Тема 5. Врачевание и медицина в странах античного средиземноморья
Цели: показать тесное взаимодействие древнегреческой философии и медицины. Материалистическое направление медицинских школ Древней Греции. Раскрыть международный характер развития медицины в эпоху эллинизма и взаимные влияния культур Запада и Востока. Показать вклад древнегреческих врачей в развитие учения о медицинской этике.
Основные термины и понятия:миф, антропоморфизм, секуляризация, архаика, классика, античность, эллинизм, полис, асклепейон, асклепиады, энкомисис, абатон, корпус Гиппократа, эллинизм.
Компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ПК-3, ПК-31.
План семинара:
- Периодизация истории Древней Греции (крито-микенский период, предполисный, архаичный, классический, эллинистический). Особенности культуры Древней Греции. Философские основы древнегреческой медицины (натурфилософия).
- Виды медицины Древней Греции (народная, храмовая, светские медицинские школы). Кротонская, книдская, косская медицинские школы.
- Гиппократ II Великий Косский – выдающийся врач Древней Греции. «Корпус Гиппократа» - энциклопедия периода расцвета древнегреческой медицины. Работы сборника и их современное значение.
- Особенности культуры и медицины эллинистического периода. Взаимодействие культур Греции и стран Востока (Герофил, Эразистат).
- Особенности и современное значение медицины Древнего Рима (А. К. Цельс, К. Гален и др.).
- Значение древнегреческой и древнеримской культуры и медицины для развития мировой культуры и науки.
Основная литература:
- Сорокина Т.С. История медицины. М., 2000.
- Лисицын Ю.П. История медицины. М., 2004.
- БМЭ.
- Лекционный материал.
- Гиппократ. Избранные книги. М., 1936.
Темы рефератов, литература:
7. Учение Гиппократа и современность: преемственность идей
- Петров Б. Д. Гиппократ: к 2450-летию со дня рождения // Здравоохранение РФ. – 1990. - №9. – С. 38-41.
- К 2450-летию со дня рождения Гиппократа // Хирургия. – 1997. - №7. – С. 73 – 76.
- Петров Б.Д. От Гиппократа до Семашко: преемственность идей (Очерки и портреты). – М., Медицина, 1990. – С. 23-35.
- Козлов А.М., Соболева Л.В. Гиппократ и современность// Советская медицина. – 1985. -№4. – С.118-120.
- Котельников В. П. О Гиппократе // Клиническая медицина. – 1986. - № 7. – С. 146 – 150.
- Василенко В.Х. Метод Гиппократа // Клиническая медицина. – 1983. – Т.61, №10. – С.3-12.
- Архангельский Г. В. О “Гиппократовом сборнике” // Клиническая медицина. – 1991 - №3. – С. 115 – 118.
- Фёдоровский Г. Шеренга великих медиков. – Варшава, 1975.
- Шойфет М.С. Сто великих врачей. – М.: Вече, 2004. – С. 18-23.
- Гиппократ. Этика и общая медицина / Пер. В.И. Руднева. – СПб.: Азбука, 2001.
Клавдий Гален и его влияние на развитие медицины
- Пацхелаури Г. З. Главдий Гален - классик античной медицины: к 1850-летию со дня рождения // Советское здравоохранение – 1980. - №4. – с.70-71.
- Фёдоровский Г. Шеренга великих медиков. – Варшава, 1975.
- Греб К. Шеренга великих биологов – Наша Ксенгарня, 1975
- Шойфет М.С. Сто великих врачей. – М.: Вече, 2004. – с. 27-32.
- Петров Б.Д. От Гиппократа до Семашко: преемственность идей (Очерки и портреты). – М., медицина, 1990. – с. 35-58.
Тестовые задания
- Характерная черта древнегреческой культуры:1)астральный культ; 2)культ мёртвых; 3)культ здорового и красивого тела; 4)культ Эскулапа.
- Хронологические рамки классического периода Древней Греции («золотого века»):1) 3-2 тыс. до н. э. 2)13-15 вв. до н. э.; 3)8-6 вв. до н. э; 4)5-4 вв. до н. э.
- Имя первого анатома, сторонника анатомо-физиологического направления в медицине:1)Демокрит; 2)Фалес; 3)Герофил; 4)Пифагор;
- В эпоху античности вскрытие тел умерших получило распространение в:1)Спарте; 2)Афинах; 3)Александрии; 4)Риме.
- Сыновья бога врачевания Асклепия: 1)Аполлон и Менелай; 2)Махаон и Подалирий; 3)Меропс и Хирон; 4)Гипнос и Гермес.
- Гиппократ является представителем школы:1)Сицилийской; 2)Книдской; 3)Косской; 4)Кротонской.
- Годы жизни Гиппократа:1)460-377 г.г. до н. э.; 2)130-около 200 г.г. н.э.; 3)98-138 г.г. н.э.; 4)35 г. до н.э. – 50 г. н. э.
- Известный римский врач, автор сочинения «О медицине» в 8 томах:1)Анаксагор; 2)Цельс; 3)Эмпедокл; 4)Алкмеон.
- Заслуга Галена:1)материалистический характер мировоззрения; 2)описание кругового движения крови; 3)начала экспериментальной анатомии и физиологии; 4)учение о 4-х типах темперамента.
- Городские врачи, состоявшие на государственной службе в Древнем Риме, назывались:1) периодевтами; 2)асклепиадами; 3)архиатрами; 4)галенистами.
- Санитарное законодательство в Древнем Риме: 1)Законы 12-ти таблиц; 2)Законы Хаммураппи; 3)Корпус Гиппократа; 4)Четверокнижие.
- Характерная черта древнегреческой медицины:1)специализация врачевателей; 2)облегчение страданий умирающих в асклепейонах; 3)формирование врачебных школ; 4)исключительно теургический характер.
- Гиппократ – основоположник медицины:1)традиционной; 2)научной; 3)общественной; 4)храмовой.
- Главная заслуга Гиппократа:1)вскрытие тел умерших; 2)клинический метод; 3)создание гуморальной теории; 4)создание солидарной теории.
- Название одного из трудов Гиппократа:1)«О мудрости врача»; 2)«О вредоносных миазмах»; 3)«О воздухах, водах и местностях»; 4)«О восточной медицине».
- Поэма Тита Лукреция Кара:1)«О древней медицине»; 2)«О природе вещей»; 3)«О любви»; 4)«О контагии».
- Один из первых известных акушеров древнего мира:1) Цельс; 2)Гален; 3)Диоскорид; 4)Соран.
- Система организации и сброса нечистот в Древнем Риме:1)акведуки; 2)термы; 1)клоака максима; 4)энкомисис.
- Название лечебниц при древнегреческих храмах:1)асклепейоны; 2)валетудинарии; 3)атрейи; 4)мусейоны.
- Автор утверждения «Стоит многих людей один врачеватель искусный…»:1)Гомер; 2)Эмпедокл; 3)Тит Лукреций Кар; 4)Овидий.
Письменные вопросы и задания
1. На территории асклепейонов возводились многочисленные статуи богов – покровителей врачевания. Перечислите этих богов (не менее 5-ти).
2. Дайте толкование понятиям:
· Акведуки
· Термы
· Архиатры
· Галенизм
· Валетудинарии
· Асклепейоны
· Атрейи
· Периодевты
4. Укажите названия трудов «Гиппократова сборника», в которых содержатся сведения:
А. о различных формах воздействия на человека природных факторов, обобщённых с пози-ций натурфилософии ______________________________________________________
Б. 42 поучительные истории болезней с описанием симптомов и лече-ния______
В. о методике клинического наблюдения у постели больного_____________________
Г о хирургических заболеваниях и травмах____________________________________
Д. о морально-этических нормах в деятельности вра-ча______________
5. Вы — Гиппократ, великий врач. Родившись в Древней Греции двадцать пять веков назад (в 460 г. до н. э.), Вы прожили долгую и удивительную жизнь, о которой, к сожалению, известно совсем немного. Например, то, что Вы появились на свет в семье врача, изучали медицину на острове Кос и много путешествовали. Вы объездили полмира в поисках новых знаний о медицине, побывали во многих странах и местностях — от Индии и Египта до Малой Азии и побережья Черного моря. Позже у Вас появилось множество способных учеников и последователей, с помощью которых и был составлен «Гиппократов сборник». Какие из приписываемых Вам ниже афоризмов на самом деле Вам не принадлежат?
ü «Природа исцеляет, врач лечит»
ü «Сгорая сам, свети другим»
ü «Усердный врач подобен пеликану»
ü «Врач должен обладать хорошей памятью. Он должен помнить все лекарственные средства, которые прописывал больным, и помнить, какое действие они оказывали на каждого больного, в зависимости от особенностей его самого и болезни. Это составляет в медицине начало, середину и конец»
ü "Болезни, порождаемые переполнением, излечиваются опорожнением, а рождающиеся от опорожнения лечатся наполнением, происходящие от труда лечит покой, а рождающиеся от праздности уничтожаются трудом"
ü «Действия диетических средств продолжительны, а действия лекарств – скоропреходящи»
ü «Медицина – это любовь, иначе она ничего не стоит»
ü "Врач философ подобен богу. Да и немного в самом деле различия между мудростью и медициной и всё, что ищется для мудрости, всё это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед богами, божественное превосходство. То, что они имеют, они имеют против невоздержанности, против корыстолюбивой и грязной профессии, против непомерной жажды приобретения, против алчности, против хищения, против бесстыдства..."
ü "...в медицине уже с давнего времени всё имеется в наличии, в ней найдены и начало, и метод, при посредстве которых в продолжении долгого времени многое и прекрасное открыто, и остальное вслед за этими будет открыто, если кто-нибудь, будучи основательно подготовленным и зная уже открытое, устремится, исходя из этого к исследованию. Напротив, тот, кто, отвергший и презревший всё это, приступает к новому пути или способу искания и утверждает, что он открыл нечто, как сам обманывается, так и других обманывает, да и в самом деле это невозможно".
Закончите свой афоризм: «Жизнь ____________, искусство ______________, случай ____________, опыт ____________, суждение ____________».
Вам принадлежат два высказывания, на первый взгляд, диаметрально противоположных по своему значению:
ü «Из всех наук, безусловно, медицина самая благородная»
ü «Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств».
Так всё же медицина – наука или искусство? Ведь, по определению, наука и искусство - совершенно разные способы познания мира?
Что в традициях Вашей врачебной школы связано с медицинскими представлениями древних египтян и китайцев?