Показатели инвалидности населения. Эпидемиология инвалидности
Для обоснования планирования эффективной работы системы медико-социальной помощи инвалидам необходимы знания распространенности изучаемого явления, тенденций инвалидизации населения, факторов, их определяющих. В связи с этим производится расчет ряда интенсивных и экстенсивных показателей, характеризующих инвалидность:
· контингент лиц, впервые признанных инвалидами в течение календарного года на определенной административной территории (первичный выход на инвалидность, первичная инвалидность);
· общий контингент инвалидов среди населения (общая накопленная инвалидность).
Для оценки первичного выхода на инвалидность определяются;
· число впервые признанных инвалидами (на 10 тыс. населения);
· число впервые признанных инвалидами (на 10 тыс. трудоспособного населения);
· число впервые признанных инвалидами по отдельным классам (группам) заболеваний (то же с учетом причин и тяжести инвалидности);
· структура первичной инвалидности с учетом пола, возраста, групп инвалидности, классов болезней и т.д.
На основании компьютерной базы данных, созданной по решению ВОЗ, экспертами ООН подсчитано, что лица с ограниченными возможностями составляют около 10% населения земного шара, из них более 100 млн. детей. По мнению экспертов ВОЗ, доля тяжелой детской инвалидности в мире составляет 1-2% детской популяции.
В Российской Федерации на учете в органах социальной защиты населения состоят свыше 10 млн. инвалидов. Ежегодно впервые признаются инвалидами свыше 1 млн. человек.
Анализ эпидемиологии инвалидности показывает, что в 2001 г. в стране впервые было признано инвалидами 1199761 человек, или 82,8 на 10 тыс. населения. По сравнению с 1985 г. эта цифра возросла в 1,7 раза (1985 г. – 50,0). Это связано как с объективными причинами –ухудшением состояния здоровья населения, так и субъективными причинами – изменением подхода к оценке инвалидности. В то же время в последние годы как абсолютное, так и относительное число лиц, впервые признанных инвалидами, сокращается.
Основной причиной, приводящей к инвалидности взрослых, является общее заболевание – 86% случаев, затем идут травмы или заболевания военнослужащих – 7,6%, врожденные аномалии или заболевания, возникшие в детстве, - 4,4%, трудовые увечья, или профзаболевания – 2, 0%. В сельской местности несколько ниже доля общих заболеваний как причин инвалидности (79,8%) и выше доля инвалидов из числа военнослужащих (10,3%) и инвалидов с детства (7,2%).
Наиболее часто определяют II группу инвалидноси (70, 6% случаев), затем III (15,1 % случаев), а I группу инвалидности устанавливают в 14,3% случаев. В трудоспособном возрасте в городских поселениях структура первичной инвалидности несколько другая: I группа – 9,5% случаев, II – 62,6%, III –27,9% случаев. Близка к этому структура инвалидности по группам среди сельских жителей, особенно трудоспособного возраста.
В структуре первичной инвалидности первое место с большим отрывом занимают болезни системы кровообращения (43,3%), далее идут злокачественные новообразования(12,7%), последствия травм, отравлений и других внешних воздействий (6,5%), психические расстройства и расстройства поведения (6,2%).
Современное состояние инвалидизации населения, в том числе детского, связано с неблагоприятными тенденциями в медико-демографических процессах, состоянии здоровья населения, а также расширением критериев определения инвалидности. Особу тревогу вызывает ситуация с детьми-инвалидами. За период с 1966 по 2001 г. число детей- инвалидов возросло почти в 1,3 раза и составило 617096 человек. Наибольшее число детей-инвалидов приходится на возраст 10 – 14 лет (40,3%). Среди детей инвалидов больше мальчиков – 58,1%. Несмотря на рост абсолютного числа детей-инвалидов, число детей с впервые установленной инвалидностью стало снижаться.
Среди заболеваний, обусловивших детскую инвалидность, на первом месте находятся болезни нервной системы в органов чувств, среди которых наибольший вес имеют болезни центральной нервной системы и болезни глаза и его придатков. На втором месте находятся психические расстройства. Среди психических расстройств наибольший удельный вес имеет умственная отсталость (70%). Третье место занимают врожденные аномалии сердца и системы кровообращения и аномалии центральной нервной системы и органов чувств. На долю этих трех классов заболеваний приходится почти 60% причин инвалидности детей.
В структуре основных нарушений, приводящих к детской инвалидности, ведущие три места занимают висцеральные и метаболические нарушения, расстройства питания, двигательные и умственные нарушения. Среди висцеральных и метаболических нарушений наибольшее значение имеют нарушения кардиореспираторной функции и нарушения мочеполовой системы. Среди двигательных нарушений – нарушения подвижности нижних конечностей. Среди ведущих ограничений жизнедеятельности преобладают ограниченные способности адекватно вести себя, передвигаться, общаться с окружающими.
Из общего числа детей-инвалидов 9,2 % находятся в интернатных учреждениях, в том числе 1,7% - в учреждениях системы здравоохранения, 3,2% - системы социальной защиты, 4,3% - образования.
Доля инвалидов с детства среди всех категорий инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, колеблется в пределах 11-15%. В структуре причин инвалидности с детства ведущей является психоневрологическая патология: от 30 до 50% составляют психические расстройства, заболевания нервной системы –25 –40%, врожденные пороки развития – 5 – 15%. В структуре психических расстройств у инвалидов с детства старше 16 лет преобладают олигофрения (68%), шизофрения (11,9 – 13,9%), эпилепсия (9,4 – 12,5%), органические заболевания ЦНС (10,7%).
С.А.Овчаренко и соавт. (1994) при изучении медико-социальных причин, способствующих формированию детской инвалидности, выделили три основных блока воздействующих факторов:
· медико-биологический;
· социально-психологический;
· экономико-правовой.
Авторы приводят важнейшие, с их точки зрения, факторы риска врожденных заболеваний – это патология беременности, интра- и постнатальные травмы нервной системы. Кроме того, существуют и другие способствующие возникновению инвалидности причины: позднее установление диагноза, несвоевременное лечение и отсутствие диспансерных мероприятий.
Наличие в семье ребенка-инвалида ставит перед родителями массу проблем:
· медицинских, связанных с недостаточной информированностью родителей об этиологии, течении и прогнозе заболевания ребенка, с выбором способов, методов и учреждения для лечения, педагогической и психологической коррекции ребенка; с низкой степенью готовности родителей к проведению восстановительных мероприятий в домашних условиях;
· психологических, вызванных переживанием семьи за исход заболевания и судьбу ребенка, конфликтами между родителями в связи с поиском “виноватых” в неполноценности ребенка; отсутствием или недостатком помощи в уходе за ребенком со стороны членов семьи и ближайших родственников; замкнутостью в общении с друзьями, соседями, коллегами по работе и болезненным восприятием сочувствия окружающих;
· экономических, обусловленных низким уровнем материальной обеспеченности большинства семей; сложностями в трудоустройстве матерей детей-инвалидов на работу по сокращенному графику, частым использованием отпуска без сохранения содержания; дополнительными затратами на лечение, консультирование и реабилитацию детей, приобретение вспомогательных средств и путевок в санатории;
· социальных, заключающихся в отсутствии или недостаточности поддержки со стороны общественных организаций для приобретения личного транспорта, дополнительной жилой помощи, вспомогательных и специализированных медико-технических средств, путевок, телефонизации и т.д.; в недостаточном количестве учреждений социального обеспечения различного типа (в частности, для кратковременного и длительного пребывания детей);
· педагогических – проблем воспитания, обучения, профориентации (обучение трудовым навыкам), которые вызваны недостатком специализированных учреждений, организаций, осуществляющих обучение на дому, и специальной литературы;
· юридических, обусловленных незнанием и не использованием большинством семей прав и льгот, гарантированных законодательством, вследствие недостаточного количества и низкого уровня работы юридических служб с данным контингентом.
· Таким образом, инвалидность в России на сегодняшний день является важной медико-социальной проблемой. Состояние инвалидности указывает на критический уровень общественного здоровья.
Анализ инвалидности населения проводится по следующим формулам:
Показатель первичной инвалидностихарактеризует распространенность среди лиц трудоспособного возраста случаев инвалидности, установленных впервые в данном году. Показатель рассчитывают по формуле:
Первичная инвалидность =
Общее число трудоспособного возраста, впервые
признанных инвалидами в данном году х 10 000
Общая численность лиц трудоспособного возраста
* Примечание: показатель может рассчитываться по отдельным возрастно-половым группам, классам заболеваний, нозологическим формам.
Показатель структуры первичной инвалидности (по группам инвалидности)характеризует распределение показателя первичной инвалидности по группам. Показатель рассчитывают по формуле:
Структура первичной инвалидности (по группам инвалидности) =
Число лиц, признанных инвалидами I (II, III)группы х 100
Общее число лиц, впервые признанных бюро МСЭ
инвалидами, за год
Показатель полной медицинской и профессиональной реабилитации инвалидов характеризует эффективность медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение стойкой утраты трудоспособности. Показатель рассчитывают по формуле:
Полная медицинская и профессиональная реабилитация инвалидов =
Общее число инвалидов, признанных трудоспособными х 100
Общее число инвалидов, повторно освидетельствованных
в бюро МСЭ
Суммарный показатель частичной медицинской и профессиональной реабилитации инвалидовхарактеризует эффективность медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на частичную компенсацию стойкой утраты трудоспособности. Показатель рассчитывают по формуле:
Суммарный показатель частичной медицинской и профессиональной реабилитации инвалидов =
Общее число лиц, признанных инвалидами III группы
(из числа инвалидов I и II групп) + общее число лиц,
признанных инвалидами II группы (из числа инвалидов I группы) х 100
Общее число инвалидов I и II групп, повторно освидетельствованных в бюро МСЭ
Контрольные вопросы:
1. Какие категории лиц принято считать инвалидами ?
2. Перечислите критерии для установления инвалидности I, II, III групп.
3. Каковы основные причины инвалидности ?
4. Что такое реабилитация инвалидов ?
5. Какие существуют виды реабилитации инвалидов ?
6. По каким показателям проводят анализ инвалидности населения ?
Приведите формулы расчета