Противотуберкулезные лечебно-профилактические учреждения 1 страница
Сформирована сеть противотуберкулезных учреждений: диспансеры, больницы, стационары при диспансерах, а также санатории для детей и взрослых и детские оздоровительные учреждения. Диспансеры уделяют первостепенное внимание широкому проведению противотуберкулезных мероприятий. Одной из важных особенностей деятельности противотуберкулезного диспансера является его тесное сотрудничество со всей сетью лечебно-профилактических учреждений обслуживаемого района. Диспансерный метод обслуживания позволяет наблюдать больных с различными формами туберкулеза в течение Длительного времени, проводить профилактические мероприятия среди здоровых, относящихся к группам риска, оказывать лечебную помощь больным туберкулезом и проводить реабилитацию их. Основной целью деятельности противотуберкулезного диспансера является работа по систематическому снижению заболеваемости населения, болезненности, инфицированное туберкулезом, показателей нетрудоспособности и смертности от него. Противотуберкулезный диспансер направляет и координирует всю противотуберкулезную работу, проводимую в районе обслуживания, в том числе и другими лечебно-профилактическими учреждениями. В состав противотуберкулезного диспансера входят диспансерно-поликлиническое, лабораторное, рентгенологическое, бронхологическое, бактериологическое отделения, отделение внелегочного туберкулеза со штатом специалистов различного профиля, организационно-методическое отделение. В диспансерно-поликлиническом отделении имеются отделения для взрослых и отделение для детей. При многих диспансерах функционируют флюорографические кабинеты. Фтизиатрические отделения, кабинеты при поликлиниках находятся в подчинении главных врачей поликлиник или медико-санитарных частей. Такие отделения (кабинеты) приближают противотуберкулезную помощь к рабочим и служащим. Но в их штате нет узких специалистов, отсутствует возможность проводить более сложные исследования (томографическое, бронхоскопическое и др.), поэтому такой кабинет должен работать в контакте и под руководством районного диспансера. Фтизиатрические кабинеты при детских поликлиниках осуществляют все мероприятия по профилактике, диагностике и лечению детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), больных туберкулезом. К противотуберкулезным учреждениям стационарного типа относят самостоятельные туберкулезные больницы, стационары противотуберкулезных диспансеров, туберкулезные госпитали, туберкулезные санатории, ночные и дневные санатории, санаторные ясли, санаторные детские сады и санаторные школы-интернаты. Противотуберкулезный диспансер имеет определенный район обслуживания, который разбит на участки. Работу на участке с населением от 30 000 до 50 000 человек осуществляет участковый фтизиатр. В обязанности фтизиатра входит:— правильная и своевременная диагностика туберкулеза у больных, направляемых флюорографическими станциями, поликлиниками, больницами;— регулярное наблюдение за всеми контингентами, состоящими на учете диспансера (в соответствии с диспансерной группой);— лечение больных в амбулаторных условиях, а также своевременное направление их в больницы и санатории;— отбор больных на хирургическое лечение;— оздоровительная работа в очагах туберкулезной инфекции (совместно с СЭС);— проведение экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности больными;— систематическая совместная работа с прикрепленными учреждениями общей лечебной сети (поликлиниками, больницами и др.);— организация противотуберкулезной работы на промышленных предприятиях, расположенных на территории участка;— санитарно-просветительная работа среди населения и больных туберкулезом;— диспансеризация лиц с остаточными посттуберкулезными изменениями и групп риска заболевания туберкулезом;— анализ эпидемиологических показателей по туберкулезу на участке. Важный раздел в работе участкового фтизиатра занимает специфическая профилактика туберкулеза, включающая подготовку персонала для проведения прививок против туберкулеза, контроль за качеством ее проведения, отбор лиц на химиопрофилактику. Одним из важнейших противоэпидемических мероприятий в работе участкового фтизиатра является отбор больных, нуждающихся в предоставлении изолированной жилой площади. Правом получения такой площади пользуются больные, выделяющие МВТ, проживающие в коммунальных квартирах. В первую очередь предоставляются отдельные квартиры больным, проживающим в общежитиях или в коммунальных квартирах, где имеются дети и подростки. Противотуберкулезный диспансер является учреждением закрытого типа, т. е. на прием к участковому фтизиатру для диагностики направляют больных врачи лечебно-профилактических учреждений района (флюорографические станции, поликлиники, больницы). Открытый прием осуществляется флюорографическими станциями или флюорографическими кабинетами Диспансеров, где проводятся плановые профилактические обследования населения
101. Требования к организации больничного питания. Основные принципы составления меню-раскладки в ЛУ. Виды санитарного контроля за количественной и качественной стороной питания больных.Лечебное питание назначается при всех без исключения заболеваниях. Оно является обязательным методом комплексной терапии, так как сочетание диетотерапии с фармакотерапией повышает эффективность лечения, смягчает или предупреждает побочное действие лекарственных препаратов. Под влиянием адекватной диеты происходит реадаптация ферментных систем. Общее руководство диетпитанием в лечебно - профилактическом учреждении осуществляет главный врач (или его заместитель по медицинской части). Ответственность за организацию лечебного питания несет врач – диетолог. При поступлении больного в больницу первую ориентировочную диету назначает врач приёмного отделении. Лечащий врач уточняет диету и записывает в листке назначения и одновременно в установленном порядке направляется заказ на питание на кухню. Учет диет ведется палатными медицинскими сестрами, которые ежедневно сообщают старшей медицинской сестре соответствующего отделения. На основании сообщения палатных сестер, старшая медицинская сестра составляет общий заказ на питание больных отделения и передает его в установленном порядке для исполнения. Заказы отделений просматриваются диетической медицинской сестрой учреждения и вместе с меню передаются в счетную часть для проведения расчета продуктов и выписки накладных в кладовую. Выписка продуктов на кухню и в отделения производится на основании меню-раскладки, которая ежедневно составляется диетической медицинской сестрой учреждения, старшим поваром и счетным работником под руководством врача - диетолога. Меню-раскладка ежедневно утверждается главным врачом учреждения. Меню-раскладка составляется с учетом установленных для лечебно - профилактических учреждений норм питания. На каждое блюдо, изготовленное в лечебно - профилактическом учреждении, должна быть составлена меню-раскладка в двух экземплярах, из которых один храниться в счетной части, а второй - у медицинской диетической сестры. Блюдо разбивается по составляющим его продуктам, которые должны быть выражены в граммах. Для этого существует таблица "Перечень блюд", где состав блюд указывается в граммах на 1 порцию. Каждый продукт раскладывается по всех входящим в него нутриентам, исходя из потребленного количества продукта. В таблицах химического состава пищевых продуктов приводятся цифры на 100 г продукта. Необходимо сделать пересчет на фактически потребленное количество. Затем подсчитывается по колонкам суммарное потребление всех нутриентов (белков, жиров и углеводов) и калорий за сутки, сравнивается с нормативными, делается анализ сбалансированности и рациональности фактического питания. При отсутствии отдельных продуктов на складе пищеблока, предусмотренных сводными семидневными меню, возможна замена одного продукта другим (в соответствии с установленными нормами взаимозаменяемости продуктов) при сохранении химического состава и энергетической ценности используемых лечебных рационов. Санитарный контроль за количественной и качественной стороной питания больных осуществляется следующим образом: 1) оценка фактического выхода блюд (выход порции); 2)метод снятия проб дежурным врачом (по органолептическим свойствам – должна проводить бракеражная комиссия, назначенная администрацией больничной организации здравоохранения); 3) расчётно-документальный метод (по меню-раскладке); 4) лабораторный метод (осуществляется санэпидстанцией в плановом порядке и должен производится в буфетных в присутствии врача - диетолога. Отбору не подлежат блюда, приготовленные из промышленных изделий, как например, колбаса, сыр, сосиски, и т.п., а также такие блюда, как курица куском, рагу из баранины с костями, в отношении которых можно ограничиться показателем веса. На исследования посылаются отдельные блюда разных диет, или полный обед (завтрак или ужин) той или иной диеты, причем, для этих целей отбираются средние по весу порции). Результаты пробы пищи записываются по каждому блюду - в меню-раскладке, а общая оценка в журнале готовой пищи, по следующей форме.
102. Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и организации работы больничных пищеблоков. Мытьё и дезинфекция кухонной и столовой посуды в ЛПУ.Основные санитарно-гигиенические требования к пищеблоку содержатся в «Санитарных правилах устройства, оборудования и эксплуатации лечебно-профилактических организаций», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РБ от 11.07.2003, №71. Пищеблок следует размещать в отдельно стоящем здании с главным корпусом с удобными наземными и подземными транспортными связями с корпусами, кроме инфекционных. При приготовлении блюд необходимо строго соблюдать поточность производственного процесса. Нельзя допускать встречных потоков сырья и готовой продукции. Планировка помещений пищевого блока должна предусматривать функциональную связь отдельных помещений межу собой для обеспечения нормального хода технологических процессов. Все заготовочные располагаются рядом с кухней, кухня должна быть ориентирована окнами на север, а обеденный зал и комната для персонала - на юг, юго-восток вдали от кухни и заготовочных. Кухня- главный элемент пищевого блока - должна быть просторной, иметь хорошее освещение, эффективную вентиляцию, полы, покрытые плиткой. Стены в кухне должны быть выкрашены масляной краской, а лучше облицованы белой плиткой на высоту до 1.8 м. На кухне необходимо наличие раковины для мытья рук. Заготовочнаяотделывается так же как кухня. Столы и разделочные доски должны быть отдельными для каждого вида продуктов, необходимо наличие моек для мытья мяса, рыбы, овощей. Разделочные столы, доски после окончания работы очищаются и моются горячей водой. Пищевые продукты, поступающие на пищеблок, должны соответствовать требованиям действующей нормативно-технической документации и сопровождаться документами, устанавливающими их качество. В холодильной камере должны строго соблюдаться правила товарного соседства пищевых продуктов. Не допускается совместное хранение сырых продуктов или полуфабрикатов с готовыми изделиями, хранение испорченных или подозрительных по качеству продуктов совместно с доброкачественными, а также хранение в помещениях вместе с пищевыми продуктами тары, тележек, хозяйственных материалов и непищевых товаров. Сильно пахнущие продукты (сельди, специи и т.п.) должны храниться отдельно от остальных продуктов. На пищеблоке не разрешается проводить мытье столовой посуды, приборов из отделений. В складской группе помещений пищеблока должно быть предусмотрено помещение для мытья оборотной тары, контейнеров, тележек для транспортирования, оборудованное трапом с бортиком, высотой не менее 30 см, с подводкой горячей и холодной воды через смесители. Для транспортирования пищевых продуктов должен использоваться автотранспорт, имеющий санитарный паспорт. Для транспортирования готовой пищи в буфетные отделения больницы используют термосы, тележки-термосы или плотно закрывающуюся крышками посуду. Категорически запрещается использование на пищеблоке эмалированной посуды (ведер, кастрюль) для перевозки и хранения готовой пищи и пищевых продуктов. Для хранения хлеба и сухих продуктов, овощей и скоропортящихся пищевых продуктов должны выделяться отдельные помещения. Хлеб хранят на полках за занавесами или в шкафах. Муку, крупу, макаронные изделия, сахар хранят в мешках, овощи - в сухом и темном помещении, капусту квашенную - в бочках, зелень - в охлаждаемых камерах на стеллажах. Сырое мясо и колбасы хранят в подвешенном виде на луженых крючках, птицу и рыбу - в таре, сливочное масло - в таре или брусками в пергаменте на полках, молоко - в таре, в которой оно прибыло. Сроки хранения в камерах: мяса и птицы - до 5 суток, копченостей -до 20 суток, вареных колбас, сосисок, сарделек - до 2 часов, молока - до 72 часов. Скоропортящиеся продукты должны храниться в охлаждаемых камерах. Мытье кухонной посуды производят при температуре 45°С с последующим споласкиванием кипятком. Мытье производят в двухгнездных ваннах. Столовую посуду моют в трехгнездных ваннах: в первой ванне -освобождение от остатков пищи, во второй - мытье при температуре 45 -50°С с добавлением 1% тринатрийфосфата или кальцинированной соды, обеззараживание посуды методом кипячения в течение 15 минут или погружения в течение 30 минут в 0,5% раствор хлорамина, 1% дихлор-1; в третьей - ополаскивание при температуре не ниже 70°С; просушивание посуды на специальных полках или решетках. Категорически запрещается в помещениях пищеблока проводить мытье столовой посуды из отделений ЛПУ.
103. Медицинский контроль за здоровьем персонала пищеблока ЛУ. Медицинская документация. Медицинский контроль осуществляется согласно Постановлению МЗ РБ «О порядке проведения обязательных медицинских осмотров работников» от 8. 08. 2000г. №33. Предварительные медосмотры проводятся при поступлении на работу и периодические осмотры работников осуществляются медико-санитарными частями (включая ведомственные учреждения) и территориальными ЛПУ. Все работники пищевого блока перед поступлением на работу должны пройти медицинский осмотр и быть проверены на носительство возбудителей острых кишечных инфекций, глистных инвазий и туберкулеза. В дальнейшем медицинские осмотры проводятся ежеквартально, обследование на бацилло- и глистоносительство - в сроки, установленные местными органами санитарного надзора, обследование на туберкулез - ежегодно. Не допускаются на работу, лица болевшие брюшным тифом, паратифом, дизентерией, носители этих инфекций, больные с активной формой туберкулеза легких внелегочными формами туберкулеза, а также имеющие гнойничковые заболевания кожи. Отстраняются от работы и те, кто проживает совместно с заболевшими острыми кишечными инфекциями. Все работники пищеблока должны быть обеспечены спецодеждой, следить за чистотой рук и соблюдать правила личной гигиены. Перечень документов, ведущихся на пищеблоке:1)личные медицинские книжки работников пищеблока; 2)журнал регистрации медицинских осмотров работников пищевого объекта; 3)журнал «Здоровье» (с отметками об отсутствии у работников ангины, гнойничковых заболеваний кожи и данными оперативного эпиданамнеза); 4)журнал С-витаминизации блюд; 5)журнал контроля качества пищи (бракеражный журнал); 6)семидневное меню на основные диеты; 7)картотека лечебных блюд, состоящая из отдельных карточек-раскладок; 8)порционник на питание больных; 9)меню порционник; 10)требования на получение продуктов; 11)журнал сведений о движении больных; 12)раздаточная ведомость; 13)журнал контроля за качеством поступающих продуктов; 14)производственный журнал; 15) папка анализов на энергоценность и витаминный состав готовых блюд; 16)журнал инструктажей по технике безопасности; 17)журнал учета проведения санитарно-гигиенической учебы с сотрудниками и сдачи зачетов; 18)график работы персонала; 19)табель учета рабочего времени; 20)книга приказов и распоряжений.
104. Гигиена труда, определение основных понятий: вредные и опасные производственные факторы, гигиенические критерии и нормативы условий труда.Гигиена труда - это раздел гигиены, изучающий взаимосвязь между условиями, процессом труда и здоровьем человека, разрабатывающая научные основы, а также практические меры по обеспечению высокого уровня работоспособности, предупреждению заболеваний и иных отрицательных последствий, связанных с производственной деятельностью. Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности. В зависимости от уровня и продолжительности воздействия вредный производственный фактор может стать опасным. Опасный производственный фактор - воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья. Вредными производственными факторами могут быть: физические факторы (температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение; неионизирующие электромагнитные поля и излучения: электростатические поля, постоянные магнитные поля (в т. ч. геомагнитное), электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), электромагнитные излучения радиочастотного диапазона, электромагнитные излучения оптического диапазона (в т. ч. лазерное и ультрафиолетовое); ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия; освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, прямая и отраженная слепящая блескость, пульсация освещенности); электрически заряженные частицы воздуха – аэроионы); химические факторы, в т. ч, некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа; биологические факторы – микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры; психофизиологические (физические перегрузки: статические и динамические; нервно-психические: умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перенагрузки). Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Гигиенические нормативы условий труда - уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю в течение всего рабочего стажа, не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений (Гигиенические критерии). Соблюдение гигиенических нормативов условий труда не исключает нарушение здоровья у сверхчувствительных лиц.
105. Принципы классификации условий труда в соответствии с СанПин «Гигиеническая классификация условий труда», утверждённых постановлением МЗ РБ от 20.12.2007г. №176:1.Оптимальные условия - исключается неблагоприятное действие на здоровье, и создаются условия для постоянно высокой работоспособности. 2. Допустимые условия - воздействие производственных факторов не превышает установленных норм, а возможные функциональные изменения носят временный характер и легко восстанавливаются после отдыха. 3. Вредные условия – условия и характер труда, при которых возможно воздействие опасных и вредных факторов производственной среды в значениях, превышающих гигиенические нормы, вызывающие функциональные изменения организма, которые могут привести к стойкому снижению работоспособности. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих* подразделяются на 4 степени вредности: 1 степень – условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья; 2 степень – уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет); 3 степень – условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хроническом (производственно-обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности; 4 степень – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности; 4.Опасные (экстремальные) условия труда характеризуются уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т. ч. и тяжелых форм.
106. Основы физиологии и психологии умственного и физического труда. Трудоспособность и работоспособность. Формирование динамического производственного стереотипа.Труд условно делится на физический и умственный. В физическом труде преобладает мышечный компонент, а психический относительно мал. Мышечная деятельность характеризуется сокращением и расслаблением работающих мышц, образованием тепла, усилением обмена веществ и повышением расхода энергии. Чем интенсивнее работа, чем больше групп мышц в ней участвует, тем выше энергозатраты. При физической работе усиливается кровообращение и дыхание, развивается ацидоз, повышается осмотическое давление и температура тела. При тяжелом физическом труде возможно нарушение соотношения между потребностью в кислороде и его фактическим потреблением. В результате этого возникает кислородное голодание, и в организме скапливаются недоокисленные продукты распада. При умственном труде преобладает психический компонент, а мышечный относительно мал. Соответственно энергозатраты при умственном труде ниже, чем при физической работе. Повышение основного обмена не превышает 10-15%, незначительны и непостоянны изменения в крови. Трудоспособность – состояние человека, при котором совокупность физических, умственных и эмоциональных возможностей позволяет трудящемуся выполнять работу определенного объема и качества. Работоспособность – состояние человека, определяемое возможностью физиологических и психических функций организма, которое характеризует его способность выполнять конкретное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени. Замечено, что в процессе труда имеется определенная фазовость изменений, трудовой процесс можно разделить на следующие периоды: 1) Фаза врабатываемости - увеличивается работоспособность, улучшается функциональное состояние организма, улучшаются результаты труда, длительность - 0.5-1 час; 2) Фаза устойчивой высокой работоспособности - функциональное состояние стабильно, практически близко к оптимальному, длительность - 1.5-2 часа; 3)Фаза снижения работоспособности - снижается работоспособность, ухудшается функциональное состояние, результаты труда, длительность - 0.5-1 час. Работоспособность: 1 - Фаза врабатываемости, 2 - Фаза устойчивой высокой работоспособности, 3 - Фаза снижения работоспособности. После обеденного перерыва все фазы повторяются, но имеются следующие отличия: период врабатываемости короче, вторая фаза несколько короче, период снижения работоспособности наступает раньше. В начале работы одновременно с формированием динамического стереотипа, или рабочей доминанты, увеличиваются функциональные возможности организма человека (процесс врабатывания). Однако этот процесс заканчивается довольно быстро, а затем в организме начинает возникать утомление. На фоне развивающегося утомления отдельных систем организма идет дальнейшее формирование динамического стереотипа. Это продолжается и после того, как утомление возникло (рост производительности труда на фоне развития утомления). Следовательно, в этот период производительность труда является результирующей двух процессов — формирования динамического стереотипа (рабочей доминанты) и развития утомления. Сущность динамического стереотипа заключается в том, что в ЦНС формируются длительно текущие нервные процессы, соответствующие пространственным, временным и порядковым особенностям воздействия на организм внешних и внутренних раздражителей. При этом обеспечивается точность и своевременность реакции организма на привычные раздражители, что особенно важно в формировании различных трудовых навыков. Наличие динамического стереотипа исключает излишние действия в процессе выполнения работы, «экономит» энергию и отдаляет наступление утомления, обеспечивает приспособление организма к меняющимся условиям трудовой деятельности. В процессе трудового действия в ЦНС поступает информация о ходе выполнения программы, на основании которой возможны текущие поправки к действиям. Точность программирования и успешность выполнения программы зависят от опыта и количества предшествующих повторений этого действия, то есть автоматизма или навыков. Чем больше опыта у человека, тем менее утомительна для него работа. Выработка динамического стереотипа в процессе упражнения в значительной степени облегчает выполнение работы. Максимальные возможности человека в большой степени зависят от эмоциональной настройки.
107. Гигиеническая оценка тяжести физического труда в соответствии с СанПин РБ «Гигиеническая классификация условий труда», утверждённых постановлением МЗ РБ от 20.10.2007г. №176.Утомление - это снижение работоспособности, наступившее в результате предшествующего труда. Утомление возникает в результате торможения в двигательном центре коры головного мозга. Также определенную роль играет накопление кислых продуктов обмена в мышцах, нарушение обмена веществ в сердце и мозге, гипогликемия, под влиянием которых нарушается нормальное течение нервных процессов. Утомление (чувство усталости) является физиологическим явлением, если носит однодневный характер, т.е. уменьшается после отдыха, а на следующий день работоспособность полностью восстанавливается. Если утомление сохраняется, т.е. имеется кумулированное состояние утомления, речь идет о переутомлении. Хроническое переутомление может привести к перенапряжению. Некоторые авторы считают, что переутомление и перенапряжение - предпатологические состояния, другие полагают, что переутомление - это предпатологическое состояние, а перенапряжение – патологическое. Профилактика переутомления:1. Технологические меры - создание наиболее благоприятных технологических условий для уменьшения утомляемости (механизация, автоматизация, улучшение технических характеристик аппаратуры, инструментов и т.д.); 2. Рационализация трудового процесса (экономичность, ритмичность, перерывы, отдых и тд.). Режим работы играет важную роль и определяется тяжестью работы: чем тяжелее работа, тем перерывы чаще и короче. В течение рабочего дня необходим большой перерыв (обеденный). Хороший эффект дает также производственная гимнастика. 3. Рационализация санитарно-гигиенических условий. 4. Повышение квалификации (тренированности) работников. Высококвалифицированные рабочие обычно утомляются позже. Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, формой рабочей позы, степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве. Показатели тяжести труда: 1.Энерготраты (ккал/час) 2. Мощность работы (Вт) 3. Величина статической нагрузки (кг/с). По тяжести труда выделяют следующие категории: 1. Легкий труд - не более 150 ккал/час; 2. Труд средней тяжести 2А - 150-200 ккал/час; 3. Труд средней тяжести 2Б - 200-250 ккал/час; 4. Тяжелый труд - больше 250 ккал/час.
108. Виды умственного труда и напряжённость умственного труда. Научно-технический прогресс и его влияние на характер и условия труда.При умственном труде преобладает психический компонент, а мышечный относительно мал. Соответственно энергозатраты при умственном труде ниже, чем при физической работе. Повышение основного обмена не превышает 10-15%, незначительны и непостоянны изменения в крови. Формы умственного труда: -операторский труд, -управленческий, творческий труд, -труд медработников, -труд учащихся, студентов. Физиология умственного труда изучает преимущественно нагрузки на функциональное состояние ЦНС, ССС, эмоциональную сферу, симпато-адреналовую и гипоталамо-гипофизарную системы, вегетативную нервную систему и обменные процессы, механизмы саморегуляции кровообращения. Умственному труду сопутствуют такие неблагоприятные факторы, как гипокинезия и гиподинамия, избыточный вес и вредные привычки. Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы. Понятие напряженности наиболее характерно для умственного труда. О напряженности труда судят по: 1. Числу объектов, наблюдаемых одновременно, 2. Длительности сосредоточенного наблюдения, 3. Плотности сигналов, которые поступают в течение часа, 4. Эмоциональному напряжению. Для оценки напряженности труда регистрируют физиологические параметры: изменение пульса, частоты дыхания, выносливости, реакции на свет и звук. По степени напряженности труд делят на ненапряженный, малонапряженный, напряженный и очень напряженный. Научно-технический прогресс влияет на все элементы производства — средства производства, труд, его организацию и управление. Научно-технический прогресс вызывает к жизни принципиально новую технику, технологию, новые орудия и предметы труда, новые виды энергии, полупроводниковую технику, электронно-вычислительные машины, автоматизацию производства. Вместе с тем научно-технический прогресс создает предпосылки для улучшения условий труда, ликвидации существенных различий между умственным и физическим трудом, повышения культурно-технического уровня работников. Технический прогресс сопровождается расширением сферы научной организации труда производства и управления с применением средств организационной и вычислительной техники. Органическое соединение достижений научно-технической революции с преимуществами рыночных отношений предполагает усиление связи науки с производством, дальнейшую концентрацию и специализацию производства, создание производственных объединений и хозяйственных комплексов, совершенствование отраслевой и районной структур и пр. Все эти процессы способствуют непрерывному повышению производительности труда. Технический прогресс осуществляется в следующих направлениях: а) внедрение комплексной механизации и автоматизации производства; б) совершенствование технологии; в) химизация производства; г) рост электровооруженности труда. Научно-техническая революция ведет к качественным изменениям рабочей силы. В результате внедрения в производство современной науки и техники во всех отраслях экономики страны увеличивается удельный вес кадров, получивших специальную подготовку в вузах и средних специальных учебных заведениях. Люди с более высокой общеобразовательной подготовкой быстрее осваивают профессии и становятся квалифицированными специалистами; они быстрее осознают общественную значимость своего труда, у них, как правило, более высокая организованность и дисциплина труда, больше творческой инициативы и изобретательности в работе. Несомненно, все это сказывается на производительности труда и качестве выпускаемой продукции. Но научно-технический прогресс не только способствует повышению производительности труда, росту материального благосостояния и интеллектуального потенциала общества, но и приводит к возрастанию риска аварий и катастроф технических систем, загрязнению биосферы в процессе производственной деятельности человека, что в свою очередь оказывает неблагоприятное влияние на здоровье человека и состояние генетического фонда людей.