Кортико-висцеральная медицина
Третьей нейрогенной теорией патогенеза болезни, пользовавшейся большой популярностью в нашей стране, была концепция, которая получила название «кортико-висцеральная медицина». Она разработана физиологами академиком К.М. Быковым и профессором И.Т.Курциным. Эта теория связывала развитие внутренних болезней с первичным повреждением высших нервных регуляторных механизмов. Суть теории состоит в следующем. Кора больших полушарий постоянно получает информацию обо всем, что происходить во внешней и во внутренней среде организма. Клетки коры, как эволюционно более позднего образования, отличаются хрупкостью, повышенной ранимостью. При действии сильных раздражителей или при возникновении конфликта между экстероцептивной и интероцептивной информацией возникает перенапряжение нервных процессов. Если предел работоспособности корковых клеток при этом превышается, то это сопровождается их функциональным истощением и развитием в них запредельного торможения. В норме кора, как известно, притормаживает подкорку. При развитии в коре торможения подкормка растормаживается, то есть возбуждается. В подкорковых отделах расположены высшие центры вегетативной нервной системы. Нарушение функций этой системы ведет к изменению функций висцеральных органов. Так, возбуждение симпатических центров ведет к учащению деятельности сердца, к спазму сосудов. Это путь к заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Повышение тонуса вагуса усиливает секрецию и моторику желудочно-кишечного тракта. Это путь к болезням пищеварительной системы.
Хронизация заболеваний связана с формированием порочных кругов: с одной стороны, непрерывная импульсация из бесконтрольно работающих мозговых центров терроризирует внутренние органы и нарушает их деятельность; с другой стороны, обратная импульсация из измененных органов поддерживает патологическое состояние нервных центров, углубляя запредельное торможение в коре больших полушарий и еще больше растормаживая подкорку. На определенном этапе возможно возникновение застойных очагов возбуждения и торможения, что может усиливать, ослаблять или извращать рефлекторные реакции. Застойные очаги могут блокировать импульсацию, что еще больше расстраивает кортиво-висцеральные взаимосвязи и ведет к углублению патологического процесса.
Таким образом, схему патогенеза болезни с позиции кортико-висцеральной патологии можно представить так. Чрезвычайный раздражитель вызывает перенапряжение корковых клеток Это ведет к развитию запредельного торможения в коре больших полушарий В результате растормаживается подкорка и нарушается регуляция деятельности внутренних органов Что обусловливает развитие болезни.
В отличие от психосоматической медицины, претендовавшей на всеобщий охват медицинских дисциплин, кортико-висцеральная патология ограничивала область своего распространения только определенной группой болезней внутренних органов, где начальной стадией развития патологического процесса являлось повреждение кортикальных механизмов регуляции (например, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь.) Что касается заболеваний, имеющих свою определенную этиологию (инфекционные болезни, хирургические болезни, лучевая болезнь), то кортико-висцеральная теория претендовала лишь на ее приложение для понимания патогенеза этих болезней. Правда, в сороковые-пятидесятые годы, когда в нашей стране уродливо гипертрофировались идеи нервизма, находились вульгаризаторы, которые с позиций кортико-висцеральной теории трактовали этиологию и патогенез решительно всех заболеваний. Не случайно академик Л.А.Орбели, выступая на объединенной сессии двух академий, со свойственным ему сарказмом воскликнул: «Играет ли кора больших полушарий ведущую роль в развитии сифилиса?» И сам же ответил: «Конечно! В каком смысле? А в том, что если человек заболеет сифилисом, то кора больших полушарий ведет его к врачу!» Более того, академик Орбели выступил против основного тезиса авторов кортико-висцеральной концепции, тезиса, прописывающего коре больших полушарий в норме функции регуляции деятельности внутренних органов. «Я не думаю – сказал с высокой трибуны Л.А.Орбели, - что те научные мысли, которые высказал тут Константин Михайлович Быков, были порождены импульсами из прямой кишки и мочевого пузыря! «Со стороны Л.А.Орбели это был смелый шаг, ибо в те мрачные годы всякий, не согласный с официальной точкой зрения (а кортико-висцеральная концепция была санкционирована партийными инстанциями, ибо взгляд на кору больших полушарий, как на верховного руководителя всех функций организма хорошо вписывался в господствовавшую тогда систему тоталитарного режима), подвергался если не репрессиям, то остракизму.
Парадокс состоял в том, что оба академика были учениками И.П.Павлова, создателями крупных физиологических школ. Правда, их научные пути разошлись. Школа Орбели занималась изучением адаптационно-трофической роли вегетативной нервной системы, а школа Быкова исследовала интероцептивные условные рефлексы. К сожалению, эти выдающиеся люди не ладили между собой, что безусловно, причинило вред развитию в нашей стране физиологической науки. На объединенной сессии двух академий верх одержала школа Быкова. Однако время все расставило по своим местам.
Патогенез язвенной болезни желудка, например, с позиций кортико-висцеральной теории представляли себе так: перенапряжение высшей нервной деятельности приводит к запредельному торможению коры и растормаживанию подкорки. Из-за неконтролируемой активности блуждающего нерва повышается секреция и усиливается моторика желудка. В условиях повышенной кислотности желудочного сока пепсин разъедает слизистую оболочку, кровоснабжение которой вследствие спазмов гладких мышц желудка нарушается. Не правда ли, логично? Однако возникли вопросы: почему у мужчин язвенная болезнь встречается в несколько раз чаще, чем у эмоционально более лабильных женщин; почему обострения язвенной болезни имеют ярко выраженную сезонность; почему при нарушении взаимоотношений коры и подкорки у одних людей развивается гипертоническая болезнь, у других – экзема, а у третьих – язвенная болезнь; и, наконец почему не помогают средства, нормализующие взаимоотношения коры и подкорки (много времени и труда было впустую потрачено и методами сонной терапии)? Я уж и не говорю о том, что роли микроорганизмов (Helicobacter pylori) в этиологии язвенной болезни просто не знали.
На объединенной сессии двух академий авторы кортико-висцеральной концепции выступали с критикой тезиса Сперанского «нервная система организует патологический процесс». Что же они противопоставили этому тезису? Если вдуматься, то… «нервная система организует патологический процесс»!. Разница лишь в том, что Сперанский говорил о нервной сети, а Быков – о коре и подкорке. В общем – «король умер, да здравствует король!»
Идеи кортико-висцеральной медицины в какой-то мере расширили наши представления о патогенезе болезни, но по мере углубления наших знаний они постепенно стали утрачивать свою популярность, тем более что появилось новое увлечение, связанное с изучением роли в патогенезе болезни эндокринной системы.