Переноска пострадавших па руках двумя носильщиками

Носильщики соединяют руки так, чтобы образовать "сиденье", "замок". "Замок" можно сделать, соединив две руки (одну руку одного носильщика и одну руку другого), три руки (две ру­ки одного носильщика и одну руку другого) и четыре руки (рис. 54, а, б, в).

 

В первом случае носильщики, имея по одной свободной руке, мо­гут поддерживать ими пострадав­шего спереди и сзади. Во втором случае пострадавшего может под­держивать рукой один из носиль­щиков. В третьем случае постра­давший сам обхватывает носиль­щиков обеими руками за плечи (рис. 55, а, б). В качестве "сиденья" можно также использовать поясной ремень, свернутый кольцом, верев­ку, кусок крепкой ткани.

Второй способ. Один из но­сильщиков подходит к пострадав­шему сзади и подхватывает его под мышки согнутыми в локтях рука­ми, другой носильщик встает меж­ду ног пораженного к нему спиной и обхватывает руками его голени. При этом первый носильщик не должен соединять свои руки на груди пострадавшего, так как это может затруднить ему дыхание (рис, 56).

Рис. 54. Замок из рук для переноски раненого

Третий способ. Носильщики, подойдя к пораженному, становят­ся оба с одной (здоровой) стороны и опускаются на одно колено. Тот носильщик, который находится у головы пораженного, одну руку





Переноска пострадавших па руках двумя носильщиками - student2.ru

Переноска пострадавших па руках двумя носильщиками - student2.ru

Рис. 55. Переноска раненого на замке из рук двумя носильщиками

Переноска пострадавших па руках двумя носильщиками - student2.ru
Рис. 56. Переноска двумя носильщиками пострадавшего без носилок

подводит ему под спину, другую -под поясницу. Другой носильщик, находящийся у ног пораженного, подводит одну руку под его ягоди­цы, другую подсовывает под голе­ни. Оба носильщика одновремен­но, становясь на ноги, поднимают пострадавшего. Этот способ так­же удобен для переноски пора­женного на короткие расстояния и для укладывания его на носилки. В ряде случаев пострадавший может преодолеть короткое рас­стояние самостоятельно с помо­щью одного из двух сопровождающих. При этом пострадав­ший закидывает руку на плечи помогающему (помогающим). Помогающий обхватывает пострадавшего за талию или же за грудь. Свободной рукой пострадавший может опираться на палку или трость.

Переноска пострадавших с помощью лямок. Лямки, предназначенные для переноски, представляют собой брезен­товый ремень длиной до 360 см и шириной 6, 5 см с металли­ческой пряжкой на конце. Для переноски пострадавшего лям­ку складывают восьмеркой или кольцом. Сложенную лямку нужно правильно подогнать по росту и телосложению носиль­щика; лямка, сложенная восьмеркой, должна без провисания

Переноска пострадавших па руках двумя носильщиками - student2.ru

Рис. 57. Подготовка и примерка лямки для переноски раненых

надеваться на большие пальцы вытянутых рук, а лямка, сло­женная кольцом, на большой палец одной вытянутой руки и большой палец другой руки, согнутой в локтевом суставе под прямым углом (рис. 57, а, б, в, г). Такие лямки можно сделать из двух-трех ремней, простыни, полотенец, толстой веревки и др.

Переноска пострадавших па руках двумя носильщиками - student2.ru
Рис. 58. Подведение лямки под бок раненого

Первый способ. Пострадавше­го кладут на здоровый бок. Лямку, сложенную в виде кольца, подво­дят под пострадавшего таким об­разом, чтобы одна ее половина была под ягодицами, а другая (продетая под мышками) - на спи­не. Свободный конец лямки дол­жен лежать на земле. Таким обра­зом по бокам пострадавшего об­разуются петли (рис. 58).


Переноска пострадавших па руках двумя носильщиками - student2.ru

Переноска пострадавших па руках двумя носильщиками - student2.ru
Переноска пострадавших па руках двумя носильщиками - student2.ru

Переноска пострадавших па руках двумя носильщиками - student2.ru

Рис. 60. Переноска на лямкедвумя носильщиками крест ремня лямки оказался между ними на уровне тазобед­ренных суставов, а петля шла у одного через левое, а у друго­го через правое плечо. Сначала носильщики опускаются сзади пострадавшего лицом друг к другу - один на правое, другой -на левое колено. Затем осторожно приподнимают пострадавше­го и сажают его на сомкнутые коленки, а затем подводят лямку под ягодицы пораженного и встают на ноги (рис. 60, а, б). Самым подходящим средством для переноски пострадав­ших являются, конечно, носилки. Однако зачастую в повсе­дневной жизни медицинских носилок рядом не оказывается. Поэтому нужно уметь сделать носилки из подручных материа­лов. Для этого берутся две жерди, которые соединяют деревян­ными распорами и переплетают лямками, проволокой или ве­ревкой. Носилки можно сделать из одного-двух мешков и двух жердей. Можно также использовать для импровизированных носилок пальто, в рукава которого продеваются две жерди (рис. 61, а, б). При переноске пострадавшего на носилках необходимо со­блюдать определенные правила. Так, при передвижении по ровной поверхности больных следует нести ногами вперед, но если больной находится в бессознательном состоянии, после тяжелой травмы, большой кровопотери, его нужно нести голо­вой вперед. Это необходимо для того, чтобы человек, идущий сзади, мог видеть лицо пострадавшего, заметить ухудшение состояния и, прекратив транспортировку, оказать ему первую помощь. Кроме того, носильщик более высокого роста должен нести носилки с той стороны, где расположены ноги постра-

Переноска пострадавших па руках двумя носильщиками - student2.ru

Рис. 59. Переноскараненого с помощью лямки: а - первыйспособ, б - второй способ

Далее носильщик ложится впереди пострадавшего, спиной к нему, просовывает руки в петли лямки, надетой на постра­давшего, подтягивает их на свои плечи, связывает петли сво­бодным концом лямки и кладет пострадавшего себе на спину. Затем постепенно поднимается, становясь сначала на одно ко­лено, на другое и, наконец, во весь рост. При этом пострадав­ший сидит на лямке, прижатый ею к спине носильщика (рис, 59, а). Такой способ удобен тем, что обе руки носильщи­ка остаются свободными, а пострадавший может держаться за плечи носильщика. Недостатком этого способа переноса явля­ется то, что при этом на спину пострадавшего оказывается дав­ление, поэтому при повреждениях и ранении грудной клетки применять этот способ не рекомендуется.

Второй способ. Носильщик надевает на ноги пострадавше­го лямку, сложенную восьмеркой, укладывает его на здоровый бок и, прижимаясь плотно к нему спиной, надевает лямку на себя так, чтобы перекрест ее пришелся на груди. Затем носиль­щик поднимается как при первом способе. При такой перенос­ке грудь пораженного остается свободной, не стесненной для дыхания (рис. 59, б), но носильщик должен поддерживать его за руки, а пораженный держаться за плечи или поясной ремень носильщика. Оба способа неприменимы при переломах бедра, таза, позвоночника. Второй способ, кроме того, нельзя исполь­зовать при переломах обеих верхних конечностей.

Если пострадавшего переносят два носильщика, то, сложив лямку восьмеркой, они надевают ее на себя так, чтобы пере-

Переноска пострадавших па руках двумя носильщиками - student2.ru

Рис. 61. Носилки из подручных материалов сиспользованием палок, ремней,мешка и пальто

давшего. Носильщики не должны идти быстро и в ногу, пере­двигаться нужно короткими шагами, избегать крутых спусков и подъемов.

При подъеме в гору, по лестнице пострадавшего следует нести головой вперед, а при спуске - наоборот. Как во время спуска, так и при подъеме носилки все время должны быть в горизонтальном положении: при подъеме идущий сзади под­нимает носилки на плечи или до уровня своих плеч, а при спуске этот прием должен проделать идущий впереди. При пе­реноске в холодное время года пострадавшего необходимо теп­ло укрыть.

Транспортировка пострадавших при различных повреж­дениях и заболеваниях. Больных с повреждением нижних ко­нечностей следует транспортировать на носилках в положении лежа на спине. При этом конечность следует уложить на что-нибудь мягкое и несколько приподнять.

Пострадавших с повреждением верхних конечностей мож­но перевозить в положении сидя.

При переломах костей таза производить иммобилизацию (фиксацию, закрепление) с помощью шин невозможно. Такие больные транспортируются только на спине. Для предупреж­дения смещения отломков костей и возможного повреждения ими внутренних органов необходимо добиться максимального расслабления мышц. Для этого сгибаются нижние конечности в коленях и тазобедренных суставах, под колени подкладывают

тугой валик из одежды, одеяла и пр. высотой 25-30 см, бедра слегка разводят в стороны. Для предупреждения соскальзыва­ния ног с валика на уровне коленей их следует связать чем-ни­будь мягким (полотенцем, простыней и т. п.).

Больных с ранениями головы, повреждениями костей чере­па и головного мозга перевозят на носилках в положении лежа на спине. Для того чтобы при транспортировке не было допол­нительных повреждений и сотрясений головы, производят им­мобилизацию с помощью ватно-марлевого или надувного под­кладного круга или подсобных средств (одежда, сено, одеяло и пр.). Если рана находится в затылочной области или имеется перелом костей в этой зоне, то перевозить пострадавшего сле­дует на боку. У больных с травмами головы, сотрясением моз­га часто возникает рвота, поэтому за ними необходимо посто­янное наблюдение: нельзя допускать попадания рвотных масс в дыхательные пути, ибо это может привести к удушению.

При переломе костей носа часто наблюдаются носовые кро­вотечения, поэтому транспортировать таких больных надо в положении сидя или полулежа, с поднятой головой. На область носа следует положить холод.

Перевозку раненых с повреждением челюстей осуществля­ют в положении сидя, с некоторым наклоном головы вперед. Если пострадавший в бессознательном состоянии, его перево­зят в положении лежа на животе с подложенными под лоб и грудь валиками из одежды, одеяла и других вещей. Это необхо­димо для предупреждения затекания слизи или крови в дыха­тельные пути, а также во избежание западения языка в глотку пострадавшего.

Переломы позвоночника чрезвычайно опасны тем, что не­большое смещение позвонков может привести к травме (сдав­ливанию, разрыву) спинного мозга, которая влечет за собой такие грозные осложнения, как паралич конечностей, наруше­ние функции внутренних органов вплоть до остановки дыха­ния. При переломах шейного отдела позвоночника пострадав­ших транспортируют на спине с валиком под шеей. Всех боль­ных с повреждениями позвоночника следует перевозить толь­ко на носилках, в горизонтальном положении на твердой осно-•ве (доска, фанера и пр.), на спине или животе. Перекладывают

больного вместе с доской или щитом, на котором он лежал, чтобы не допустить сгибания позвоночника.

Транспортировка больных с переломом ключицы или ребер вполне возможна в положении сидя. В случае тяжелого состо­яния, когда пострадавший не может сидеть, перевозку осуще­ствляют на носилках в полусидячем положении.

Пораженные молнией, электрическим током должны транс­портироваться только в положении лежа.

Больные с легочным кровотечением очень чувствительны к перевозкам, тряскам. Поэтому доставку таких больных из дома в больницу лучше осуществлять машиной "скорой помощи", соблюдая особую осторожность, избегая резких движений воз­духа, что может вызвать кашель и усилить кровотечение. Поло­жение в машине - полусидя, с приподнятой головной частью носилок.

Больных с желудочным кровотечением транспортируют лежа, ножная часть носилок должен быть приподнята для пре­дупреждения обескровливания головного мозга.

Во время перевозки пострадавших в холодное время года необходимо предусмотреть все меры по предупреждению пе­реохлаждения организма. Известно, что при любых видах травм, внезапных острых заболеваниях, несчастных случаях, тяжелых заболеваниях оно значительно ухудшает состояние пострадавших и влияет на последующий ход заболевания, осо­бенно у больных в бессознательном состоянии, в состоянии алкогольного опьянения, у больных с наложенным жгутом для остановки кровотечения, отморожениями. Вредно также и пе­регревание на солнце.

Особенно важно при транспортировке постоянно следить за состоянием пострадавшего, которое может внезапно ухуд­шиться. Нужно быть готовым к оказанию неотложной реани­мационной помощи. Своими разговорами и поступками необ­ходимо внушать пострадавшему надежду на благополучный исход и быстрое выздоровление.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

АВАРИЯ- непредвиденный выход изстроя, разрушение, по­вреждение или нарушение здания, сооружения, средства передвиже­ния, станка [5].

АТМОСФЕРА- газообразная оболочка Земли, включающая смесь различных газов естественного и антропогенного происхожде­ния, водяных паров и пылевых частиц [5].

БЕЗОПАСНОСТЬ- свойство системы "человек - среда обита­ния" сохранять условия взаимодействия с минимальной возможнос­тью возникновения ущерба людским, природным и материальным ресурсам [5].

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ- наукао комфорт­ном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания [5].

БИОСФЕРА- природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия [5].

ВРЕДНЫЙ ФАКТОР- негативный фактор, воздействие которо­го на человека приводит к заболеванию.

ГЕН-участок хромосомы, обладающий определенной биохими­ческой функцией и оказывающий специфическое влияние на призна­ки и свойства организма [43].

ГЕНОТИП- сумма всех генов организма, или наследственная конституция [43].

ГИДРОСФЕРА- совокупность всех водных объектов земного шара: океанов, морей, рек, озер, водохранилищ, болот, подземных вод, ледников и снежных покровов.

ДЕБИЛЬНОСТЬ- легкая степень умственной отсталости, встречающаяся примерно у двух процентов населения; характеры-

. 355

зуется затрудненной интеллектуальной деятельностью, но хорошей социальной адаптацией [7].

ДЕЛИРИОЗНОЕ СОСТОЯНИЕ, ДЕЛИРИЙ -острое расстрой­ство психической деятельности, проявляющееся дезориентацией в месте и времени, разнообразными галлюцинациями, острым стра­хом, двигательным возбуждением [30].

ДНК - дезоксирибонуклеиновая кислота.

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- способ существования или повсе­дневная деятельность человека [5].

ЗОНА ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ -определенная терри­тория, на которой объявлена чрезвычайная ситуация [1].

КАТАКЛИЗМ- разрушительный переворот, катастрофа [39].

КАТАСТРОФА- переворот, уничтожение, крушение, военное поражение, разрушение, потрясающее внезапное бедствие, имеющее гибельный конец, в том числе и для людей [39].

КОМА- бессознательное состояние с потерей чувствительности и подвижности, возникающее в результате травмы или приема неко­торых лекарственных или наркотических веществ [7].

КРИТИЧЕСКИЙ ОРГАН(при облучении) - орган или ткань, часть тела или все тело, облучение которых в данных условиях наибо­лее существенно в отношении возможного ущерба здоровью (с учетом радиочувствительности отдельных органов и распределения эквива­лентной дозы по телу) облученного лица или его потомства [20].

ЛЕТАЛЬНЫЙ ГЕН- ген, наличие которого (особенно в гомози-готном состоянии) приводит организм к гибели [43].

ЛИТОСФЕРА- внешняя сфера "твердой" Земли, включающая земную кору и часть верхней мантии [39].

ЛОКУС- место в хромосоме, в котором расположен ген [43].

МЕЙОЗ- редукционное деление ядра, при котором число хромо­сом в клетке уменьшается в два раза; в течение мейоза ядро делится дважды, а хромосомы только один раз [43].

МУТАГЕН- фактор, вызывающий мутации [43].

МУТАЦИЯ- наследственное изменение, не вызванное рекомби­нацией генов [43].

НЕГАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ- состояние системы "человек -среда обитания", характеризующееся отклонением от условий безо­пасного взаимодействия [5].

НЕЙРОМЕДИАТОР- химическое вещество, передающее нерв­ные сигналы в синапсах [7].

ОПАСНОСТЬ- негативное свойство системы "человек - среда обитания", способное причинять ущерб и обусловленное энергети­ческим состоянием среды и действиями человека [5].

ОПАСНЫЙ ФАКТОР- негативный фактор, воздействие кото­рого на человека приводит к травме или летальному исходу [5].

ОТРАВЛЕНИЕ- результат воздействия химического вещества на человека, вызвавший заболевание или летальный исход [5].

ПОПУЛЯЦИЯ- совокупность некоторого числа особей данного вида, принадлежащих к различным биотипам [43].

ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА -все вещества, действующие на психику [7].

РЕГИОН- "безразмерное" понятие, обозначающее любую тер­риторию, обладающую общими характеристиками состояния био­сферы или техносферы [5].

РНК - рибонуклеиновая кислота.

СЕДАТИВНЫЕ СРЕДСТВА- вещества, прием которых оказы­вает успокаивающее действие [7].

СЕЛЕВОЙ БАССЕЙН- горный речной бассейн с массой селе­вых русел, по которым формируются и проходят сели [17].

СЕЛЕВОЙ ПОТОК, СЕЛЬ- временный бурный горный поток с большим содержанием в воде горных пород от глинистых частиц до крупных валунов и глыб [17].

СЕЛЕОПАСНОСТЬ, СЕЛЕАКТИВНОСТЬ ГОР, РЕЧНЫХ БАССЕЙНОВ- оценка степени их селеопасности по фактическому количеству действующих селевых русел и числу случаев прохожде­ния селей. Условно селеопасность разделяется на четыре категории: весьма селеопасные, сильноселеопасные, среднеселеопасные и сла-боселеопасные [17].

СЕЛЕХРАНИЛИЩЕ- искусственное вместилище в долине реки, образованное селезадерживающей плотиной, в которой аккуму­лируются сели и накапливаются селевые отложения [17].

СЕНСИБИЛИЗИРУЮЩАЯ (К АЛКОГОЛЮ) ТЕРАПИЯ -на­значение средств, применение которых резко повышает чувствитель­ность организма к алкоголю и делает его дальнейшее употребление опасным для здоровья пьющего. Наиболее известное сенсибилизиру­ющее средство - тентурал (антабус) [30].

СЕНСИТИЗАЦИЯ(сенсибилизация) - процесс, при котором стимул, не вызывавший раньше никакой реакции, начинает вызывать ее [7].

СИНАПС- область вокруг очень узкой щели, через которую про­исходит передача нервных сигналов с синаптических бляшек одного нейрона на тело или дендрит другого нейрона, мышечное волокно или железистую клетку [7].

СРЕДА ОБИТАНИЯ- окружающая человека среда, обусловлен­ная в данный момент совокупностью факторов (физических, хими­ческих, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятель­ность человека, его здоровье и потомство [5].

СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ- явление природы, носящее чрез­вычайный характер и приводящее к нарушению нормальной жизни, уничтожению материальных ценностей и гибели людей [5].

СТИХИЯ- явление природы, проявляющееся как могуществен­ная разрушительная сила [39].

СТРЕСС- общая реакция организма на такие факторы, как боль, опасность, душевное потрясение, препятствие к достижению желае­мого и т. п.

ТЕХНОСФЕРА - регион биосферы, в прошлом преобразован­ный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия техни­ческих средств в целях наилучшего соответствия людским, социаль­но-экономическим потребностям [5].

ТОЛЕРАНТНОСТЬ- возрастающая способность организма со­противляться действию вещества; она приводит к необходимости увеличивать дозу для получения желаемого эффекта [7].

ТРАНКВИЛИЗАТОРЫ -лекарственныепрепараты, снимающие состояние тревоги путем воздействия на мозг [7].

ТРАНС- состояние сильного возбуждения, вызываемое бурной мозговой активностью [7].

ФЕНОТИП- сумма признаков особи на определенной стадии развития; представляет собой результат взаимодействия между гено­типом и окружающей средой [43].

ФИБРОЗ- разрастание грубоволокнистых соединительных тка­ней в каком-либо органе, резко нарушающее его деятельность [30].

ХРОМОСОМА- органоиды клеточного ядра, совокупность ко­торых определяет наследственные свойства клеток и организма [43].

ЦИРРОЗ ПЕЧЕНИ- заболевание, сущность которого заключа­ется в гибели (под воздействием ядовитых веществ - никотина, алко­голя) печеночных клеток, замещения нормальной печеночной ткани рубцевой грубоволокнистой соединительной тканью, в результате

чего печень, постепенно все более увеличиваясь в размерах, утрачи­вает способность выполнять свои, столь важные для организма функ­ции (обезвреживающую, кроветворную и др.) [30].

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯСИТУАЦИЯ - обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварии, стихийного бедствия или катастрофы, которые повлекли или могут повлечь гибель людей, ущерб их здоровью, окружающей среде и объектам хозяйствования, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедея­тельности населения [I].

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕ­РА- ситуации, вызванные стихийными бедствиями (землетрясения­ми, селями, лавинами, наводнениями и другими явлениями), природ­ными пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, поражениями сельско­хозяйственных растений и лесов болезнями и вредителями [1].

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАК­ТЕРА- ситуации, вызванные промышленными, транспортными и другими авариями, пожарами (взрывами), авариями с выбросами (уг­розой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, внезапным обрушением зданий и сооружений, прорывами плотин, авариями на электроэнергетических и коммуникационных системах жизнеобеспечения, очистных соору­жениях.

ЭГОЦЕНТРИЗМ- субъективная установка, при которой за ис­ходную точку для восприятия мира принимается собственная лич­ность [7].

ЭКСТАЗ- состояние, в котором находится индивидуум, как бы вышедший из себя. Чрезмерная мозговая активация при этом контра­стирует с неподвижностью тела и выражением возвышенного счастья

[7].

ЭНДОРФИНЫ- нейромодуляторы, облегчающие, подобно мор­фину, физическую боль. Кроме того, эндорфины играют значитель­ную роль в снятии стресса [7].




ЛИТЕРАТУРА

1. О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характе­ра: Закон Республики Казахстан от 5 июля 1996 г. Алматы, 1996.

2. Алтунин А, Т. Формирования гражданской обороны в борьбе со стихийными бедствиями. 2-е изд., перераб. и доп. М: Стройиздат, 1978.

3. Атсшанюк В. Г. и др. Гражданская оборона: Учеб. для вузов / Под ред. Д.И. Михайлика. М.: Высш. шк., 1986.

4. Башмаков А. И., Чернов В. К. Экстренная доврачебная помощь. Алма-Ата: Казахстан, 1990.

5. Белов С. В., Морозова Л. Л., Сивков В. П. Безопасность жизнеде­ятельности: Конспект лекций. Ч. 1 / Под ред. С. В. Белова. М.: ВАСОТ, 1992.

6. Болт Б. Землетрясения: общедоступный очерк / Пер. с англ. М.: Мир, 1981.

7. Годфруа Ж, Что такое психология: В 2 т. / Пер. с франц. М.: Мир, 1992. Т. 1,2.

8. ГостюшинА. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.: Зерка­ло, 1996.

9. Гостюшин А. В., Шубина С. И. Азбука выживания. 2-е изд. М.: Знание, 1996.

10. Доклад о развитии человека за 1994 год. Нью-Йорк; Оксфорд, 1994.

11. Жеребин Е. А. Мирные профессии нейтронов. М.: Знание, 1980.

12. Загрязнение почв Советского Союзатоксикантами промышленно­го происхождения в 1990 году: Ежегодник. Обнинск: НПО "Тай­фун", Ин-т эксперим. метрологии, 1991.

13. Занько Н. Г. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. посо­бие для студентов всех специальностей. Спб.: ЛТА, 1996.

14. Ильичев А. А. Популярная энциклопедия выживания. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1996.

15. Каммерер Ю. Ю., Харкевич А. Е. Аварийные работы в очагах по­ражения: Учеб. пособие / Под ред. Б. П. Иванова. 2-е изд., пере­раб. и доп. М.: Энергоатомиздат, 1990.

16. Каммерер Ю. Ю. и др. Защитные сооружения гражданской оборо­ны: Устройство и эксплуатация: Учеб. пособие. М.: Энергоатомиз-дат, 1986.

17. Карсшанов У, К., Деговец Р. С. Внимание: сель! Алматы: Кайнар: МП "Саржайлау", 1992.

18. Каспаров А.А. Гигиена труда: Учеб. М.: Медицина, 1988.

19. Киссин И. Г. Землетрясения и подземные воды. М.: Наука, 1982.

20. Козлов В. Ф. Справочник по радиационной безопасности. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Энергоатом издат, 1987.

21. Колесников Е. В, Буйные ветры казахских степей. Алматы: ТОО "Паритет", 1994.

22. Кондратов В. П. и др. Белые стрелы гор. Алматы: ТОО "Пари­тет", 1994.

23. Котик М. А. Психология и безопасность. Таллинн: Валгус, 1981.

24. Максимов М. Т., Оджагов Г. О. Радиоактивные загрязнения и их измерение: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Энергоатом-издат, 1989.

25. Мариковский П. И. Животные предсказывают землетрясение. Алма-Ата: Кайнар, 1995.

26. Михио Е. П. Ликвидация последствий аварий и стихийных бед­ствий. М.: Атомиздат, 1979.

21.НурмагамбетовА.. СыдыковА. Землетрясения: жизнь можно со­хранить! Факты, прогнозы, советы. Алматы: Наука КазССР, 1990.

28. Основы безопасности жизни. 1997. № 1.

29. Основы безопасности жизни. 1998. № 3.

30. Популярная медицинская энциклопедия. Аборт - Ящур. 3-е изд. / Под ред. В. И. Покровского. М.: Сов. энцикл., 1991.

31. Прибор химической разведки войсковой (ВПХР): Техническое описание и инструкция по эксплуатации. ГО 57.00.000 ТО, 1989.

32. Радиация. Дозы, эффекты, риск / Пер. с англ. М.: Мир, 1988.

33. Республика Казахстан: Отчет по человеческому развитию. 1995. Алматы: 1995.

34. Республика Казахстан: Отчет по человеческому развитию. 1997. Алматы: ТОО "Герона", 1997.





35. Республика Казахстан: Отчет по человеческому развитию. 1998. Алматы: ТОО "Герона", 1998.

36. Риск как точная наука//Наука и жизнь. 1991. №3. С. 2-5, 59-64.

37. Руководство по травматологии / Под ред В. Г. Ванштейна. Л.: Медицина, 1979.

38. Санитарные правила и нормы по гигиене труда в промышленно­сти: Санитарное законодательство Республики Казахстан; В 3 ч. / Под ред. В. А. Козловского. Омск: ИПК "Омич", 1995.

39. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1981.

40. Средства индивидуальной зашиты работающих на производстве: Каталог-справочник / Под обшей ред. В.Н. Ардасенова, М.: Проф-издат, 1988.

41. Статистический ежегодник Казахстана/Нац. стат. агентство М-ва экономики и торговли Республики Казахстан. Алматы, 1997.

42. Статистический ежегодник Казахстана, 1999 г.: Стат. сб. / Под ред. Ж. А. Кулекеева. Алматы, 1999.

43. Тарасенко Н. Д., Лушанова Г. И. Что вы знаете о своей наслед­ственности? 2-е изд., испр. и доп. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991.

44. Хепфнер Кр. СПИД - медико-биологические и социальные аспек­ты болезни / Пер. с нем. М.: Педагогика-пресс, 1992.

45. Аорвши Л. Кислотный дождь / Пер. с венг. М.: Стройиздат, 1990.

Ав.Щетников Н.А. Цунами. М.: Наука, 1981.

47. Экологическое состояние окружающей природной среды Респуб­лики Казахстан в 1995 году и меры по ее улучшению: Гос. докл. Алматы: М-во экологии и биоресурсов РК, 1996.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...................................................................................................... 3

Глава 1. Основополагающие вопросы курса "Безопасность жизнедеятельности" ................................................................................... 5

Объект изучения курса......................................................................... 6

Аксиома о потенциальной опасности ................................................ 8

Актуальность проблем БЖД ............................................................... 9

Глава 2. Теоретические основы курса "Безопасность жизнедеятельности" ................................................................................. 16

Понятие безопасности ....................................................................... 16

Понятие опасностей и их классификация ........................................ 18

Понятие о чрезвычайных ситуациях (ЧС) и их классификация .... 20

Понятие приемлемого риска ............................................................. 23

Глава 3. Функциональные возможности человека

и его совместимость со средой обитания............................................... 27

Организм как целое ............................................................................ 27

Функциональные возможности человека......................................... 35

Организация нервной системы .................................................... 35

Рецепторы ...................................................................................... 36

Совместимость человека со средой обитания ................................. 43

Понятие психологии безопасности................................................... 47

Глава 4. Источники и уровни опасностей среды обитания .................. 51

Антропогенные опасности среды обитания .................................... 51

Источники и уровни загрязнения атмосферного воздуха ......... 52

Источники и уровни загрязнения гидросферы .......................... 63

Источники и уровни загрязнения литосферы ............................ 69

Воздействие на организм человека негативных факторов

среды обитания.............................................................................. 75

Вредные вещества................................................................... 75

Ионизирующие излучения ................................................... 106

Другие негативные факторы среды обитания .................... 135

Природные опасности...................................................................... 156

Литосферные опасности ............................................................. 157

Землетрясение ....................................................................... 157

Сель ........................................................................................ 183

Снежные лавины ................................................................... 194

Оползни и обвалы ................................................................. 195


Приходько Николай Георгиевич БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Курс лекций

Гидросферные опасности ........................................................... 197

Наводнения ............................................................................ (97

Атмосферные опасности............................................................. 203

Ветровое движение воздушных масс .................................. 203

Другие опасные метеорологические явления..................... 213

Биологические опасности и социально-значимые болезни ......... 216

Глава 5. Организация спасательных и неотложно-восстановительных работ при чрезвычайных ситуациях ..................................................... 237

Глава 6. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ................................................................................................ 248

Государственная система Республики Казахстан по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях .... 248 Международное сотрудничество в случае возникновения чрезвычайных ситуаций ................................................................. 255

Глава?. Формирование здорового образа жизни ................................ 258

Человек: наследственность и влияние вредных факторов среды обитания и образа жизни ................................................................. 259

Наследственность, болезни ........................................................ 260

Болезни с наследственным предрасположением ............... 260

Питание и болезни ................................................................ 263

Повреждение эмбриона в период беременности ............... 266

Алкоголь и врожденные аномалии ...................................... 267

Вредные привычки.......—........................................,............. 270

Социальная среда и человек....................................................... 271

Генотип, болезни и среда обитания ........................................... 272

Общество: прогноз развития ...................................................... 276

Глава 8. Основы медицинских знаний................................................... 278

Выполнение искусственного дыхания и массажа сердца .............. 279

, Первая помощь при несчастных случаях ....................................... 287

Первая помощь при укусах бешеных животных, ядовитых змей, насекомых и при отравлении ядовитыми растениями ................... 311

Первая помощь при неотложных состояниях................................. 321

Острые кровотечения. Первая помощь при отрыве пальцев,

конечностей, подлежащих восстановительной хирургии,

и других видах травм ....................................................................... 328

Переноска и транспортировка раненых и пораженных ................ 346

Словарь терминов ................................................................................... 355

Литература............................................................................................... 360

РедакторА.Б. Баирова Компьютерная верстка Е. Шаиховой

Подписано в печать 5.05.2000. Формат 60*84/16. Гарнитура "Тайме". усл.п.д.21,37. Усл.кр.-отт. 21.51. Уч.-изд.л. 19,49. Тираж1000 экз. Заказ

Редакционно-издательский отдел ВШП "Эдшет". 480057, Алматы, ул. Ауэзова, 145в

Типография ТОО "РпШ-5". 480082, Алматы, ул. Ибрагимова, 1

Наши рекомендации