Выполнить задания для программированного контроля (самоконтроля) знаний
Институт Медицинского Образования
_____________________________________________________________
Кафедра специализированной терапии
Курс фармакологии
Методическое указание
Практического занятия по фармакологии
Тема: Средства, действующие на афферентную часть периферической нервной системы.
Тема занятия:
Местноанестезирующие, вяжущие обволакивающие, адсорбирующие, раздражающие средства
Разработано на кафедре специализированной терапии (курс фармакологии)
Великий Новгород 2008
Цель занятия:
1. Изучить местноанестезирующие средства. Раскрыть их механизм действия и фармакологические эффекты.
2. Произвести сравнительную оценку современных препаратов.
3. Рассмотреть показания и противопоказания к их применению, побочные эффекты.
4. Разобрать виды и методики проведения анестезии.
5. Научить выписывать рецепты на местноанестезирующие средства.
6. Изучить вяжущие средства: органические и неорганические.
7. Изучить обволакивающие средства: принцип действия, применение.
8. Изучить адсорбирующие средства: принцип действия, применение.
9. Изучить раздражающие средства: влияние на кожу и слизистые, отвлекающий эффект.
План занятия и методические указания:
1. Введение.
2. Опрос студентов по теме, вопросам тестов, материалам лекций и учебника – для определения исходного уровня знаний.
3. Рассмотрение влияния местных анестетиков на проведения импульсов по нервному волокну.
4. Изучение местноанестезирующих средства, применяемых для поверхностной анестезии.
5. Изучение местноанестезирующх средства, применяемых преимущественно для инфильтрационной и поверхностной анестезии.
6. Изучение местноанестезирующих средств, применяемых для всех видов анестезии.
7. Изучение местноанестезирующих средств, применяемых в качестве антиаритмиков.
8. Проверка домашнего задания по теме – умению выписывать рецепты и разбираться в формах выпуска и средних терапевтических дозах холинэргических средств.
9. Выполнить задание по врачебной рецептуре
10. Практическая работа: решение заданий для программированного контроля (самоконтроля) знаний.
11. Практическая работа: выполнение заданий для самостоятельной работы.
12. Подведение итогов занятия.
13. Задание студентам вопросов для самостоятельной внеаудиторной подготовки.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА
ИЗУЧИТЬ ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Общая классификация средств, действующих на афферентную часть периферической нервной системы. История открытия и применения местноанестезирующих средств (В.К. Анреп, P.P. Вреден,А.В. Вишневский, С.С. Юдин и другие)
2. Классификация местных анестетиков. Механизм действия. Виды местной анестезии и выбор препаратов для различных видов местной анестезии. Резорбтивное действие местных анестетиков.
3. Классификация вяжущих средств. Механизм и виды местного действия вяжущих средств разных групп. Показания к применению с указанием препаратов.
4. Обволакивающие и адсорбирующие средства – особенности действия, показания к применению с указанием препаратов.
5. Раздражающие средства – механизм и особенности действия, показания к применению с указанием препаратов.
Выполнить задания по врачебной рецептуре:
Выписать рецепты, используя следующие препараты: новокаин, лидокаина гидрохлорид, дикаин, анестезин, танин, отвар коры дуба, «финалгон», ментол.
1. Местный анестетик для проводниковой анестезии длительного действия.
2. Местный анестетик для инфильтрационной анестезии из группы эфиров.
3. Местный анестетик для эпидуральной анестезии из группы амидов.
4. Местный анестетик из группы эфиров при травме глаза (раствор, глазные пленки).
5. Комбинированные свечи с анестезином при заболеваниях прямой кишки (геморрой).
6. Вяжущее средство в виде отвара для полоскания при стоматите.
7. Вяжущее средство для промывания желудка при отравлении алкалоидами.
8. Раздражающее средство для лечения острого ринита (масляный раствор).
9. Раздражающее средство при радикулите (мазь).
ТЕСТ ДЛЯ РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ
1. Местные анестетики обладают всеми нижеперечисленными свойствами, за исключением:
1) Блокируют потенциалзависимые натриевые каналы
2) Связываются преимущественно с покоящимися каналами
3) Замедляют аксональное проведение нервных импульсов
4) Удлиняют рефрактерный период мембраны
5) Все из перечисленного является свойствами местных анестетиков
2. Все из следующих утверждений относительно анестезии при помощи местных анестетиков правильные, кроме:
1) Скорость анестезии может замедляться, если препарат вводится в воспаленные ткани
2) Быстрее блокируются нервные волокна с меньшим диаметром
3) Сила анестетиков определяет частоту их использования в клинической практике
4) Нервные волокна восстанавливаются после анестезии быстрее
5) Нервы, более удаленные от нервных узлов, блокируются быстрее, чем нервы, лежащие центральнее ганглиев
3. Наиболее важными нежелательным эффектом, возникающим после внутривенного введения больших доз местных анестетиков амидной структуры, является:
1) Повреждение печени
2) Повреждение почек
3) Судороги
4) Гангрена
5) Бронхоспазм
4. На действие местных анестетиков оказывают влияние все нижеперечисленные факторы, кроме:
1) Кровоток в тканях, в которые проведена инъекция анестетика
2) Активность ацетилхолинэстеразы в области введения
3) Одновременное введение вазоконстрикторов
4) Количество введенного анестетика
5) рН ткани
5. Эпинефрин, добавленный к раствору лидокаина для местной анестезии:
1) Повышает риск возникновения судорог
2) Повышает длительность обезболивающего действия
3) Повышается риск токсического действия
4) Правильны варианты 1) и 2)
5) Правильны варианты 2) и 3)
Выполнить задания для программированного контроля (самоконтроля) знаний
Составить сравнительную характеристику
Бензокаин | Лидокаин | Бупивакаин | Артикаин | |
Классификация по типу анестезии | ||||
Длительность действия (Т 0,5) | ||||
Показания к применению | ||||
Схема назначения |
Оснащение занятия:
Схемы, плакаты, бумажные и электронные справочные материалы, демонстрационные лекарственные препараты, выпускаемые различными фармацевтическими компаниями (наглядное пособие: упаковки из-под препаратов с вложенными аннотациями), а также с выпускаемым справочным материалом (буклеты).
БЛОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ: