Общие противопоказания для простейших физиотерапевтических процедур
- общее истощение пациента,
- туберкулез легких,
- новообразования,
- гнойничковые заболевания кожи,
- аллергические поражения кожи,
- тяжелые заболевания сердечно-сосудистой системы,
- нарушения мозгового кровообращения,
- высокое артериальное давление,
- кровотечения и наклонность к кровоточивости.
ЗАПОМНИТЕ! Перед отпуском простейших физиопроцедур объясните суть процедуры пациенту. Получите согласие на проведениепроцедуры, заручитесь его поддержкой.
ЗАПОМНИТЕ СЛЕДУЮЩИЕ СЕСТРИНСКИЕ ДЕЙСТВИЯ:
- Проверьте назначения врача, объясните суть манипуляции.
- Получите согласие на манипуляцию.
- Подготовьте пациента, в том числе психологически.
- Подготовьте оснащение процедуры.
- Соблюдайте культуру рабочего места.
- Соблюдайте инфекционную безопасность пациента и медицинского работника.
- Соблюдайте технику безопасности при выполнении простейших физиопроцедур.
- Выполняйте физиопроцедуры строго по алгоритму.
ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОСТЕЙШИХ ФИЗИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР:
- многовековой опыт и наблюдения;
- малый риск и практически отсутствие побочных действий;
- активное участие пациента;
- большая заинтересованность пациента к простейшим физиотерапевтическим процедурам, чем к медикаментам;
- доступность и дешевизна;
- возможность ориентироваться на проблему пациента и необязательно в каждом случае наличие точного врачебного диагноза;
Для усиления термического воздействия на организм человека применяют ванны контрастной температуры. Для этого используют две смежные емкости (два таза, два ведра). Одну емкость заполняют теплой водой (температура - 35-39 °С), а другую - холодной (температура 15-24 °С).
Отдельные части тела пациента (руки или ноги), а если можно и все тело пациента, сначала погружают в теплую ванну, а затем - в холодную (через 2-3 минуты). Такие переходы повторяют 4-6 раз. Заканчивается процедура холодной ванной и энергичным растиранием сухим полотенцем. .
Разница температуры должна составлять в начале лечения 5-10 °С, в конце - 15-20 °С. Курс лечения 10-12 ванн.
Примечание: после растирания, в зависимости от состояния пациента, можно применить согревание грелками, горячее питье, сухое укутывание.
В медицинской практике широко используют грелки, но электрические грелки в стационаре применять запрещено, хотя они и удобны. Пользуются резиновыми грелками (См. таблицу № 3).
При применении грелки необходимо соблюдать особую осторожность у ослабленных и тяжелобольных. При отсутствии стандартной грелки можно использовать бутылки, наполненные горячей водой (применяют с целью согревания пациента).
Не рекомендуется замораживать воду, налитую в пузырь, в морозильной камере, т.к. это может привести к переохлаждению или отморо-жению участка тела пациента. Лед заготавливают обычно заранее в специальных емкостях в морозильной камере.
Примечание: практически обливание может осуществляться под душем.
Примечание: при отсутствии видимого загрязнения кожу протирают спиртом или лосьоном, при нарушении целостности кожи обмывают теплым стерильным 0,85% раствором хлористого натрия, затем спиртом или лосьоном. В домашних условиях можно использовать одеколон, лосьон, водку, противомикробное мыло, мыльную пенку.
У тяжелобольных регулярное обмывание и протирание камфорным спиртом с последующим тщательным вытиранием досуха и припудриванием предотвращает образование пролежней и опрелости. После испражнения, особенно при недержании кала, обмывание надо делать немедленно, а при недержании мочи, при белях - ежедневно по несколько раз.
Для закаливания организма и профилактики простудных заболеваний температура воды постепенно снижается с 32-35 до 20-18 °С. Обмывания проводятся ежедневно, количество 25-30 на курс.
При применении согревающих компрессов, его оставляют на 8-10 часов, но спиртовые компрессы быстрее высыхают, их необходимо менять каждые 4-6 часов.
Местные припарки действуют аналогично горячему компрессу, остывают в течение 1-2 часов.
Мешочек из грубой ткани наполняют льняным семенем, отрубями, ромашкой или сенной трухой и варят или распаривают, несколько остудив, прикладывают к соответствующему участку тела, Во избежании ожогов при применении припарки, необходимо предварительно проверить температуру припарки, прикоснувшись к ней щекой. Припарку прикрыть медицинской клеенкой, сверху слой ваты (или одеяло). Процедура может длиться до 30 минут.
ГИРУДОТЕРАПИЯ - лечение медицинскими пиявками.
В медицинской практике применяется лечебная пиявка. Для своего существования пиявка требует прозрачную чистую воду. Пиявок необходимо держать в воде без хлора. Банку, в которой хранятся пиявки, закры-
вают марлей (в несколько слоев). Они должны дышать. Здоровая пиявка днем всегда подвижна, плавает. Пиявка обладает обонянием, вкусом, осязанием.
В настоящее время в Санкт-Петербурге создана школа, где обучаются врачи-гирудологи. Разводятся пиявки, и широко используют этот эффективный метод лечения. Разработана программа "Русская народная пиявка". Пиявки в природе практически исчезают (лечебные), поэтому пиявка занесена в "Красную книгу". Пиявка - это "маленький вампир".
Пиявка, присосавшись к коже пациента, как поршнем втягивает, всасывает в себя кровь. В процессе кровососания секрет слюнных желез через отверстия, расположенные между зубчиками, постепенно попадает в глотку, а затем в ранку. Он содержит биологически активные вещества и гирудин, обеспечивающие несвертываемость высосанной пиявкой крови. Полностью насытившись, пиявка самостоятельно отпадает от тела. Причиной продолжительной (до часов) кровоточивости ранки является то, что секрет слюнных желез попадает в кровь человека, обволакивает стенки сосудов. Механизм извлечения крови пиявкой не дает возможность возвратиться крови из желудочка в ранку, прокусанную пиявкой, поэтому пиявка не может заразить человека инфекционными заболеваниями, тем более что она обладает механизмами к противовоспалению. В осуществлении гиру-дотерапии большое значение имеют:
- опыт медицинской сестры,
- знания методов их применения,
- способность пиявки (голодная, здоровая),
- настрой пациента на лечение пиявками,
- неторопливость, системность лечения.
ОКСИГЕНОТЕРАПИЯ
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ:
Хранят и перевозят кислород в баллонах под давлением 150 атм. На баллоне имеется клеймо с указанием товарного знака завода-изготовителя, номера баллона, его массы, года изготовления, срока технического освидетельствования. СЖАТЫЙ КИСЛОРОД ВЗРЫВООПАСЕН! Поэтому необходимо строго соблюдать все правила техники безопасности:
1) баллон должен быть установлен в металлическое гнездо и закреплен ремнями или цепью;
2) баллон должен быть установлен на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов и в 5 м от открытых источников огня;
3) баллон должен быть защищен от прямого воздействия солнечных лучей;
4) нельзя допускать попадания масла на штуцер баллона;
5) выпускать газ из баллона в другую емкость (например, в кислородную подушку) можно только через редуктор, на котором установлен манометр, рассчитанный на давление в данной емкости;
6) в момент выпускания газа баллон надо расположить таким образом, чтобы выходное отверстие штуцера было направлено в сторону от работающего;
7) запрещается эксплуатация баллонов, у которых истек срок технического освидетельствования, имеются повреждения корпуса или вентиля, окраска и надпись не соответствуют правилам;
8) запрещается смазывать руки жирным кремом при работе с кислородным баллоном.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Для нормальной жизнедеятельности организма нужен кислород. В легких, имеющих богатое кровоснабжение, постоянно происходит газообмен, в результате чего кровь насыщается кислородом и освобождается от углекислого газа.
Таким образом: ОСНОВНОЙ ФУНКЦИЕЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗМА КИСЛОРОДОМ И ВЫВЕДЕНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА И ВОДЫ, образующихся в результате жизнедеятельности. Частота, глубина и ритм дыхания регулируются дыхательным центром, расположенным в головном мозге. Повышение содержания углекислого газа в крови вызывает возбуждение дыхательного центра, приводящее к увеличению вентиляции легких (то есть, увеличению частоты, глубины и ритма дыхательных движений), а понижение угнетает деятельность дыхательного центра, то есть ведет к уменьшению вентиляции легкого (уменьшению частоты, глубины и ритма дыхательных движений)
Лечение кислородом называется оксигенотерапией. ЧИСТЫЙ КИСЛОРОД для оксигенотерапии не применяется, так как он угнетает деятельность дыхательного центра. Возможны судороги, потеря сознания и даже смерть. Поэтому для оксигенотерапии используется кислородно-воздушная смесь, содержащая 50% кислорода. Оксигенотерапия осуществляется преимущественно ингаляционным (через дыхательные пути) методом.
При подаче пациенту кислородно-воздушную смесь увлажняют, с этой целью ее пропускают через воду (в аппарате Боброва при централизованной подаче) или через увлажненную и сложенную в 2-3 слоя марлю (при применении кислородной подушки). Но иногда с целью подсушивания, например, при отеке легких, когда в легких скапливается большое количество жидкости, кислородно-воздушную смесь пропускают через пено-гаситель (чаще всего 96% этиловый спирт).
ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ПОДАЧА КИСЛОРОДНО-ВОЗДУШНОЙ СМЕСИ: кислородные баллоны находятся в специальном помещении, откуда по системе металлических трубок кислород поступает к дозиметрам, где он увлажняется (см. выше) и через носовой катетер подается пациенту.
АЛГОРИТМ ВВЕДЕНИЯ НОСОВОГО КАТЕТЕРА:
1. Возьмите стерильный носовой катетер и смочите его вазелином.
2. Введите катетер в нижний носовой ход и далее в глотку так, чтобы не вызвать рвотного рефлекса.
3. Осмотрите зев, в случае правильного введения должен быть виден кончик катетера.
4. Наружную часть катетера прикрепите лейкопластырем к щеке, лбу или виску пациента.
5. Откройте вентиль дозиметра и подавайте кислород со скоростью 2-3 литра в минуту.
6. Контролируйте скорость подачи по шкале дозиметра.
ПОДАЧА КИСЛОРОДНО-ВОЗДУШНОЙ СМЕСИ ИЗ КИСЛОРОДНОЙ ПОДУШКИ.
Кислородная подушка - прорезиненный мешок, снабженный резиновой трубкой с краном и мундштуком (воронкой). Кислородная подушка вмещает от 25 до 75 литров кислородно-воздушной смеси, ее хватает на 4-7 минут.
АЛГОРИТМ ЗАПОЛНЕНИЯ КИСЛОРОДНОЙ ПОДУШКИ:
1. Снимите мундштук.
2. Откройте кран вентиля кислородной подушки.
3. Соедините вентиль кислородной подушки с редуктором кислородного баллона.
4. Медленно откройте редукторный вентиль.
5. После заполнения подушки закройте вентиль редуктора и вентиль кислородной подушки.
6. Наденьте мундштук на кислородную подушку.
АЛГОРИТМ ОТПУСКА КИСЛОРОДА С ПОМОЩЬЮ КИСЛОРОДНОЙ КАНЮЛИ (одноразовой из полиэтилена)
1. Проверьте срок годности на упаковке кислородной канюли.
2. Вымойте руки.
3. Освободите чистыми руками кислородную канюлю от упаковки.
4. Стерильную кислородную канюлю смажьте вазелином.
5. Один конец полиэтиленовой трубки от канюли присоедините к системе централизованной подачи кислорода (см.выше).
6. Осторожно кислородную канюлю введите в передние носовые ходы.
7. Конец носовой канюли прикрепите лейкопластырем к щеке или виску пациента.
8. Откройте вентиль дозиметра и подайте кислород со скоростью 2-3 литра в минуту.
9. Контролируйте скорость подачи по шкале дозиметра. ЮЛО.Следите за состоянием пациента.
Примечание: в настоящее время широко применяют отпуск кислорода через кислородную маску.
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
ЗАДАЧА 1
Пациентке в стационаре назначено лечение медицинскими пиявками, но пациентка категорически отказывается от их применения.
1 этап - сбор информации.
В стационаре лечится студентка СБМК, 18 лет по поводу заболевания сосудов нижних конечностей. Медицинский диагноз: заболевание сосудов правой нижней конечности. Молодая девушка предъявляет жалобы на боли в области правой нижней конечности, особенно при ходьбе. Из-за болей плохо спит. Беспокоится, что не может носить красивые тонкие колготки, так как имеются какие-то шишки на ногах. Плачет, хочет скорее вылечиться, продолжить учебу в колледже. Ранее предлагали операцию, но она отказалась. Медикаменты почти никакие не переносит. При осмотре: возбуждена, плаксива. В области правой голени на задней поверхности вены выбухают, извиты, при пальпации в области вен прослеживаются уплотнения, болезненные на ощупь. Правая голень и стопа несколько отечны. Врач назначил медицинские пиявки через день на область правой голени. Три сеанса. Пациентка кричит, плачет, говорит:
"Нет, нет...Они такие скользкие, противные. Я очень боюсь. Не надо. Дайте что-нибудь другое для лечения".
Нарушено удовлетворение потребностей: двигаться, спать и отдыхать, быть здоровой, учиться, избегать опасности, иметь жизненные ценности.
// этап - постановка сестринских проблем.
1) Боль в области правой нижней конечности
2) Чувство страха перед лечением пиявками
3) Дефицит знаний о заболевании
4) Дефицит знаний о лечении пиявками
5) Беспокойство за учебу
6) Бессонница
Приоритетная проблема: чувство страха перед лечением пиявками.
Цели:
Краткосрочная цель: пациентка выразит словесно снижение чувства страха перед манипуляцией к концу дня.
Долгосрочная цель: пациентка будет ощущать себя в безопасности во время и после курса лечения медицинскими пиявками.
IIIэтап - планирование.
1) Медсестра будет обсуждать страхи и волнения пациентки ежедневно по 5-10 минут
2) Медсестра будет поощрять вопросы пациентки о применении медицинских пиявок и предоставит достаточную информацию о лечении пиявками, их действии на организм
3) Медсестра подберет популярную литературу по лечению медицинскими пиявками, например, "Вам поможет пиявка" Санкт-Петербург, 1977.
4) Медсестра познакомит пациентку со здоровым пациентом, который многократно и плодотворно лечился медицинскими пиявками в ЛПУ и дома
5) Медсестра объяснит, что лучшим решением проблемы со здоровьем является именно гирудотерапия
6) Медсестра постарается отвлечь пациентку от тягостных мыслей по поводу лечения пиявками
7) Медсестра убедит пациентку в благополучном исходе лечения пиявками
8) Медсестра ориентирует пациентку на быстрейшее выздоровление, используя ценности пациентки (учеба, семья)
IVэтап - реализация.
Лечение пиявками медсестра осуществила по намеченному плану, все время сотрудничая с пациенткой.
Vэтап - оценка.
К концу дня пациентка выразила уверенность в благоприятном исходе лечения медицинскими пиявками. Спокойна, строит планы к скорейшему выздоровлению и выписке из больницы. Цель достигнута.
ЗАДАЧА 2
Пациентка лечится в стационаре, ей назначены лечебные ванны.
1 этап - Сбор информации.
В стационаре лечится пациентка Н., 40 лет, инвалид II группы, мать 2-х детей. Медицинский диагноз: заболевание суставов. Жалобы на боли в мелких суставах верхних и нижних конечностей, в области позвоночника по утрам. Женщине трудно ходить, передвигаться, не может иногда обслужить себя, детей. Дома условия хорошие: отдельная квартира, материальный достаток, но пациентка считает, что она якобы всем надоела.
Таблетки пить уже не может, так как считает, что от них ей только хуже.
Перепробовала все: лечение у экстрасенсов, народные средства.
При осмотре: суставы кистей рук и ног обезображены, движения в них болезненны. Ходит, опираясь на палочку. Плачет, просит ей помочь, очень хочет домой, беспокоится за детей.
Врач назначил лечебные ванны, но пациентка отказывается их принимать, объясняя тем, что боится простудиться и еще больше заболеть. Не верит в лечение и улучшение состояния. Считает, что медицина ей только навредила и привела к инвалидности.
Нарушено удовлетворение потребностей: двигаться, спать и отдыхать, быть здоровой, работать, избегать опасности, иметь жизненные ценности, одеваться и раздеваться.
II этап - постановка сестринских проблем. Настоящие:
1) Боль в области суставов
2) Обезображивание суставов кистей рук и стоп
3) Дефицит знаний о заболевании
4) Бессонница
5) Беспокойство за свое здоровье
6) Беспокойство за свою семью
7) Недоверие мед. персоналу Потенциальные:
1) Боязнь переохлаждения в связи с водолечением
2) Риск полного обездвиживания
3) Необходимость в уходе после выписки из больницы Приоритетная проблема: боязнь переохлаждения во время водолечения.
Цели:
Краткосрочная цель: пациентка будет активно обсуждать с медсестрой проблемы, связанные с предстоящим водолечением, через день.
Долгосрочная цель: пациентка не будет испытывать страх в связи с предстоящим водолечением через неделю.
/// этап - планирование.
1) Медсестра будет беседовать с пациенткой о необходимости принятия водных процедур ежедневно по 5 минут.
2) Медсестра убедит пациентку, что состояние здоровья ее не ухудшится.
3) Медсестра объяснит пациентке, что помещение, где проводятся водные процедуры, хорошо отапливается, дверь всегда закрыта,
сквозняков нет, так как окна утеплены, на полу деревянная решетка.
4) Медсестра убедит пациентку, что постоянно проводится контроль температуры в помещении и контроль температуры воды в ванне
5) Медсестра объяснит, что пациентка постоянно будет под присмотром медработника.
6) Медсестра познакомит пациентку с другой пациенткой, которая часто принимает лечебные ванны.
7) Медсестра подберет популярную литературу и предложит своей пациентке.
8) Медсестра объяснит пациентке, что необходимо иметь при себе махровое полотенце и теплый халат.
9) Медсестра объяснит, что после процедуры она будет иметь возможность отдохнуть в том же помещении в течение 30 минут. Затем уложит в постель и будет наблюдать за ней.
10) Медсестра уверует свою пациентку в благоприятном исходе всего курса лечения.
11) Медсестра будет отвлекать пациентку от тягостных мыслей о переохлаждении.
12) Медсестра мотивирует пациентку на скорейшее начало и проведение всего курса лечения (дети, дом, муж, хорошие условия проживания).
IVэтап - реализация.
Медсестра осуществит намеченный план сестринских вмешательств.
Уэтап - оценка.
Пациентка выразила уверенность, что действительно переохлаждения не будет, и она скоро поправится и выпишется из больницы. Цель достигнута.
МАНИПУЛЯЦИИ
- Отпуск водных процедур (местные ванны, душ).
- Применение горчичников.
- Применение медицинских банок.
- Применение грелки.
- Применение пузыря со льдом.
- Постановка холодного компресса.
- Постановка согревающего компресса.
- Применение медицинских пиявок.
ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГОМЕСТА
Горчичники, лоток (4), полотенце, медицинские банки (2 комплекта), спирт 96 градусов, вазелин, спички, теплая вода, металлический зонд для фитиля, концентрированный раствор марганцовки, грелка, пузырь для льда, кусочки льда, 40% р-р глюкозы, пиявки, пробирки, стерильный материал (салфетки, бинт), пинцет, вата, ватные шарики, вощеная бумага, подсоленая вода.
ГЛОССАРИЙ
СПАЗМ СОСУДОВ.....................................................
НЕКРОЗ........................................................................
ИНФИЛЬТРАТ............................................................
НЕВРАЛГИЯ...............................................................
МЕТАБОЛИЗМ...........................................................
ГИРУДИН....................................................................
ГИРУДОТЕРАПИЯ.....................................................
БАЛЬНЕОТЕРАПИЯ..................................................
АТЕРОСКЛЕРОЗ.........................................................
НОВООБРАЗОВАНИЯ...............................................
ТОНИЗИРУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ...............................
БРОНХИТ.....................................................................
ПНЕВМОНИЯ.............................................................
ПЛЕВРИТ.....................................................................
СТЕНОКАРДИЯ..........................................................
ВАКУУМ......................................................................
АБСЦЕСС.....................................................................
КРИЗ.............................................................................
ПРИПАРКА..................................................................
КОЛЛАПС....................................................................
ГЕРМЕТИЧНОСТЬ.....................................................
ПОСТИНФЕКЦИОННЫЙ ИНФИЛЬТРАТ..............
КОЛИКА......................................................................
РАДИКУЛИТ...............................................................
АППЕНДИЦИТ...........................................................
ХОЛЕЦИСТИТ............................................................
ИНФЕЦИРОВАННАЯ РАНА....................................
ИНФАРКТ МИОКАРДА............................................
ТРОМБОФЛЕБИТ.......................................................
АНЕМИЯ......................................................................
АНТИКОАГУЛЯНТЫ................................................
ТРОМБОЗ.....................................................................
-сужение.
-омертвение
-уплотнение тканей воспалительного характера
-поражение нервных стволов
-обмен веществ
-вещество выделяемое пиявками
-лечение медицинскими пиявками
-водолечение
-отложение бляшек в артериях
-опухоли
-повышение тонуса
-воспаление бронхов
-воспаление легких
-воспаление плевры
-сжимающие боли в области сердца
-безвоздушное пространство
-гнойное расплавление тканей с ограничением
-резкое повышение АД
-применение распаренного льняного семя или отрубей
-падение АД, нитевидный пульс
-целостность
-воспаление тканей после неправильно выполненной инъекции
-острая, пристуообразная боль
-воспаление корешков в области поясницы
-воспаление аппендикулятного отростка
-воспаление желчного пузыря
-попадание инфекции в рану
-некроз сердечной мышцы
-воспаление и закупорка вены тромбом
-малокровие
-препараты, препятствующие свертыванию крови
-закупорка сосудов
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 25
ТЕРМОМЕТРИЯ
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ Студенты должны: ЗНАТЬ:
- механизмы теплообразования и пути теплоотдачи,
- колебания температуры тела в течение дня, а так же в зависимости от возраста и условий окружающей среды,
- виды термометров,
- понятия, виды, периоды, механизм развития лихорадок,
- возможные проблемы пациента, например: лихорадка в 3-ем периоде, кризис,
- сестринские вмешательства.
УМЕТЬ:
- оказать помощь пациенту с высокой температурой тела,
ИМЕТЬ НАВЫКИ:
- измерения температуры тела в подмышечной впадине и полости рта пациента,
- регистрации данных измерения температуры тела в температурном листе,
- обработки и хранения термометров
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Охарактеризуйте механизмы теплообразования и пути теплоотдачи.
2. Колебания температуры тела в течение дня.
3. Термометрия, виды термометров.
4. Основные способы измерения температуры тела.
5. Обработка, правила хранения термометров.
6. Регистрация данных измерения температуры тела.
7. Понятие о лихорадке.
8. Виды, периоды лихорадки.
9. Сестринская помощь в каждом периоде лихорадки.