Аптечное законодательство и управление
В 1784 г был издан указ, разрешающий учреждать в Москве новые аптеки. Этим указом отменялась дарованная владельцам восьми частных аптек привилегия на аптечную монополию. Вслед за этим 29 декабря 1786 г. выходит указ об учреждении во всех уездных городах Петербургской губернии аптек, подчиненных Приказу общественного призрения. Для этого даже были выделены специальные средства - по 500 рублей на каждый город. Эти указы были попыткой расширить аптечную сеть в стране путем отмены аптечной монополии. Аптеки в уездных городах даже Петербуржской губернии в те годы основаны не были.
Однако законодательная основа для создания сети государственных и остальных аптек была все же заложена - 20 сентября 1789 г был издан первый российский Аптекарский устав. Это был важный документ, в 23 параграфах которого сводилась воедино вся практика управления аптечным делом, сложившаяся в течение XVIII в. В уставе ни слова не было сказано об аптечной монополии - он окончательно открывал путь для развития сети аптек по всей империи. В устав были внесены положения об обязанностях управляющего аптекой, о порядке отпуска лекарств по рецептам врачей, о хранении и отпуске ядовитых лекарственных средств, об устройстве аптеки и тд.
Устав определял условия получения званий аптекаря (Pharmacopoeus), провизора (Pharmacopoeus substitutiv) и аптекарского ученика.
В 1789 г. была издана первая российская аптекарская такса. До этого по аптекам рассылались письменные таксы, в которых содержались указания по предельным ценам. Эти требования, как правило, аптекарями не соблюдались. Издание печатной таксы позволило перейти к контролю за её исполнением. В 1790 г аптекарская такса была переиздана.
Регламентация аптекарской деятельности стимулировалась контрольными функциями аптек. По запросам правительства, не только Главная аптека, но и многие частные аптеки осуществляли часто очень детальный контроль за качеством товаров и не только фармацевтических. Анализы множества продуктов, как поступающих из-за границы, так и предметов традиционного экспорта, выявляли подделки, фальсификаты, а также просто фиксировали состав тех или иных товаров.
В 1802 г в России указом Александра I были учреждены Министерства, система которых была в целом построена в 1810-1811 гг. Центральным органом управления медицинской и аптекарской деятельностью стали Медицинский департамент и Медицинский совет Министерства внутренних дел, а местными - управы с подчиненными им уездными и городовыми врачами.
Следующий принципиальный шаг в регламентации аптекарской деятельности был сделан в 1857 г., когда был принят Врачебный устав. Врачебный устав входил в состав XIII тома Свода законов и состоял из трех книг: постановления о врачебных учреждениях - центральных и местных, о медицинской полиции, о судебной медицине. Врачебный устав дополнялся с 1886 г. по 1895 г. пять раз. В соответствии с Уставом и последующими инструкциями и циркулярными распоряжениями в ведение административных органов входило управление аптеками и их ревизии, контроль с их помощью за торговлей и проведение судебно-медицинских исследований, разрешение на продажу косметических средств. Аптеки находились под медико-полицейским надзором.
В соответствии с Врачебным Уставом управлять аптекой может только провизор. Аптека должна иметь рецептурную комнату; материальную для хранения материалов; кокторию и лабораторию; сухой подвал; ледник; сушильню для хранения растительных продуктов;
Аптека должна быть снабжена шнуровыми книгами: для внесения лекарств, отпускаемых по рецептам; для записи отпускаемых в ручной продаже лекарств; для записи отпускаемых ядовитых веществ; для гербария дикорастущих в России растений. Отпуск ядов и сильнодействующих средств регламентировался особыми положениями.
Разрешение на открытие аптек находилось в прямой зависимости от численности населения: для столиц на 12000 жителей и 30000 рецептов; для губернских городов - на 10000 жителей и 15000 рецептов; для военных портов - 7000 и 12000 соответственно.
В 1890 г. в России существовало 1952 аптеки, 741 сельская аптека, 69 аптечных отделений, 41 филиальных, 21 военных, 11 гомеопатических аптек. Расширение числа аптек сопровождалось увеличением сообщества фармацевтов. В 1819 г. Л. И. Шерер основал Санкт-Петербургское фармацевтическое общество. Общество основало частную Школу для подготовки среднего фармацевтического персонала,
В России появилась и фармацевтическая периодическая печать. Первым журналом, который освещал достижения естественных наук, медицины и фармации, был "Вестник естественных наук и медицины". Его издавал профессор кафедры фармации Московского университете Александр Алексеевич Иовский (1796-1857 гг.) с 1828 г. по 1832 г. с перерывом в 1830 г. С 1861 г. по 1917г. издавался журнал "Nordische Centralblatt der Pharmacie". Фармацевтическое общество с 1864 г. по 1866 г издавало "Фармацевтический журнал". В 1879 г. издание этого журнала возобновила группа владельцев частных аптек в Санкт-Петербурге. С 1883 г. Русским Биолого-химическим обществом издавался "Журнал медицинской химии и фармации"[11].
Земские аптеки
1864 году в России была проведена земская реформа. Земства представляли собой организации местного самоуправления, в которых должны были участвовать представители всех сословий, в том числе крестьян. Прогрессивно настроенные врачи упорно и настойчиво добивались организации медицинской и лекарственной помощи на селе. В земствах открывались больницы, приемные покои, врачебные и фельдшерские пункты, аптеки. Передовые земские врачи создали оригинальную систему медицинского обслуживания сельского населения в России. В ведение отдельных земств перешли вместе с больницами приказов общественного призрения и находившееся при них аптеки, но большинство земств должно было организовывать их вновь.
К открытию аптек приступили в 70-80-х годах XIX века, учреждая их главным образом в уездных центрах. Первая земская аптека была открыта в 1868 году в Макарьевском уезде Нижегородской губернии.
В вопросах организации своего аптечного хозяйства, удешевления и приближения лекарственной помощи населению земства сталкивались с административными запретами, защищавшими интересы владельцев частных аптек. Так, земская аптека, согласно закону от 1868 года, была приравнена к обычной аптеке и должна была подчиняться всем требованиям и ограничениям аптечной монополии (установленным нормативам численности населения и количества рецептов на одну аптеку). Кроме того, существовало такое понятие, как район торговой деятельности частной аптеки. Указом Сената от 20.09.1877 г. в местностях, не входящих в район торговой деятельности частных аптек, земские учреждения могли снабжать лекарствами все население по собственному усмотрению — за плату или бесплатно. А в местностях, входящих в район торговли частной аптеки, земство было обязано осуществлять бесплатный отпуск лекарств из земских больничных аптек лишь тем больным, которые имели полицейское свидетельство о бедности или удостоверение о том же земского или другого врача.
В 1872 году Медицинский департамент разрешил земствам из больничных аптек продавать по заготовительным ценам безрецептурные лекарственные средства. С 1887 года Указом Сената был установлен запрет земствам на публикацию объявлений о понижении цен на лекарства.
В своей деятельности по лекарственному обеспечению населения земства привлекали средства налогоплательщиков, что давало им возможность значительно снижать цены на лекарства в принадлежавших им вольных аптеках и осуществлять бесплатный отпуск лекарств определенному контингенту больных. В 1893 году Медицинский совет вынес постановление, по которому земским аптекам разрешалось снижать цены на лекарства только в том случае, если они существовали на свои оборотные средства и не привлекали средств из земского бюджета.
Земское аптечное хозяйство представляло собой небольшое число «нормальных» и сельских аптек с вольной продажей лекарств и сети больничных, участковых и пунктовых аптек. Земские больничные аптеки и аптеки при фельдшерских пунктах и врачебных участках обычно занимали одну небольшую комнату или совмещались с приемной врача. Они были плохо оборудованы, из-за отсутствия перегонных аппаратов лекарства зачастую готовились на водопроводной воде. За неимением складских помещений нарушались правила хранения лекарств. Отмечались случаи замерзания препаратов в зимнее время. Изготовлением лекарств (порошков, отваров, мазей), как правило, занимались фельдшера, мало сведущие в аптечной технологии и допускавшие грубые ошибки.
Рост революционного рабочего движения, брожение крестьянских масс, бурные темпы капиталистического развития в конце XIX века оказали влияние и на деятельность земств, в том числе по медицинскому обслуживанию населения. Увеличилось число хорошо оборудованных земских аптек с правом свободной продажи лекарств населению. Земства все более убеждались в том, что экономия на аптеках оборачивается для них большими убытками. Земства все более привлекала перспектива организации лекарственного обеспечения больниц и врачебных участков в централизованном порядке из одной или нескольких хорошо оборудованных аптек или складов.
Однако на пути наметившихся преобразований серьезной преградой встало сложное финансовое положение земств. В докладе Российского фармацевтического общества на III Всероссийском фармацевтическом съезде в 1899 году постановка аптечного дела в земствах признавалась неудовлетворительной по следующим причинам. Заведующими многих земских аптек были лица, не имевшие фармацевтического образования, заведующие аптеками - фармацевты не входили в состав местных санитарных советов и не имели влияния даже на решение сугубо фармацевтических вопросов. Фармацевты не имели необходимой самостоятельности в выполнении своих производственных функций, их труд оплачивался значительно ниже труда медицинского персонала, не имелось типизации «нормальных», сельских, больничных, участковых и пунктовых земских аптек. Пунктовые аптеки, в которых заведующими были фармацевты, не находились под надзором фармацевтов, управлявших ближайшими аптеками. Многими аптечными складами и аптеками заведовали врачи. Однако намеченная съездом программа преобразований земского аптечного дела так и осталась в значительной своей части невыполненной.
Но, несмотря на серьезные недостатки, земское аптечное дело играло важную роль в лекарственном обеспечении населения земских губерний.
В конце 70-х годов в некоторых земствах появились аптечные склады, что позволило упорядочить распределение закупаемых у оптовых поставщиков лекарственных средств по уездам и врачебным участкам. Постепенно при складах стали организовываться небольшие галеновые лаборатории. Наличие склада в земстве давало возможность выписывать годовой запас лекарственных средств для нужд всей губернии и ввиду значительности заказа требовать от поставщика скидки с оптового прейскуранта. Кроме того, склад значительно улучшил снабжение лекарствами врачебных участков, так как они получили возможность чаще (в среднем 12 раз в год) выписывать лекарственные средства для своих нужд.
Аптечный склад внимательно следил за состоянием фармацевтического рынка, быстрыми и резкими колебаниями цен на медикаменты. Располагая свободными средствами, он руководствовался в своей деятельности не коммерческим правилом: дешево купить — дорого продать, а принципом: дешево купить - дешево продать качественные товары.
В 1912 году вышел закон о явочном порядке открытия аптек земскими и городскими самоуправлениями. В нем говорилось, что земские учреждения могут открывать нормальные вольные аптеки в любом количестве и месте независимо от числа аптек, работающих в данной местности. В остальных вопросах, касающихся порядка работы аптеки, отпуска лекарств по рецептам, ревизий аптек и др., земские аптеки должны были руководствоваться статьями Устава врачебного (изд. 1905 года).
Таким образом, деятельность земств по лекарственному обеспечению населения явилась важным положительным вкладом в развитие аптечного дела дореволюционной России. В некоторых губерниях и уездах земские аптеки были первыми аптеками, открытыми в сельской местности. Они сделали лекарственную помощь более доступной беднейшим слоям населения, оказали положительное влияние на русский фармацевтический рынок. Большое значение дляразвития аптечного дела имела деятельность земства в области строительства сети аптечных складов и организации галеновых производств, позволивших в какой-то степени уменьшить зависимость внутреннего фармацевтического рынка от зарубежных фармацевтических фирм[12].