Схема 1 СТРУКТУРА ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ
Поликлиника
Поликлиническая помощь населению является одним из основных видов лечебно-профилактической помощи. Различают многопрофильные и специализированные поликлиники (например, стоматологические). В учреждениях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, начинают и заканчивают лечение до 80% всех больных, и лишь около 20 % больных госпитализируются.
Типы учреждений внебольничной помощи утверждаются приказом министра здравоохранения.
В Беларуси в 1998г. насчитывалось 540 самостоятельных поликлиник и амбулаторий, в том числе в городах – 149, и 714 поликлинических отделений больниц и роддомов, в том числе в городах – 310.
Поликлиника – это специализированное учреждение. Ее предназначение:
v Оказание медицинской помощи приходящим больным и больным на дому;
v Осуществление комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на лечение и предупреждение развития заболевания и их осложнений.
От качества деятельности поликлиник зависят работа больничных учреждений и эффективность использования больничных коек.
В соответствии с номенклатурой поликлиники делятся:
1. По организационному признаку:
v Объединенные со стационаром
v Не объединенные со стационаром (самостоятельные);
2. По территориальному признаку:
v Городские
v Сельские
3. По профилю:
v Общие (обслуживающие и взрослое, и детское население);
v Обслуживающие только взрослое или только детское население, стоматологические, физиотерапевтические, курортные;
4. По количеству врачебных посещений в смену (по мощности):
v 1-я группа – свыше 1200
v 2-я группа – 751-1200
v 3-я группа – 501-750
v 4-я группа – 251 - 500
v 5-я группа – до 250
Задачи поликлиники
1. Организация и проведение комплекса профилактических мероприятий по снижению заболеваемости, инвалидности и смертности среди населения.
2. Организация и осуществление диспансеризации населения (здоровых и больных).
3. Оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи. Населению в поликлинике и на дому.
4. Изучение показателей и причин общей и инфекционной заболеваемости населения, заболеваемости с ВУТ, инвалидности в целях разработки и практического осуществления соответствующих лечебных и оздоровительных мероприятий.
5. Организация и проведение мероприятий по гигиеническому обучению и воспитанию населения, пропаганде ЗОЖ.
6. Привлечение общественности, организаций и учреждений к оздоровлению условий труда, быта, разработке и проведению мероприятий по улучшению лечебно-профилактической помощи населению.
Организационная структура городской поликлиники(схема1):
1. Руководство поликлиники;
2. Регистратура;
3. Отделение профилактики:
Ø Кабинет доврачебного приема;
Ø Смотровой кабинет;
Ø Кабинет организации и контроля диспансеризации и ведения централизованной картотеки лиц, состоящих на диспансерном учете;
Ø Анамнестический кабинет для выявления лиц с повышенным риском заболевания;
Ø Кабинет санитарного просвещения и гигиенического воспитания населения (кабинет пропаганды ЗОЖ);
Ø Кабинет профилактических осмотров декретированных контингентов.
4. Лечебно-профилактические подразделения:
Ø терапевтические отделения (основная служба поликлиники);
Ø кабинет для оказания помощи подросткам;
Ø цеховое терапевтическое отделение;
Ø хирургическое отделение (кабинет);
Ø стоматологическое отделение (кабинет);
Ø офтальмологический кабинет (отделение);
Ø кабинет отоларинголога (отделение);
Ø неврологический кабинет (отделение);
Ø кардиологический кабинет;
Ø кабинет инфекционных заболеваний;
Ø женская консультация;
Стол справок | Регистратура | Картотека | Регистра-ция листов нетрудо- способ- ности | |
Запись на прием к врачу | Вызов врача на дом | |||
Схема 1 СТРУКТУРА ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ
Ø кожно-венерологический кабинет;
5. Отделение медицинской реабилитации.
6. Физиотерапевтическое отделение.
7. Вспомогательно - диагностические подразделения:
Ø Рентгенологическое отделение (кабинет);
Ø Отделение (кабинет) функциональной диагностики;
Ø Эндоскопический кабинет;
Ø Кабинет учета и медицинской статистики;
8. Административно-хозяйственная часть.
Регистратураявляетсяосновным структурным подразделением по организации приема больных в поликлинике и на дому. В ней работает преимущественно средний медицинский персонал. Она может быть:
Ø Централизованной, являясь единой для всего учреждения;
Ø Децентрализованной, когда отдельно осуществляется запись на прием к врачам – педиатрам, акушерам-гинекологам и др.
Задачи регистратуры:
1. Организация предварительной и текущей записи больных на прием к врачу (при непосредственном обращении, по телефону).
2. Обеспечение регулирования интенсивности потока населения для равномерной нагрузки на врачей.
3. Своевременный подбор и доставка медицинской документации в кабинеты врачей, правильное ведение и хранение картотеки поликлиники.
Работай регистратуры руководит заведующий, назначаемый на эту должность приказом главного врача поликлиники.
Запись на прием к врачам разных специальностей производится при обращении больных. В регистратуре заполняется талон (ф. №025-4/у) с указанием даты и времени приема, номера кабинета и фамилии лечащего врача. Здесь оформляется медицинская карта амбулаторного больного (ф.№ 025/у) для впервые обратившихся в учреждение. Для лиц, ранее обращавшихся в поликлинику, она хранится в картотеке регистратуры.
Медицинская карта амбулаторного больного является единой. В ней регистрируются все заболевания, по поводу которых больной обращался в поликлинику. Диагнозы всех перенесенных заболеваний фиксируются в листе уточненных диагнозов медицинской карты амбулаторного больного.
В к а б и н е т е д о в р а ч е б н о г о п р и е м а работает специально подготовленный средний медицинский персонал. Сюда обращаются посетители для получения разного рода справок, повторения рецептов, для направления на лабораторные исследования и т.д. Документы передаются медицинской сестрой для подписи врачу вместе с медицинской картой.
Важнейшим условием обеспечения качества работы врачей поликлиники является помощь медицинской сестры.
Анализ деятельности поликлиники проводится по следующей схеме:
Ø Общие данные о поликлинике;
Ø Организация работы (прием больных, помощь на дому, нагрузка медицинского персонала);
Ø Проведение профилактической работы и ее результаты (периодические и целевые осмотры, диспансерное наблюдение за больными);
Ø Качество врачебной диагностики и лечения больных;
Ø Преемственность работы поликлиники и стационара.
Общие данные о поликлинике содержатся в паспортной части годового отчета. Это сведения о наличии в учреждениях специализированных кабинетов, лечебно-вспомогательных и диагностических служб, врачебных участков, о штатах учреждения, укомплектованности и др.
В основе оценки организации работы поликлиникилежат следующие показатели:
1. Обеспеченность населения амбулаторно-поликлинической помощью, которая характеризуется:
Ø Числом врачебных должностей, предназначенных для оказания этого вида помощи, на 10 000 населения; расчетный норматив составляет 9,315 врачебной должности на 10 000 человек городского населения;
Ø Числом посещений поликлиники на 1-го жителя в год. Этот показатель в зависимости от ряда объективных причин может быть различным. В настоящее время он равен 11;
2. Нагрузка медицинского персонала на приеме в поликлинике и при оказании помощи на дому; она характеризуется числом посещений за 1 ч работы врача (для врача-терапевта этот показатель равен соответственно 4,5 и 2);
3. Материально-техническая и клинико-диагностическая оснащенность;
4. Организация и качество медицинской помощи, ее эффективность.
Качество амбулаторно-поликлинической помощи оценивают по тому, как соблюдается принцип участковости, достаточна ли активность врача, посещаемого больных на дому, каковы качество диагностики, выполнение плана профилактических мероприятий (осмотров и т.д.), высоки ли уровни заболеваемости и смертности и пр.
Показатель участковости рассчитывается для участковых врачей-терапевтов:
Число посещений жителями участка своего участкового врача / на общее число посещений · 100
Таким же образом вычисляются показатели участковости по помощи на дому:
Число посещений участковыми врачами жителей своих участков на дому / на число посещений участковыми врачами жителей района деятельности поликлиники на дому · 100.
Принято считать хорошим по поликлинике показатель участковости 80-85%, а показатель участковости по приему участковых терапевтов может составлять 95% и более. Участковость по помощи на дому обычно достигает 90-95%..
Профилактическая работаполиклиники выражается в проведении осмотров в целях раннего выявления заболеваний, в диспансерном обслуживании больных, выполнении противоэпидемической и санитарно-просветительной работы. Ее характеризуют следующие основные показатели:
1. Полнота охвата соответствующих контингентов диспансерным наблюдением;
2. Снижение заболеваемости, длительности нетрудоспособности, инвалидности и летальности среди диспансерных больных;
3. Охват населения иммунизацией против острых инфекционных и эпидемиологических заболеваний;
4. Выполнение плана санитарного просвещения среди населения.
Качество врачебной диагностикиопределяется путем сопоставления диагнозов заболевания, поставленных больным в амбулаторно-поликлинических учреждениях при направлении их на госпитализацию, с диагнозами, установленными в стационаре.
В результате сопоставления данных может быть вычислен процент неправильных диагнозов:
Число диагнозов поликлиники, не подтвердившихся в стационаре / общее число больных, направленных с данным диагнозом на госпитализацию · 100
Удельный вес неправильных диагнозов является показателем требующим пристального изучения и анализа. Врачебные ошибки имеют очень серьезные последствия и в ряде случаев не могут быть исправлены:
О преемственности в работе поликлиники и стационара судят на основании следующих показателей:
1. Процент оформленных, переданных из поликлиники в стационар и полученных обратно документов;
2. Процент лиц, которым проведено лечение в поликлинике после выписки из стационара.