Санитарного законодательства
Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями или иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.
Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РФ, в том числе действующих санитарных правил, невыполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений, распоряжений и предписаний должностных лиц госсанэпидслужбы.
Меры административного взыскания за нарушения применяются органами государственного надзора и контроля в пределах их полномочий и в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Применение мер административного взыскания не освобождает виновное лицо от обязанности устранить допущенные нарушения и возместить вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу гражданина либо имуществу юридического лица.
Обжалование действий должностных лиц органов государственного надзора и контроля по применению мер административного взыскания осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Должностные лица и граждане Российской Федерации, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
Дисциплинарная ответственность.За совершение санитарного правонарушения должностные лица и работники предприятий и организаций подвергаются дисциплинарным взысканиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, вплоть до отстранения от работы, освобождения от занимаемой должности и увольнения. Руководители предприятий и организаций обязаны налагать дисциплинарные взыскания на должностных лиц и работников этих предприятий и организаций по представлению главного государственного санитарного врача или его заместителя.
Административная ответственность за совершение санитарного правонарушения предусмотренав соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. За совершение санитарного правонарушения к руководителям и сотрудникам организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения или штрафа.
Административные взыскания за нарушение санитарного законодательства налагаются постановлениями главного государственного санитарного врача или его заместителя.
Протокол о санитарном правонарушении составляется на специальном бланке, подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение. При наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан и этими лицами.
В случае отказа лица, совершившего правонарушение, подписать протокол или дать письменное объяснение, в нём делается запись об этом.
За нарушение требований санитарного законодательства предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях:
- ст.6.3: нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившихся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 5 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц – от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда;
- ст.6.4: нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных зданий и сооружений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц – от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда;
- ст.19.4: неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц – от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда;
- ст.19.5: невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц – от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Уголовная ответственность.За совершение санитарных правонарушений, повлекших за собой возникновение массовых заболеваний, отравлений или смерть людей, должностные лица и граждане подлежат уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Производственный контроль
Одним из важнейших направлений в области охраны здоровья населения является обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья. В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Республики Адыгея и в соответствии со статьей 32 ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических мероприятий должен быть организован на всех этапах производства, хранения, транспортировки и реализации пищевой продукции предпринимателями и юридическими лицами. Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий проводится юридическими лицами и предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Цель производственного контроля: обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля. В соответствии с п. 2.6 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» юридическими лицами, предпринимателями должна быть разработана программа производственного контроля.
Программа производственного контроля составляется юридическими лицами, предпринимателями до начала осуществления деятельности. Необходимые изменения и дополнения в программу производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства и других существенных изменениях деятельности юридического лица, предпринимателя. Разработанная программа производственного контроля согласовывается главным врачом (заместителем главного врача) центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющего государственный санитарно- эпидемиологический надзор за деятельностью юридического лица, предпринимателя и утверждается руководителем организации. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, предприниматели.
Программа производственного контроля должна состоять из следующих разделов:
1. Перечень официально изданных санитарных правил, методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью.
2. Перечень должностных лиц (работников), на которые возложены функции по осуществлению производственного контроля.
3. Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования), и периодичности отбора проб.
4. Перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке.
5. Перечень осуществляемых юридическим лицом, предпринимателем работ и услуг, выпускаемой продукции, а также видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию.
6. Мероприятия, предусматривающие обоснования безопасности для человека и окружающей среды продукции и технологии её производства, критериев безопасности и безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке, реализации и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг.
7. Перечень форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством, по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля.
8. Перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушением технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, органов госсанэпидслужбы РФ.
9.Другие мероприятия, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-эпидемиологических мероприятий. Перечень указанных мероприятий определяется степенью потенциальной угрозы для человека деятельности, осуществляемой на объекте производственного контроля, мощностью объекта, возможными негативными последствиями нарушений санитарных правил.
В соответствии со ст. 32 ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» лица, осуществляющие производственный контроль несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
Производственный контроль включает:
1) наличие официально изданных санитарных правил;
2) осуществление лабораторных исследований;
3) организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций;
4) контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт и иных документов, подтверждающих качество и безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов;
5) разработку методов контроля на всех этапах;
6) ведение учёта и отчётности по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
7) своевременное информирование населения и контролирующих органов об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
8) визуальный контроль за выполнением санитарных норм и правил;
9) номенклатуру, объём и периодичность рабочих исследований.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля центрам ГСЭН по их запросам.
Требования к предприятиям