Ознакомьтесь со специализированной медицинской базой данных Medline
1.Запустите Medline.
Введите в строке Адрес http://www.medline.ru. Нажмите Enter.
2.Ознакомьтесь с устройством сайта.
3.Осуществите поиск информации по интересующей Вас теме.
В строке Поиск введите искомую комбинацию ключевых слов. Нажмите кнопку Найти.
4.Просмотрите несколько найденных документов.
ЗАДАНИЕ 4
Ознакомьтесь с сайтом Ставропольской государственной медицинской академии.
1.Запустите сайт.
Введите в строке Адрес http://www.stgma.ru. Нажмите Enter.
2.Ознакомьтесь с устройством сайта.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Что вы понимаете под терминами компьютерные коммуникации и компьютерная сеть.
2. Назовите виды компьютерных сетей.
3. Какие возможности предоставляет пользователям глобальная сеть Internet.
4. Как устроена сеть Internet.
5. Что такое IP-адрес.
6. Что такое доменная система адресации, в чем ее преимущества.
7. Какие аппаратные средства, необходимые для сетевой работы, Вы знаете.
8. Какие Вам известны программные средства для работы в Internet.
9. Перечислите основные сервисы Internet
10. Поясните термин «гипермедийный документ».
11. На основании каких принципов строится ссылки на ресурсы Internet.
12. Что такое браузер.
13. Что такое электрона почта, каковы принципы ее работы и преимущества перед другими средствами связи.
14. Из каких элементов состоит адрес электронного почтового ящика.
15. Что такое прикрепленный файл.
16. Для чего используется прикладная программа Microsoft Outlook.
17. Какие существуют средства поиска информации в Internet.
18. Как работают поисковые машины, в чем их достоинства и недостатки.
19. Что такое каталоги, в чем их достоинства и недостатки.
20. Приведите примеры поисковых машин, каталогов, гибридных поисковых сайтов и метапоисковых систем.
21. Как правильно необходимо осуществить запрос в Internet.
22. Чем определяется эффективность поиска информации в Internet.
23. Какие Вам известны способы поиска медицинской информации в Internet.
24. Какие типы медицинских баз данных Вы знаете. Поясните, какую информацию они содержат.
25. Приведите пример специализированной медицинской базы данных, содержащей библиографическую информацию.
ЗАНЯТИЕ №8
Телемедицина: современное состояние и перспективы развития
Цель:Изучитьсостояние и перспективы развития отечественной телемедицины.
Необходимо знать:значение термина телемедицина, направления телемедицины в отечественном здравоохранении, функции телемеденцинских центров, понятие видеоконференции и дистанционное образование.
Необходимо уметь:Использовать телемедицинские ресурсыInternet в практической деятельности.
Общие вопросы телемедицины
Сегодня медицинские специалисты объединяются с помощью современных технологических средств в единую виртуальную систему – всемирный распределенный медицинский интеллект, доступ к которому может получить практически каждый человек. Достижения медицины, телекоммуникаций и информатики, образующие эту виртуальную систему, составляют предмет нового направления – телемедицины.
Телемедицина— это прикладное направление медицинской науки, связанное с разработкой и применением на практике методов дистанционного оказания медицинской помощи и обмена специализированной информацией на базе использования современных телекоммуникационных технологий. Reid (1996) дал такое определение телемедицине: "Применение телекоммуникационных технологий для обмена медицинской информацией и обеспечение медицинских услуг минуя географические, временные, социальные и культурные барьеры".
Рассмотрим историю развития телемедицинских технологий.
Первые шаги в дистанционной медицине в России относятся к 70 годам, когда в основном осуществлялась передача ЭКГ на расстоянии в специальные консультативные центры.
Первые видеоконсультации в Российской Федерации прошли в 1995 году в Российской Военно-медицинской Академии (г. Санкт-Петербург).
С 1997 года в России реализуется общероссийская система видеоконференций в консультативных целях "Москва-регионы России", которая объединяет Научный Центр сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева РАМН, НИИ педиатрии и детской хирургии, Российский научный центр хирургии и ряд других медицинских центров.
В 1998 году началосьприменение телемедицинских технологий в обучении и повышении квалификации.
В 1999 году создана московская корпоративная телемедицинская сеть, объединяющая 32 медицинских учреждения.
2000-2001 год - проведение выездных коллегий Минздрава России с применением телемедицинских технологий.
2001 - интеграция Российских телемедицинских сетей с мировым информационным пространством.
На сегодняшний день функционирует общедоступная телемедицинская сеть обеспечивающая телеконсультации и дистанционное обучение для население и врачей различных регионов России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Оренбурге, Ростове на Дону, Саранске, Смоленске, Ставрополе, Тюмени, Улан-Удэ, Якутске, Владивостоке, Новосибирске, Архангельске, Воронеже, Саратове, и др.
Наиболее привлекательным достоинством телемедицины является приближение высококвалифицированной и специализированной консультативной помощи в районные центры здравоохранения с минимальными затратами и параллельное клиническое обучение врачей.
В целом, можно выделить следующие направления телемедицины в практическом здравоохранении:
- начальная оценка состояния пациента в экстренных случаях для согласования лечения, стабилизации или решения вопросов транспортировки;
- руководство действиями среднего медицинского персонала в случае отсутствия врача локально;
- единовременные или длительные указания по оказанию специализированной помощи при отсутствии специалиста локально;
- консультации, включая консилиумы;
- мониторинг и отслеживание состояния пациентов, находящихся в критическом состоянии, а также хронически больных;
- использование информации и опыта других клиник для ведения и лечения пациента со специфическими заболеваниями и состояниями.
С появлением Internet реализация метода "накопление-передача" упростилась. Появились электронные доски объявлений, форумы и чаты, где можно пообщаться с коллегами.
Телемедицинские центры
Оптимальным является создание региональных центров, вокруг которых формируется телемедицинская инфраструктура региона и осуществляется дальнейшее распространение системы "на периферию" - до районных и участковых больниц. Телемедицинские центры могут существовать на базе медицинских учреждений, учебных или научных центров, или как самостоятельные коммерческие или некоммерческие организации. Такой центр производит услуги для потребителей трех категорий:
- медицинские организации;
- медицинские работники;
- пациенты.
Направления деятельности телемедицинского центра можно разделить на следующие:
1. Клиническое. Проведение консультаций, организация видеоконференций и консилиумов, работа по пересылке посредством электронной почты результатов диагностических исследований для получения заключений и рекомендаций из удаленных медицинских учреждений.
2. Образовательное. Организация и проведение семинаров, учебных циклов для медицинских работников. Создание и сопровождение серверов, медицинских баз данных и информационно-справочных систем.
3. Научно-исследовательское. Разработка и внедрение новых телемедицинских технологий. Подготовка и публикация научных обзоров, статей.
4. Организационно-методическое. Обучение персонала кабинетов телемедицины, подготовка и распространение методических материалов.
5. Информационно-коммуникационное. Организация обмена информацией отчетного и статистического характера между учреждениями здравоохранения, специалистами. Техническое обеспечение электронными почтовыми ящиками.
Остановимся подробнее на основных функциях телемедицины.
Видеоконференция- это способ обмена видеоизображениями, звуком и данными между двумя или более точками, оборудованными соответствующим аппаратным и программным обеспечением.
Системы видеоконференцсвязи используются во многих зарубежных и отечественных телемедицинских проектах, например в проекте "Москва - регионы России", развивающийся на базе Московского центра сердечно-сосудистой хирургии им.А.Н. Бакулева, при создании сети телемедицины на базе Московской центральной бассейновой больницы и в Медицинском центре Управления делами Президента. Перечислим основные преимущества видеоконсультаций. Во-первых, это возможность аудио-визуального контакта между врачами и пациентом во время проведения консультации или диагностической процедуры, когда консультант находится на большом расстоянии от пациента. Во-вторых, во время проведения сеанса связи имеется возможность передавать любые графические изображения и текстовые данные. При этом можно одновременно с нескольких рабочих мест их редактировать, комментируя выполняемые действия. В-третьих, появляется возможность во время видеоконференции с одного компьютера получить доступ к программам, выполняющимся на другом удаленном компьютере. Это означает, что Вы можете работать с базами данных, управлять подключенным диагностическим оборудованием, и взаимодействовать со специализированными медицинскими автоматизированными системами управления. Именно благодаря этим возможностям врачи могут в реальном времени обсуждать результаты анализов, планировать операцию, контролировать проводимые процедуры, т.е. достигается эффект "виртуального присутствия".
Кроме консультирования конкретных пациентов, цели интерактивных медицинских видеоконференций в реальном масштабе времени могут быть следующие:
- учебная деятельность (лекции, семинары, групповые занятия, обсуждения);
- консультирование по поводу различных медицинских и социально-медицинских ситуаций, включая медицинские последствия стихийных бедствий, эпидемиологическую или экологическую обстановку;
- научные дискуссии, обсуждения, семинары и т.п.;
- обмен информацией организационно-методического характера;
- мероприятия, направленные на дельнейшее развитие телемедицины и ее приложений в здравоохранении.
Для России, с ее огромной территорией, данная технология имеет особое значение. Проведение медицинских видеоконференций в России – стратегически важная задача практического здравоохранения. Ее решение приблизит качественную медицинскую диагностику к отдаленным регионам, обеспечит новый уровень взаимодействия работников здравоохранения с центральными научно-исследовательскими и диагностическими центрами и повысит эффективность использования дорогостоящей медицинской аппаратуры. Кроме того, это повысит уровень квалификации врачей и ускорит формирование научных школ в регионах.
Основные направления телеконференций в России:
1. Первичное (догоспитальное) консультирование больных, направляемых затем на плановые операции в ведущие столичные центры. Видеоконференция проводится для уточнения предварительного диагноза, просмотра и обсуждения результатов диагностики и лечения больного, анализа качества обследования и подготовки больного перед операцией. Экономический и социальный аспект видеоконференций состоит в сбережении значительных средств (как денег, так и времени и сил) на поездки больных, пересылку документов, малоэффективные телефонные консультации и т.п.
2. Консультации или наблюдение больных после сложных операций, например на сердце. Цель видеоконференции – обсуждение с узкими специалистами из ведущих медицинских центров состояния пациента, не требующее перевода больных в центральные клиники.
3. Срочные консультации больных, находящихся в критическом состоянии (угрожающие жизни травмы). В данном случае срочная видеоконференция является наиболее эффективным способом оказания немедленной квалифицированной консультативной поддержки.
Другим не менее важным ресурсом телемедицины является дистанционное обучение. Под дистанционным образованием обычно понимают обучение при отсутствии прямого контакта с преподавателем. Идеи дистанционного образования начали активно реализовываться с развитием компьютерных коммуникаций. В настоящее время в России создается единая система дистанционного образования.
Важный аспект дистанционного медицинского образования – это дистанционное непрерывное обучение и переподготовка медицинских кадров на местах без выезда в центральные учреждения. Частью этой проблемы является обеспечение быстрого постоянного доступа специалистов медиков к новейшей медицинской информации. Возможности Internet соединять текст, графику, звук позволяют медицинскому образованию принять новые формы. В настоящее время материалы лекций могут включать в себя фотографии, рентгенограммы, записи операций, в том числе и трансляции операций, происходящих в реальном времени.
Библиотеки обучающих материалов теперь доступны не одному человеку, а одновременно множеству пользователей по всему земному шару. Наибольшее распространение получили учебные курсы по различным областям медицины. Например, электронный учебник «Хирургические болезни у детей», созданный в Центре детской телемедицины и новых информационных технологий, является электронной версией печатного издания под редакцией Ю.Ф. Исакова. Другой пример – WebPath – большая коллекция гистологических препаратов университета штата Юта (США). Также в США Университетом штата Айова был создан Виртуальный госпиталь. Он представляет книги по различным разделам медицины, включает описание клинических случаев в гипертекстовом формате со звуком, рисунками, видео файлами.
Однако надо понимать, что относительно медицинского образования, компьютер в обозримом будущем не способен заменить обучение у постели больного. Тем не менее дистанционное образование - это мощное средство, позволяющее сделать процесс обучения более эффективным.
Телемедицинские системы динамического наблюденияиспользуются для наблюдения за пациентами, страдающими хроническими заболеваниями, а также в условиях стационара на дому. Часто выделяют самостоятельное направление, получившее название "Домашняя телемедицина". Эти же технологии могут применяться на промышленных объектах для контроля состояния здоровья операторов (атомные электростанции).
Телемедицина ургентных состояний, чрезвычайных ситуаций и катастроф (ургентная телемедицина). К данному направлению относится внедрение телемедицины в практику оказания неотложной медицинской помощи и обеспечения выживания в экстремальных условиях, а также применение телемедицинских технологий при ликвидации последствий техногенных, природных катастроф и оказании помощи жертвам боевых действий и террористических актов.
Телехирургия и дистанционное обследование. Существенным в этом направлении является активное воздействие на организм пациента специалиста, находящегося на расстоянии. Развивается в настоящее время в двух направлениях: дистанционное управление медицинской аппаратурой в интерактивном режиме во время диагностических манипуляций и дистанционное проведение лечебных воздействий, хирургических операций на основе использования дистанционно управляемой робототехники.
Военная телемедицина. Применение телемедицинских технологий при обеспечении проведения военных операций. Подготовка и оснащение современного солдата обходятся государству очень дорого. Поэтому, потери рассматриваются еще и с экономической точки зрения, что является причиной активного развития этого направления в ряде стран.
Космическая телемедицина.Космические технологии, адаптированные для нужд клинической медицины, существенно обогатились не только опытом "земных" медиков, но и современными достижениями информатики. Поэтому в настоящее время появились предпосылки повторного вхождения телемедицины, но уже в новом качестве, в систему медицинского обеспечения космических полетов. Ведутся работы по созданию системы телемедицинского сопровождения пилотируемых полетов Международной Космической Станции. Рассматриваются проекты обеспечения полета к Марсу и другие перспективные направления.
В ближайшем будущем телемедицина должна стать одним из рутинных элементов оказания медицинской помощи населению и повышения квалификации медицинских работников.
ЗАДАНИЕ 1