Этапы проведения практического занятия. Министерства здравоохранения Российской федерации
Министерства здравоохранения Российской федерации
Кафедра нормальной физиологии
Утверждено
на заседании кафедры
протокол № 104 от 25.05.2013г.
Заведующий кафедрой
Проф. Л.Д.Маркина_________
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Модуль 1 «Общая физиология возбудимых систем. Управляющие системы организма»
Учебная дисциплина – нормальная физиология
для специальности____060105 медико-профилактическое дело
(шифр-наименование специальности)
курс _ 2__ семестр _3,4_
Составитель- Сидорова О.Н.
к.м.н., доцент
Рецензент:_Маркелова Е.В. д.м.н.
профессор, зав.кафедрой патологической
физиологии
(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)
Владивосток 2013
Тема 1. Биоэлектрические явления в возбудимых тканях
Мотивация изучения темы: в клинике широко используются методы исследования фундаментальных процессов – возбуждения и торможения, характеризующих деятельность различных органов и систем (электрокардиография, электроэнцефалография и др.). Для анализа полученных данных необходимо знать механизмы, лежащие в основе биоэлектрических явлений
Цели занятия.
Общая цель:изучение данной темы направлено на формирование профессиональных компетенций ПК-3, ПК-6, ПК-28, ПК-18 ФГОС специальности «медико-профилактическое дело»
Конкретные цели и задачи.
После изучения темы студент должен:
«Знать» -сущность процесса возбуждения, роль различных ионов и мембраны клетки в формировании биопотенциалов, характеристику местного и распространяющегося возбуждения
«Уметь»- анализировать фазы потенциалы действия, объяснять механизм изменения биопотенциалов при различных воздействиях при решении ситуационных задач и выполнении практической работы
«Владеть» - навыками работы с компьютером при выполнении практических заданий по обучающей программе «Виртуальная физиология»
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы
1.Строение клеточной мембраны ( кафедра биологии, кафедра гистологии и эмбриологии).
2.Виды транспорта веществ через клеточную мембрану. (кафедра биологии, кафедра гистологии и эмбриологии, кафедра физики).
3.Электрохимические свойства ионов (кафедра химии)
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Вопросы для самоподготовки:
1. Понятие возбудимых тканей, их свойства.
2. Характеристика раздражителей
3 Развитие учения о биопотенциалах
4 Ионно-мембранная теория происхождения биопотенциалов.
5. Характеристика местного возбуждения.
6. Фазы и ионные механизмы потенциала действия
7 Свойства потенциала действия.
Домашнее задание (задание для СРС во внеучебное время)
1.Записать классификацию раздражителей.
2.Записать основные отличия местного возбуждения от распространяющегося.
3.Зарисовать кривую потенциала действия, обозначить фазы и периоды ПД.
Вопросы для самоконтроля:
1. Как заряжена мембрана клетки в состоянии покоя?
2. Какие ионы имеют главное значение в формировании потенциала покоя?
3. Каково значение калий-натриевого насоса?
4. Как изменится мембранный потенциал при повышении проницаемости мембраны для ионов натрия?
5. Как изменится мембранный потенциал при повышении концентрации калия в межклеточном веществе.?
6. Что отражает критический уровень деполяризации?
7. За счёт каких ионов осуществляется перезарядка мембраны?
8. За счёт каких ионов осуществляется реполяризация мембраны?
9 Какие термины отражают изменение мембранного потенциала в сторону уменьшения и увеличения?
10. Какие свойства характеризуют местное возбуждение?
Этапы проведения практического занятия
№ п/п | Название этапа | Цель этапа | Время |
Вводная часть занятия | |||
Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие | 2 мин. | |
Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов | 3 мин | |
Основная часть занятия | 80-90% | ||
Контроль исходных знаний, умений и навыков. Опрос-беседа по контрольным вопросам | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков. Коррекция исходного уровня знаний | 30 мин | |
Задания на СРС в учебное время | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной работе | 5 мин. | |
Управляемая СРС в учебное время | Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия | 25 мин. | |
Оценка результатов СРС | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов | 5 мин. | |
Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка при решении ситуационных задач и тестового контроля | 15 мин | |
Заключительная часть занятия | 5-10% | ||
Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия | 3 мин. | |
Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время | Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер | 2 мин. |