Гигиена кожи и одежды

Уход за кожей. Гигиена кожи имеет большое значение для профилактики не только кожных, но и ряда других, особенно желудочно-кишечных, заболеваний. Для ухода за кожей необходи­мо иметь специальные ванны для купания, мягкие мочалки, дет­ское мыло, растворы марганцовокислого калия и борной кислоты, стерильное вазелиновое или подсолнечное масло, рыбий жир, ва­ту, марлевые тампоны, небольшие ножницы и проч.

По утрам детей надо умывать. В первые месяцы жизни личико и ручки ребенка протирают вагными тампонами, смоченными в кипяченой воде; каждый глаз ребенка протирается особым там­поном. С 5—6 месяцев ребенка можно умывать без помощи там­понов водой комнатной температуры. С 2—2,5 лет надо учить де­тей мыться самостоятельно. С раннего детства надо приучить де­тей мыть руки при всяком их загрязнении, после игры с песком, животными, после уборной и в особенности перед едой.

Дети не должны находиться в мокрой одежде, так как влажная и в особенности мокрая одежда способствует быстрому охлажде­нию. Своевременная смена мокрых пеленок приучает детей к чи­стоплотности, в то время как при плохом уходе они привыкают лежать мокрыми и в дальнейшем долгое время не просятся на гор­шок. Пеленки и другую одежду, пропитанную мочой, не следует подсушивать непростиранными, ihk как при этом они становятся жесткими, сохраняют запах мочи, способствуют размножению микробов. Если грудной ребенок помарался, его следует подмыть теплой водой (36—37°), обсушить осторожным прикладыванием мягкого полотенца или простынки и завернуть в чистое сухое белье. Ежедневно надо смазывать вазелиновым или подсолнеч­ным маслом те места, где легко возникает опрелость. Применять присыпки не рекомендуется, так как, скатываясь в комочки, они сами нередко вызывают раздражение кожи.

Если ребенок часто срыгивает, для предупреждения образова­ния опрелостей на шее и за ушами между шейкой ребенка и бель­ем следует прокладывать небольшую пеленку, сложенную в виде салфетки, концы которой закладывают за голову. После каждого срыгивания салфетку надо менять.

Гигиеническую ванну надо делать первые шесть месяцев жиз­ни ежедневно, в последующие 6 месяцев через день, после года два раза, а после трех лет один раз в неделю при обязательном еже­дневном обмывании ног.

Перед купанием надо чистыми руками промыть »ванночку горя­чей водой с мылом, на ее дно положить чистую пеленку и налить теплую воду (36—37°). Купание проводить в первые месяцы жизни ребенка при температуре воздуха 22°, а затем — 20°. Тело ребенка осторожно погружают в воду, головку поддерживают на пред­плечье купающего. В первые дни с помощью руки, а затем с помо-

щью мягкой губки или варежки, специально сшитой из мягкой тка­ни, тельце ребенка обмывают водой, а 2—3 раза в неделю —с мы лом. Во время купания, которое должно продолжаться не более 5—7 минут, надо следить, чтобы вода не попала в глаза, уши и нос ребенка. После того как тело обмыто, голо.вку и личико промы­вают чистой кипяченой водой, затем, повернув ребенка вниз ли­цом, обливают водой, температура которой на 1—2° ниже темпера­туры воды в ванне.

После купания тело ребенка осторожно обсушивают мягкой про­стыней, а кожные складки смазывают жиром. Чистыми, протер-. тыми спиртом ножницами срезают ногти на пальцах рук и ног. Нос и уши прочищают ватными жгутиками, смоченными растительные или вазелиновым .маслом. Ванночку после купания тщательно промыть и просушить. Стирать в ней белье, даже детское, запре­щается.

Взрослые, ухаживающие за ребенком, перед тем как подойти к нему, должны вымыть руки, снять кольца, булавки, брошки и дру­гие острые предметы, которыми можно поранить его кожу. Еже­дневно надо осматривать тело ребенка. При появлении даже не­большого покраснения или незначительной сыпи ребенка следует показать врачу. Мелкие травмы промывают водой и смазываюг иодом, бриллиантовой зеленью или «жидкостью Новикова».

Гигиенические требования к одежде. Одежду составляют: ниж­нее белье, в том числе и постельное, верхнее платье, предназначен­ное для помещений и улицы, головные уборы и обувь. Одежда должна соответствовать времени года и погоде, возрасту и полу, подбираться по росту и пропорциям тела. Теплосохраняющие свой­ства одежды зависят от ее покроя, пошива, количества слоев и главным образом, от качества ткани.

Сама одежда не греет, но между ней и телом, а также в ее порах находится воздух. Он плохой проводник тепла, поэтому теплопроводность ткани тем меньше, чем больше в ней воздуха. Высокой теплозащитной способностью обладают мягкие, рыхлые ткани — шерсть, мех, ватин, вельвет, трикотаж, а в меньшей сте­пени бумазея, байка, фланель, поролон и пенопласт. Все эти ткани обладают хорошей воздухопроницаемостью, обеспечивающей смену воздуха, находящегося между одеждой и телом.

Для летней одежды рекомендуются гладкие, светлые ткани, хо­рошо отражающие солнечные лучи и гигроскопические, т. е. впи­тывающие и постепенно испаряющие влагу. Этими качествами об­ладают хлопчатобумажные ткани: мадеполам, нансук, батист, бязь, ситец, сатин и. проч. Полотно особенно быстро испаряет влагу, а потому пригодно для жаркого времени, так как способствует охлаждению тела. Капрон, нейлон, хлорин почти совсем не впиты­вают влагу, .поэтому для летней одежды применять их не следует. Одежда из водоотталкивающих, прорезиненных или кожаных тка­ней удобна в прохладную сырую п"огоду. В теплые сухие дни на-

девать ее не следует, так как, не обладая достаточной гигроско­пичностью и воздухопроницаемостью, она затрудняет испарение пота и способствует перегреванию тела.

Одежда должна быть свободной, не стесняющей движений ре­бенка. Недопустимы тугие пояса, лифы, сдавливающие грудную клетку, высокие тесные воротнички, подвязки, перехватывающие ноги. При пошиве одежды для детей не следует допускать припус­ка на рост, а для обеспечения возможности продолжительного поль­зования ею можно оставить запас материи в складках и швах, ис­пользуя его по мере роста ребенка.

Одежда детей первого года жизни. Уже через 1,5—2 месяца после рождения пеленки начинают заменять штанишками — пол­зунками. Зашитые снизу и закрепляющиеся на плечах, они не стес­няют движений и предохраняют ребенка от охлаждения (рис. 97, 1). Во время прогулок или сна на свежем воздухе в хо­лодную погоду поверх комнатной одежды (распашонка, кофточка, пеленки, байковое или'шерстяное одеяло) детей заворачивают в ватное одеяло или спальный мешок — конверт с двумя боковыми запахивающимися полами и капюшоном, а еТце лучше шлемом, который меньше стесняет движения головки (рис. 97, 2). По своим размерам мешок должен сантиметров на 20 превышать рост ре­бенка и не стеснять его тела. На каждом мешке должна быть на­шита метка с указанием, кому он принадлежит. Детей Г/з лет и старше для сна на свежем воздухе в холодную погоду укладывают в мешок в теплых ночных рубашках или пижамах, на голову им на­девают косынку, на ножки — чулочки. ' • •

Когда дети начинают ползать и делают попытки вставать и пе­реступать, держась за мебель, ползунки заменяют костюмом, со­стоящим из кофточки, лифчика с пристегивающимися к нему шта­нишками, и чулочек (рис. 97, 3). Платья для девочек в этом возра­сте неудобны, так как затрудняют ползание, мешают свободно нагибаться за игрушками, цепляются за окружающие предметы.

Детское белье. Постельное белье — наволочки, простыни, подо­деяльники — шьют из светлых, а еще лучше белых тканей. На них хорошо заметна малейшая грязь. Пододеяльники необходимы, так как без них одеяла быстро загрязняются потом и кожным салом, раздражают ворсом кожу ребенка.

Нижние рубашки для девочек обычно делают без рукавов с вы­резным воротом и на проймах, которые более плотно, чем бретели, держатся на плечах. Рубашки для мальчиков шьют с короткими рукавами или заменяют майками, сделанными из бумажного три­котажа. Длина нижних рубашек должна быть такой, чтобы они не вылезали из-под штанишек и платьев. На ночь дневную ниж­нюю рубашку, чтобы она-проветрилась, заменяют ночной. Ночную рубашку шьют свободной и длинной, до ступней ребенка, это пре­дохраняет его от охлаждения и самозаражения глистами острица­ми. Пуговицы и петли лифа лучше располагать спереди, чтобы дети

как можно раньше могли научиться снимать и надевать его без помощи взрослых. Если штанишки не пристегивают к лифу, а де­лают на резинке, то ее пропускают не вокруг, а только сзади.

Комнатная одежда. Ткань для комнатной одежды (платьев, юбок, костюмов) подбирают в соответствии с сезоном: для теплого времени года — ситец, полотно, сатин и др., для зимы — бумазея, байка, трикотаж, вельвет. Шерстяные ткани дороги и быстро пор­тятся от стирки, поэтому из них рекомендуется шить лишь празд­ничную одежду, которую ребенок надевает редко. Покрой плать­ев, предназначенных для каждого, дня, надо делать простым, без лишних деталей—бантиков, рюшек, оборок, затрудняющих стир­ку и глажение, без узких манжет и рукавов, что мешает их завер­тыванию при мытье рук. Верхние штанишки для мальчиков и юбки для девочек делают на бретелях. Поверх платьев и костюмов во время дежурства или работы на участке рекомендуется надевать фартучки. В сильную жару лучшая одежда для детей — сарафаны, трусы на лямках (рис. 97, 4). Необходимой деталью любой верхней детской одежды должны быть карманы для носового платка.

Одежда для прогулок. Одежда, предназначенная для прогулок в холодную погоду, должна обладать хорошими теплозащитными свойствами и не пропускать холодного воздуха через застежки, воротники, рукава. Осенью и весной в зависимости от погоды дети могут надевать байковые или шерстяные костюмы, фуфайки и рей­тузы, демисезонные пальто, плащи. Зимнее пальто для ребенка можно сшить из шерсти на вате или шерстяном ватине. Меховые шубы, а также пальто на меховой подкладке, как правило, тяжелы, малогибки, затрудняют движения ребенка, ведут к перегреву и по­этому детям не рекомендуются. В последнее время широко приме­няются синтетические материалы: поролон, пенопласт и др.

Головные уборы. С самого раннего возраста головку ребенка в теплом помещении следует держать открытой, так как под плат­ками и чепчиками она потеет, может покрываться сыпью или плот­ными корочками из ороговевшего эпителия (себоррея). При выходе из помещения в летние солнечные дни головку ребенка прикрывают светлой панамой, соломенной шапочкой или легкой фуражкой с ко­зырьком, весной и осенью (если не очень холодно и ветрено) девоч­кам надевают береты, мальчикам — кепки, фуражки, в прохладную ветреную погоду, а также зимой при отсутствии сильных морозов рекомендуются вязаные или фетровые шапочки, хорошо покрываю­щие лоб и уши, а в сильные морозы — меховые шапочки или шап­ки-ушанки, «уши» которых могут быть подняты или опущены.

Уход за одеждой. При загрязнении тепловые и гигроскопичес­кие свойства одежды снижаются, поры ткани пропитываются по­том и салом — хорошей средой для микробов. Поэтому загрязнив­шуюся одежду необходимо вовремя сменять, хорошо чистить, про­стирывать и по возможности кипятить и гладить. Крахмалить детское белье и одежду не следует, так как после этого они стано-

Гигиена кожи и одежды - student2.ru

вятся жесткими, снижают свою гигроскопичность и воздухопрони­цаемость. Белье и комнатную одежду следует менять при их загряз­нении и после каждого купания ребенка. Носки и чулки всегда пропитываются потом и легко загрязняются. Поэтому их надо ме­нять не реже, чем через каждые 2 дня. Одеяла и тюфяки раз в не­делю выносят на свежий воздух для проветривания и механи­ческой очистки от пыли. Стеганые ватные одеяла, кроме того, 1—

2 раза в год стирают.

Необходимо с ранних лет приучать детей к опрятности в одеж­де, воспитывать стремление сохранить ее чистой ^аккуратной. Про­цедура одевания и раздевания ребенка не должна вызывать у него отрицательных эмоций. Этому содействует спокойное поведение, приветливая' улыбка, ласковый разговор. Во время переодевания дегеи первого года жизни эту процедуру хорошо совместить с за-

каливанием и развитием движений. С первых лет жизни надо раз­вивать у детей самостоятельность: показывать и учить, как пра­вильно надеть рубашку, штанишки, лифчик, чулочки и т. п. При таком воспитании уже к трем годам дети могут самостоятельно раздеваться и одеваться, аккуратно вешать и складывать свою одежду, очищать ее от пыли и снега.

Обувь. Уже с шести месяцев нужно надевать чулки, соответ-^ ствующие размеру ноги ребенка, и мягкие ботинки, которые в даль­нейшем, когда он начинаег ходить, заменяются кожаными туфлями. Детская обувь должна быть легкой, удобной, иметь эластичную подошву, широкий носок и каблук высотой в 2—3 мм. Обувь без каблука способствует образованию плоской стопы, поэтому дли­тельное время ходить в ней не рекомендуется. Тапочки надевают только на музыкальные занятия, занятия по гимнастике и физи­ческой культуре.

Тесная, грубо сшитая обувь может привести к изменению фор­мы стопы и ноги ребенка; способствовать врастанию ногтей, обра­зованию мозолей; сдавливая кровеносные сосуды и вызывая за­стой крови в ногах, тесная обувь в холодное время года ускоряет их охлаждение. Слишком свободная обувь также нежелательна, так как она затрудняет свободные движения детей, вызывает натер-тости ног. Для повседневного ношения не рекомендуется резиновая и лакированная обувь, задерживающая движение воздуха и испа­рение пота, способствующая образованию опрелости ног. Резино­вые сапожки с проложенными в них стельками, хорошо впитываю­щими влагу, могут использоваться только в сравнительно теплую погоду во время прогулок по влажной земле и траве. При низких температурах воздуха рекомендуется носить ботинки с,галошами или ботами. Обуви на резиновой подошве следует избегать, а если она имеется, в нее подкладывают стельки.

В теплое время года удобна для ношения как в помещениях, так и на прогулках парусиновая и плюнелевай обувь. Она легка, воздухопроницаема и гигроскопична. Зимой на прогулке следует носите утепленные суконные или кожаные ботинки, а в очень силь­ные морозы — валенки с галошами. По возвращении с прогулок обувь обязательно снимается, очищается от снега и просушивается. Носить теплую обувь, особенно валенки, в помещениях не следует.

Вопросы: 1. Каковы особенности строения и функций кожи у детей? 2. Какую роль играет кожа в регуляции теплоотдачи? 3. Как протекают сосудистые и пото-отделительные реакции у детей? 4. Каким должен быть уход за кожей, волосами и ногтями детей? 5. Какие причины вызывают потницу и опрелость, как их пре­дупредить у ребенка? 6. Каковы причины, симптомы и профилактика стригущего лишая и парши? 7. Как следует осуществлять уход за детьми, страдающими кожными заболеваниями?

Задание: Пронаблюдать, как ведется в дошкольном учреждении уход за кожей, волосами и ногтями детей.

Наши рекомендации