Чарака самхита

Ч.С.1.1.15

Состояние абсолютного здоровья необходимо человеку для ре­лигиозно­сти и исполнения долга, принесения жертв и отдания дол­гов предкам, полубо­гам и родителям, поддержания тела, т.е. сон, еда, работа, регулируемое удов­летворение чувств и т.д.

Ч.С.1.1.44.

Причина возрастания и увеличения качеств, субстанций и дейс­твий всегда Сходство, а причина их убывания и уменьшения - Раз­личие. Оба они являются причинами изменения субстанций.

Ч.С.1.1.45.

Сходство соединяет все различия и несходства объектов, являясь причиной их разнообразия. Напротив, Различие способствует про­явлению в подобных категориях объектов разнообразным проявле­ниям намерений или действий, несмотря на их сходство.

Ч.С.1.1.48

Одним словом, первоэлементы, душа, ум, время и пространство являются субстанциями. Субстанция, обладающая чувствами, назы­вается живой, чувствующей, а лишенная чувств - бесчувственной, неживой.

Ч.С.1.1.49

Объекты чувств, соединенные с двадцатью качествами; знанием; пятью, заканчивающимися усилием; десятью начинающимися с двойственности называются качествами. Движения, вызванные по­пыткой или усилием, называются действием.

Ч.С.1.1.50

Соединенность есть нераздельность субстанции с ее качествами. Это возможно только по причине нераздельности субстанции и ее качеств.

Ч.С.1.1.51

То, где качества и действие, воздействие существуют одновре­менно и в неразрывном состоянии, называется субстанцией, мате­рией.

Ч.С.1.1.52

То, что неотделимо от субстанции и проистекает из ее качеств, являясь причиной ее взаимодействия с окружающим миром, называ­ется воздействием. Воздействие не требует других объектов.

Ч.С.1.1.54

Извращенный ум, негативное отношение к себе, людям и окру­жающему миру, а также потеря времени, очень интенсивное ис­пользование органов чувств, ума, интеллекта, отсутствие свободно­го времени для отдыха является причиной психосоматических и фи­зических заболеваний.

Ч.С.1.9.4

Болезнь - это неуравновешенность доша, тканей и нечистот, а их баланс - здоровье. Здоровье это всегда счастье, а болезнь - не­с­частье.

Ч.С.1.11.39.

Действие бывает словесное, ментальное или телесное. Очень интенсивное использование речи, тела и ума или их не использова­ние - и то и другое - плохо. Задержка или насильственное вызыва­ние сна, мочеиспускания или дефекации, падение или сон на неро­вном месте, принятие неестественных и нефизиологичных поз, пе­регрев, сдавление, разрушение собственного тела, самоистязание и пытки - не правильное использование тела. Лживость, оговор, выс­казывание не во время своих мыслей, ругань, ссора, словоблудие, постройка воздушных замков, болтовня, суровость и др. - непра­вильное использование речи. Страх, печаль, гнев, жадность, сму­щение, ложная стыдливость, зависть, заблуждение, культивирова­ние невежества или ложного знания - неправильное использование ума.

Ч.С.1.17.74-75.

Субстанция, находящаяся в сердце и окрашенная в белый, крас­ный или желтый цвет, называется Оджас. Если Оджас покинул тело, то оно разрушается и человек умирает. В теле живого сущест­ва в первую очередь образуется Оджас. Он имеет цвет топленого масла, вкус меда и пахнет как свежий рис, с которого только что сняли шелуху.

(Как пчелы собирают мед с раскрывшихся цветов и плодов, так все органы человеческого тела собирают Оджас для исполнения своих функций).

Ч.С.1.18.49.

Энтузиазм, подвижность, активность, дыхание, помощь тканям в исполнении их функций, экскреторная и другие функции – эти качества в норме присущи Вата доша.

Ч.С.1.18.50.

Зрение, пищеварение, голод, жажда, термобаланс, мягкость тела, лоск, интеллект и бодрость - это все контролируется Питта доша.

Ч.С.1.18.51.

Нормальными функциями Капха доша являются придание телу прочности и силы, поднятие сексуальной энергии, поддержание массы тела, придание телу маслянистости, соединение органов и тканей тела в единое целое, а из психических качеств Капха наде­ляет человека терпеливостью, неторопливостью, уверенностью в себе и снисходительностью, а также алчностью, жадностью и ле­нью.

Ч.С.1.19.6.

Вот стих:

Все это множество типов заболеваний возникает из-за многих причин, но эти причины неразрывно связаны с Вата, Питта и Капха. Только внешние болезни (травмы, укусы животных и т.д.) практически не связаны с Тридоша.

Ч.С.1.20.9.

Вата, Питта и Капха движутся по всему организму, порождая хорошее или плохое состояния тела в зависимости от того, находят­ся ли они в состоянии баланса или дисбаланса. Если они находятся в состоянии баланса, то они ведут тело к здоровью, росту, разви­тию, придают ему силу, а человеку - покой и счастье. Если же они пребывают в состоянии дисбаланса, они приводят тело к разруше­нию и болезни.

Ч.С.1.20.14.

Сейчас Я перечислю все сорок дисбалансов Питта доша - жар, жжение, сильный подъем температуры, средний подъем температу­ры, лихорадка, испарина, повышение кислотности, жжение в пи­щеводе и в желудке, внутреннее жжение, жжение между лопаток, гипертермия, интенсивное потоотделение, появление запаха от тела, разрывы мягких тканей, уремия, мышечные отеки, жжение кожи, разрывы кожи, утолщение кожи, крапивница, пустулы, внут­ренний геморрой (внутренние кровоизлияния), геморройные бляшки, позеленение, пожелтение, посинение, герпес, желтуха, го­речь во рту, патологическая жажда, кровяной запах изо рта, гнилос­тный запах изо рта, неудовлетворенность, стоматит, воспаление глаз, воспаление ануса, воспаление полового члена, загрязнение крови, обмороки, позеленение или пожелтение глаз, мочи и кала - это сорок основных среди бесчисленного множества дисбалансов Питта доша.

Ч.С.1.24.22.

Кровь является чистой, если ее цвет не отличается от цвета рас­каленного золота, красного лотоса, сока лакового дерева и семян Гунджа (Arbus precatorius).

Ч.С.1.26.9.

После этого Господь Пунарвасу Атрейа сказал:

“Вкусов всего шесть - сладкий, соленый, острый, кислый, горь­кий и вяжущий. Их образующим первоэлементом является Вода. Выведение и успокоение - два ее основных действия; вкус, принад­лежащий объекту, полезность и вредность - ее эффект, все продук­ты, состоящие из пяти первоэлементов - конгломераты вкусов, за­висящих от их пропорционального состава, комбинации, приготов­ления, времени и места. Тяжесть, легкость, холодность, горячесть и т.д. - качества этих (субстанций или трав). «Кщара» происходит от «Кщарана» - разливающаяся. Не вкус, а субстанция происходит от смешивания нескольких субстанций, которая имеет много оттенков вкуса, но доминирующие - соленый или острый. ”

Ч.С.1.26.12.

Нет ни одной субстанции в этом мире, которую нельзя было бы использовать в качестве лекарственного препарата, только надо знать заболевание, которое ей лечится, лекарственную форму, ко­торую следует приготовить, и дозу на прием.

Ч.С.1.28.4.

В результате этого процесса образуется чистая пищевая эссен­ция, известная как хилус, и побочные продукты - нечистоты. Нечи­стоты порождают пот, мочу, кал, Вата, Питта, Капха, серу ушей, выделения из глаз, носа, рта, волосяных фолликул и гениталий, а также такие части тела, как волосы, ногти, усы, бороду и др. Из пищевой эссенции образуются семь тканей и Оджас, основные суб­станции органов мировосприятия, которые известны как чистые эс­сенции семи тканей, а также связки, суставные сумки и хрящи, и др. Все ткани в форме чистой эссенции и нечистот в состоянии ба­ланса находятся в нормальном соотношении, зависящем от возраста и конституции и образуются соответственно из хилуса и нечистот. Они поддерживают равновесие семи тканей тела. Если рассматри­вать увеличение или уменьшение баланса тканей, то происходит увеличение или уменьшение хилуса, образующегося из съеденной пищи в целях поддержания здоровья; аналогично и эвакуация нечи­стот. Нечистоты, увеличившие свое нормальное количество, лечат­ся посредством холода или тепла, как необходимо, тогда они воз­вратятся в состояние равновесия.

Ч.С.1.30.8.

Основные каналы расходятся от сердца как от корня, разнося со своей пульсацией по всему организму Оджас.

Ч.С.2.4.4.

С позиции этиологии болезненных процессов, доша могут по­рождать, а могут и не порождать заболевания, соединяясь с причи­нами возникновения заболеваний. Если соединения всех трех этих факторов не происходит или они соединяются очень долго, или их соединение не очень крепкое, болезнь может не возникнуть, может возникнуть через очень длительный промежуток времени или очень слабая, проявляющая не все свои симптомы, легко излечимая. Если они соединились не крепко, болезнь будет легкая. Так объясняются причины не возникновения или возникновения очень легкого за­болевания при наличии всех трех факторов заболевания.

Ч.С.3.1.7.

При соединении вкуса и доша, вкус обостряет ту доша, с кото­рой он обладает одинаковым или близким качествами и строением (первоэлементами) и успокаивает при регулярном употреблении ту, с которой имеет более-менее противоположное строение и свойст­ва. С этой позиции вкусов - шесть, а доша - три.

Ч.С.3.2.3.

Складывающий пищу в свою кладовую (желудок) должен разде­лить ее на три части. Одна часть пространства должна отдаться не­посредственно пищи, одна - жидкости и одна должна быть запол­ненной Вата-Питта-Капха. Если заполнять желудок пищей в таком соотношении, то все нежелательные последствия приема пищи уй­дут и пища будет полностью усваиваться.

Ч.С.3.2.17.

Между пупком и сосками есть орган, называемый “Амашайа”, и вся пища четырех видов переваривается там.

Ч.С.3.2.18.

Пища, попавшая в двенадцатиперстную кишку и полностью там переваренная, разносится по венам, артериям и другим каналам по всему телу человека.

Ч.С.3.8.76.

Время - это трансформация, изменения.

Ч.С.4.1.30.

Все эти их качества распознаются только при соединении с ор­ганами чувств, ведь качество поверхности можно узнать только предварительно потрогав ее.

Ч.С.4.1.93.

Доша, находящиеся в состоянии баланса не выходят из него без причины, но если они находятся в состоянии дисбаланса, они сами никогда не вернутся в состояние равновесия.

Ч.С.4.1.109.

Неправильное понимание интеллектом окружающего мира и т.д. и неправильная ответная реакция на феномены этого мира извест­ны как Праджнапарадха (интеллектуальная ошибка восприятия мира).

Ч.С.4.6.14

Факторами трансформации пищи являются жар Пачака Агни, Самана Вайу, влажность и слизистость Кледака Капха, время и со­вместное сочетание всех перечисленных факторов.

Ч.С.4.6.17

Одним словом, компоненты тела бывают двух видов - нечисто­ты и усвояемые полезные продукты. Нечистоты препятствуют нор­мальному выполнению организмом своих физиологических функ­ций. К ним относятся, например, (1) субстанции, образующиеся как побочные продукты внутри полостей тела, такие, как слизь, экссу­дат, транссудат и т.д., не являющиеся его физиологическими частя­ми, такими как доша или ткани, мешают работе соответствующих органов; (2) выходящие из организма полностью переваренные ткани - в виде отмерших клеток; (3) Вата, Питта и Капха, находя­щиеся в абнормальных сочетаниях и пропорциях и (4) другие субс­танции, наносящие вред организму или отравляющие его. Субстан­ции, отличающиеся от вышеперечисленных являются чистыми.

Ч.С.4.6.18.

Когда доша, находящиеся в состоянии дисбаланса или в соеди­нении с Амой, касаются и взаимодействуют с тканями (причем часть доша смешивается с ними), ткани приобретают абнормальные качества и функции. Тело может быть здорово только в случае на­хождения доша в состоянии баланса.

Ч.С.4.7.16

Те части тела, которые функционально утяжелены, большие, громоздкие, грубые, твердые и малоподвижные, например зубы, ногти, кости, мышцы, кожа, связки, волосы, усы с бородой, телес­ные волосы и т.д. в основном состоят из первоэлемента Земля. Ор­ганы обоняния, запах и маслянистость тела также происходят из нее. Те части тела, которые жидкие, подвижные, влажные, мягкие, вялые, нежные, слизистые и текучие, например хилус, желчь, кровь, лимфа, жир, Капха и Питта, пот, моча, кал и т.д. в основном состоят из Воды. Вкус и органы вкуса тоже водяные. Сущность Питты, жар, сияние и цвет тела идут от Огня. Органы зрения также огненной природы. Акт вдоха и выдоха, открытия и закрытия, сжа­тия и разжатия, напряжения и расслабления, моргание, биение (пульс), движение, всасывание питательных веществ и т.д. обеспе­чиваются Воздухом. Тактильная чувствительность также идет от этого первоэлемента. Поры и каналы, пустоты в костях - Эфирной природы. Звуки и органы слуха тоже относятся к этому первоэле­менту. Что бы ни двигалось в организме, все движется за счет на­личия сознания. Таким образом, перечисление частей тела сделано полностью

Ч.С.6.2.4.

Не все мужчины, имеющие развитое мускулистое тело отлича­ются сексуальной силой. С другой стороны, люди, имеющие нераз­витое тело, слабо выраженные мышцы и ослабленные болезнями имеют отличную потенцию.

Ч.С.6.4.9.

Питта доша называется также Рактапитта, так как цвет и запах Питта доша близкие к цвету и запаху крови.

Ч.С.6.4.10.

Рактапитта локализуется в печени и селезенке, так как они яв­ляются местом локализации и образования крови.

Ч.С.6.13.88.

Так как функции селезенки и печени одинаковые, их следует лечить одинаковыми препаратами.

Ч.С.6.15.9

Как только пища попадает в рот, шесть вкусов, из которых она состоит, начинают разрушаться. Во время этого процесса проявля­ется ее первичная сладость (слизистая субстанция, обладающая сладковатым вкусом), из которой идет формирование Капха доша.

Ч.С.6.15.10

Когда частично переваренная пища покидает желудок и попада­ет в двенадцатиперстную кишку, из кислой части перевариваемой пищи в ней проявляется чистая жидкая эссенция Питта доша.

Ч.С.6.15.11

Когда остатки перевариваемой пищи попадают в кишечник, они адсорбируются и высушиваются под действием Агни, приобретая компактную суховатую форму. Во время этого процесса проявля­ются их горькие и вяжущие вкусы. Из этих компактных горьких масс и возникает Вата доша.

Ч.С.6.15.13

Пять Агни, принадлежащих Земле, Воде, Огню, Воздуху и Эфиру переваривают соответствующие пищевые фракции

Ч.С.6.15.16.

Из хилуса образуется кровь, из крови - мышцы, из мышц - жир, из жира - кости, кости формируют костный мозг, костный мозг по­рождает семя, которое способствует формированию зародыша.

Ч.С.6.15.17.

Чистая эссенция хилуса в женском организме формирует груд­ное молоко и кровь во время месячных. Из чистой эссенции крови формируются толстые, длинные связки и энергетические каналы. Из мышц формируется мышечный жир и шесть слоев кожи, а из жира образуется связки.

Ч.С.6.15.28.

Хилус, пищевая эссенция под действием Питта доша приобре­тает огненно-красную окраску.

Ч.С.6.15.56-57.

Двенадцатиперстная кишка - место локализации Джатхарагни, называется так потому, что оно задерживает пищу около Агни. Гра­хани находится в пупочной зоне, ее верхней части и поддерживает свой тонус за счет энергии Питта доша. В нормальном состоянии пища поступает сюда для дальнейшего переваривания. Полупере­варенная пища спускается в двенадцатиперстную кишку из желуд­ка небольшими порциями, и по мере переваривания проходит все ниже и ниже. Когда же происходят нарушения в работе Джатхараг­ни, в кишечник выпускается пища в непереваренном и незрелом состоянии.

Ч.С.6.28.6

Местоположения Прана Вайу следующие: голова, грудь, горло, сердце, рот и нос. Находясь в этих местах он отвечает за чихание, дыхание, глотание, рвоту, выплевывание, пищеварение и другие функции организма.

Ч.С.6.28.10.

Почки, мочевой пузырь, пенис, пупок, бедра, крестец с копчи­ком и анус - места локализации Апана Вайу. Он отвечает за моче­выделение, семяизвержение, родовую деятельность, акт дефекации и месячные.

Ч.С.6.28.11.

Они все (субдоша Вата доша) находятся в вышеперечисленных местах и выполняют вышеперечисленные функции только тогда, когда они находятся в состоянии баланса и тело свободно от болез­ней.

Ч.С.6.29.13.

Вата доша, совместно с кровью, смешиваясь с ней и растворяясь в ней, движется по кровеносным сосудам и своим током перемеща­ет кровь по всему телу.

Наши рекомендации