Первичная медико-санитарная помощь населению и перспективы ее развития. Врач общей практики (семейный врач), особенности организации работы. Перспективы развития
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) в качестве одного из ведущих инструментов достижения стратегии здоровья для всех, так как она, осуществляя главную функцию системы здравоохранения и являясь ее центральным звеном, составляет неотъемлемую часть всего процесса социально-экономического развития общества.. Основные направления реформ должны предусматривать переход к организации первичной медико-санитарной помощи на новые формы работы, с лидирующей ролью врача общей (семейной) практики, изменение организации работы поликлиники и специалистов, создание на базе ряда поликлиник консультативно-диагностических центров и центров здоровья, предоставляющих доступную и качественную высокоспециализированную помощь, включая профилактику заболеваний, при достижении высокой эффективности используемых ресурсов.«врач общей практики (семейный-врач) — это лицензированный выпускник медицинского высшего учебного заведения, который обеспечивает индивидуальную первичную и непрерывную медицинскую помощь для отдельных лиц, семей и населения, независимо от возраста, пола или вида заболевания».. К основным требованиям, которым должен соответствовать врач общей (семейной) практики, согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения относятся: обеспечение высокого профессионализма, активное сотрудничество с различными группами населения, использование научного прогресса и передовых достижений во всех областях дея-тел&ности по охране здоровья,..Помимо назначения курса лечения, врачи общей (семейной) практики должны учитывать и: другие потребности пациента (улучшение социальных условий, охрана психического здоровья, решение семейных проблем). Они должны обеспечивать всестороннюю помощь: лечебную, профилактическую и реабилитации онную, причем таким образом, чтобы медицинская помощь-носила взаимодополняющий, интегрированный и непрерывный характер.
47. Медицинское обеспечение городского населения, объединенная городская больница: структура, функции, управление.
Любое стационарное учреждение (без поликлиники) по функциональному назначению, как правило, имеет 3 подразделения: управление, стационар и административно-хозяйственную часть. Каждая функционально-структурная часть больницы в свою очередь состоит из ряда подразделений. Так, к управлению больницей, помимо главного врача и его заместителей относятся канцелярия, кабинет медицинской статистики, медицинский архив, бухгалтерия, библиотека и др.; стационар состоит из приемного отделения (централизованное или децентрализованное), специализированных палатных отделений, операционного блока и др. Лечебно-диагностическая служба может быть единой для стационара и поликлиники и включает -различного профиля лаборатории, кабинеты (ЭКГ, рентгеновский, физиотерапевтический, ЛФК, массажа и др.). В больницах как структурный элемент должны быть аптека, патологоанато-мическре отделение (морг). К административно-хозяйственной части относятся пищеблок, склады, прачечная (если они не централизованы в городе), технический отдел, транспорт, дезинфекционная камера и тд.Во главе больницы стоит главный врач, который отвечает за всю лечебно-профилактическую, административно-хозяйственную и финансовую деятельность учреждения. Главный врач объединенной больницы имеет заместителей по медицинской, административно-хозяйственной работе и других.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предложила систематизировать функции современной больницы на 4 группы:— восстановительные (диагностика и лечение заболеваний, реабилитация и неотложная помощь);— профилактические, особенно для больниц, объединенных с поликлиникой (лечебно-оздоровительная деятельность, профилактика инфекционных и хронических заболеваний, инвалидности и др.);— учебные (подготовка медицинского персонала и их последипломная специализация);— научно-исследовательские. выделяют следующие основные структурные части стационара: приемное отделение, профилированные лечебные отделения, отделения специальных видов лечения, отдельные диагностические службы, зяйственные службы. Для больного больница начинается с приемного отделения или пр» ного покоя. Приемное отделение стационара больницыможет быть цент лизованным (для всей больницы) и децентрализованным (для отделы профильных структурных ее частей).
48. Городской участок: основные разделы работы участкового врача. Талон амбулаторного пациента, его значение.
Основным принципом организации работы поликлиники является участковый принцип оказания медицинской помощи, который заключается в том, что территория, обслуживаемая поликлиникой, делится на территориальные участки, исходя из численности населения на участке в 1700 человек (до 2000 человек). К каждому участку прикрепляются определенный врач-терапевт и медицинская сестра.
Работа участкового врача-терапевта осуществляется по графику, утвержденному заведующим отделением иди руководителем учреждения. Составление графика работы участковых терапевтов является важным организационным мероприятием. Рационально составленный график работы позволяет повысить доступность участкового врача-терапевта для населения своего участка, в частности обеспечить высокую степень соблюдения участковое™ в обслуживании населения. В графике работы должны быть предусмотрены фиксированные часы амбулаторного приема больных, помощь на дому, профилактическая и другая работа.Важный разделом работы участкового терапевта является прием, пациентов в поликлинике. Каждое посещение больным врача необходимо в пределах существующих возможностей сделать исчерпывающим и законченным. Повторные назначения на прием должны исходить исключительно из медицинских показаний. Серьезного внимания заслуживают лица, многократно болеющие в течение года. Необходимо также внимательно проводить обследование, тщательно и своевременно лечить больных с
Организация работы стоматологических поликлиник (отделений, кабинетов). Основные разделы работы врача-стоматолога. Этапы плановой санации.
Стоматологическая поликлиника — главное учреждение по оказанию сто матологической помощи населению.. Деятельность поликлиники характеризуется массовостью обслуживания, близостью к населению.Мощность стоматологических поликлиник определяется их категорией.Приказом МЗ РБ №386 от 2. 09. 61г. было определено 5 типовых категории самостоятельных стоматологических поликлиник.Определяющим документом при формировании штатного расписания сто матологических поликлиник в городах с населением 25 тыс. человек является приказ МЗ № 950. «О штатных нормативах медицинского персонСредний медицинский персонал.Должности медицинских сестер врачебных кабинетов устанавливаются из расчета на:- одну должность врача-стоматолога-хирурга;- две должности врачей-стоматологов.Должности рентгенлаборанта устанавливаются из расчета одна должность в смену.Должности медицинских статистиков устанавливаются из расчета одна должность на 40 должностей врачей-стоматологов всех должностей.
Младший медицинский персонал.Должность сестры-хозяйки устанавливается в поликлиниках, которым положено не менее 20 врачебных должностей.Должности санитарок устанавливаются из расчета 1 должность на:- одну должность врача стоматолога-хирурга; — три должности врача-стоматолога;- три должности врача стоматолога-протезиста (эти должности содержатся на хозрасчете за счет специальных средств);- две должности медсестры по физиотерапии.Зубопротезная помощь оказывается на заключительном этапе лечения стоматологических больных, после проведения полной санации.Штатное расписание отделений ортопедической стоматологии в стоматологических поликлиниках основывается на приказах МЗ №950 от 1 октября 1976 г. «О штатных нормативах медицинского персонала стоматологических поликлиник» и №900 от 26.09.1978