Геморрагическая лихорадка марбург

Геморрагическая лихорадка Марбург (Febris Marburg, синонимы: болезнь Марбург, геморрагическая лихорадка Мариди) — острая вирусная болезнь, ха­рактеризующаяся тяжелым течением, высокой летальностью, геморрагическим синдромом, поражением печени, желудочно-кишечного тракта и центральной нервной системы.

Исторические сведения.Первые вспышки заболевания возникли в 1967 г. одновременно в г. Марбург и Франкфурте-на-Майне, один больной на­блюдался в Югославии. Источником инфекции явились ткани африканских зе­леных мартышек (25 больных), были и вторичные заболевания (6 больных). Из 25 первично заразившихся больных умерло 7 человек. В дальнейшем по­добные заболевания наблюдались в Судане (в деревне Мариди -«лихорадка Мариди»), в Кении, ЮАР.

Этиология.Возбудитель — вирус, относится к семейству Filoviridae роду Lyssavirus. Имеет нитевидную форму (длина до 1200 нм, толщина — 70-80 им), содержит РНК, культивируется на морских свинках и в культуре клеток (Vera).

Эпидемиология.Источником и резервуаром вируса в природе являются африканские зеленые мартышки, у которых инфекция может протекать инаппарантно. Больной человек представляет опасность для окружающих. Выделе­ние вируса происходит с носоглоточным содержимым, мочой, заразна также кровь больных. Механизмы передачи возбудителя аэрозольный и контактный. Заражаются при попадании вируса на конъюнктивы и кожу, а также половым путем. Вирус в организме переболевшего сохраняется до 3 мес.

Патогенез и патологическая анатомия.Воротами инфекции служат сли­зистые оболочки и поврежденная кожа. При гематогенной диссеминации ви­руса происходит его размножение в различных органах (печень, селезенка, костный мозг, легкие и др.). Патогистологические изменения отмечаются в печени (ожирение, некробиоз клеток), почках, селезенке, миокарде, легких. Множественные мелкие кровоизлияния в различных органах (головной мозг и др.).

Симптомы и течение.Инкубационный период 2—16 сут. Болезнь начина­ется остро, с ознобом повышается температура тела, появляется головная боль, колющие боли в груди, сухой кашель. Слизистая оболочка глотки гиперемирована, на языке, твердом и мягком небе появляются везикулы, при вскрытии которых образуются поверхностные эрозии (в отличие от лихорадки Ласса не­крозов не наблюдается). Тонус мышц повышен (мышц спины, жевательных и др.). На 3-4-й день появляются схваткообразные боли в животе. Стул жид­кий, водянистый, часто с примесью крови. У части больных — рвота с приме­сью желчи и крови в рвотных массах. У половины больных на 4—5-й день по­является сыпь (макулы, папулы, везикулы), кровоизлияния в кожу. В это вре­мя появляются носовые, маточные, желудочно-кишечные кровотечения. На 2-й неделе признаки токсикоза достигают максимальной выраженности. Появ­ляются симптомы дегидратации, инфекционно-токсического шока, судороги, потеря сознания. В этот период больные нередко умирают.

Период выздоровления затягивается на 3—4 нед. В это время отмечается облысение, боли в животе, ухудшение аппетита, длительные психические рас­стройства.

Осложнения:инфекционно-токсический шок, дегидратация, к поздним осложнениям относят поперечный миелит и увеит.

Диагноз и дифференциальный диагноз.Учитывают эпидемиологиче­ские данные (пребывание в природных очагах лихорадки Марбург, работа с тканями африканских мартышек, контакт с больными) и клиническую симп­томатику (острое начало, тяжелое течение, экзантема, поражение слизистой оболочки полости рта, обезвоживание, лейкопения, тромбоцитопения, анизоцитоз, поикилоцитоз и др.). Для подтверждения диагноза можно выделить ви­рус или антитела в крови (допускается только в специально оборудованных лабораториях). Строго соблюдать все меры безопасности при взятии материа­ла и доставки его в лабораторию. Дифференцируют от других геморрагических лихорадок, малярии, кори, менингококковой инфекции.

Лечение.Этиотропных препаратов нет. Сыворотка реконвалесцентов ока­залась неэффективной. Проводится патогенетическая терапия, как при ГЛПС. При критических состояниях (дегидратация, инфекционно-токсический шок) — методы интенсивной терапии.

Прогноз всегда серьезный. Смертность составляет 25%. Смерть чаще насту­пает на 8—16-й день болезни.

Правила выписки.Реконвалесценты выписываются после полного клини­ческого выздоровления, нормализации лабораторных показателей. Изоляция до 80-го дня от начала болезни.

Диспансеризация.Наблюдение проводится в течение 6 мес, проводят анализы крови и мочи, консультации офтальмолога и невропатолога.

Профилактика и мероприятия в очаге.Больные лихорадкой Марбург подлежат обязательной госпитализации и строгой изоляции в отдельном бок­се. Соблюдаются все меры предосторожности (см. лихорадка Ласса).

Врачебная экспертизапроводится, как при других геморрагических ли­хорадках.

ЛИХОРАДКА ЭБОЛА

Лихорадка Эбола (Febris Ebola) острая вирусная высоко контагиозная бо­лезнь, характеризующаяся тяжелым течением, высокой летальностью и разви­тием тромбогеморрагического синдрома.

Исторические сведения.В 1976 г. в Южном Судане и Северном Заире вспыхнула эпидемия геморрагической лихорадки. В Судане заболело около 300 человек (умер 151), в Заире заболело 237, из которых умерло 211 человек. В Заире в местности около реки Эбола был выделен возбудитель болезни (от­сюда название — лихорадка Эбола). В последующие годы неоднократно возни­кали эпидемии, сопровождавшиеся большой летальностью.

Этиология.Возбудитель — вирус, относящийся к семейству рабдовирусов, роду лиссавирусов, по своим свойствам и антигенной структуре близкий к ви­русу Марбург.

Эпидемиология.Резервуаром вируса в природе считаются грызуны, обитаю­щие около жилья человека. Больной человек представляет опасность для окру­жающих. Были случаи вторичного и третичного распространения инфекции (среди персонала госпиталя). Вирус выделяется от больных около 3 нед. Воз­можна передача инфекции через недостаточно простерилизованные инструменты.

Патогенез и патологическая анатомия.Воротами инфекции являются слизистые оболочки респираторного тракта и микротравмы кожи. Быстро на­ступает гематогенная диссеминация инфекции с развитием общей интоксика­ции и тромбогеморрагического синдрома. При обследовании населения в энде­мичных районах у 7% обнаружены антитела к вирусу Эбола, что указывает на возможность более легкого (возможно, и инаппарантного) течения инфекции. Эти случаи остаются невыявленными.

Симптомы и течение.Инкубационный период 4—6 дней. По клиническим проявлениям лихорадка Эбола сходна с лихорадкой Марбург. Заболевание на­чинается остро, больных беспокоит сильная головная боль, миалгия, понос, боли в животе. Несколько позднее появляется сухой кашель и колющие боли в грудной клетке, развивается дегидратация. На 5—7-й день болезни появляет­ся макуло-папулезная сыпь, после исчезновения которой остается шелушение кожи. Геморрагический синдром проявляется в носовых кровотечениях, кровавой рвоте, маточных кровотечениях, у беременных наступает выкидыш. В кро­ви нейтрофильный лейкоцитоз, анемия, тромбоцитопения. Смерть наступает на 2-й неделе болезни на фоне кровотечений и шока.

Осложнения.Инфекционно-токсический шок, дегидратация, которые мо­гут обусловить развитие критических состояний.

Диагноз и дифференциальный диагноз.Учитываются эпидемиологиче­ские данные (пребывание в эндемичной местности, контакты с больными и др.), а также характерной клинической симптоматики (тяжелое течение, геморрагический синдром и др.). Специфические лабораторные исследования допускаются лишь в специально оборудованных лабораториях.

Дифференцируют от других геморрагических лихорадок.

Лечение.См. Лихорадка Марбург.

Прогнозсерьезный, летальность очень высокая (до 60—80% и более).

Правила выписки.Реконвалесценты выписываются после полного клини­ческого выздоровления и нормализации лабораторных показателей, но не ра­нее 21-го дня от начала заболевания.

Диспансеризация.Наблюдение проводится в течение 3 мес. после выпис­ки, проводят общие анализы крови и мочи. По показаниям консультация спе­циалистов (терапевта, невропатолога).

Профилактика и мероприятия в очаге.Проводится комплекс мер, как при других особо опасных геморрагических лихорадках (Ласса, Марбург).

Врачебная экспертизапроводится, как при других геморрагических ли­хорадках.

МОСКИТНАЯ ЛИХОРАДКА (ЛИХОРАДКА ПАППАТАЧИ)

Москитная лихорадка (Febris pappatasii, синонимы: лихорадка флеботомная, лихорадка паппатачи и др.) — острая арбовирусная болезнь, характеризующая­ся кратковременной лихорадкой, сильной головной болью, миалгией, конъюн­ктивитом и своеобразной инъекцией сосудов склер, переносится москитами.

Исторические сведения.Впервые болезнь описал английский врач Ваrnett в 1799 г. (на о. Мальта), однако только в 1886 г. Pick выделил ее в само­стоятельную нозологическую форму. Doerr в экспериментах на людях доказал передачу инфекции москитами, он же открыл возбудителя болезни. В нашей стране первое описание болезни сделал Е. И. Марциновский в 1917 г.

Этиология.Возбудитель относится к буньявирусам (семейство Bunyaviridae род Phlebovirus). Известно 5 антигенных вириантов возбудителя. Размеры вирусных частиц 40—50 нм. Культивируется на куриных эмбрионах и культуре тканей. Получены вакцинные штаммы вируса.

Эпидемиология.Основной источник инфекции — больной человек. Резер­вуаром и переносчиком инфекции являются москиты (Phlebotomus pappatasii), возможно, и другие виды. Москиты заражаются при укусе больного человека, дополнительным резервуаром могут быть птицы. Укус москитов не вызывает раздражения и обычно не замечается (лишь 1% заболевших замечали укусы москитов). Заболеваемость характеризуется сезонностью с двумя подъемами (в мае-июне и в конце июля-августа). Болеют преимущественно лица, впервые прибывшие в эндемичную местность. Заболевания встречаются в Средиземно­морском бассейне, Восточной Африке, в Индии, Пакистане, Китае; в России не наблюдаются.

Патогенез и патологическая анатомия.Воротами инфекции является кожа, на месте внедрения вируса первичного аффекта не образуется. Размно­жение и накопление вируса в организме человека происходит быстро. Вирус обнаруживается в крови уже в первые 2 дня болезни. Основные изменения происходят в мелких кровеносных сосудах, поперечно-полосатых мышцах и нервной системе. После заболевания остается стойкий иммунитет.

Симптомы и течение.Инкубационный период от 3 до 9 дней (чаще 4—5 дней). Заболевание начинается внезапно, с ознобом повышается температура тела (до 39—40° С), появляется сильная головная боль, боли при движении глаз, ретробульбарные боли, светобоязнь, боли в икроножных мышцах, спине, крестце. Характерные симптомы: сильная боль при приподнимании пальцами верхнего века (первый симптом Тауссига), болезненность при давлении на глазное яблоко (второй симптом Тауссига), резко выраженная гиперемия конъ­юнктивы склеры в форме треугольника, обращенного вершиной к роговице (симптом Пика). Отмечается гиперемия кожи лица, слизистой оболочки зева, отечность небных миндалин. На мягком небе появляется энантема в виде мел­ких пузырьков. Может появиться экзантема (пятнистая, эритематозная, уртикарная). Характерна брадикардия, снижение АД, иногда появляется вздутие живо­та и жидкий стул до 5-6 раз в сутки. В крови - лейкопения. Лихорадка длится 3 дня, у 15% больных через 2-12 нед. развивается второй приступ заболевания.

Осложнения:серозный менингит, пневмония, психоз. Отмечаются редко.

Диагноз и дифференциальный диагноз.Учитываются эпидемиологиче­ские данные (пребывание в эндемичной местности) и характерные клиниче­ские симптомы (Тауссига, Пика). Диагноз трудности не представляет, сероло­гические исследования используются редко (РСК, РТГА, реакция нейтрализа­ции). Диагностическим является нарастание титра антител в 4 раза и более при исследовании парных сывороток (взятых в первые 2—3 дня болезни и через 2-3 нед.).

Дифференцируют от гриппа, лептоспироза, денге.

Лечение.Этиотропных препаратов нет. Рекомендуется постельный режим, достаточное количество жидкости, витамины. Используется симптоматическая терапия.

Прогнозблагоприятный.

Правила выписки.Больные выписываются после полного клинического выздоровления и нормализации лабораторных показателей (анализы крови).

Диспансеризация.После тяжелых форм, протекающих с осложнениями (серозный менингит, пневмонии, психозы) рекомендуется наблюдение в течение 3 мес, консультация специалистов (невропатологов, терапевта, психиатра).

Профилактика и мероприятия в очаге.В окружении больного необхо­димы: уничтожение москитов, защита от их укусов (засетчивание окон, исполь­зование реппеллентов и др.). Для специфической профилактики используют эмбриональную формалинизированную вакцину или сухую вакцину из аттенуированных штаммов вируса. Вакцину вводят через скарифицированную кожу за 2 мес. до начала эпидемического сезона.

Врачебная экспертизане проводится. Военнослужащие, перенесшие тя­желые формы болезни, направляются на ВВК для решения вопроса о необхо­димости предоставления отпуска по болезни.

Наши рекомендации