Стоматологическое просвещение населения

Стоматологическое просвещение населения – это обязательный базовый компонент любой профилактической программы на всех этапах ее внедрения.

Стоматологическое просвещение – это «предоставление населению любых познавательных возможностей для самооценки и выработки правил поведения и привычек, максимально исключающих факторы риска возникновения заболеваний и поддерживающих приемлемый уровень стоматологического здоровья» (Кузьмина Э.М., 1997).

Предполагается использование любого сочетания возможностей гигиенического обучения и воспитания населения с целью достижения добровольных и созидательных изменений поведения, которые могут способствовать повышению уровня здоровья (Green L., 1989).

Стоматологическому просвещению отводится фундаментальная роль в предупреждении стоматологических заболеваний. Большинство профилактических процедур требует в определенной степени индивидуальной активности конкретного человека в осуществлении гигиены полости рта, выборе диеты, регулярных посещений стоматолога. Стоматологическое просвещение включает в себя мотивацию населения и отдельного человека с целью поддержания здоровья как всего организма в целом, так и стоматологического.

Санитарное просвещение может способствовать расширению объема знаний и усилению желаемых поведенческих реакций. Но для того, чтобы оно было успешным, оно должно сочетаться с другими видами воздействия на здоровье – экономического, социального, законодательного характера и учитывать факторы окружающей среды. Все эти факторы влияют на доступность и преемственность профилактических программ.

Большинство профилактических мероприятий требуют в определенной степени сознательного отношения граждан к охране своего здоровья. Эффективность мер в стоматологическом просвещении населения зависит от активного участия каждого человека в осуществлении профилактических мероприятий, от того, насколько полно каждый гражданин использует меры профилактики в осуществлении гигиены полости рта, выборе диеты, выборе профилактических программ, осознании необходимости регулярных посещений стоматолога.

Широкомасштабное санитарное просвещение в стоматологии организуется стоматологами, правительственными и общественными группами. Эти кампании должны быть нацелены туда, где они будут наиболее перспективными.

Гигиеническое обучение и профилактика ОСЗ должны начинаться уже в период беременности через существующую сеть организационных структур, отвечающих за здоровье ребенка: школы позитивного материнства, комнату здорового ребенка и школу молодой матери, педиатрическую сеть, женские консультации. В это время большое значение имеют предупреждение и своевременное лечение заболеваний беременной, полноценное питание с необходимым количеством белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных солей, особенно кальция и фосфора, которые идут на построение скелета плода и важны для обмена веществ беременной. Это имеет большое значение в правильной закладке зубных зачатков, последующем формировании зубов.

Успех санитарного просвещения, как части профилактической программы, зависит от интереса, мотивации, энтузиазма как самого пациента, так и медицинского работника.

Убедить человека изменить свои прежние привычки или приобрести новые – очень долгий и трудный процесс. Этот процесс связан с боязнью перемен, а на первых порах мотивация пациента к необходимости перемен может быть обратимой.

Человек в выработке новых привычек идет от настороженного, недоверчивого отношения к новым знаниям, потому что они преломляются через собственный опыт.

По мнению Alemuvagan L. (1984), основой санитарно-просвети-
тельной работы является информация и мотивация. Психологическое состояние готовности воспринимать информацию и следовать ей зависит от заинтересованности населения в получении этой информации, а ее восприимчивость – от потребностей, опыта, доверия к работникам санитарного просвещения и метода передачи информации. Мотивация превращает информацию в действие. Выделяют следующие моменты формирования гигиенических привычек.

Для приобретения полезной привычки человек преодолевает несколько ступеней: ЗНАНИЯ – ПОНИМАНИЕ – УБЕЖДЕНИЕ – НАВЫК – ПРИВЫЧКА.

От момента получения информации до получения положительного эффекта санитарного просвещения могут проходить месяцы и годы. Поэтому лучше заниматься в первую очередь санитарным просвещением наиболее перспективных групп населения, где можно начинать «с белого листа» и ничего не ломать, не исправлять.

Основными этапами этого процесса являются (Леус П.А., 1990) следующие:

Стоматологическое просвещение населения - student2.ru ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Стоматологическое просвещение населения - student2.ru ПОЯВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСА

ВЫРАБОТКА УБЕЖДЕННОСТИ

Стоматологическое просвещение населения - student2.ru

Стоматологическое просвещение населения - student2.ru ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Стоматологическое просвещение населения - student2.ru ПОЯВЛЕНИЕ НЕСТОЙКИХ ЗДОРОВЫХ ПРИВЫЧЕК

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

Стоматологическое просвещение населения - student2.ru

ВЫРАБОТКА СТОЙКИХ ЗДОРОВЫХ ПРИВЫЧЕК

Между стоматологом или стоматологическим гигиенистом, с одной стороны, и пациентом, с другой, должна быть обратимая связь. Многократно повторяющиеся упражнения, сопровождающиеся положительным результатом, превращают навык в привычку, а привычка - это уже автоматизм, инстинкт.

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения – это непрерывный процесс, который должен присутствовать на всех этапах стоматологического обслуживания: профилактическом, лечебном, реабилитационном. Наибольший эффект от санитарного просвещения достигается в период детства, когда организм находится в состоянии роста и становления привычек здорового образа жизни. При хорошо поставленной санитарно-просветительской работе среди родителей ребенок до 3-летнего возраста не нуждается в стоматологической помощи (Nemeth T., 1984).

Для мотивации населения к выполнению гигиенических требований предлагается 5 принципов:

1. Лучше обеспечить пациента малой, но более усвояемой информацией.

2. Оставлять за пациентом право определять, чему и как быстро он может научиться. Гигиенист или стоматолог критически оценивает качество усвоения им информации.

3. Пациента необходимо контролировать, так как он не сразу может усвоить все манипуляции правильно.

4. Для продолжения мотивации о необходимости гигиены полости рта необходимо обеспечить обратную связь с пациентом.

5. Подкреплять и развивать методику удаления зубного налета. Мотивировать пациента в желании усовершенствования гигиенических манипуляций.

В целях охраны здоровья необходимо воспитывать в человеке такие формы поведения, которые смогли бы компенсировать негативное влияние факторов риска стоматологических заболеваний (в рацион питания не следует вводить много сахара, стараться строго поддерживать гигиеническое состояние полости рта). Поэтому большое значение имеет санитарно-просветительская работа.

Конечной целью санитарного просвещения должны быть:

¨ выполнение пациентами гигиенических правил;

¨ побуждение пациента к обращению за профилактическими мерами.

Задачи стоматологического просвещения:

1. Информация населения о наиболее важных факторах риска основных стоматологических заболеваний, а также опасных для жизни заболеваний полости рта (рак, СПИД).

2. Информация населения о мерах предупреждения наиболее распространенных стоматологических заболеваний.

3. Мотивация населения к отказу от вредных привычек, к выработке привычек здорового образа жизни, к регулярным посещениям стоматолога.

В результате санитарного просвещения население должно знать следующее:

1) о симптомах и последствиях кариеса зубов, болезней пародонта и других широко распространенных или опасных заболеваний органов и тканей полости рта;

2) о возможных причинах возникновения заболеваний зубочелюстной системы и факторах, способствующих их развитию;

3) знать о мерах индивидуальной профилактики и проявлять активность в их использовании;

4) о возможности сотрудничества с организаторами программ массовой профилактики, со стоматологами, гигиенистами;

5) о необходимости правильного выбора и активного участия в рекомендуемых программах;

6) о персональной ответственности за здоровье зубов и в случае возникновения заболевания сделать все возможное для своевременного лечения у стоматолога.

Методические подходы.Очень важно так организовать стоматологическое просвещение, чтобы планируемые мероприятия были адресованы непосредственно заинтересованным и перспективным в отношении профилактики возрастным группам населения. Последовательность и преемственность санитарного просвещения зависит от перспективы получения более быстрого эффекта:

- беременные женщины и молодые матери;

- дети дошкольного и младшего школьного возраста;

- подростки;

- население зрелого возраста;

- пожилые люди.

Уровни организации санитарного просвещения и гигиенического обучения населения:

1. Популяционный.

2. Групповой.

3. Индивидуальный.

Популяционный– санитарное просвещение, адресованное всему населению. Например, реклама гигиенических средств, которая привлекает внимание населения к способам сохранения стоматологического здоровья.

Групповой –используется обычно при реализации обучающих программ для групп населения. Определяющий фактор при их разработке – возраст группы. При санитарном просвещении детей необходимо учитывать следующие факторы:

1. Например, у первоклассников уровень развития речи, внимания, мышления недостаточен, поэтому им противопоказаны лекции.

2. Разовые мероприятия не эффективны.

3. Необходимо вовлечение родителей в программу санитарного просвещения.

4. Большое значение имеет то, кто сообщает информацию.

5. Исполнителем общеобразовательной программы в школе должен быть учитель, а в дошкольных учреждениях – воспитатель, педиатр, родители после проведения с ними специальной подготовки.

Индивидуальный уровень –осуществляется на врачебном приеме. Дошкольников до 6 лет обучать и мотивировать необходимо с помощью родителей. В этом возрасте еще незрелы психические функции и моторные навыки у ребенка.

Родителей необходимо обучать:

¨ гигиеническим приемам ухода за полостью рта у ребенка;

¨ способам побуждения ребенка к выполнению гигиенических правил;

¨ адекватным знаниям по вопросам профилактики основных стоматологических заболеваний.

По мнению Т.В. Купец и С.К. Мателло (1998) стоматолог должен четко определить для себя:

- кого учить? ребенка, родителей, педагога?

- ЧЕМУ УЧИТЬ? правилам гигиены?

- КАК УЧИТЬ? способам привития этих знаний?

Только обучение в детском возрасте дает самые ощутимые результаты для сохранения стоматологического здоровья, для формирования правильных гигиенических навыков и привычек (табл. 13).

Конкретные приемы работы зависят от следующих факторов:

- личности;

- социального статуса;

- материального положения;

- возраста.

Большое влияние на физическое развитие ребенка, состояние его здоровья оказывает культура общества.

Т а б л и ц а 13

Наши рекомендации