Этапы проведения практического занятия. Министерства здравоохранения Российской федерации

Министерства здравоохранения Российской федерации

Кафедра нормальной физиологии

Утверждено

на заседании кафедры

протокол № 104 от 25.05.2013г.

Заведующий кафедрой

Проф. Л.Д.Маркина_________

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Модуль 1 «Общая физиология возбудимых систем. Управляющие системы организма»

Учебная дисциплина – нормальная физиология

для специальности____060105 медико-профилактическое дело

(шифр-наименование специальности)

курс _ 2__ семестр _3,4_

Составитель- Сидорова О.Н.

к.м.н., доцент

Рецензент:_Маркелова Е.В. д.м.н.

профессор, зав.кафедрой патологической

физиологии

(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)

Владивосток 2013

Тема 1. Биоэлектрические явления в возбудимых тканях

Мотивация изучения темы: в клинике широко используются методы исследования фундаментальных процессов – возбуждения и торможения, характеризующих деятельность различных органов и систем (электрокардиография, электроэнцефалография и др.). Для анализа полученных данных необходимо знать механизмы, лежащие в основе биоэлектрических явлений

Цели занятия.

Общая цель:изучение данной темы направлено на формирование профессиональных компетенций ПК-3, ПК-6, ПК-28, ПК-18 ФГОС специальности «медико-профилактическое дело»

Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» -сущность процесса возбуждения, роль различных ионов и мембраны клетки в формировании биопотенциалов, характеристику местного и распространяющегося возбуждения

«Уметь»- анализировать фазы потенциалы действия, объяснять механизм изменения биопотенциалов при различных воздействиях при решении ситуационных задач и выполнении практической работы

«Владеть» - навыками работы с компьютером при выполнении практических заданий по обучающей программе «Виртуальная физиология»

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

1.Строение клеточной мембраны ( кафедра биологии, кафедра гистологии и эмбриологии).

2.Виды транспорта веществ через клеточную мембрану. (кафедра биологии, кафедра гистологии и эмбриологии, кафедра физики).

3.Электрохимические свойства ионов (кафедра химии)

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие возбудимых тканей, их свойства.

2. Характеристика раздражителей

3 Развитие учения о биопотенциалах

4 Ионно-мембранная теория происхождения биопотенциалов.

5. Характеристика местного возбуждения.

6. Фазы и ионные механизмы потенциала действия

7 Свойства потенциала действия.

Домашнее задание (задание для СРС во внеучебное время)

1.Записать классификацию раздражителей.

2.Записать основные отличия местного возбуждения от распространяющегося.

3.Зарисовать кривую потенциала действия, обозначить фазы и периоды ПД.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как заряжена мембрана клетки в состоянии покоя?

2. Какие ионы имеют главное значение в формировании потенциала покоя?

3. Каково значение калий-натриевого насоса?

4. Как изменится мембранный потенциал при повышении проницаемости мембраны для ионов натрия?

5. Как изменится мембранный потенциал при повышении концентрации калия в межклеточном веществе.?

6. Что отражает критический уровень деполяризации?

7. За счёт каких ионов осуществляется перезарядка мембраны?

8. За счёт каких ионов осуществляется реполяризация мембраны?

9 Какие термины отражают изменение мембранного потенциала в сторону уменьшения и увеличения?

10. Какие свойства характеризуют местное возбуждение?

Этапы проведения практического занятия

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
Вводная часть занятия
Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 2 мин.
Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 3 мин
Основная часть занятия 80-90%
Контроль исходных знаний, умений и навыков. Опрос-беседа по контрольным вопросам Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков. Коррекция исходного уровня знаний 30 мин
Задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной работе 5 мин.
Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 25 мин.
Оценка результатов СРС Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 5 мин.
Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка при решении ситуационных задач и тестового контроля 15 мин
Заключительная часть занятия 5-10%
Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия 3 мин.
Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер 2 мин.

Наши рекомендации