Подготовка к итоговому сочинению по литературе 11 класс. по направлению«Разум и чувство» Темы Тезисы, цитаты, выводы Произведения Должен ли разумный человек жить чувствами?
по направлению«Разум и чувство»
Темы | Тезисы, цитаты, выводы | Произведения | ||||||
Должен ли разумный человек жить чувствами? | Нет,не должен: чувства обязательно должны возникнуть, как результат на какое-то событие.Но после этого должен включаться разум, который будет руководить человеком дальше. | Карамзин «Бедная Лиза» | ||||||
Чехов «Вишнёвый сад» | ||||||||
«Разум и чувство-две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой» В.Г.Белинский | ||||||||
Должен ли разум преобладать над чувствами? | Нет, не должен (они должны быть равнозначны) | Пушкин «Капитанская дочка»-если бы Гринёв начал долго думать, он бы не спас Машу. | ||||||
Пушкин «Евгений Онегин»- Татьяна поступила разумно, отказав Онегину в любви.Она заглушила свои чувства,но осталась несчастной. | ||||||||
В выводе:«Разум обретает ценность лишь тогда, когда он служит любви» Сент-Экзюпери «Разум – счастливый дар человека и его проклятие» Эрих Фром | ||||||||
Как в водовороте страстей не потерять разум? | Разум можно потерять, если человек находится в трудной жизненной ситуации, если он чрезмерно эмоционален, если ему не с кем посоветоваться. Чтобы не случилось беды, нужно не стесняться обращаться за помощью к людям, которым доверяешь | Достоевский «Преступление и наказание»-Раскольников – слишком скрытен и горд, чтобы попросить помощи у кого бы то ни было, поэтому совершает преступление. | ||||||
Карамзин «Бедная Лиза» если бы она поговорила с матерью, трагедии бы не случилось | ||||||||
«Кто хоть раз в жизни не терял рассудка?» Мольер | ||||||||
В каком возрасте люди чаще всего живут чувствами и почему? | В молодости чувства сильнее, так как это физиологическая особенность организма: «О, моя утраченная свежесть: Буйство глаз и половодье чувств…» (Есенин) | Шекспир «Ромео и Джульетта» | ||||||
Галина Щербакова «Вам и не снилось…» | ||||||||
«Разум, властвующий один –сила ограничивающая, а одна страсть –пламя, сжигающее само себя» Х.Джубран | ||||||||
Что правит миром: разум или чувство? | И чувство, и разум. Главное, чтобы они были направлены на благо человечества. | Толстой «Война и мир» Наполеон имел сильное желание: быть властелином мира.Его ум помогал ему покорить Европу и захватить пол-России, но чувства его былы антигуманными, что привело и к мировой катастрофе, и его личной драме. | ||||||
Кутузов- главнокомандующий русской армии. Встал на защиту всего мира, так как обладал мощным положительным разумом и сильными чувствами: патриотизма, ответственности, долга перед Россией и народом. | ||||||||
В выводе: «Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла».(Фирдоуси) | ||||||||
Когда надо прислушаться к голосу разума? | Всегда, ведь от наших необдуманных поступков можем пострадать не только мы, но и другие люди. | Толстой «Война и мир»: княжна Марья –разумный человек, поэтому не вышла замуж за Анатоля Курагина: ей не хотелось оставлять отца и делать его несчастным. | ||||||
«Бедная Лиза»- всё наоборот, поэтому погибла не только она, но и её мать. | ||||||||
«Преступление и наказание»-пострадал не только сам Раскольников, но и все его родные | ||||||||
«Есть чувства, восполняющие и затмевающие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств» М.М.Пришвин | ||||||||
Справедлива ли народная мудрость: добрый разум не наживают разом? | Разумным человек становится, набравшись жизненного опыта. Это бывает в зрелом возрасте. В молодости человек совершает много ошибок. Но одновременно учится жизни, ведь не даром говорится: «На ошибках учатся». Однако, есть и другая пословица: «Учись на чужих ошибках, а не на своих» | Толстой «Война и мир»-мать Наташи незаметно руководила её личной жизнью: поговорила с Борисом Друбецким, чтобы он оставил Наташу, так как они оба бедны;была против князя Андрея, так как считала его «холодным человеком» и не парой для своей девочки, с радостью приняля Пьера в качестве зятя. | ||||||
Андрей Ильич Ростов поступил как настоящий заботливый отец,когда Николай проиграл в карты большую сумму денег. | ||||||||
«Лишь в разуме счастье, беда без него.Лишь разум – богатство, нужда без него… Коль разум вожатым не станет тебе, дела твои сердце изранят тебе» Фирдоуси | ||||||||
Всегда ли разум поможет поступить правильно? | Нет, не всегда, но в большинстве случаев | Бунин «Тёмные аллеи»: Николай Алексеевич живёт разумом, а не чувствами, поэтому предаёт любовь, за что и наказан. | ||||||
Онегин три дня размышляет, а потом отказывает юной Татьяне в любви, и за это жестоко расплачивается всю жизнь. | ||||||||
«Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти» Шамфор «Разум – счастливый дар человека и его проклятие» Эрих Фром | ||||||||
Можно ли победить сильное чувство? | Да, но только с помощью бога | Княжна Марья постоянно подвергалась нападкам со стороны отца. Она могла бы возненавидеть его, но этого не случилось, потому что она верила в бога, много молилась, просила господа дать ей силы любить своего старого, ворчливого и злобного с виду (а на самом деле очень её любящего) отца | ||||||
Пушкин «Моцарт и Сальери» Сальери не верит в бога, а сам победить свою зависть не может, и потому не только убивает Моцарта, но ещё и оправдывает себя: он выполняет великую миссию. Не от лукавого ли эта миссия, ведь «Моцарт - бог, и сам того не знает…» | ||||||||
«Разум, властвующий один –сила ограничивающая, а одна страсть –пламя, сжигающее само себя» Х.Джубран | ||||||||
Примеры произведений на направление: "Разум и чувство"
16 век: Шекспир «Ромео и Джульетта»
18 век: Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»
19 век: А.С.Пушкин "Евгений Онегин", Лермонтов "Мцыри", «Герой нашего времени», Островский "Гроза",Толстой "Война и мир",
М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» А.Н. Островский «Гроза» , Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» , И.С.Тургенев «Отцы и дети»,А.П. Чехов «Вишнёвый сад», «Человек в футляре» , «Дом с мезонином»
20 век: И.А.Бунин «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», «Кавказ»; Куприн "Гранатовый браслет", «Олеся», М.А.Шолохов «Судьба человека»
Разум и чувство»
Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны. (Гюстав Флобер).
Не надо давать надежду людям на взаимные чувства, если их совсем нет. Нужно ли выплёскать чувство наружу? Когда веленью чувств готовы мы поддаться, Стыдливость в том всегда мешает нам признаться. Умейте ж распознать за холодностью слов Волнение души и сердца нежный зов. (Мольер)
Если бы разум царил в мире, в нем ничего бы не происходило. Как страшен может быть разум, если он не служит человеку (Софокл).
Должен ли разум подчиняться науке? Разум – счастливый дар человека или его проклятие? Всегда ли совпадают разумное и нравственное? Разум — это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным (Рене Декарт).
В неразумный век разум, выпущенный на свободу, губителен для его обладателя (Джордж Савил Галифакс).
Чувство - это нравственная сила, которая инстинктивно, без помощи разума выносит суждение обо всем, что живет... (Пьер Симон Балланш).
Читать далее: http://sochinenie11.ru/o/485-temy.html