Частицы в составе сказуемого

Спряжение глагола

I спряжение II спряжение
Брить, стелить + все глаголы на -ать, - оть, -уть и т.д., кроме -ить «Сигнальные» буквы в личных окончаниях – Е, У (Ю) (мы) бреем, стелем (они) бреют, стелют Все глаголы на –ить, кроме брить, стелить + 11 глаголов-исключений. 11 глаголов-исключений: Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. «Сигнальные» буквы в личных окончаниях – И, А (Я) (мы) зависим, клеим, дышим (они) зависят, клеят, дышат
Разноспрягаемые глаголы Глаголы хотеть и бежать и производные захотеть, расхотеть, побежать, добежать и т. п. называются разноспрягаемыми. Эти глаголы спрягаются частично по I, частично по II спряжению:
Лицо Местоим. Глаголы
я хоч-у бег-у
мы хот-им беж-им
ты хоч-ешь беж-ишь
вы хот-ите беж-ите
он, она, оно хоч-ет беж-ит
они хот-ят бег-ут

Задание 6. ОГЭ по русскому языку. Лексика и фразеология. Синонимы

Лексика и фразеология. Синонимы Задание 6 экзаменационного теста ориентировано на умение заменять указанное слово стилистически нейтральным синонимом. Примерная формулировка задания: Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием: – Это же всё ненастоящее! Правильный ответ: пошептались Что нужно знать: Сначала вспомним, что такое синонимы. Синонимы СИНОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, близкие по значению. Например: сказать - произнести, дом - жилище, бегемот - гиппопотам. СИНОНИМИЧЕСКИЙ РЯД - это ряд слов одной и той же части речи, близких по значению. Каждое из синонимов в ряду может употребляться в одном стиле речи и не употребляться в другом. Например:физиономия - лик - морда - лицо. Слова "физиономия" и "морда" употребляются только в разговорном стиле. Слово "лик" употребляется в художественном стиле. А вот слово "лицо" может употребляться в любом стиле, поэтому считается нейтральным. СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ СИНОНИМЫ - это синонимы, не прикрепленные к определенному стилю речи, лишенные стилистической окраски. Например:слово "бесконечный" является стилистически нейтральным по отношению к синонимам "безграничный", "беспредельный", "необъятный", "необозримый", "бескрайний", "безбрежный", которые употребляются в художественном стиле; слово "казаться" будет нейтральным по отношению к синонимам "чудиться", "мерещиться", употребляющимся в разговорном стиле, и к словам "грезиться", "мниться", которые употребляются в художественном стиле. Вот и все. Ваша задача - выбрать среди синонимического ряда стилистически нейтральный синоним. Стилистически нейтральным синонимом к слову "пошушукались" в задании выше будет слово "пошептались". В случае затруднений вы можете обращаться к словарю синонимов. Но, разумеется, не на экзамене.

Задание 7. ОГЭ по русскому языку. Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях

Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях Задание 7 ОГЭ по русскому языку проверяет знания по теме "Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях". Примерная формулировка задания: Замените словосочетание книжный шкаф (предложение 21), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. По опыту могу сказать, что это одно из самых трудных заданий ОГЭ по русскому языку. Для начала повторим теорию. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ- это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически (при помощи подчинительной связи): узнать (что?) правду, яблоко (какое?) зеленое, научиться (чему?) писать Примечание Следовательно, словосочетанием не считаются слова, связанные при помощи сочинительной связи: мороз и солнце, не ветер, а дождь. Не считается словосочетанием и сочетание предлога и существительного: в течение дня (= за день), около стола (= у стола), перед домом (= около дома, у дома), вследствие неприятностей (= из-за неприятностей). Также не считается словосочетанием грамматическая основа, так как это уже предложение, а не словосочетание: ветер подул, море взволновалось и т.п. Не являются словосочетанием и сложные формы слов:
  • форма будущего сложного времени глагола: буду петь (запою), будем читать (зачитаем);
  • формы составной сравнительной и превосходной степени имен прилагательных и наречий: более умный, менее способный, более тонко, лучше всех.
Итак, словосочетание - это слова, связанные подчинительной связью. В структуре словосочетания выделяется главное и зависимое слово. Зависимое слово связано с главным по смыслу и грамматически (при помощи окончаний, предложно-падежной связи). Такая связь может быть трех видов: согласование, управлениеили примыкание. Согласование СОГЛАСОВАНИЕ- Это такой вид связи, при котором зависимое слово согласовано с главным в роде, числе и падеже. Чаще всего главное слово - существительное или местоимение. Зависимое - прилагательное, причастие. Например:шкаф (какой?) книжный. Главное слово - шкаф, так как от него задаем вопрос к зависимому. Шкаф - мужского рода, единственного числа, Именительного или Винительного падежа, следовательно, и зависимое слово книжный имеет форму мужского рода, единственного числа, Именительного или Винительного падежа. При изменении формы главного слова обязательно изменится форма зависимого, ср.: шкафы (какие?) книжные,шкафов (каких?) книжных, о шкафе (каком?) книжном Управление УПРАВЛЕНИЕ - Это такой вид подчинительной связи, при которой главное слово управляет зависимым при помощи вопросов косвенных падежей (всех, кроме Именительного). Главное слово чаще всего является глаголом, существительным, прилагательным, зависимое - существительным, количественным числительным, местоимением. Например: ждать (чего? Р.п.) помощи, удивляться (чему? Д.п.) решению, вижу (кого? В.п.) друга, нарисовать (чем? Тв.п.) красками, говорить (о ком? П.п.) обо мне. При изменении формы главного слова форма зависимого слова не изменится: жду (чего?) помощи, буду удивляться (чему?) решению, видел (кого?) друга, нарисую (чем?) красками, говорит (о ком?) обо мне. Примыкание ПРИМЫКАНИЕ - Это такой вид подчинительной связи, при котором слова связаны только по смыслу, примыкают друг к другу. Главное слово может быть выражено глаголом, существительным, наречием, прилагательным. А на месте зависимого слова могут быть только неизменяемые части речи или неизменяемые формы слов:
  • наречия,
  • наречия и прилагательные в сравнительной степени,
  • деепричастия,
  • притяжательные местоимения,
  • неизменяемые существительные,
  • начальная форма глагола (инфинитив).
Например:говорить (как?) громко - наречие, идти (как?) быстрее - наречие в сравнительной степени, читать (как?) лёжа - деепричастие, шарф (чей?) её - притяжательное местоимение, цвета (какого?) беж - неизменяемое прилагательное, научить (чему?) читать - инфинитив. Как видим, вопросы к зависимому слову могут быть разными, да и само зависимое слово будто случайно примкнуло к главному. Вы никогда не перепутаете примыкание с другим видом связи, если запомните, что на месте зависимого слова стоит неизменяемая часть речи или форма! Теперь мы и сами без труда сможем определить, что словосочетание книжный шкаф построено на основе согласования. Ведь при изменении главного слова поменяется и зависимое. Теперь следует вспомнить понятие синонимичное словосочетание. СИНОНИМИЧНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ- это словосочетания, которые имеют одинаковое значение, но разные грамматические связи, то есть разный вид связи. Например:платье (чье?) - мамино (согласование) - платье (кого?) мамы (управление), хрустальная ваза (согласование) - ваза из хрусталя (управление), радостно прижимая (примыкание) - прижимая с радостью (управление). Трудности, которые могут возникнуть при выполнении задания 7: Случай 1.При замене словосочетания синонимичным, например, книжный шкаф у девятиклассников, как правило, возникает выбор меду словосочетанием шкаф для книг и шкаф с книгами. Но задумайтесь на секунду о лексическом значении данных словосочетаний. Любой ли шкаф с книгами является книжным шкафом? Скажем, шкаф может быть платяной, но сейчас в нем стоят книги. Является ли он шкафом для книг? А если шкаф, предназначенный для книг, то есть книжный шкаф, будет без книг, разве он перестанет быть книжным шкафом? Конечно же, нет. Поэтому синонимичными являются словосочетания книжный шкаф - шкаф для книг. Случай 2.Многие девятиклассники словосочетание книжный шкаф перестраивают как шкаф книжный. Это ошибка, потому что вид подчинительной связи при этом не меняется. В обоих случаях вид связи - согласование. Как выполнить задание 7 ОГЭ по русскому языку? 1. Перед вами словосочетание, построенное, например, по типу примыкания- грустно смотреть. Вам необходимо заменить его синонимичным со связью управление. Вспоминаем виды подчинительной связи. 2.Определяем главное слово в словосочетании: смотреть (как?) грустно. Главное слово смотреть, так как от него задается вопрос. 3.Главное слово выписываем, не изменяя его, - смотреть.Далее перебираем в голове вопросы косвенных падежей и предлоги, которые употребляются вместе с падежами, поскольку переделать нужно в управление: Р.п.(кого? чего?) предлоги: у, около, с, до, из, от Д.п.(кому? чему?) предлоги: по, к В.п.(кого? что?) предлоги: на, в, под, за, через Т.п. (кем? чем?) предлоги: за, над, с, под, перед, между П.п. (о ком? о чем?) предлоги: о, в, на 4.Определяем, что подходит вопрос Творительного падежа (чем?) и предлог с, получается смотреть (с чем?) с грустью.

Задание 8. ОГЭ по русскому языку. Грамматическая (предикативная) основа предложения

Грамматическая основа: подлежащее и сказуемое Формулировка задания: Выпишите грамматическую основу предложения 22. (22) Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы. Правильный ответ: создают Что нужно знать:
  • Понятие грамматической основы предложения
  • Трудности при определении подлежащего
  • Трудности при определении сказуемого
Задание 8 связано с заданием 11 ОГЭ по русскому язык, в котором требуется указать количество грамматических основ в сложном предложении. Учитывая специфику задания 8, где требуется выписать грамматическую основу, в данной статье мы не будем детально разбирать теоретический материал, а рассмотрим основные "подводные камни", на которые можно натолкнуться, определяя грамматические основы предложений. Грамматическая основа предложения ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА- это основа, ядро или основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого: Под окном рос старый дуб, который в летний зной дарил тишину и прохладу. Ядро предложения: рос дуб, который дарил Трудности при определении подлежащего Чтобы правильно выделить подлежащее, надо помнить о том, что
  • подлежащее обозначает действующее лицо (предмет) и отвечает на вопрос кто? что?Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ЕМУ, ИМ отвечают на вопроскому?и подлежащим не являются: Мне не нравится этот цвет. (в этом предложении подлежащим является цвет. так как он совершает действие);
  • в придаточной части сложноподчиненное предложения роль подлежащего часто выполняют союзные слова КОТОРАЯ, КОТОРЫЙ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ, ЧТО:Книга, которая лежала на столе, была открыта. (в придаточной части предмет, совершающий действие, называется словом которая - это и есть подлежащее); Никогда не знаешь, что тебя ждет завтра;
  • подлежащее может быть выражено словом с количественным значением + именем существительным в родительном падеже: Несколько человек пришли на лекцию позже. На полке стояло пять книг. Около тысячи предложений поступило в газету от читателей:
  • подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже + ИЗ + слово в родительном падеже: Каждый из нас хотел стать отличником. Многие из критиков справедливо оценили рукопись;
  • подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже + С + слово в творительном падеже (если сказуемое в форме множественного чила): Мы с Тамарой ходим парой;
  • ​подлежащее может быть выражено именем собственным, состоящим из нескольких слов: Черное море очень красиво.
Чтобы правильно выделить сказуемое, надо помнить о том, что
  • сказуемое обозначает действие подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что это такое?;
  • сказуемое может быть простым или составным;
Трудности при определении сказуемого Простое глагольное сказуемое ​Может быть выражено:
  • глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Я рисую. Нарисуй что-нибудь. Давай что-нибудь нарисуй. Пусть нарисует что-нибудь. Нарисовала бы что-нибудь. Она ничего не нарисовала. Обратите внимание: частицы ДАВАЙ, ПУСТЬ, БЫ, НЕ входят в состав сказуемого, даже если между ними и глаголом есть другие слова;
  • ​​фразеологизмом или описательным оборотом:Два ученика считали ворон целый день (= бездельничал). Он принял участие в переписи населения (= участвовал);
  • глаголом в форме будущего времени: Каждый из нас будет читать книгу. Она не пойдет в кино.
Составное глагольное сказуемое Может быть выражено:
  • вспомогательным глаголом со значением начала, конца, продолжения действия + инфинитивом:Его продолжали просить спеть еще песню (= просили). Он начал переживать по поводу экзамена (= переживал). Мы с братом закончили писатьписьмо (= написал);
  • ​вспомогательным глаголом со значением желания, возможности, стремления к действию + инфинитивом:Татьяна Ларина мечтала увидеться с Евгением. Я хотел бы сдать экзамен. Он стремится поступить в университет. Алексей мог бы лучше учиться;
  • ​вспомогательным глаголом со значением мысли, чувства + инфинитивом:Он боялся опоздать в школу. Мы с мамой не любим путешествовать. Родственники рассчитывали приехать в гости;
  • ​кратким прилагательным РАД, ДОЛЖЕН, СПОСОБЕН, ОБЯЗАН, ГОТОВ, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН + инфинитивом:Мы были готовы прийтина собрание. Я обязан сообщить о случившемся. Он намерен выиграть партию;
  • ​словами НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО + инфинитивом: Мне надо лучше подготовиться к экзамену. Мне нужно было отлучиться.​
​Когда инфинитив не входит в состав сказуемого?
  • необходимо учитывать значение сказуемого: Они начнут готовиться к экзаменам. (В этом предложении нельзя выделять сказуемым только слово "начнут" , так как оно не называет главного действия, которое выполняют "они". Когда Андрей закончит работу, Игорь только начнет. В данном предложении глаголы "закончит" и "начнет" приобретают значение самостоятельных действий и являются простыми глагольными сказуемыми;
  • ​ если глагол и инфинитив обозначают действия разных лиц, то перед нами простое глагольное сказуемое. Инфинитив должен иметь значение волеизъявления (просить, умолять, приказать, уговорить): Его попросили написать заявление. Сказуемое здесь попросили, а слово "написать" является дополнением (попросили о чем? написать);
  • ​если инфинитив зависит от глагола движения, то перед нами простое глагольное сказуемое и обстоятельство цели: Он пришел узнать о здоровье тетушки. (пришел с какой целью? узнать);
  • ​если к инфинитиву можно задать вопрос КАКОЙ?, то перед нами несогласованное определение, а не часть сказуемого: Охота странствовать напала на него. (охота какая? странствовать).
Составное именное сказуемое Может быть выражено:
  • глаголом-связкой БЫТЬ (ЕСТЬ, БУДУ, БУДЕТ, БЫЛ БЫ, ПУСТЬ БУДЕТ и другие формы) и именной частью (именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением, причастием, наречием):Брат скоро будет студентом;
  • глаголом-связкой ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАТЬ, СТАНОВИТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ и именной частью:Она явилась настоящим профессионалом в своей области. Ребенок выглядел совершенно растерянным. Солнце казалось красным.
  • глаголом-связкой со значением движения, положения в пространстве + именной частью:Осень пришла дождливая. Собака лежала успокоенная.
Как отличить простое глагольное сказуемое от глагола-связки? Сравните предложения:Аня казалась расстроенной (= была расстроенной) и Вдалеке казалась деревушка (= появлялась, виделась). Очевидно, что в первом примере перед нами составное именное сказуемое с глаголом связкой, а во втором примере глагол "казалась" получает полноценное лексическое значение и его можно заменить только другим полноценным глаголом, следовательно, является простым глагольным сказуемым. Еще примеры: Мама сделалась задумчивой (= стала задумчивой, задумалась) и После поломки вещь не сделается сама собою (= не починится). Вот теперь Вы знаете тот объем теоретического материала, который необходим для того, чтобы выполнить задание 8 ОГЭ по русскому языку!

Задание 9. ОГЭ по русскому языку. Простое осложненное предложение

Простое осложненное предложение Формулировка задания: Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения: – (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии. – (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы. Правильный ответ: 27 (тон (какой?) вызывающий, полный претензии) Что нужно знать:
  • что такое простое предложение
  • чем может быть осложнено предложение
Простое предложение ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - это единица синтаксиса, грамматически организованная группа слов, законченная по смыслу. Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое. В простом предложении может быть только одна грамматическая основа. Часто за осложняющий компонент принимается придаточное предложение, и, наоборот, придаточная часть сложного предложения ошибочно понимается как осложнение. Чтобы не ошибиться, надо чётко усвоить: осложняющий компонент не содержит в себе грамматической основы, а представляет собой дополнительное, добавочное высказывание, которое соотносится с основным, у которого есть оформленная грамматическая основа. Осложняющие компоненты в предложении Осложняющими компонентами могут быть:
  • однородные члены (Ни торт, ни новые игрушки, ни весёлые развлечения- ничто не радовало девочку);
  • обособленные определения (Дорога, мощённая булыжником, поднималась на вал);
  • обособленные дополнения (Всё общество, исключая Сергея Львовича, было в сборе);
  • обособленные приложения (Мы, филологи, знаем силу слова);
  • обособленные обстоятельства (Лиза, несмотря на вмешательство матери, устроила всё по-своему);
  • вводные слова (Я, по всей вероятности, здесь долго на задержусь);
  • вводные сочетания (Сановник этот, по меткому замечанию одного современника, имел сильный ум и надменную фигуру);
  • вводные предложения (Он приехал в Суздаль - в этом городишке бывал и я - и, представьте, принялся наводить справки о Модесте Петровиче);
  • вставные конструкции (... младшему - дураку (а точнее, доброму, честному простаку) - всё хорошее по справедливости достаётся);
  • обращения (О, Павел Иванович, позвольте мне быть откровенным);
  • сравнительные обороты (Руки её холодны, словно лёд);
  • уточняющие члены предложения (У забора, на груде досок, уже поджидали Васька и Дран).

Задание 10. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с членами предложениями Формулировка задания: В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула с облегчением: – Ступайте,(6) дети. Я очень устала.   Повторяем теорию Предложение может быть осложнено словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. К таким явлениям относятся
  • обращения,
  • вводные слова,
  • вставные конструкции,
  • междометия.
ОБРАЩЕНИЕ - это слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью. Обращение выражается чаще всего именем существительным в именительном падеже. Оно может быть распространённым и нераспространённым. Обращение не является членом предложения, поэтому отделяется знаками препинания. ВВОДНЫМИ называются СЛОВА (Ссылки на внешний сайт.) или СОЧЕТАНИЯ СЛОВ (Ссылки на внешний сайт.), с помощью которых говорящий выражает своё ОТНОШЕНИЕ К СОДЕРЖАНИЮ ВЫСКАЗЫВАНИЯ (Ссылки на внешний сайт.) или ОФОРМЛЯЕТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ (Ссылки на внешний сайт.). Вводные слова могут стоять в начале, в середине и в конце предложения обычно ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ (Ссылки на внешний сайт.). Вводные слова следует ОТЛИЧАТЬ ОТ ОМОНИМИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ, которые являются членами предложения (Ссылки на внешний сайт.). Например: Кажется, начинается дождь (мне кажется, я думаю, что скоро пойдет дождь, здесь кажется - вводное слово, не является членом предложения). Мне это только кажется (то есть думается, видится - кажется здесь сказуемое). (Ссылки на внешний сайт.) Можно выделить несколько групп вводных слов по значению: Дополнительные сообщения, попутные замечания, по смыслу не связанные с основным содержанием высказывания, называются вставными конструкциями, которые ВЫДЕЛЯЮТСЯ СКОБКАМИ ИЛИ ТИРЕ (Ссылки на внешний сайт.). ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ - это слова, словосочетания или предложения, содержащие дополнительные сообщения разнообразного характера: попутные сведения, поправки к сказанному. Они разъясняют, толкуют основное высказывание. Вставные конструкции выделяются с помощью запятых, тире и скобок.
  1. Если вставная конструкция небольшая по объёму (2-3 слова), она выделяется запятыми. Например: Душа моя, я помню, с детских лет чудесного искала (М.Ю. Лермонтов).
  2. Если вставная конструкция значительно распространена, она выделется с помощью тире или скобок. Если по условиям контекста необходимы запятые между элементами основного предложения, эти запятые ставятся либо перед вторым тире, либо после вторых скобок. Например: Офицеры шли не в рядах - вольность, на которую высшее начальство смотрело в походе сквозь пальцы, - а обочиною, с правой стороны дороги (А. Куприн).
Примечание При подсчёте количества основ в предложении основа вставной конструкции не учитывается! Толстые корни кувшинок (Варя чуть не приняла их за медные пушки!) отдыхали на пушистой подстилке и слабо дышали в длинные стебли. (С. Романовский). Это простое предложение, так как в нём одна основа; оно осложнено вставной конструкцией. МЕЖДОМЕТИЯ - это слова, выражающие различные эмоции: ох!, эй!, ну и т.п. Междометия не являются членами предложения, поэтому отделяются от членов предложения запятыми или восклицательным знаком. Ах, это наивное и благословенное детство, с которого начинается всё... (Н.Дубов).

Задание 11. ОГЭ по русскому языку. Грамматическая основа сложного предложения

Грамматические основы сложного предложения Примерная формулировка задания: Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой. (51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. Правильный ответ: 3 Задание 11 связано с заданием 8 ОГЭ по русскому язык, в котором требуется выписать грамматическую основу. Поэтому вам следует для начала повторить материал задания 8 (ссылка откроется в новом окне). Учитывая специфику задания 11, главная ваша задача - посчитать количество основ в предложении. Поэтому в данной статье более детально рассмотрим теоретический материал. Что нужно знать:
  • Что такое подлежащее и чем оно может быть выражено
  • Что такое сказуемое и чем оно может быть выражено
  • Что такое грамматическая основа
Подлежащее ПОДЛЕЖАЩЕЕ — это главный член предложения, обозначающий предмет, действие или признак которого выражается сказуемым, и отвечающий на вопросы «кто?», «что?». Можно задать вопрос, который вам поможет в любой ситуации: "Кто (или что) совершает действие?" При разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой. Чаще всего подлежащее выражено существительным или личным местоимением в именительном падеже (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они). Пример: Книга лежала на столе. В этом предложении подлежащее — книга. Она лежала на столе. В этом предложении подлежащее — она. В роли подлежащего может выступать: 1. любая часть речи, употребленная в значении существительного: Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет (прилагательное в значении существительного). Уснувший не заметил, что поезд уехал в депо (причастие в значении существительного) Навстречу ему шли трое (числительное). 2. неопределенная форма глагола: Наблюдать за птицами — любимое занятие нашего кота. 3. местоимения других разрядов (относительно-вопросительные, определительные, указательные) в именительном падеже:Кто накормит кота? Нельзя не любить кота, который живет в нашем доме. Подлежащее, выраженное словосочетанием Подлежащее может быть выражено цельным по значению словосочетанием: 1. именем собственным: С первого взгляда Мария Сергеевна ему не понравилась, Черное море прекрасно; 2. устойчивым сочетанием слов: Гадкий утёнок на самом деле был лебедем. Железная дорога идет вдоль берега Черного моря; 3. фразеологизмом: Медвежья услуга в виде шпаргалки, подброшенной товарищем, помешала ему сдать экзамен с первого раза; 4. сочетанием числительного с существительным в родительном падеже:На скамейке сидели три старика; 5. сочетанием существительного, имеющего количественное значение (большинство, ряд, часть и т.д.), с существительным в родительном падеже: Часть класса поехала на экскурсию; 6. сочетанием прилагательного, числительного или местоимения в именительном падеже и существительного в родительном падеже с предлогом из:Каждый из нас хотел стать отличником; 7. сочетанием неопределенного местоимения с прилагательным: В каждом из нас есть что-то особенное; 8. сочетанием существительного или местоимения в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом с: Мы с Тамарой ходим парой. (А. Барто) Во всех этих случаях подлежащее — это все словосочетание целиком, а не отдельные слова в его составе. Примечание 1. Следует отличать существительные в винительном падеже (они отвечают на вопросы «кого?», «что?» и являются зависимыми словами, выполняя в предложении роль дополнений) от существительных в именительном падеже (отвечают на вопросы «кто?», «что?» и выполняют роль подлежащего). Пример:Ветер колышет колос. В данном предложении два слова отвечают на вопрос "что?": ветер и колос. Но подлежащим является только слово ветер, потому что оно соотносится со сказуемым, следовательно, стоит в именительном падеже. А слово колос является дополнением. Все новое интересует молодежь. Подлежащее здесь "все новое", так как его действие - интересует. А слово молодежь является дополнением. 2.Бывают предложения, в которых нет подлежащего. Это двусоставные неполные или односоставные предложения. Пример:Откуда-то подуло. Мне дали возможность исправить двойку. Сказуемое СКАЗУЕМОЕ— это главный член предложения, обозначающий действие или признак подлежащего и отвечающий на вопросы «что делает?» или «что это такое?». При разборе предложения сказуемое подчеркивается двумя чертами. Пример: Ребята подчеркнули сказуемое двумя чертами В школе изучается три вида сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Простое глагольное сказуемое Простое глагольное сказуемое может быть выражено: 1. одним глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Маша делает уроки. Маша не делает уроки (отрицательная частьца не всегда входит в состав сказуемого). Маша будет делать уроки. (будет делать — это составная форма будущего времени глагола делать.) Делай уроки! Пусть делает уроки (пусть делает - это повелительное наклонение, образованное при помощи частицы пусть и формы 3 л. ед.числа глагола). Маша делала бы уроки, если бы хорошо себя чувствовала (делала бы - это форма глагола в условном наклонении). 2. устойчивым сочетанием глагольного характера:Ученик пришел к выводу (= понял), что сказуемое состоит из нескольких слов. Я буду принимать участие (= буду участвовать) в тестировании. 3. фразеологизмом (в таких случаях сказуемое — это весь фразеологизм целиком, а не отдельные слова, входящие во фразеологизм): Довольно бить баклуши! (= бездельничать). Соперники нередко вставляют друг другу палки в колеса (= мешают). Составное глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое может состоять из: 1. вспомогательного глагола, обозначающего начало, продолжение или конец действия, и неопределенной формы глагола: Ветер продолжал завывать. Я начал изучать теорию литературы. 2. вспомогательного глагола, обозначающего желание, возможность, способность или намерение совершить действие, и неопределенной формы глагола: Мама хочет поехать на море. 3. краткой формы прилагательного (рад, должен, обязан, готов и др.) и неопределенной формы глагола: Каждый должен учиться хорошо. Дети способны радоваться жизни. Я рад был помочь тебе. 4. устойчивого сочетания и неопределенной формы глагола: Я не горел желанием прогуляться по улице в такой мороз. 5. предикативных наречий: можно, нельзя, нужно, необходимо, надо и неопределенной формы глагола: Мне нужно закончить дело. Нельзя не задуматься о будущем. Иногда необходимо думать не только о себе. Надо было сразу об этом рассказать. Примечание Составное глагольное сказуемое всегда содержит неопределенную форму глагола. При этом неопределенная форма глагола не всегда входит в состав сказуемого. Пример: - Вася начал петь. - Петя попросил Васю петь тише. В первом предложении петь — часть составного глагольного сказуемого, а во втором — дополнение (попросил о чем?). Я хочу отдохнуть. Она присела (с какой целью?) отдохнуть Составное именное сказуемое Составное именное сказуемое может состоять из: 1. глагола-связки и имени существительного, имени прилагательного, причастия, наречия, местоимения и др.: Небо было хмурым. За окном становилось темно. Солнце на горизонте казалось огромным. Море было синее-синее. 2. имени существительного, имени прилагательного, причастия, наречия, местоимения и др. и нулевой связки: Он врач (он есть врач). Мама - инженер (мама есть инженер). Прогулки на свежем воздухе полезны (есть полезны). Хотя сказуемое в этих примерах состоит из одного слова, оно все равно называется составным именным. Осложненное составное именное сказуемое:
Осложнённое СИС = вспомогательный глагол + связка-инфинитив + именная часть

Я хочу стать врачом.

В этом случае сказуемое состоит из объединения двух сказуемых: составного именного (стать врачом) и составного глагольного (хочу стать). Иногда такое сказуемое называют сложным или смешанным.

Осложнённое СИС = составное именное микросказуемое + связка-инфинитив + именная часть СИС

Я должен был стать врачом.

В этом случае сказуемое можно представить как сочетание трёх сказуемых: составного именного (должен был), составного глагольного (должен был стать) и составного именного (стать врачом).

Примечание

Если вы ищете грамматическую основу предложения, проверьте

а) является ли сказуемое составным. Если вы имеете дело с составным сказуемым, то в сказуемое включается и вспомогательный глагол, и основной смысловой глагол или другая часть речи.

б) выражено ли сказуемое устойчивым сочетанием или фразеологизмом. В этом случае все слова в составе устойчивого сочетания или фразеологизма включаются в сказуемое.

Частицы в составе сказуемого

В состав сказуемого входят некоторые частицы. Самой распространенной из них является частица не.

Я не люблю фатального исхода.
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою. (В. Высоцкий)

Модальные частицы (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.) также включаются в состав сказуемого.

Давайте говорить друг другу комплименты. (Б. Окуджава)

Пусть говорят!

Он чуть не плакал от обиды.

Кроме того, в состав сказуемого входят частицы так, да как, знай (себе), ну и, так и, себе.

Ну ты опоздал так опоздал, я уже полчаса жду. (Как правило, с частицей так глагол повторяется.)

В доме шум и гам, а наш кот знай себе спит.

Грамматическая основа

Подлежащее и сказуемое вместе образуют грамматическую основу предложения.

Грамматическая основа предложения — основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого или одного из них.

Каждый из нас хотел стать более образованным. В этом предложении грамматическая основа — каждый из нас хотел стать более образованным.

Иногда в предложении может быть только подлежащее или только сказуемое. Тогда предложение является односоставным.

В предложении может быть несколько однородных подлежащих или несколько однородных сказуемых. В этом случае все они входят в грамматическую основу.

Как мальчики, так и девочкисдали спортивные нормы. (Мальчики, девочки - однородные подлежащие). В большом лесу во время бури деревья стонут, трещат, ломаются. (Стонут, трещат, ломаются - однородные сказуемые).

Наши рекомендации