Стоматологическое просвещение:направления,формы,методы(похож на вопрос 34)

Стоматологическое просвещение населения является одним из основных компонентов любой программы профилактики и должно предшествовать и сопутствовать обучению гигиене полости рта.

Стоматологическое просвещение включает в себя мотивацию населения в целом и индивидуума в частности к поддержанию здоровья, а также обучение правилам гигиены полости рта.

Стоматологическое просвещение - это предоставление населению любых познавательных возможностей для самооценки и выработки правил поведения и привычек, максимально исключающих факторы риска возникновения заболеваний и поддерживающих приемлемый уровень стоматологического здоровья.

Гигиеническое воспитание – это система привития полезных навыков и привычек на основе знаний правил здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения. Стоматологический аспект гигиенического обучения и воспитания – составной элемент профилактики заболеваний полости рта. Необходимо иметь в виду, что широкое распространение кариеса зубов и болезней пародонта в разной степени обусловлено вредными привычками человека, связанными с нерациональным потреблением углеводов, нарушением самоочищения полости рта, недостаточно высоким уровнем гигиены полости рта.

Задача гигиенического воспитания и обучения должна реализовываться путем выполнения двух программ: минимальной – привитие родителям и другим взрослым, опекающим ребенка, а затем и самому ребенку необходимые навыки по поддержанию гигиенического состояния полости рта, максимальной – организовать воспитание родителей и детей и выработать у детей сознательное отношение к гигиеническим мероприятиям самого широкого плана (питание, физическое развитие, закаливание, правильный режим дня и т.д.), добиться создания в каждой семье условий здорового образа жизни по принципу «иначе быть не может».

Прививать детям гигиенические навыки должны родители, воспитатели, педагоги. У ребенка тем легче формируется гигиенический навык, переходящий в стадию привычки, чем меньше его возраст. Исходя из этого, некоторые ученые рекомендуют медикам, при невозможности охватить своим вниманием все детское население, сосредоточить усилия на дошкольных учреждениях. Такой подход позволит в течение нескольких лет обеспечить естественное распространение прочих навыков гигиенической культуры на весь детский и подростковый контингент того или иного населенного пункта.

Первым принципом гигиенического обучения и воспитания следует признать комплексность, взаимосвязь таких компонентов, как: а) санитарное просвещение, углубляющее знания для мотивированного гигиенического поведения; б) обучение методике гигиенических мероприятий; в) постоянный контроль за качеством выполнения гигиенических мероприятий с целью превратить умения в стойкие гигиенические навыки.

Второй важный принцип гигиенического обучения и воспитания – систематичность и непрерывность, начиная с периода беременности женщины и затем на протяжении жизни ребенка. Здесь должны соблюдаться преемственность форм и методов, периодическая повторяемость элементов воспитания детей родителями, воспитателями, учителями, медиками.

Можно выделить третий этап гигиенического воспитания и обучения – дифференцированность форм в зависимости от возрастных психофизических особенностей ребенка.

Методы стоматологического просвещения:

ü беседы

ü лекции

ü семинары

ü уроки здоровья

ü игры

Средства просвещения:

ü книги, брошюры

ü памятки

ü плакаты

ü газеты, журналы

ü видеофильмы

ü реклама на радио и ТВ

Методыоценки эффективности просвещения могут быть:

ü субъективными (анкетирование населения)

ü объективными (изменение показателей стоматологического статуса)

Санитарно – просветительная работа подразделяется на две основные формы: пропаганда медицинских знаний и агитация за соблюдение медицинских норм и правил здорового образа жизни. По видам и организационным формам санитарно – просветительная работа может быть массовой, групповой, индивидуальной и целевой.

Массовая санитарно – просветительская работа – это издание книг, плакатов, листовок в печатных изданиях, выпуск кинофильмов, выступления по телевидению, радио. Индивидуальная – индивидуальные беседы. Примерами группового санитарного просвещения и обеспечения здоровья могут быть уроки здоровья и плановая стоматологическая помощь в школе.

Существуют активные формы санитарно – просветительной работы (очные) в виде непосредственного общения медицинских работников с населением (выступления, лекции, доклады) и пассивные (заочные) – издание научно – популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санитарных бюллетеней, проведение выставок, показ видео – и кинофильмов. Активные и пассивные формы тесно связаны друг с другом.

Преимуществами активных форм работы являются непосредственная взаимосвязь и взаимодействие с аудиторией, обеспечивающие наибольший эффект воздействия на аудиторию. В свою очередь, пассивные формы работы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на неограниченную по количеству аудиторию. Недостатком же следует признать отсутствие обратной связи между агитаторами и слушателями. Однако повышение качества пропаганды позволяет усилить эффект пассивных методов санпросветработы.

Наши рекомендации