Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов (СРС)

СИЛЛАБУС

По патологической физиологии PF-1 2211

для специальности: 051301 "Общая медицина"

Объем часов - 108   Лекции - 18 часов   Практические занятия - 54 часа  
Всего аудиторных - 72 часа  
Самостоятельная (внеаудиторная) работа – 36 часов  
     
Курс - Второй   Семестр - Четвертый  
  Форма контроля – экзамен IV семестр  

Алматы, 2010

Силлабус составлен доцентом Пиржановым Б.Т. на основании типовой программы по патологической физиологии - 1 для студентов мед ВУЗов, утвержденной Учебно-методической секцией при КазГМА по специальностям высшего и послевузовского образования от «24» 04.2008 г.

Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры нормальной физиологии от 26.08.10

(Пр. № 1)

Зав.кафедрой нормальной и патофизиологии,

профессор Курилова Д.И.

Зав.курсом патофизиологии

доцент Пиржанов Б.Т.

СОДЕРЖАНИЕ

Силлабус
Лекционный комплекс
Методические рекомендации для практических занятий
Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы студентов (СРС)
Контрольно-измерительные средства для итоговой оценки знаний, умений и навыков по дисциплине

1. Общие сведения:

1.1 Наименование вузаКазахстанско – Российский медицинский университет

Кафедра нормальной и патологической физиологии

1.3 Дисциплина «Патологическая физиология -1», PF-1 2211

1.4 Специальность: 051301 «Общая медицина»

1.5 Объем учебных часов -108 часов

1.6 Курс и семестр изучения -2 курс; 4 семестр

1.7 Сведения о преподавателях:

ФИО Должность Степень
Пиржанов Базарбай Тореевич Зав.курсом к.м.н.
Эльхенди Тауфик Набильевич Ассистент  

1.8 Контактная информация:место нахождения кафедры

ул. Торекулова 71, на 2 этаже, кабинет 16

телефон: 87772612662

1.9 Политика дисциплинызаключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в высших учебных заведениях РК.

1. Обязательное посещение лекций.

2. Обязательное посещение практических занятий.

3. Активное участие в учебном процессе (подготовка теоретического материала, решение ситуационных задач и тестов, самостоятельное выполнение практических работ).

4. Аккуратное ведение тетрадей: лекционных, для практических занятий, для выполнения заданий по внеаудиторной самостоятельной работе.

5. Присутствие на лекциях и занятиях в медицинских халатах.

6. Сдача рубежного контроля в установленное время по тематическому плану.

7. Обязательное выполнение СРС в установленное время по тематическому плану.

8. Активное участие студентов в научно-исследовательской работе и в мероприятиях кафедры по усовершенствованию учебно-методического процесса.

2. Программа:

Введение

Патологическая физиология является фундаментальной дисциплиной для подготовки врачей любого профиля. Она создает теоретическую базу для понимания нарушений функций органов и систем при патологических процессах и болезни. Патологическая физиология как интегрирующая и аналитическая учебная дисциплина направлена на создание методологической основы клинического мышления.

2.2 Цель дисциплины:формирование у студентов научных представлений об основных закономерностях возникновения, развития и исходов патологических процессов и болезней.

2.3 Задачи обучения:

· сформировать знания по общей нозологии и типовым патологическим процессам

· научиться правильно осмысливать отклонения функций органов и систем при патологии с учетом реактивности организма

· научиться различать в патогенезе патологических процессов явления повреждения и защиты

· выработать навыки моделирования патологических процессов и болезней, а также проведения экспериментальной терапии

· развивать основы клинического мышления

2.4 Конечные результаты обучения:

Студент должен знать:

· значение причины, условий и реактивности организма в возникновении, развитии и исходе патологических процессов и болезней

· основные понятия общего патогенеза (первичное и вторичное повреждение, причинно-следственные отношения в патогенезе, ведущее звено, «порочный круг»)

· механизмы развития типовых патологических процессов, их проявления и значение для организма

· значение моделирования и экспериментальной терапии в изучении этиологии и патогенеза патологических процессов и болезней

Студент должен уметь:

· применять полученные знания при изучении клинических дисциплин и в последующей лечебно-профилактической деятельности

· интерпретировать результаты клинико-лабораторных исследований

· распознавать основные типовые патологические процессы, являющиеся компонентами различных болезней

· планировать эксперименты на животных, обрабатывать и анализировать результаты опытов

· самостоятельно работать с научной, учебной и справочной литературой.

Студент должен владеть навыками:

· проведения нагрузочных проб для выявления предболезни

· моделирования некоторых патологических процессов (экзогенной и гемической гипоксии, артериальной и венозной гиперемии, ишемии, эмболии, воспаления)

2.5 Пререквизиты: молекулярная биология и медицинская генетика, биохимия, физиология - 1, гистология - 1, микробиология.

2.5 Постреквизиты:патологическая физиология - 2, патологическая анатомия - 2, пропедевтика внутренних болезней, общая хирургия.

2.6 Краткое содержание дисциплины: Патологическая физиология изучает общие закономерности возникновения, развития и исходов патологических процессов или болезней. В рамках патофизиологии-1 студентами изучаются общая нозология, роль реактивности в патологии, местные и общие реакции организма на повреждение, этиология и патогенез типовых нарушений обмена веществ, этиология и патогенезтиповых патологических процессов.

Тематический план лекций

№ темы Тема лекции Форма проведения Часы
1. Введение в курс патофизиологии. Предмет задачи и методоы патофизиологии. Общая нозология Презентация.
2. Общая этиология. Общий патогенез. Роль реактивности организма в патологии Презентация. Обзорная лекция.
3. Нарушение водно-электролитного обмена Презентация. Обзорная лекция
4. Нарушения углеводного обмена. Сахарный диабет Презентация. Обзорная лекция
5. Нарушения обмена липидов Презентация
6. Воспаление. Лихорадка Презентация
7. Гипоксия Презентация. Проблемная лекция
8. Опухоли Презентация. Обзорная лекция
9. Аллергия Презентация. Проблемная лекция
  Итого  

Тематический план практических занятий

№ недели Тема     Форма проведения Продол. в час
1. Предмет, задачи и методы патологической физиологии. Обсуждение теоретических вопросов. Выполнение и обсуждение практических работ, блиц-игра. Задания : 1. Моделирование кинетоза
2. Общая этиология. Патогенное влияние факторов окружающей среды на организм. Обсуждение теоретических вопросов. Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий.
3. Общий патогенез. Роль реактивности организма и резистентности в патологии. Обсуждение теоретических вопросов. Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий. Задание: 1. Моделирование высотной болезни или просмотр видеофильма Задание: 2. Влияние возраста, видовой принадлежности, функционального состояния центральной нервной системы в реактивности или просмотр видеофильма
4. Общая нозология Обсуждение теоретических вопросов. Выполнение и обсуждение практических работ, решение кроссворда. Задания: 1. Выявление предболезни нагрузочными пробами (пробы Мартине, Штанге, Генче).
5. Патофизиология клетки Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий. Задание: 1. Изучение в эксперименте повреждающего действия на клетки физических и химических факторов
6. Нарушения водно-электролитного обмена. Патогенез отеков. Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий, составление схем патогенеза отеков Задание: 1. Изучение патогенетических факторов отеков в эксперименте
7. Патофизиология кислотно-основного состояния (КОС) Составление схем патогенеза нарушений КОС, или работа с обучающей программой (мультимедийная презентация нарушений КОС), решение тестовых заданий. Задание: 1. Составление схем патогенеза по нарушениям КОС. 2. Решение ситуационных задач
8. Рубежный контроль – 1 Тестовый контроль, устный или письменный опрос по пройденным темам аудиторной и внеаудиторной работы студентов (темы №№ 1-5, СРС №№ 1-3)
9. Нарушения углеводного обмена. Сахарный диабет Дискуссия, выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий. Задание: 1. Моделирование гипогликемической комы у крыс
10. Нарушения жирового обмена. Виды ожирения Дискуссия, выполнение тестовых заданий, конференция, составление эссе, их защита и рецензирование
11. Нарушения белкового обмена. Голодание Дискуссия, выполнение тестовых заданий, конференция, составление эссе, их защита и рецензирование
12. Нарушения периферического кровообращения и микроциркуляции, нарушения тонуса сосудов Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение задач, тестовых заданий. Задание: 1. Моделирование в эксперименте артериальной, венозной гиперемий, ишемии, тромбоза, эмболии.
13. Воспаление Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий, кроссворда. Задания: 1. Альтерация на языке лягушки. 2. Опыт Конгейма. 3. Изучение морфологической картины гнойного экссудата. 4. Изучение стадий фагоцитоза.
14. Лихорадка Выполнение заданий, оформление протоколов, решение тестовых заданий. Задания: 1. Формализованное моделирование лихорадки. 2. Определение типов температурных кривых
15. Опухоли Выполнение и обсуждение практических работ, решение тестовых заданий и кроссворда. Задания: 1. Заполнение «немых» графов 2. Изучение мазков асцитной карциномы
16. Гипоксия Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий и ситуационных задач. Задание: 1.Моделирование экзогенной и гемической гипоксии в эксперименте или просмотр видеофильма
17. Аллергия Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение ситуационных задач, решение тестовых заданий. Задания: 1. Моделирование анафилактического шока у морской свинки или просмотр видеофильма. 2. Исследование реакции перитонеальных тучных клеток на антиген
18. Рубежный контроль – 2 Тестовый контроль, устный или письменный опрос по пройденным темам аудиторной и внеаудиторной работы студентов (темы №№ 9-17, СРС №№ 4,5)
  ВСЕГО  

Время консультаций –еженедельно по расписанию кафедры

Время рубежного контроля– 7-я, 18-я недели 4 семестра

Время итогового контроля– в конце 4 семестра по расписанию

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов (СРС)

Тема самостоятельной работы Форма проведения Часы
1. Болезнетворное действие на организм некоторых внешних этиологических факторов (механических факторов, шума, электрического тока, ионизирующего излучения, гипокинезии) Самостоятельное изучение материала, выполнение тестовых заданий
2. Патофизиологические аспекты алкоголизма, наркомании и токсикомании Выполнение тестовых заданий. Подготовка эссе или мультимедийной презентации темы
3. Биологические, медицинские и социальные аспекты старения. Теории старения Самостоятельное изучение материала. Заполнение «немых» графов по теориям старения, анкеты – калькулятора Томаса Перлза. Выполнение тестовых заданий.
4. Патофизиология инфекционного процесса. Сепсис Самостоятельное изучение материала, составление схем патогенеза
5. Аутоиммунные заболевания. Патология соединительной ткани Самостоятельное изучение материала, составление схем патогенеза, выполнение тестовых заданий.
  ВСЕГО:  

Литература основная и дополнительная

На русском языке:

Основная:

1. Нурмухамбетов А.Н. Патофизиология в схемах и таблицах – Кітап, 2004 – 248с.

2. Патологическая физиология //Под ред. Зайко Н.Н., Быця Ю.В. - Москва: МЕДпресс-информ, 2004 – 635с.

3. Литвицкий П.Ф. Патофизиология. - Москва:ГЭОТАР-МЕД, 2008 - 496 с.

4. Патологическая физиология //Под ред. Адо А.Д.-Москва:Триада-Х, 2000 - 574 с.

5. Патофизиология для внеаудиторной самостоятельной работы студентов //Под ред. Ударцевой Т.П. – Алматы:КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2006 – 256с.

6. Тестовые задания по патологической физиологии // под ред. Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой .- Алматы.: издательство «Эффект», КазНМУ, 2007. – 504 с.

Дополнительная:

1. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П.Патофизиология. Том 1 – Общая патофизиология. Том 2 - Основы патохимии-Санкт-Петербург, 2005 - 624 с

2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология Том 1- Москва:ГЭОТАР-МЕД, 2006 - 752 с.

3. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006 – 716с.

4. Патологическая физиология. Том 1, 2 //Под ред. Воложина А.И., Порядина Г.В. – М.: «МЕДпресс», 2005 - 576 с.

5. Фролов В.А., Дроздова Г.А., Казанская Т.А., Билибин Д.П. Патологическая физиология.- М.: Издательство Университета Дружбы народов, 2004 -308 с.

На казахском языке

Негізгі әдебиет:

1. Нұрмұхамбетұлы Ә. Патофизиология – Алматы, 2007 – 698 б

2. Патологиялық физиология боинша сынамалық тапсырмалар // Қазак тіліне аударған редакциялаған Т.П.Ударцевой, Н.Н.Рыспековой М.Б.Байбөрі. Алматы.: «Эффект» баспасы, 2007. - 504 б.

Осымша

1. Нұрмұхамбетов Ә., Патофизиология: оқулық – Алматы, 2000 – 568 б

2. «Ұрық дамуы мен балалық шақ ауруларының патофизиологиясы» проф. А.Н. Нурмухамбетов (2006) - 192

На английском языке:

Основная:

1. V. Kumar, A.K. Abbas, S.N. Fauso. Pathologic basis of disease, 7th edition, 2007 – 1525р

Дополнительная:

1. Harsh Mohan-Textbook of pathology - 2004

Наши рекомендации