2.

152. Результаты проверки записываются в журнал приема в ремонт (проверок №3) и выдачи изолирующих противогазов, учетную карточку на изолирующий противогаз и годовой график проверок изолирующих противогазов.

153. Боевая проверка «AUER» BD-86 и BD-96 включает:

153.1. проверку состояния маски внешним осмотром, надежность присоединения;

153.2. проверку герметичности маски и легочного автомата на разрежение. Для этого необходимо плотно приложить маску к лицу, убрав лямки на смотровую шайбу снаружи, и сделать вдох, задержать дыхание на 2-3 секунды и повторить вдох. Невозможность повторного вдоха указывает на герметичность маски и соединения с легочным автоматом;

153.3. проверку работы легочного автомата и клапана выдоха. Для этого необходимо открыть вентиль баллона (баллонов), прижать маску к лицу и сделать 1-2 глубоких вдоха и выдоха. При этом не должно ощущаться сопротивление на вдохе (выдохе). Клапан выдоха должен обеспечивать подпор воздуха под маской, что проверяется по выходу воздуха с под масочного пространства при создании неплотности прилегания маски к лицу;

153.4. проверку давления в баллоне (баллонах). Для этого необходимо открыть вентиль (вентили) до упора и отвернуть на пол-оборота назад и по манометру определить давление воздуха в баллоне (баллонах);

153.5. проверку работы звукового сигнала. Закрыть вентиль баллонов и произвести несколько вдохов и выдохов, при этом необходимо следить за показанием выносного манометра и за появлением характерного свистящего звука. Исправное сигнальное устройство срабатывает при давлении 50 ± 5 бар (5±0,5 МПа);

153.6. доклад командиру звена о готовности газодымозащитника к включению в аппарат «Иванов к включению готов, давление 280».

154. По команде командира звена «В противогазы включись!» надеть маску на голову, подогнать головные лямки под размер головы, сделать резкий вдох для включения легочного автомата в работу.

155. Проверка № 1 «AUER» BD- 86 и BD-96 включает:

155.1. внешний осмотр изолирующего противогаза. При этом проверяется внешний вид аппарата, надежность подсоединения: баллона к редуктору; легочного автомата к маске; наличие и закрепление ремней; закрепление манометра и шланга среднего давления на левом плечевом ремне;

155.2. подсоединение маски к легочному автомату. При этом кнопка легочного автомата должна располагаться справа;

155.3. проверку герметичности маски и соединения с легочным автоматом, а также срабатывания кнопки легочного автомата и плотность прилегания клапана выдоха к седлу. Для этого головные лямки необходимо убрать на смотровую шайбу снаружи маски, маску приложить плотно к лицу и сделать вдох, задержать дыхание на 2-3 секунды и сделать повторный вдох. Если повторный вдох невозможен, то герметичность маски и ее соединения с легочным автоматом считается достаточной;

155.4. проверку клапана выдоха. Для этого необходимо сделать выдох в маску, при этом не должно ощущаться сильного сопротивления на выдохе;

155.5. проверку герметичности системы высокого давления. Для этого необходимо закрыть вентиль (вентили) воздушного баллона изолирующего противогаза, и, ес­ли в течение одной минуты падение давления составит не более 5 ÷ 10 бар (0,5÷1 МПа), изолирующий противогаз герметичен;

155.6. проверку давления воздуха в баллоне (баллонах). Для этого необходимо открыть вентиль (вентили) и по манометру определить давление. В боевой расчет ставится аппарат с давлением не менее 250 бар (25 МПа);

155.7. проверку работы звукового сигнала. Закрыть вентиль баллонов и сделать несколько вдохов и выдохов, при этом необходимо следить за показанием выносного манометра и за появлением характерного свистящего звука. Исправное сигнальное устройство срабатывает при давлении 50 ± 5 бар (5±0,5 МПа);

155.8. запись в журнал регистрации проверок №1 АСВ.

156. Если при проверке №1 будут обнаружены какие-либо неисправности, которые не могут быть устранены газодымозащитником, выполняющим проверку, изолирующий противогаз направляется на базу ГДЗС для ремонта, а газодымозащитнику выдается резервный.

157. Проверка № 2 «AUER» BD-86 и BD-96 включает:

157.1. подготовку к работе тест-головы. Для этого необходимо накачать макет до необходимых размеров (накачку макета допускается производить от аппарата, а также ртом);

157.2. проверку герметичности маски на разрежение. Для этого необходимо надеть маску на макет (для лучшего прилегания маски к макету рекомендуется смочить влажной губкой лицевую часть макета и внутреннюю часть маски). Подключить пластмассовую резьбовую крышку контрольного шланга к клапану вдоха. Подключить металлическую резьбовую крышку контрольного шланга к испытательному разъему мульти-теста. Вентиль сброса закрыть. Повернуть рычаг линии разрежения вверх. Кнопкой воздушного компрессора создать разрежение до – 20 мбар (2 КПа) на манометре низкого давления. Рычаг разрежения вернуть в исходное положение и отпустить кнопку. Вентиль сброса приоткрыть и снизить разрежение до 10 мбар (1 КПа) и закрыть вентиль. Падение разрежения должно быть не более 1 мбар (100 Па) за 1 минуту;

157.3. проверку герметичности маски при избыточном давлении. Для этого необходимо надеть на клапан выдоха заглушку, повернуть рычаг линии давления вверх. Кнопкой воздушного компрессора создать избыточное давление на манометре низкого давления до 20 мбар (2 КПа). Рычаг вернуть в исходное положение и отпустить кнопку. Вентилем сброса снизить давление до 10 мбар (1 КПа) и вентиль закрыть. Падение давления не должно быть более 1 мбар (100 Па) за 1 минуту;

157.4. проверку исправности клапана выдоха. Для выполнения проверки необходимо снять заглушку с клапана выдоха, рычаг давления повернуть вверх, кнопкой компрессора создать давление. Клапан должен сработать при давлении не менее 4,2 мбар (420 Па);

157.5. проверку герметичности легочного автомата при избыточном давлении. Для этого следует навернуть на испытательный разъем переходник и присоединить к нему легочный автомат, рычаг давления повернуть вверх, кнопкой воздушного компрессора создать давление до 10 мбар (1 КПа), вентилем сброса снизить давление на манометре до 7,5 мбар (750 Па) и закрыть вентиль. В течение 1 минуты давление не должно упасть более 0,3 мбар (30 Па);

157.6. проверку рабочего давления редуктора. Для этого следует подключить контрольный шланг среднего давления к ниппелю давления мульти-теста. Один штуцер подсоединить к разъему среднего давления аппарата, к другому подсоединить легочный автомат. Вентиль сброса на мульти-тесте должен быть открыт. Открыть вентиль воздушного баллона. На манометре низкого давления должно быть давление от 2,0 до 3,9 мбар (от 200 до 390 Па) (при большем давлении следует заменить пружину избыточного давления). На манометре среднего давления должно быть давление от 6,0 до 9,0 бар (от 0,6 до 0,9 МПа);

157.7. проверку давления воздуха в баллонах и работу звукового сигнала. Для этого необходимо открыть вентиль баллона, посмотреть на показания манометра, затем закрыть вентиль баллона. Сделать несколько вдохов и выдохов, при этом необходимо следить за показанием выносного манометра и появлением характерного свистящего звука. Звуковой сигнал должен сработать при давлении 50 ± 5 бар (5±0,5 МПа);

157.8. запись в журнал регистрации проверок №2 АСВ.

158. Если при проверке №2 будут обнаружены какие-либо неисправности, которые не могут быть устранены газодымозащитником, выполняющим проверку, изолирующий противогаз направляется на базу ГДЗС для ремонта, а газодымозащитнику выдается резервный.

159. Проверка № 3 «AUER» BD-86 и BD-96 включает:

159.1. частичную разборку;

159.2. внешний осмотр;

159.3. промывку, чистку, дезинфекцию;

159.4. ремонт и замену изношенных частей, прокладок, уплотнительных колец;

159.5. регулировку узлов;

159.6. сборку дыхательного аппарата и регулировку;

159.7. проверку изолирующего противогаза на тестирующем устройстве в соответствии с инструкцией по эксплуатации изолирующего противогаза:

проверить герметичность маски без изолирующего противогаза;

проверить герметичность маски, подключенной к изолирующему противогазу;

159.8. проверку изолирующего противогаза на герметичность под давлением;

159.9. проверку точности показания манометра;

159.10. проверку производительности по расходу воздуха;

159.11. запись в журнал приема в ремонт (проверок №3) и выдачи изолирующих противогазов, учетную карточку на изолирующий противогаз и годовой график проверок изолирующих противогазов.

160. Боевая проверка «Spiromatic Interspiro» включает:

160.1. проверку состояния маски внешним осмотром, надежность присоединения;

160.2. проверку герметичности маски и легочного автомата. Для этого необходимо прижать маску к лицу и сделать глубокий вдох. Если при этом возникает большое сопротивление, не дающее сделать вдох и не снижающееся в течение 2-3 секунд, то аппарат герметичен;

160.3. проверку работы легочного автомата и клапана выдоха. Для этого следует отключить механизм избыточного давления (прижать рычаг к крышке легочного автомата), открыть вентиль (вентили) баллонов, сделать 2–3 вдоха и выдоха. При этом не должно ощущаться сопротивления легочного автомата и клапана выдоха;

160.4. проверку давления воздуха в баллонах по показанию манометра. Для этого необходимо открыть вентиль (вентили) и по манометру определить давление;

160.5. проверку работы звукового сигнала. Для этого необходимо закрыть вентиль (вентили), включить механизм избыточного давления медленным перемещением ручки от корпуса дыхательного клапана (легочного автомата). Звуковой сигнал должен сработать при давлении 60-50 бар (6-5 МПа). После этого отключить механизм избыточного давления (прижать рычаг к крышке легочного автомата);

160.6. доклад командиру звена о готовности газодымозащитника к включению в аппарат «Иванов к включению готов, давление 270».

161. По команде командира звена «В противогазы включись!» надеть маску на голову, подогнать головные лямки под размер головы, сделать резкий вдох для включения легочного автомата в работу.

162. Проверка №1 «Spiromatic Interspiro» включает:

162.1. внешний осмотр изолирующего противогаза. При этом проверяется целостность маски, отсутствие механических повреждений. При присоединении маски к изолирующему противогазу, проверяется правильность и надежность резьбовых соединений. Проверяется состояние крепежных ремней, их подгонка по размеру и работа эксцентричных замков;

162.2. проверку герметичности маски и легочного автомата. Для этого необходимо прижать маску к лицу и сделать несколько глубоких вдохов. Если при этом возникает сопротивление, не дающее сделать дальнейший вдох и не снижающееся в течение 2-3 секунд, то изолирующий противогаз герметичен;

162.3. проверку работы легочного автомата и клапана выдоха. Для этого необходимо отключить механизм избыточного давления (прижать рычаг к крышке легочного автомата), открыть вентили баллонов, сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха. При исправном изолирующем противогазе не должно ощущаться сопротивление дыханию;

162.4. проверку давления воздуха в баллонах по показанию манометра. Для этого необходимо открыть вентиль (вентили) и по манометру определить давление. В боевой расчет ставится аппарат с давлением не менее 250 бар (25МПа);

162.5. проверку герметичности системы высокого давления. Для этого необходимо закрыть вентиль (вентили) воздушного баллона изолирующего противогаза, и, ес­ли в течение одной минуты падение давления составит не более 5 ÷ 10 бар (0,5÷1 МПа), изолирующий противогаз герметичен;

162.6. проверку работы звукового сигнала. Для этого следует закрыть вентиль (вентили) баллонов, включить механизм избыточного давления медленным перемещением ручки от корпуса дыхательного клапана (легочного автомата). Звуковой сигнал должен сработать при давлении 60-50 бар (5-6 МПа), после этого необходимо отключить механизм избыточного давления (прижать рычаг к крышке легочного автомата);

162.7. запись в журнал регистрации проверок №1 АСВ.

163. Если при проверке №1 будут обнаружены какие-либо неисправности, которые не могут быть устранены газодымозащитником, выполняющим проверку, изолирующий противогаз направляется на базу ГДЗС для ремонта, а газодымозащитнику выдается резервный.

164. Проверка №2 «Spiromatic Interspiro» включает:

164.1. чистку, дезинфекцию и сушку. Следует промыть поверхности узлов и лицевую часть панорамной маски мыльным раствором (температура моющего раствора не должна превышать 30˚С), протереть сухой чистой салфеткой, обработать лицевую часть маски дезинфекционным раствором (3% раствором перманганата калия), сполоснуть чистой водой (не погружая в ванну), продуть капли воды сжатым воздухом. Сушку производить при температуре не выше 30˚С;

164.2. подготовку изолирующего противогаза к проверке. Для этого необходимо подсоединить дыхательный клапан (легочный автомат) к редуктору или к системе подачи воздуха с давлением не менее 0,55 бар (50 КПа) при расходе 120 л/мин и не более 1 бара (100 КПа) при 0 л/мин, отсоединив дыхательный клапан от маски. При этом следует отключить механизм избыточного давления (рычаг прижать к корпусу легочного автомата), подсоединить широкое отверстие измерительного корпуса через круглое кольцо дыхательного клапана и проверить, чтобы круглое кольцо обеспечивало достаточное уплотнение, надеть бумажный мундштук на фланец круглого отверстия в измерительном корпусе;

164.3. проведение испытания на герметичность дыхательного клапана (легочного автомата). Для этого следует открыть подачу воздуха. Если при этом слышится звук утечки воздуха, то дыхательный клапан (легочный автомат) негерметичен или работает под давлением, которое является слишком высоким, и вызывает открытие предохранительного клапана;

164.4. проверку работы дыхательного клапана (легочного автомата). Испытание состоит в проверке автоматического включения избыточного давления при первом вдохе. Следует отключить механизм избыточного давления (прижать рычаг к крышке легочного автомата), удерживая пластмассовую трубку согнутой обеспечить герметичность соединения, сделать резкий вдох через бумажный мундштук. Испытание выполнено, если избыточное давление включается автоматически. После этого необходимо отключить механизм избыточного давления (прижать рычаг к крышке легочного автомата);

164.5. проверку работы клапана выдоха. Сопротивление выдоху должно быть минимальным. Для этого следует заполнить измерительную бутылку водой до отметки и вставить бутылку в круглую емкость внутри коробки. Вставить конец пластмассовой трубки с грузом в измерительную бутылку так, чтобы конец трубки оставался у дна бутылки, уплотнить круглое отверстие измерительного корпуса, включить механизм подачи избыточного давления, медленно сжимать резиновую грушу. После этого необходимо убедиться, что из конца пластмассовой трубки не появляются пузырьки, что свидетельствует об исправности клапана выдоха;

164.6. испытание герметичности изолирующего противогаза. Для этого необходимо включить механизм подачи избыточного давления, проверить, чтобы конец пластмассовой трубки находился в измерительной бутылке, уплотнить круглое отверстие измерительного корпуса. После этого следует отключить механизм избыточного давления (прижать рычаг к крышке легочного автомата) и контролировать показания манометра (допускается падение давления до 2 бар (0,2 МПа) в минуту);

164.7. испытание производительности дыхательного клапана (легочного автомата) по воздуху. Испытание ставит целью проверку обеспечения дыхательным клапаном подачи 300 л/мин и более. Для этого необходимо отключить механизм избыточного давления, отсоединить измерительный корпус от дыхательного клапана (легочного автомата) и повернуть его, совместив круглое отверстие в измерительном корпусе с каналом вдоха дыхательного клапана (легочного автомата). После этого включить механизм подачи избыточного давления (повернуть ручку от корпуса клапана). Клапан должен находиться в горизонтальном положении. При этом должна включиться подача воздуха. Следует убедиться, что из конца пластмассовой трубки выделяются пузырьки. Далее необходимо отключить механизм избыточного давления (прижать рычаг к крышке легочного автомата). Если из конца пластмассовой трубки продолжают появляться пузырьки, то это свидетельствует о том, что в дыхательном клапане расход воздуха превышает 300 л/мин при поддержании избыточного давления;

164.8. запись результатов в журнал регистрации проверок №2 АСВ.

165. Проверка выполняется с помощью мини-теста «AGA». Если при проверке №2 будут обнаружены какие-либо неисправности, которые не могут быть устранены газодымозащитником, выполняющим проверку, изолирующий противогаз направляется на базу ГДЗС для ремонта, а газодымозащитнику выдается резервный.

166. Проверка №3 «Spiromatic Interspiro» включает:

166.1. частичную разборку;

166.2. внешний осмотр;

166.3. промывку, чистку, дезинфекцию;

166.4. ремонт и замену изношенных частей, прокладок, уплотнительных колец;

166.5. регулировку узлов;

166.6. сборку и регулировку дыхательного аппарата;

166.7. проверку изолирующего противогаза на тестирующем устройстве Spirotest в соответствии с инструкцией производителя:

проверить герметичность полной маски Spiromatic–P без изолирующего противогаза;

проверить герметичность полной маски Spiromatic–P, подключенной к изолирующему противогазу;

166.8. проверку изолирующего противогаза на герметичность под давлением;

166.9. проверку точности показания манометра;

166.10. проверку производительности по расходу воздуха;

166.11. запись в журнал приема в ремонт (проверок №3) и выдачи изолирующих противогазов, учетную карточку на изолирующий противогаз и годовой график проверок изолирующих противогазов.

167. Боевая проверка «Drager» включает:

167.1. проверку состояния маски внешним осмотром, надежность присоединения;

167.2. проверку работы легочного автомата и клапана выдоха. Для этого необходимо открыть вентиль баллона и сделать несколько вдохов, выдохов. При этом не должно ощущаться сопротивление при дыхании. Клапан выдоха должен обеспечивать подпор воздуха под маской, что проверяется по выходу воздуха с под масочного пространства при создании не герметичности прилегания маски к лицу;

167.3. проверку механизма дополнительной подачи воздуха. Для этого необходимо прижать к лицу маску и нажать на кнопку дополнительной подачи воздуха;

167.4. проверку работы звукового сигнала. Закрыть вентиль баллонов и сделать несколько вдохов и выдохов, при этом необходимо следить за показанием выносного манометра и за появлением характерного свистящего звука. Исправное сигнальное устройство срабатывает при давлении 50 - 60 бар (5-6 МПа);

167.5. проверку герметичности маски и легочного автомата. Необходимо приложить маску плотно к лицу и сделать вдох, задержать дыхание на 2-3 секунды и повторить вдох. Невозможность повторного вдоха указывает на герметичность маски и соединения с легочным автоматом. После этого необходимо отключить механизм избыточного давления (рычаг прижать к крышке легочного автомата). При наличии маски для пострадавшего проверка выполняется поочередно для каждой маски;

167.6. проверку давления воздуха в баллоне (баллонах). Для этого следует открыть вентиль (вентили) до упора и отвернуть на пол-оборота назад и по манометру определить давление воздуха в баллоне (баллонах);

167.7. доклад командиру звена о готовности газодымозащитника к включению в аппарат «Иванов к включению готов, давление 280».

168. По команде командира звена «В противогазы включись!» надеть маску на голову, подогнать головные лямки под размер головы, сделать резкий вдох для включения легочного автомата в работу.

168.1. Проверка № 1 «Drager» включает:

168.2. проверку внешним осмотром исправности маски;

168.3. проверку правильности и надежности соединения всех частей изолирующего противо­газа, отсутствия механических повреждений и подгонку ремней;

168.4. проверку герметичности системы высокого давления. При этом необходимо отключить механизм избыточного давления (рычаг прижать к крышке легочного автомата), открыть и закрыть вентиль (вентили) баллона (баллонов). Падение давления не должно превышать 10 бар (1 МПа) за 1 минуту;

168.5. проверку работы звукового сигнала и механизма избыточного давления. Для этого необходимо закрыть выпускное отверстие легочного автомата рукой, нажать на кнопку дополнительной подачи воздуха. Медленно выпускать воздух, приоткрывая рукой выпускное отверстие ле­гочного автомата до срабатывания звукового сигнала. Следить за показаниями манометра (звуковой сигнал должен сработать при давлении 50-60 бар (5-6 МПа));

168.6. проверку правильности и надежности соединения маски и легочного ав­томата. Необходимо убедиться в отсутствии в соединительном отверстии маски и уплотнительном кольце повреждений и посторонних частиц. После этого необходимо вставить легочный автомат в маску до щелчка, проверить надежность соединения, потянув за легочный автомат (он не должен перемещаться вдоль оси);

168.7. проверку работы легочного автомата и клапана выдоха. Для этого необходимо отключить механизм избыточного давления (рычаг прижать к крышке ле­гочного автомата), открыть вентиль баллона (баллонов), прижать маску к лицу и сделать 1-2 глубоких вдоха и выдоха. При этом не должно ощущаться сопротивление дыханию. Клапан выдоха должен обеспечивать подпор воздуха под маской, что проверяется по выходу воздуха с под масочного пространства при создании не герметичности прилегания маски к лицу;

168.8. проверку дополнительной подачи воздуха и давления в баллоне. Для этого необходимо нажать на кнопку дополнительной подачи воздуха. При этом подача воздуха должна увеличиться. Определить давление воздуха по показаниям выносного манометра (поста­новка в боевой расчет допускается при давлении не менее 250 бар (25 МПа)). После этого необходимо закрыть вентиль (вентили) баллонов, стравить воздух из легочного автомата и отклю­чить механизм избыточного давления (рычаг прижать к крышке);

168.9. проверку на герметичность маски в сборе с легочным автоматом. Для этого необходимо прижать маску к лицу, сделать несколько глубоких вдохов и задержать ды­хание. Невозможность повторного вдоха указывает на герметичность маски и соединения с легочным автоматом, изолирующий противогаз считается герметичным. После этого необходимо отключить механизм избыточного давления (рычаг прижать к крышке ле­гочного автомата). При наличии маски для пострадавшего проверка выполняется поочередно для каждой маски;

168.10. запись в журнал регистрации проверок №1 АСВ.

169. Если при проверке №1 будут обнаружены какие-либо неисправности, которые не могут быть устранены газодымозащитником, выполняющим проверку, изолирующий противогаз направляется на базу ГДЗС для ремонта, а газодымозащитнику выдается резервный.

170. Проверка № 2 «Drager» включает:

170.1. чистку и дезинфекцию. Для этого следует очистить поверхности узлов и лицевую часть панорамной маски моющим раствором фирмы «Drager» или мыльным раствором. Протереть сухой, чистой салфеткой. Обработать лицевую часть маски дезраствором, сполоснуть чистой водой (не погружая в ванну), продуть капли воды сжатым воздухом. Сушку производить при температуре не выше 30°С;

170.2. внешний осмотр, который выполняется аналогично проверке №1;

170.3. проверку исправности панорамной маски. Для этого следует наполнить воздухом и смочить водой по линии уплотнения «тест-голову», надеть на него панорамную маску и затянуть нижние, верхние и головной ремни. Продолжать наполнять «тест-голову» воздухом до тех пор, пока обтюратор маски не будет плотно прилегать к ней. Заблокировать центральный клапан вдоха специальным приспособлением согласно инструкции по эксплуатации тест–прибора (приспособления входят в комплект тестирующего прибора «Drager»). При этом необходимо нагнетать воздух в подмасочное пространство и по манометру низкого давления на приборе проверить давление открытия клапана выдоха. Клапан дол­жен открываться при давлении 4,5 - 5,7 мбар (450-570 Па). Далее необходимо заблокировать клапаны вдоха и выдоха. Создать в подмасочном пространстве давление 10 мбар (1 КПа), в течение 1 минуты падение давления должно составить не более 0,5 мбар (50 Па). После этого создать в подмасочном пространстве разрежение 7,5 мбар (750 Па), в течение 1 минуты падение давления должно составить не более 0,5 мбар (50 Па). Закрыть вентили баллонов, стравить давление, отсоединить тест-голову. При наличии маски для пострадавшего проверка выполняется поочередно для каждой маски;

170.4. проверку работы легочного автомата. Для этого необходимо соединить легочный автомат через адаптер с резьбовым гнездом тест-прибора «Drager» (механизм избыточного давления должен быть отключен), создать избыточное давление 7,5 мбар (750 Па). Падение давления за 1 минуту должно составить не более 0,3 мбар (30 Па). Создать разрежение 7,5 мбар (750 Па) в течение 1 ми­нуты изменение показания манометра должно составить не более 0,3 мбар (30 Па). Создать разряжение в корпусе легочного автомата и по манометру низкого давления на при­боре проверить отрицательное давление срабатывания механизма включения избы­точного давления. Механизм должен включаться при разряжении не более 10 мбар (1 КПа);

170.5. проверку редуцированного давления. По показаниям манометра среднего давления необходимо проверить редуцированное давление. Редуктор считается исправным, если давление равно 6-9 бар (0,-0,9 МПа);

170.6. проверку герметичности систем высокого и редуцированного давления, давления воздуха в баллоне (баллонах). Для этого по выносному манометру изолирующего противогаза зафиксировать давление, закрыть вентиль баллона (баллонов). Изолирующий противогаз считается исправным, если падение давления за 1 минуту составляет не более 10 бар (1 МПа);

170.7. проверку работы звукового сигнала и механизма избыточного давления. Для этого следует закрыть выпускное отверстие легочного автомата рукой и нажать на кнопку дополнительной подачи воздуха. Медленно выпускать воздух, приоткрывая рукой выпускное отверстие ле­гочного автомата до срабатывания звукового сигнала, и следить за показаниями манометра (звуковой сигнал должен сработать между давлениями 50-60 бар (5-6 МПа));

170.8. запись в журнал регистрации проверок №2 АСВ.

171. Если при проверке №2 будут обнаружены какие-либо неисправности, которые не могут быть устранены газодымозащитником, выполняющим проверку, изолирующий противогаз направляется на базу ГДЗС для ремонта, а газодымозащитнику выдается резервный.

172. Перед тем, как приступить к проверке, необходимо подготовить тестирующий прибор «Drager» к работе согласно инструкции по эксплуатации ука­занного прибора.

173. Не рекомендуется проверять панорамную маску на проверочном диске, так как можно повредить обтюратор маски.

174. Проверка № 3 «Drager» включает:

174.1. частичную разборку;

174.2. внешний осмотр;

174.3. промывку, чистку, дезинфекцию;

174.4. ремонт и замену изношенных частей, прокладок, уплотнительных колец;

174.5. регулировку узлов;

174.6. сборку изолирующего противогаза;

174.7. проверку № 2;

174.8. запись в журнал приема в ремонт (проверок №3) и выдачи изолирующих противогазов, учетную карточку на изолирующий противогаз и годовой график проверок изолирующих противогазов.

175. Проверка выполняется с использованием тестирующего прибора «Drager».

Наши рекомендации