Второй этап - постановка сестринских диагнозов
Понятие сестринского диагноза или сестринской проблемы, впервые появилось в США в середине 50-х гг. и было законодательно закреплено в 1973 г.
Термин «диагноз» более применим в отношении деятельности врача. И в этом плане понятие «диагноз» (от греч. «diagnosis» – распознавание) – это краткое врачебное заключение о сущности заболевания и состоянии больного, выраженное в терминах современной медицинской науки.
Однако любой медицинский работник, в том числе и медицинская сестра, оказывая помощь больному, строит свои действия на основании своего понимания сути состояния пациента. Поэтому термин «сестринский диагноз» так же правомочен. Сестринский диагноз следует отличать от врачебного:
- врачебный диагноз определяет болезнь, а сестринский нацелен на выявление реакций организма на свое состояние;
- врачебный диагноз может оставаться неизменным в течение всей болезни. Сестринский диагноз может меняться каждый день или даже в течение дня;
- врачебный диагноз предполагает лечение в рамках врачебной практики, а сестринский — сестринские вмешательства в пределах ее компетенции и практики;
- врачебный диагноз связан с возникшими патофизиологическими изменениями в организме. Сестринский — часто связан с представлениями пациента о состоянии своего здоровья.
Примеры сестринских диагнозов (сестринских проблем):
- больной нуждается в помощи при приеме пищи;
- чувство тревоги, связанное с заболеванием;
- больной нуждается в помощи при кашле, рвоте, отправлении естественных потребностей;
- отсутствие знаний по технике измерения АД;
- отсутствие знаний по технике введения инсулина;
- дефицит знаний и навыков по осуществлению гигиенических мероприятий.
Сестринские диагнозы охватывают все сферы жизни пациента. Различают физиологические, психологические, социальные и духовные диагнозы.
Сестринских диагнозов может быть несколько, 5-6, а врачебный, чаще всего, только один.
Третий этап - планирование ухода
(определение целей и плана ухода)
Во время планирования отдельно для каждой проблемы формулируются цели и план ухода. Требования к постановке целей.
1. Цели должны быть реальными, достижимыми.
Нельзя ставить цель: пациент похудеет за 3 дня на 10 кг. Следует ставить цель: научить пациента правилам ограничения в питании таким образом, чтобы он имел реальную возможность похудеть.
2. Необходимо установить сроки достижения цели.
По срокам существует 2 вида целей:
а) краткосрочные (меньше одной недели);
б) долгосрочные (недели, месяцы, часто после выписки).
3. Цели должны находиться в пределах сестринской компетенции. Нельзя ставить цель устранить кашель у пациента (это задача врача). Следует ставить цель: научить больного правильно кашлять и откашливаться (научить больного дисциплине кашля).
4. Цель должна формулироваться в терминах пациента, а не медсестры.
Четвертый этап - реализация плана ухода
Все, что медсестра наметила сделать на бумаге, теперь она должна претворить в жизнь — самостоятельно или с посторонней помощью.
Сестринские действия подразумевают 3 типа сестринских вмешательств:
1) зависимые;
2) независимые;
3) взаимозависимые.
Зависимые вмешательства
Это такие действия медсестры, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача (инъекции антибиотиков каждые 4 часа, смена повязок, промывание желудка и т.д.).
Независимые вмешательства
Это действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, автономно, без прямого требования со стороны врача. Иллюстрацией могут служить следующие примеры:
1) оказание помощи пациенту в самообслуживании;
2) наблюдение за реакцией пациента на лечение и уход, а также за его адаптацией в условиях ЛПУ;
3) обучение и консультирование пациента и его семьи;
4) организация досуга пациента.
Взаимозависимые вмешательства
Это сотрудничество с лечащим врачом или с другим специалистом в области здравоохранения, например, с физиотерапевтом, диетологом или инструктором ЛФК, когда действия обеих сторон важны для достижения конечного результата.
Пятый этап - оценка эффективности ухода
Оценка эффективности и качества ухода за пациентом производится сестрой регулярно, через определенные промежутки времени. Например, при проблеме риска появления пролежней, сестра будет производить оценку каждые два часа, меняя положение пациента.
Основные аспекты оценки:
- оценка успехов в деле достижения целей, что позволяет измерить качество ухода;
- изучение ответной реакции пациента на медперсонал, лечение и сам факт пребывания в стационаре.
Процесс оценки требует от сестры умения мыслить аналитически при сравнении желаемых результатов с достигнутыми.
Эти 5 этапов составляют суть сестринского процесса. Сестринский процесс – это гибкий живой и динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск в уходе и систематическом внесении коррективов в план сестринской помощи.