Отличительные признаки основных групп микроорганизмов»

ПО МИКРОБИОЛОГИИ В ВЕСЕННЕМ СЕМЕСТРЕ

УЧЕБНОГО ГОДА

Дни неде- ли Часы Лечебный факультет Педиат- рический факульт. Мед.-проф. факульт. В С О Стомат. Фарм.
Понедельник 830 Лекция 1н - 830 ауд.17; 2н - 1030 ауд. 17      
1300   Лекция (1 н), 1500 Лекция (2 н) 1300, ауд. 2     1-ая нед. практ. или лекц. 22с 23с I нед. – 1300 - практ. 11ф 12ф
Вторник 830 205, 206, 207 Лекция (2 п) ауд.№1 Лекция (1 н),1030 ауд.17     I-ая нед. – 1600-лекция 1745-практ. 2а 2б    
1300 218, 219   22м 23м    
Среда 830 211, 215, 220 Лекция(1п), 1030ауд№1          
1300 201, 202        
Четверг   830          
  1300 213 , 214 216, 217        
Пят- ница 830 203,         II-ая нед. 1030-лекция 11ф,12ф
1300     20м , 21м   21с (1 нед)  
Суб- бота 830 204 ,        
1300            

 
 
Морфология (3): со 1.02.10 по 20.02.10 Физиология (4): с 22.02.10 по 20.03.10 Инфекция (2): с 22.03.10 по 3.04.10 Иммунитет (4): с 5.04.10 по 1.05.10 Кокки, туб., дифт., рикк. (3): с 3.05. по 22.05.10 Микробная экология (1): с 1.06. по 5.06. Начало весеннего семестра с 1.02.10 (1 н)

РАСПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО МИКРОБИОЛОГИИ В ВЕСЕННЕМ СЕМЕСТРЕ ПО ЦИКЛАМ ДЛЯ ЛЕЧЕБНОГО, ПЕДИАТРИЧЕСКОГО и МПФ

УЧЕБНОГО ГОДА

П Л А Н

самостоятельной работы студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов в течение 3-х занятий по теме:

«Морфология микроорганизмов»

З А Н Я Т И Е № 1

I. Тема: «Методы изучения морфологии микроорганизмов».

II. Цель:1.Ознакомиться с методами изучения морфологии микроорганизмов.

2. Овладеть навыками приготовления микропрепаратов и техникой иммерсионной микроскопии.

III. План самостоятельной работы:

  1. Техника микроскопии:

а) овладеть техникой микроскопии в иммерсионной системе (тема 1.1.,задание 1 в «Руководстве…»);

б) ознакомиться с техникой фазово-контрастной и люминесцентной (флюоресцентной) микроскопии (тема 1.1., задание 2 в «Руководстве…»);

в) обсудить схему и принципы действия электронного микроскопа.

2. Методика приготовления окрашенных и неокрашенных препаратов (тема 1.1., задание 3 в «Руководстве…»):

а) приготовить из агаровой культуры препарат и окрасить метиленовым синим или фуксином;

б) приготовить из взвеси дрожжей препарат и окрасить с помощью негативного метода.

Вопросы для подготовки:

1. Медицинская микробиология. Ее значение в практической деятельности врача. Задачи предмета.

2. Оптическая микроскопия. Полезное увеличение. Разрешающая способность микроскопа.

3. Принципы иммерсионной, фазово-контрастной, флюоресцентной, электронной микроскопии.

4. Назначение и типы микропрепаратов из микроорганизмов: нативные, окрашенные (позитивно, негативно).

5. Зависимость границ человеческого познания от уровня научно-технического прогресса.

6. История микробиологии. Основные этапы, ученые, открытия.

Самостоятельная работа во внеучебное время:

втетради практических занятий заполнить таблицу:

«Методы микроскопии»

Вид микроскопии Принцип Разрешающая способность Применение
иммерсионная      
темнопольная      
фазово-контрастная      
люминесцентная      
NB!При подготовке к практическим занятиям необходимо использовать «Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии» /Под редакцией академика РАМН О.В. Бухарина. М.: Медицина; УрО РАН, 2002.  
электронная

     

З А Н Я Т И Е № 2

I. Тема: «Строение бактериальной клетки».

II. Цель:1.Изучить строение бактериальной клетки.

2. Овладеть методом окраски бактерий по Граму.

III. План самостоятельной работы:

1. Сложные методы окраски. Метод Грама. Окрасить по методу Грама препарат из смеси грамположительных и грамотрицательных бактерий (тема 1.2., задание 1 в «Руководстве…»).

2. Строение бактериальной клетки (тема 1.2., задание 4 в «Руководстве…»):

а) жгутики:

- рассмотреть препарат из бактерий со жгутиками, окрашенный по Грею;

- обнаружить движение бактерий при темнопольной микроскопии в препарате «раздавленная « капля;

б) капсула:

- рассмотреть препарат из бактерий (клебсиелла с капсулой), окрашенный по Бурри-Гинсу;

в) оболочка:

- рассмотреть препарат из плазмолизированных дрожжей, окрашенный по Бурри-Гинсу;

г) внутриклеточные включения:

- рассмотреть препарат из дифтерийных палочек с зернами волютина, окрашенный метиленовой синькой;

д)споры бактерий:

- рассмотреть препарат из палочек со спорами, окрашенный по Граму.

Вопросы для подготовки:

1. Строение бактериальной клетки как результат эволюционной адаптации микроорганизмов:

- клеточная стенка грамположительных и грамотрицательных бактерий:

роль, методы обнаружения;

- капсула: роль, методы обнаружения;

- спора: роль, методы обнаружения;

- жгутики: роль, методы обнаружения;

- внутрибактериальные включения: роль, методы обнаружения.

2. Понятие о сложных методах окраски бактерий и их назначение. Механизм окраски по Граму.

Самостоятельная работа во внеучебное время:

втетради практических занятий заполнить таблицу:

«Обязательные и необязательные компоненты бактериальной клетки»

Обязательные компоненты Необязательные компоненты
   

З А Н Я Т И Е № 3

I. Тема: «Сравнительная морфология микроорганизмов».

II. Цель:

  1. Освоить сложный метод окраски бактерий по Цилю-Нильсену.
  2. Изучить сравнительную морфологию групп микроорганизмов: бактерий, спирохет, риккетсий, вирусов.

III. План самостоятельной работы:

1. Сложные методы окраски. Метод Циля-Нильсена.

а) Окрасить по методу Циля-Нильсена готовый препарат из кислотоустойчивых и некислотоустойчивых бактерий (тема 1.2., задание 2 в «Руководстве…»).

б) Рассмотреть препарат из палочек со спорами, окрашенный по Цилю-Нильсену.

2. Морфология микроорганизмов (тема 1.2., задание 3 в «Руководстве…»):

а) определить в готовых препаратах кокковидные, палочковидные и извитые формы бактерий;

б) рассмотреть лептоспиры в темнопольном микроскопе;

в) рассмотреть риккетсии в препарате из чистой культуры;

г) рассмотреть вирионы в препарате, обработанном по методу Морозова.

Вопросы для подготовки:

1. Основные группы микроорганизмов и их взаиморасположение в природе.

2. Связь формы и содержания, морфологии и функции на примере морфологии отдельных групп микроорганизмов.

3. Сравнительная морфология простейших, грибов, бактерий (разных таксонов), спирохет, риккетсий, микоплазм, хламидий, вирусов.

4. Механизм окраски по Цилю-Нильсену.

Самостоятельная работа во внеучебное время:

втетради практических занятий заполнить таблицу:

Отличительные признаки основных групп микроорганизмов».

  Место в системе организмов Ядро Оболочка
Простейшие      
Спирохеты      
Грибы      
Бактерии      
Риккетсии      
Вирусы      
Хламидии      
Микоплазмы      

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов

по теме: «ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ»

З А Н Я Т И Е № 1

I. Тема:Бактериологический метод диагностики.

II. Цель:

1. Изучить методы культивирования микроорганизмов.

  1. Овладеть бактериологическим методом исследования.

III. План самостоятельной работы:

  1. Изучить типы питательных сред.
  2. Ознакомиться с методами культивирования аэробов и анаэробов (Задание 2).
  3. Овладеть техникой посева бактерий на питательные среды.
  4. Выделить из смеси бактерий чистую культуру и осуществить ее идентификацию (Задание 1).
  5. Изучить таблицы «Методы выделения чистых культур» и «Выделение и идентификация чистой культуры».

IV. Вопросы для подготовки:

  1. Физиологическая роль питания и дыхания у бактерий.
  2. Дифференциация микроорганизмов по типу дыхания, питания и отношению к температуре.
  3. Практическое использование знаний о физиологии микроорганизмов. Условия культивирования бактерий:

а) типы питательных сред;

б) культивирование облигативных паразитов;

в) культивирование анаэробов.

  1. Методы выделения чистых культур.
  2. Бактериологический метод диагностики. Цели. Задачи. Диагностическая ценность.

Самостоятельная работа во внеучебное время:

втетради практических занятий заполнить таблицу:

Среды для культивирования разных групп микроорганизмов

Группы микроорганизмов Тип питания Тип дыхания Пример питательной среды
1. Стафилококки      
2.Клостридии      
3.Вирусы      

З А Н Я Т И Е № 2

I. Тема: «Действие физических и химических факторов на

микроорганизмы».

II. Цель:

1. Изучить действие физических и химических факторов на микроорганизмы.

2. Ознакомиться с практическим использованием в медицине результатов действия физических и химических факторов на микроорганизмы.

III. План самостоятельной работы:

1. Действие физических и химических факторов на бактерии:

а) поставить опыт по действию карболовой кислоты на взвесь стафилококка (Задание 2);

б) поставить опыт по действию температуры на спорообразующие и неспорообразующие виды бактерий (Задание 1);

в) учесть результат опыта по действию УФЛ на бактерии (Задание 3).

2. Практическое применение действия факторов внешней среды на микроорганизмы:

а) ознакомиться с устройством и работой автоклава (Задание 4);

б) ознакомиться с некоторыми химиотерапевтическими препаратами.

IV. Вопросы для подготовки:

1. Факторы внешней среды, действующие на микроорганизмы.

2. Результаты действия факторов внешней среды на микроорганизмы.

3. Условия, определяющие действие факторов.

4. Практическое использование знаний о воздействии факторов внешней среды на микробы – культивирование, пастеризация, стерилизация, дезинфекция, антисептика, химиотерапия.

5. Понятие об асептике.

Самостоятельная работа во внеучебное время:

В тетради для практических занятий составить и заполнить таблицу.

Таблица. Практическое использование антимикробных химических веществ.

Название С какой целью используется (мероприятие) Результат действия на микроорганизм Результат действия на макроорганизм
1. Фурациллин 2. Хлорамин 3. Тетрациклин 4. Йод      

З А Н Я Т И Е № 3

I. Тема: «Действие биологических факторов на микроорганизмы. Генетика

микроорганизмов».

II. Цель:

  1. Изучить действие биологических факторов на микроорганизмы.
  2. Овладеть навыком оценки антибиотикограммы.
  3. Изучить формы и механизмы изменчивости микробов.

III. План самостоятельной работы:

  1. Изучить действие антибиотиков на бактерии:

а) определить чувствительность бактерий к антибиотикам методом диффузии в агар (индикаторных дисков), (Задание 5);

б) определить чувствительность бактерий к антибиотикам методом серийных разведений (Задание 6).

  1. Изучить действие бактериофагов и бактериоцинов:

а) учесть результаты реакции фаготипирования (Задание 7);

б) рассмотреть явление бактериоциногении стафилококков (Задание 8).

IV. Вопросы для подготовки:

1. Антибиотики. Природа, происхождение, спектр, механизмы и результаты действия на микроорганизмы.

2. Устойчивость микроорганизмов к антибиотикам и пути ее преодоления.

3. Осложнения антибиотикотерапии.

4. Бактериоцины. Свойства. Практическое значение.

5. Бактериофаги. Природа и свойства. Этапы взаимодействия с клеткой. Практическое использование.

6. Эубиотики. Природа, механизмы действия. Практическое использование.

7. Механизмы генотипической изменчивости – мутации, трансформация, трансдукция, лизогенная конверсия, конъюгация.

Самостоятельная работа во внеучебное время:

В тетради для практических занятий составить и заполнить таблицу.

Таблица. Практическое использование антимикробных лекарственных препаратов.

Название Препарата Состав Группа Механизм действия Показания к применению
1. Пенициллин 2. Лактобактерин 3. Дизентерийный бактериофаг        

З А Н Я Т И Е № 4

(И Т О Г О В О Е)

Смотреть стр. 64-65 «Руководства к практическим занятиям

по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии»

под редакцией академика РАМН О.В. Бухарина

I. Тема: «История микробиологии. Морфология и физиология микроорганизмов.

II. Цель:

Проверка знаний и умений студентов по разделам морфологии и физиологии микробов.

Зачетное занятие по теме: «Морфология и физиология микроорганизмов» состоит из трех этапов: тестирование, обсуждение теоретических вопросов и проверка практических навыков.

Выявление теоретических знаний проводится по тестам и билетам, которые содержат вопросы из 3-х разделов:

  1. История микробиологии;
  2. Морфология микроорганизмов;
  3. Физиология микроорганизмов.

Подготовка к теоретической части зачетного занятия вести по экзаменационным вопросам (см. стенд кафедры).

Кроме билета каждый студент получает макро- и микропрепараты.

Контрольные микропрепараты:

1. Кишечная палочка (окр. по Граму).

2. Стрептобацилла (окр. по Граму).

3. Палочка со спорой (окраска по Граму и Цилю-Нильсену).

4. Дифтерийная палочка (окр. метиленовой синькой).

5. Палочка с капсулой или капсульный диплококк (окр. фуксином).

6. Стафилококки (окр. по Граму).

7. Сарцины (окр. по Граму).

8. Стрептококки (окр. по Граму).

Наши рекомендации