Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов (СРС)
СИЛЛАБУС
По патологической физиологии PF-1 2211
для специальности: 051301 "Общая медицина"
Объем часов - 108 Лекции - 18 часов Практические занятия - 54 часа | |
Всего аудиторных - 72 часа | |
Самостоятельная (внеаудиторная) работа – 36 часов | |
Курс - Второй Семестр - Четвертый | |
Форма контроля – экзамен IV семестр |
Алматы, 2010
Силлабус составлен доцентом Пиржановым Б.Т. на основании типовой программы по патологической физиологии - 1 для студентов мед ВУЗов, утвержденной Учебно-методической секцией при КазГМА по специальностям высшего и послевузовского образования от «24» 04.2008 г.
Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры нормальной физиологии от 26.08.10
(Пр. № 1)
Зав.кафедрой нормальной и патофизиологии,
профессор Курилова Д.И.
Зав.курсом патофизиологии
доцент Пиржанов Б.Т.
СОДЕРЖАНИЕ
Силлабус | ||
Лекционный комплекс | ||
Методические рекомендации для практических занятий | ||
Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы студентов (СРС) | ||
Контрольно-измерительные средства для итоговой оценки знаний, умений и навыков по дисциплине |
1. Общие сведения:
1.1 Наименование вузаКазахстанско – Российский медицинский университет
Кафедра нормальной и патологической физиологии
1.3 Дисциплина «Патологическая физиология -1», PF-1 2211
1.4 Специальность: 051301 «Общая медицина»
1.5 Объем учебных часов -108 часов
1.6 Курс и семестр изучения -2 курс; 4 семестр
1.7 Сведения о преподавателях:
№ | ФИО | Должность | Степень |
Пиржанов Базарбай Тореевич | Зав.курсом | к.м.н. | |
Эльхенди Тауфик Набильевич | Ассистент |
1.8 Контактная информация:место нахождения кафедры
ул. Торекулова 71, на 2 этаже, кабинет 16
телефон: 87772612662
1.9 Политика дисциплинызаключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения в высших учебных заведениях РК.
1. Обязательное посещение лекций.
2. Обязательное посещение практических занятий.
3. Активное участие в учебном процессе (подготовка теоретического материала, решение ситуационных задач и тестов, самостоятельное выполнение практических работ).
4. Аккуратное ведение тетрадей: лекционных, для практических занятий, для выполнения заданий по внеаудиторной самостоятельной работе.
5. Присутствие на лекциях и занятиях в медицинских халатах.
6. Сдача рубежного контроля в установленное время по тематическому плану.
7. Обязательное выполнение СРС в установленное время по тематическому плану.
8. Активное участие студентов в научно-исследовательской работе и в мероприятиях кафедры по усовершенствованию учебно-методического процесса.
2. Программа:
Введение
Патологическая физиология является фундаментальной дисциплиной для подготовки врачей любого профиля. Она создает теоретическую базу для понимания нарушений функций органов и систем при патологических процессах и болезни. Патологическая физиология как интегрирующая и аналитическая учебная дисциплина направлена на создание методологической основы клинического мышления.
2.2 Цель дисциплины:формирование у студентов научных представлений об основных закономерностях возникновения, развития и исходов патологических процессов и болезней.
2.3 Задачи обучения:
· сформировать знания по общей нозологии и типовым патологическим процессам
· научиться правильно осмысливать отклонения функций органов и систем при патологии с учетом реактивности организма
· научиться различать в патогенезе патологических процессов явления повреждения и защиты
· выработать навыки моделирования патологических процессов и болезней, а также проведения экспериментальной терапии
· развивать основы клинического мышления
2.4 Конечные результаты обучения:
Студент должен знать:
· значение причины, условий и реактивности организма в возникновении, развитии и исходе патологических процессов и болезней
· основные понятия общего патогенеза (первичное и вторичное повреждение, причинно-следственные отношения в патогенезе, ведущее звено, «порочный круг»)
· механизмы развития типовых патологических процессов, их проявления и значение для организма
· значение моделирования и экспериментальной терапии в изучении этиологии и патогенеза патологических процессов и болезней
Студент должен уметь:
· применять полученные знания при изучении клинических дисциплин и в последующей лечебно-профилактической деятельности
· интерпретировать результаты клинико-лабораторных исследований
· распознавать основные типовые патологические процессы, являющиеся компонентами различных болезней
· планировать эксперименты на животных, обрабатывать и анализировать результаты опытов
· самостоятельно работать с научной, учебной и справочной литературой.
Студент должен владеть навыками:
· проведения нагрузочных проб для выявления предболезни
· моделирования некоторых патологических процессов (экзогенной и гемической гипоксии, артериальной и венозной гиперемии, ишемии, эмболии, воспаления)
2.5 Пререквизиты: молекулярная биология и медицинская генетика, биохимия, физиология - 1, гистология - 1, микробиология.
2.5 Постреквизиты:патологическая физиология - 2, патологическая анатомия - 2, пропедевтика внутренних болезней, общая хирургия.
2.6 Краткое содержание дисциплины: Патологическая физиология изучает общие закономерности возникновения, развития и исходов патологических процессов или болезней. В рамках патофизиологии-1 студентами изучаются общая нозология, роль реактивности в патологии, местные и общие реакции организма на повреждение, этиология и патогенез типовых нарушений обмена веществ, этиология и патогенезтиповых патологических процессов.
Тематический план лекций
№ темы | Тема лекции | Форма проведения | Часы |
1. | Введение в курс патофизиологии. Предмет задачи и методоы патофизиологии. Общая нозология | Презентация. | |
2. | Общая этиология. Общий патогенез. Роль реактивности организма в патологии | Презентация. Обзорная лекция. | |
3. | Нарушение водно-электролитного обмена | Презентация. Обзорная лекция | |
4. | Нарушения углеводного обмена. Сахарный диабет | Презентация. Обзорная лекция | |
5. | Нарушения обмена липидов | Презентация | |
6. | Воспаление. Лихорадка | Презентация | |
7. | Гипоксия | Презентация. Проблемная лекция | |
8. | Опухоли | Презентация. Обзорная лекция | |
9. | Аллергия | Презентация. Проблемная лекция | |
Итого |
Тематический план практических занятий
№ недели | Тема | Форма проведения | Продол. в час |
1. | Предмет, задачи и методы патологической физиологии. | Обсуждение теоретических вопросов. Выполнение и обсуждение практических работ, блиц-игра. Задания : 1. Моделирование кинетоза | |
2. | Общая этиология. Патогенное влияние факторов окружающей среды на организм. | Обсуждение теоретических вопросов. Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий. | |
3. | Общий патогенез. Роль реактивности организма и резистентности в патологии. | Обсуждение теоретических вопросов. Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий. Задание: 1. Моделирование высотной болезни или просмотр видеофильма Задание: 2. Влияние возраста, видовой принадлежности, функционального состояния центральной нервной системы в реактивности или просмотр видеофильма | |
4. | Общая нозология | Обсуждение теоретических вопросов. Выполнение и обсуждение практических работ, решение кроссворда. Задания: 1. Выявление предболезни нагрузочными пробами (пробы Мартине, Штанге, Генче). | |
5. | Патофизиология клетки | Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий. Задание: 1. Изучение в эксперименте повреждающего действия на клетки физических и химических факторов | |
6. | Нарушения водно-электролитного обмена. Патогенез отеков. | Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий, составление схем патогенеза отеков Задание: 1. Изучение патогенетических факторов отеков в эксперименте | |
7. | Патофизиология кислотно-основного состояния (КОС) | Составление схем патогенеза нарушений КОС, или работа с обучающей программой (мультимедийная презентация нарушений КОС), решение тестовых заданий. Задание: 1. Составление схем патогенеза по нарушениям КОС. 2. Решение ситуационных задач | |
8. | Рубежный контроль – 1 | Тестовый контроль, устный или письменный опрос по пройденным темам аудиторной и внеаудиторной работы студентов (темы №№ 1-5, СРС №№ 1-3) | |
9. | Нарушения углеводного обмена. Сахарный диабет | Дискуссия, выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий. Задание: 1. Моделирование гипогликемической комы у крыс | |
10. | Нарушения жирового обмена. Виды ожирения | Дискуссия, выполнение тестовых заданий, конференция, составление эссе, их защита и рецензирование | |
11. | Нарушения белкового обмена. Голодание | Дискуссия, выполнение тестовых заданий, конференция, составление эссе, их защита и рецензирование | |
12. | Нарушения периферического кровообращения и микроциркуляции, нарушения тонуса сосудов | Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение задач, тестовых заданий. Задание: 1. Моделирование в эксперименте артериальной, венозной гиперемий, ишемии, тромбоза, эмболии. | |
13. | Воспаление | Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий, кроссворда. Задания: 1. Альтерация на языке лягушки. 2. Опыт Конгейма. 3. Изучение морфологической картины гнойного экссудата. 4. Изучение стадий фагоцитоза. | |
14. | Лихорадка | Выполнение заданий, оформление протоколов, решение тестовых заданий. Задания: 1. Формализованное моделирование лихорадки. 2. Определение типов температурных кривых | |
15. | Опухоли | Выполнение и обсуждение практических работ, решение тестовых заданий и кроссворда. Задания: 1. Заполнение «немых» графов 2. Изучение мазков асцитной карциномы | |
16. | Гипоксия | Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение тестовых заданий и ситуационных задач. Задание: 1.Моделирование экзогенной и гемической гипоксии в эксперименте или просмотр видеофильма | |
17. | Аллергия | Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, решение ситуационных задач, решение тестовых заданий. Задания: 1. Моделирование анафилактического шока у морской свинки или просмотр видеофильма. 2. Исследование реакции перитонеальных тучных клеток на антиген | |
18. | Рубежный контроль – 2 | Тестовый контроль, устный или письменный опрос по пройденным темам аудиторной и внеаудиторной работы студентов (темы №№ 9-17, СРС №№ 4,5) | |
ВСЕГО |
Время консультаций –еженедельно по расписанию кафедры
Время рубежного контроля– 7-я, 18-я недели 4 семестра
Время итогового контроля– в конце 4 семестра по расписанию
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов (СРС)
№ | Тема самостоятельной работы | Форма проведения | Часы |
1. | Болезнетворное действие на организм некоторых внешних этиологических факторов (механических факторов, шума, электрического тока, ионизирующего излучения, гипокинезии) | Самостоятельное изучение материала, выполнение тестовых заданий | |
2. | Патофизиологические аспекты алкоголизма, наркомании и токсикомании | Выполнение тестовых заданий. Подготовка эссе или мультимедийной презентации темы | |
3. | Биологические, медицинские и социальные аспекты старения. Теории старения | Самостоятельное изучение материала. Заполнение «немых» графов по теориям старения, анкеты – калькулятора Томаса Перлза. Выполнение тестовых заданий. | |
4. | Патофизиология инфекционного процесса. Сепсис | Самостоятельное изучение материала, составление схем патогенеза | |
5. | Аутоиммунные заболевания. Патология соединительной ткани | Самостоятельное изучение материала, составление схем патогенеза, выполнение тестовых заданий. | |
ВСЕГО: |
Литература основная и дополнительная
На русском языке:
Основная:
1. Нурмухамбетов А.Н. Патофизиология в схемах и таблицах – Кітап, 2004 – 248с.
2. Патологическая физиология //Под ред. Зайко Н.Н., Быця Ю.В. - Москва: МЕДпресс-информ, 2004 – 635с.
3. Литвицкий П.Ф. Патофизиология. - Москва:ГЭОТАР-МЕД, 2008 - 496 с.
4. Патологическая физиология //Под ред. Адо А.Д.-Москва:Триада-Х, 2000 - 574 с.
5. Патофизиология для внеаудиторной самостоятельной работы студентов //Под ред. Ударцевой Т.П. – Алматы:КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2006 – 256с.
6. Тестовые задания по патологической физиологии // под ред. Т.П. Ударцевой и Н.Н.Рыспековой .- Алматы.: издательство «Эффект», КазНМУ, 2007. – 504 с.
Дополнительная:
1. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П.Патофизиология. Том 1 – Общая патофизиология. Том 2 - Основы патохимии-Санкт-Петербург, 2005 - 624 с
2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология Том 1- Москва:ГЭОТАР-МЕД, 2006 - 752 с.
3. Патофизиология // Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006 – 716с.
4. Патологическая физиология. Том 1, 2 //Под ред. Воложина А.И., Порядина Г.В. – М.: «МЕДпресс», 2005 - 576 с.
5. Фролов В.А., Дроздова Г.А., Казанская Т.А., Билибин Д.П. Патологическая физиология.- М.: Издательство Университета Дружбы народов, 2004 -308 с.
На казахском языке
Негізгі әдебиет:
1. Нұрмұхамбетұлы Ә. Патофизиология – Алматы, 2007 – 698 б
2. Патологиялық физиология боинша сынамалық тапсырмалар // Қазак тіліне аударған редакциялаған Т.П.Ударцевой, Н.Н.Рыспековой М.Б.Байбөрі. Алматы.: «Эффект» баспасы, 2007. - 504 б.
Осымша
1. Нұрмұхамбетов Ә., Патофизиология: оқулық – Алматы, 2000 – 568 б
2. «Ұрық дамуы мен балалық шақ ауруларының патофизиологиясы» проф. А.Н. Нурмухамбетов (2006) - 192
На английском языке:
Основная:
1. V. Kumar, A.K. Abbas, S.N. Fauso. Pathologic basis of disease, 7th edition, 2007 – 1525р
Дополнительная:
1. Harsh Mohan-Textbook of pathology - 2004