Сушрута самхита
С.С.1.1.14.
Первый принцип Аюрведы - сохранение здоровья ради здоровья, второй - лечение болезней ради здоровья.
С.С.1.1.28.
Правильно приготовленная и вовремя принятая пища является источником силы, здоровья и долголетия.
С.С.1.4.2-6
Человек, изучивший все тексты, но не способный применить знания на практике, похож на спину, которая несет древесину сандала.
Глупец, прочитавший великое множество книг, но не получивший практического понимания этих знаний, похож на спину, нагруженную древесиной сандала и потеющую под ее тяжестью, но не имеющую возможности насладиться его ароматом.
Именно поэтому учитель должен ясно и тщательно разъяснять каждую шлоку, или половину шлоки, или ее четвертую часть, как они изложены в данном тексте, разделенном на сто двадцать глав[95], а ученик должен внимательно слушать объяснения и вопрошать о непонятных местах. Очень трудно понять и запомнить сведенья о препаратах, вкусах, гуннах, энергиях, послевкусах, семи тканях, нечистотах, полых органах, жизненных точках, сосудах, энергетических каналах, сочленениях, костях и репродуктивных тканях, о типах, природе и локализации язв или переломов, о паллиативных терапевтических методах, о принципах излечимости или неизлечимости той или иной болезни, а также о других вещах, ибо они порой озадачивают даже несравненные головы, не смотря на постоянные размышления и исследования их сути, не говоря уже о коллегах с не столь развитым интеллектом, поэтому ученик должен внимательно слушать объяснения, которые дает учитель для каждой шлоки текста, или половины шлоки, или ее четверти.
Ради понимания истин и принципов, проистекающих от других парампар или школ, но затронутых в ходе рассуждений или дискуссии, ученик должен обратиться к соответствующим учителям, ибо невозможно знать или описать в одном тексте все существующие ветви знания.
С помощью изучения только одной шастры человек никогда не сможет получить полноту этих знаний, поэтому врач должен изучить максимальное количество его сопредельных ветвей. Врач, пьющий нектар чистого знания с губ своего учителя и не оставляющий ни на миг практических занятий, является истинным врачом, в то время как любой другой человек, лишь балующийся этим искусством, является самозванцем.
С.С.1.14.14.
В организме женщины вырабатывается не семя, а яйцеклетка.
С.С.1.14.16.
Хилус циркулирует по всему телу, распространяясь во все стороны (латерально), как распространяется звук, вверх - как поднимается огонь, вниз, как падает вода с водопада.
С.С.1.15.3.
Тело человека состоит из доша, тканей и нечистот, которые являются его первопричиной, ”корнями”.
С.С.1.15.4.
Вата доша отвечает за все виды движения в теле, перемещает и направляет ткани и нечистоты в места их основной локализации, перемещает пищу и продукты пищеварения, выполняет экскреторную функцию и поддерживает тело.
С.С.1.15.5.
Питта доша отвечает за пигментацию организма, процесс пищеварения, зрение, интеллект и термобаланс.
С.С.1.15.6.
Капха доша выполняет в теле пять основных функций. К ним относятся смачивание внутрисуставной полости, защита желудка от Агни, придание телу физической силы, питание тела и придание телу прочности.
С.С.1.15.41.
Человек считается здоровым, если Тридоша находятся в состоянии равновесия, Агни, огонь пищеварения горит ровно, ткани четко и слаженно выполняют свои функции, ткани вовремя выводятся из организма, а ум и чувства находятся под контролем.
С.С.1.21.1.
Вата, Питта и Капха доша функционируют в теле человека от зачатия до самой смерти.
С.С.1.21.6.
Вата доша находится в малом и большом тазу. Зона кишечника захватывает область несколько выше этого региона, но не захватывая зону пупка. Позиция Питта доша - эпигастрий. Капха располагается в зоне желудка и выше.
С.С.1.21.11.
Питта - жидкость, горячая, очень активная, дурно пахнущая, голубого, красного, желтого, розового и других цветов, горькая на вкус (а если вкус не распробован полностью, то на первый взгляд - кислая).
С.С.1.21.12.
Функцией того Агни, который находится в печени и в селезенке является пигментация хилуса, поэтому он называется Ранджака Агни.
С.С.1.21.15.
Капха, или Слешмана - тяжелая, холодная (не только по действию на организм, но и на ощупь), белая или слегка желтоватая, мягкая, малоподвижная, слизистая, клейкая, тянучая субстанция.
С.С.1.21.23.
Во время вспенивания и трансформации пищи в желудке в сладкую, слизистую, нежную субстанцию, из этой субстанции идет формирование Капха доша.
С.С.1.26.29.
Горячие и маслянистые субстанции хороши при Ватта дисбалансе, горячие и сухие при Капха дисбалансе, а сладкие и холодные при Питта дисбалансе.
С.С.2.1.5.
Вата доша состоит из пяти субдоша - Прана, Удана, Вьяна, Самана и Апана Вайу. Эти пять Ветров организма управляются Марутами (полубогами ветров).
С.С.2.1.10.
Вьяна Вайу движется по всему телу, помогая ему совершать всевозможные движения, такие как глобальное перемещение, приведение, сгибание, поднятие, отведение и многие другие, а также он движет кровь, пот, желчь и остальные подвижные ткани организма.
С.С.3.4.2.
При соединении яйцеклетки и семени в лоне женщины преобладающие доша формируют конституцию будущего ребенка.
С.С.3.4.21.
Печень и селезенка расположены недалеко от сердца, по правую и левую сторону от него.
С.С.4.1.18.
Одна из оболочек глаза состоит из воды, в которой растворен Агни, вторая - мышечная, третья - жировая, а четвертая по своему строению близка к костной ткани.
С.С.6.1.25.
В первую очередь необходимо определить причины заболевания.
С.С.6.6.66.
Тело любого человека может быть создано из сочетания Тридоша, тканей и нечистот.