Младенческая, перинатальная и ранняя неонатальная смертность
Годы Показатели | Изменение показателя в % 2011 к 2007 | |||||
Младенческая смертность (на 1000 живорожденных) | 9,4 | 8,5 | 8,1 | 7,5 | 7,4 | -21,3 |
Ранняя неонатальная смертность (на 1000 живорожденных) | 3,8 | 3,3 | 3,1 | 2,8 | 2,67 | -21,7 |
Перинатальная смертность (на 1000 родившихся живыми и мертвыми) | 9,1 | 8,3 | 7,8 | 7,4 | 7,16 | -21,3 |
Снижение перинатальной смертности является важной государственной задачей по сокращению репродуктивных потерь, оказывающих существенное влияние на уровень и структуру младенческой смертности.
Особенностью перинатального периода является идентичность причин, обусловливающих гибель плодов до родов, в родах и смертность новорожденных на первой неделе жизни, что означает необходимость выработки единого подхода к проведению мероприятий по предупреждению случаев мертворождения и ранней неонатальной смерти. Профилактика перинатальных потерь заключается в создании условий, способствующих рождению живого и здорового ребенка.
В настоящее время интенсивно стало развиваться такое направление в медицине как перинатология. Стратегия перинатальной службы – развитие профилактической направленности с учетом первостепенности и важности перинатальных факторов.
В стране на государственном уровне предпринимаются меры по улучшению организации и качества работы учреждений охраны материнства и детства. С 2006 года началась реализация приоритетного проекта «ЗДОРОВЬЕ», в соответствии с которым осуществляется мероприятия по укреплению материально-технической базы акушерских стационаров, введены «родовой сертификат» и материнский капитал, продолжается строительство и оснащение перинатальных центров, реализуются региональные программы модернизации здравоохранения. В 2011 году функционировало 57 перинатальных центров, роль которых в условиях перехода на новую систему регистрации новорожденных, рекомендованную ВОЗ, значительно возросла.
В современных условиях качественная акушерская и перинатальная медицинская помощь базируются на следующих инновационных технологиях:
· внедрение принципа регионализации медицинской помощи женщинам и новорожденным;
· совершенствование системы пренатальной диагностики биохимического скрининга, ультразвуковых исследований, инвазивной диагностики;
· развитие перинатальной и неонатальной хирургии;
· развитие технологий по выхаживанию недоношенных детей низкой и экстремально низкой массой тела;
· совершенствование неонатальной помощи и интенсивной терапии новорожденных;
· повышение доступности специализированной, в т.ч. высокотехнологичной медицинской помощи, вспомогательных репродуктивных технологий при лечении бесплодия;
· развитие современных информационных систем, телеконсультаций, телемедицины;
· повышение эффективности качества подготовки и переподготовки врачей акушеров-гинекологов, неонатологов, развитие системы симуляционных центров.
В связи с переходом с 2012 года России на критерии регистрации рождения, рекомендуемые ВОЗ – масса тела плода 500 г и более, срок беременности 22 недель и более, особого внимания заслуживают результаты выхаживания детей, родившихся с экстремально низкой массой тела, что ставит перед здравоохранением новые задачи, направленные на снижение плодовых потерь, младенческой смертности и инвалидности детей.
3. Другие показатели:
· количество преждевременных родов;
· количество кесаревых сечений;
· частота акушерских кровотечений;
· травматизм матери и плода;
· гнойно-септические заболевания матери и плода;
· детская заболеваемость.
Раздел 2. Вопросы этики и деонтологии
Философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность, называется этикой (от греч. ethos – обычай, нрав). Почти такое же значение имеет и другой термин – мораль. Потому эти термины часто применяются вместе. Этикой чаще всего называют науку, учение о морали и нравственности.
Профессиональная этика – это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности.
Медицинская этика – часть общей и один из видов профессиональной этики. Это наука о нравственных началах в деятельности медиков. Предметом ее исследования является психоэмоциональная сторона деятельности медиков. Медицинская этика в отличие от права формировалась и существовала как свод неписаных правил. Понятия о врачебной этике складывались с древних времен.
Большой вклад в развитие медицинской этики внесли русские клиницисты М.Я. Мудров, С.Г. Забелин, Д.С. Самойлович и др.
Впервые понятие «деонтология» появилось в XVIII в. Этот термин предложил английский философ и правовед, священник И. Бентам в своей книге «Деонтология или наука о морали», который вложил в это понятие религиозно-нравственное содержание, рассматривая деонтологию как учение о должном поведении для достижения своей цели каждого человека.
Слово «деонтология» происходит от двух греческих слов: deon означает должное и logos — учение. В отечественную медицину термин «деонтология» (учение о должном поведении медиков, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного) ввел выдающийся хирург Н.Н. Петров, распространив принципы деонтологии на деятельность медицинских сестер.
Следовательно, медицинская деонтология – есть часть медицинской этики, совокупность необходимых этических норм и предписаний для медицинских работников в осуществлении профессиональной деятельности. Деонтология изучает нравственное содержание действий и поступков медицинского персонала в конкретной ситуации. Теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов.
Аспектами медицинской деонтологии являются: взаимоотношения медиков с больным, родственниками больного и медиков между собой.
Основой взаимоотношений является слово. Умным, тактичным словом можно поднять настроение больного, вселить в него бодрость и надежду на выздоровление и в то же время неосторожным словом можно глубоко ранить больного, вызвать резкое ухудшение его здоровья. Важно не только, что говорить, но и как, зачем, где говорить, как отреагирует тот, к кому обращается медицинский работник: пациент, его родственники, коллеги и т.д.
Медик должен обладать особой «чувствительностью к человеку», владеть эмпатией – способностью сострадать, ставить себя на место больного. В разговоре с больным недопустимы равнодушие, пассивность, вялость.
Медик должен владеть культурой речи. Врач или медсестра, которые употребляют жаргонные слова и выражения, вызывают недоверие и неприязнь. Деонтологические требования к культуре слова:
1. медицинский работник должен уметь рассказать больному о болезни и ее лечении;
2. успокоить и ободрить больного, даже находящегося в самом тяжелом положении;
3. использовать слово как важный фактор психотерапии;
4. употреблять слово так, чтобы оно явилось свидетельством общей и медицинской культуры;
5. убедить больного в необходимости того или иного лечения;
6. терпеливо молчать, когда этого требуют интересы больного;
7. не лишать больного надежды на выздоровление;
8. владеть собой во всех ситуациях.
Коммуникативные приемы в общении с пациентом: всегда внимательно выслушивать пациента; задав вопрос, обязательно дождаться ответа; излагать свои мысли просто, ясно, доходчиво, не злоупотреблять научными терминами; уважать собеседника, не допускать презрительных мимики и жестов; не перебивать пациента; поощрять стремление задавать вопросы, отвечая на них, демонстрировать заинтересованность в мнении пациента; сохранять хладнокровие, быть терпеливым и терпимым.