Отличительные признаки основных групп микроорганизмов»
ПО МИКРОБИОЛОГИИ В ВЕСЕННЕМ СЕМЕСТРЕ
УЧЕБНОГО ГОДА
Дни неде- ли | Часы | Лечебный факультет | Педиат- рический факульт. | Мед.-проф. факульт. | В С О | Стомат. | Фарм. |
Понедельник | 830 | Лекция 1н - 830 ауд.17; 2н - 1030 ауд. 17 | |||||
1300 | Лекция (1 н), 1500 Лекция (2 н) 1300, ауд. 2 | 1-ая нед. практ. или лекц. 22с 23с | I нед. – 1300 - практ. 11ф 12ф | ||||
Вторник | 830 | 205, 206, 207 Лекция (2 п) ауд.№1 | Лекция (1 н),1030 ауд.17 | I-ая нед. – 1600-лекция 1745-практ. 2а 2б | |||
1300 | 218, 219 | 22м 23м | |||||
Среда | 830 | 211, 215, 220 Лекция(1п), 1030ауд№1 | |||||
1300 | 201, 202 | ||||||
Четверг | 830 | ||||||
1300 | 213 , 214 216, 217 | ||||||
Пят- ница | 830 | 203, | II-ая нед. 1030-лекция 11ф,12ф | ||||
1300 | 20м , 21м | 21с (1 нед) | |||||
Суб- бота | 830 | 204 , | |||||
1300 |
|
РАСПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО МИКРОБИОЛОГИИ В ВЕСЕННЕМ СЕМЕСТРЕ ПО ЦИКЛАМ ДЛЯ ЛЕЧЕБНОГО, ПЕДИАТРИЧЕСКОГО и МПФ
УЧЕБНОГО ГОДА
П Л А Н
самостоятельной работы студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов в течение 3-х занятий по теме:
«Морфология микроорганизмов»
З А Н Я Т И Е № 1
I. Тема: «Методы изучения морфологии микроорганизмов».
II. Цель:1.Ознакомиться с методами изучения морфологии микроорганизмов.
2. Овладеть навыками приготовления микропрепаратов и техникой иммерсионной микроскопии.
III. План самостоятельной работы:
- Техника микроскопии:
а) овладеть техникой микроскопии в иммерсионной системе (тема 1.1.,задание 1 в «Руководстве…»);
б) ознакомиться с техникой фазово-контрастной и люминесцентной (флюоресцентной) микроскопии (тема 1.1., задание 2 в «Руководстве…»);
в) обсудить схему и принципы действия электронного микроскопа.
2. Методика приготовления окрашенных и неокрашенных препаратов (тема 1.1., задание 3 в «Руководстве…»):
а) приготовить из агаровой культуры препарат и окрасить метиленовым синим или фуксином;
б) приготовить из взвеси дрожжей препарат и окрасить с помощью негативного метода.
Вопросы для подготовки:
1. Медицинская микробиология. Ее значение в практической деятельности врача. Задачи предмета.
2. Оптическая микроскопия. Полезное увеличение. Разрешающая способность микроскопа.
3. Принципы иммерсионной, фазово-контрастной, флюоресцентной, электронной микроскопии.
4. Назначение и типы микропрепаратов из микроорганизмов: нативные, окрашенные (позитивно, негативно).
5. Зависимость границ человеческого познания от уровня научно-технического прогресса.
6. История микробиологии. Основные этапы, ученые, открытия.
Самостоятельная работа во внеучебное время:
втетради практических занятий заполнить таблицу:
«Методы микроскопии»
Вид микроскопии | Принцип | Разрешающая способность | Применение | ||
иммерсионная | |||||
темнопольная | |||||
фазово-контрастная | |||||
люминесцентная | |||||
|
З А Н Я Т И Е № 2
I. Тема: «Строение бактериальной клетки».
II. Цель:1.Изучить строение бактериальной клетки.
2. Овладеть методом окраски бактерий по Граму.
III. План самостоятельной работы:
1. Сложные методы окраски. Метод Грама. Окрасить по методу Грама препарат из смеси грамположительных и грамотрицательных бактерий (тема 1.2., задание 1 в «Руководстве…»).
2. Строение бактериальной клетки (тема 1.2., задание 4 в «Руководстве…»):
а) жгутики:
- рассмотреть препарат из бактерий со жгутиками, окрашенный по Грею;
- обнаружить движение бактерий при темнопольной микроскопии в препарате «раздавленная « капля;
б) капсула:
- рассмотреть препарат из бактерий (клебсиелла с капсулой), окрашенный по Бурри-Гинсу;
в) оболочка:
- рассмотреть препарат из плазмолизированных дрожжей, окрашенный по Бурри-Гинсу;
г) внутриклеточные включения:
- рассмотреть препарат из дифтерийных палочек с зернами волютина, окрашенный метиленовой синькой;
д)споры бактерий:
- рассмотреть препарат из палочек со спорами, окрашенный по Граму.
Вопросы для подготовки:
1. Строение бактериальной клетки как результат эволюционной адаптации микроорганизмов:
- клеточная стенка грамположительных и грамотрицательных бактерий:
роль, методы обнаружения;
- капсула: роль, методы обнаружения;
- спора: роль, методы обнаружения;
- жгутики: роль, методы обнаружения;
- внутрибактериальные включения: роль, методы обнаружения.
2. Понятие о сложных методах окраски бактерий и их назначение. Механизм окраски по Граму.
Самостоятельная работа во внеучебное время:
втетради практических занятий заполнить таблицу:
«Обязательные и необязательные компоненты бактериальной клетки»
Обязательные компоненты | Необязательные компоненты |
З А Н Я Т И Е № 3
I. Тема: «Сравнительная морфология микроорганизмов».
II. Цель:
- Освоить сложный метод окраски бактерий по Цилю-Нильсену.
- Изучить сравнительную морфологию групп микроорганизмов: бактерий, спирохет, риккетсий, вирусов.
III. План самостоятельной работы:
1. Сложные методы окраски. Метод Циля-Нильсена.
а) Окрасить по методу Циля-Нильсена готовый препарат из кислотоустойчивых и некислотоустойчивых бактерий (тема 1.2., задание 2 в «Руководстве…»).
б) Рассмотреть препарат из палочек со спорами, окрашенный по Цилю-Нильсену.
2. Морфология микроорганизмов (тема 1.2., задание 3 в «Руководстве…»):
а) определить в готовых препаратах кокковидные, палочковидные и извитые формы бактерий;
б) рассмотреть лептоспиры в темнопольном микроскопе;
в) рассмотреть риккетсии в препарате из чистой культуры;
г) рассмотреть вирионы в препарате, обработанном по методу Морозова.
Вопросы для подготовки:
1. Основные группы микроорганизмов и их взаиморасположение в природе.
2. Связь формы и содержания, морфологии и функции на примере морфологии отдельных групп микроорганизмов.
3. Сравнительная морфология простейших, грибов, бактерий (разных таксонов), спирохет, риккетсий, микоплазм, хламидий, вирусов.
4. Механизм окраски по Цилю-Нильсену.
Самостоятельная работа во внеучебное время:
втетради практических занятий заполнить таблицу:
Отличительные признаки основных групп микроорганизмов».
Место в системе организмов | Ядро | Оболочка | |
Простейшие | |||
Спирохеты | |||
Грибы | |||
Бактерии | |||
Риккетсии | |||
Вирусы | |||
Хламидии | |||
Микоплазмы |
ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов
по теме: «ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ»
З А Н Я Т И Е № 1
I. Тема:Бактериологический метод диагностики.
II. Цель:
1. Изучить методы культивирования микроорганизмов.
- Овладеть бактериологическим методом исследования.
III. План самостоятельной работы:
- Изучить типы питательных сред.
- Ознакомиться с методами культивирования аэробов и анаэробов (Задание 2).
- Овладеть техникой посева бактерий на питательные среды.
- Выделить из смеси бактерий чистую культуру и осуществить ее идентификацию (Задание 1).
- Изучить таблицы «Методы выделения чистых культур» и «Выделение и идентификация чистой культуры».
IV. Вопросы для подготовки:
- Физиологическая роль питания и дыхания у бактерий.
- Дифференциация микроорганизмов по типу дыхания, питания и отношению к температуре.
- Практическое использование знаний о физиологии микроорганизмов. Условия культивирования бактерий:
а) типы питательных сред;
б) культивирование облигативных паразитов;
в) культивирование анаэробов.
- Методы выделения чистых культур.
- Бактериологический метод диагностики. Цели. Задачи. Диагностическая ценность.
Самостоятельная работа во внеучебное время:
втетради практических занятий заполнить таблицу:
Среды для культивирования разных групп микроорганизмов
Группы микроорганизмов | Тип питания | Тип дыхания | Пример питательной среды |
1. Стафилококки | |||
2.Клостридии | |||
3.Вирусы |
З А Н Я Т И Е № 2
I. Тема: «Действие физических и химических факторов на
микроорганизмы».
II. Цель:
1. Изучить действие физических и химических факторов на микроорганизмы.
2. Ознакомиться с практическим использованием в медицине результатов действия физических и химических факторов на микроорганизмы.
III. План самостоятельной работы:
1. Действие физических и химических факторов на бактерии:
а) поставить опыт по действию карболовой кислоты на взвесь стафилококка (Задание 2);
б) поставить опыт по действию температуры на спорообразующие и неспорообразующие виды бактерий (Задание 1);
в) учесть результат опыта по действию УФЛ на бактерии (Задание 3).
2. Практическое применение действия факторов внешней среды на микроорганизмы:
а) ознакомиться с устройством и работой автоклава (Задание 4);
б) ознакомиться с некоторыми химиотерапевтическими препаратами.
IV. Вопросы для подготовки:
1. Факторы внешней среды, действующие на микроорганизмы.
2. Результаты действия факторов внешней среды на микроорганизмы.
3. Условия, определяющие действие факторов.
4. Практическое использование знаний о воздействии факторов внешней среды на микробы – культивирование, пастеризация, стерилизация, дезинфекция, антисептика, химиотерапия.
5. Понятие об асептике.
Самостоятельная работа во внеучебное время:
В тетради для практических занятий составить и заполнить таблицу.
Таблица. Практическое использование антимикробных химических веществ.
Название | С какой целью используется (мероприятие) | Результат действия на микроорганизм | Результат действия на макроорганизм |
1. Фурациллин 2. Хлорамин 3. Тетрациклин 4. Йод |
З А Н Я Т И Е № 3
I. Тема: «Действие биологических факторов на микроорганизмы. Генетика
микроорганизмов».
II. Цель:
- Изучить действие биологических факторов на микроорганизмы.
- Овладеть навыком оценки антибиотикограммы.
- Изучить формы и механизмы изменчивости микробов.
III. План самостоятельной работы:
- Изучить действие антибиотиков на бактерии:
а) определить чувствительность бактерий к антибиотикам методом диффузии в агар (индикаторных дисков), (Задание 5);
б) определить чувствительность бактерий к антибиотикам методом серийных разведений (Задание 6).
- Изучить действие бактериофагов и бактериоцинов:
а) учесть результаты реакции фаготипирования (Задание 7);
б) рассмотреть явление бактериоциногении стафилококков (Задание 8).
IV. Вопросы для подготовки:
1. Антибиотики. Природа, происхождение, спектр, механизмы и результаты действия на микроорганизмы.
2. Устойчивость микроорганизмов к антибиотикам и пути ее преодоления.
3. Осложнения антибиотикотерапии.
4. Бактериоцины. Свойства. Практическое значение.
5. Бактериофаги. Природа и свойства. Этапы взаимодействия с клеткой. Практическое использование.
6. Эубиотики. Природа, механизмы действия. Практическое использование.
7. Механизмы генотипической изменчивости – мутации, трансформация, трансдукция, лизогенная конверсия, конъюгация.
Самостоятельная работа во внеучебное время:
В тетради для практических занятий составить и заполнить таблицу.
Таблица. Практическое использование антимикробных лекарственных препаратов.
Название Препарата | Состав | Группа | Механизм действия | Показания к применению |
1. Пенициллин 2. Лактобактерин 3. Дизентерийный бактериофаг |
З А Н Я Т И Е № 4
(И Т О Г О В О Е)
Смотреть стр. 64-65 «Руководства к практическим занятиям
по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии»
под редакцией академика РАМН О.В. Бухарина
I. Тема: «История микробиологии. Морфология и физиология микроорганизмов.
II. Цель:
Проверка знаний и умений студентов по разделам морфологии и физиологии микробов.
Зачетное занятие по теме: «Морфология и физиология микроорганизмов» состоит из трех этапов: тестирование, обсуждение теоретических вопросов и проверка практических навыков.
Выявление теоретических знаний проводится по тестам и билетам, которые содержат вопросы из 3-х разделов:
- История микробиологии;
- Морфология микроорганизмов;
- Физиология микроорганизмов.
Подготовка к теоретической части зачетного занятия вести по экзаменационным вопросам (см. стенд кафедры).
Кроме билета каждый студент получает макро- и микропрепараты.
Контрольные микропрепараты:
1. Кишечная палочка (окр. по Граму).
2. Стрептобацилла (окр. по Граму).
3. Палочка со спорой (окраска по Граму и Цилю-Нильсену).
4. Дифтерийная палочка (окр. метиленовой синькой).
5. Палочка с капсулой или капсульный диплококк (окр. фуксином).
6. Стафилококки (окр. по Граму).
7. Сарцины (окр. по Граму).
8. Стрептококки (окр. по Граму).