ТЕХНОЛОГИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ В ПЕРИОД XIII—XVIII вв
Значительную роль в развитии технологии лекарства сыграло лекарствоведение Древней Руси. Фармация Руси не пошла по пути подражания иноземному, а развивалась самобытно своим путем. Лекарства готовили в зелейных лавках, где производилась не только первичная обработка сырья, но и получение лекарственных форм.
В XII ст. внучка Владимира Мономаха Евпраксия (Зоя), позже жена Византийского императора, написала книгу «Мази», в которой показан высокий уровень развития медицины и фармации тогдашней Руси. В рукописных лечебниках обращалось внимание на качество лекарств, на способы их отличия от подделок.
Аптечное дело в России. Состояние приготовления лекарств XVI— XVII вв. характеризуют травники, вертограды, зелейники и другие «врачебные писания», в которых приведены описания многих соков, уксусомедов, порошков, мазей, пластырей, растираний, полосканий, масел. Одним из них является «Лечебник Строгановских лекарств о врачевании от всяких главных различных болезней и о всяких зелейных спусках и многих лекарствах», свидетельствующий о существовании в то время учреждений аптечного типа, которые отпускали «зелье» (лекарства), заготавливали лекарственные растения. К ним принадлежат «зелейны» и «зелейные лавки», или «москальные».
В XVI—XVII вв. зелейные лавки стали переходить к сравнительно крупным заготовкам лекарств для обеспечения потребности врачей, воинских частей, частных лиц. Ассортимент был весьма разнообразен: приготовлялись мази, пластыри, уксусы, вина, водки, различные извлечения, сиропы, сборы, растворы и т. д. По составу многие лекарства стали более сложными и ни в чем не уступали заграничным. В качестве оборудования использовали медные котлы, горшки из глины, стеклянные бутылки и пузырьки, медные сковородки, каменные и медные ступки, терки, лейки, сита, ножи и перегонные аппараты. При приготовлении лекарств применяли такие технологические операции: резание, измельчение, растирание, преобразование в порох, раздавливание, просеивание, процеживание, снятие пены, выпаривание, дистилляция.
В аптеках при дозировании сильнодействующих средств использовались «скалвы» (весы). Часто отсутствующий разновес заменяли монетами — «гривнями», «гривенками» или бобовыми, ячменными зернами. В быту лекарства дозировали такими мерами, как «горсть», «ковш», «чарка добрая». Иногда «зелья» отмеривались яичной скорлупой или скорлупой грецкого ореха (Н. А. Богоявленский, 1952).
Во второй половине XVII в. были составлены рукописные «Фармакопеи», содержащие прописи и способы приготовления настоев, экстрактов, настоек, медицинских мазей, порошков, других лекарственных форм и препаратов. Сохранились фамилии авторов трех дошедших до нас фармакопеи XVII ст.: лекарь Иван Венедиктов, аптекарь Данила Гурчин и архиепископ Афанасий (Алексей Артемьевич Любимов).
Эти фармакопеи не являлись обязательными, официальными руководствами, но они положили начало обобщению и унификации технологических сведений о лекарствах и их качестве, послужили материалом для составления будущих фармакопеи.
В 1581 г. в Москве была открыта «царева» аптека, а в 1673 г. — первая в России аптека для населения.
С целью упорядочения приготовления лекарств при Иване Грозном была учреждена аптекарская палата, преобразованная в XVI в. в Аптекарский приказ, на который были возложены функции наблюдения и руководства приготовлением лекарств.
В 1654 г. была открыта первая в России школа для подготовки лекарей, в которой преподавалась практическая фармация, медицинская ботаника, фармакология, латинский язык.
Аптечное дело в Украине. По истории аптечного дела в Украине имеются противоречивые сведения. Одни авторы указывают, что первые аптеки в Украине были уже в XVI в., другие относят эту дату к XVIII ст. В Киеве первая государственная аптека типа небольшого склада существовала с 1728 г., а первые частные аптеки были открыты в 1728 г. в городах Умани и Чигирине.
В первой половине XVIII в. в Левобережной Украине были две государственные (Лубенская и Киевская) и три партикулярные (частные) (Глуховская, Киевская и Нежинская) аптеки. Поскольку аптек было мало, врачи держали собственные небольшие аптечки, из которых отпускали лекарства больным. Большинство медикаментов было растительного происхождения. Лекарственные растения врачи со своими помощниками собирали в окружающей местности, ряд медикаментов завозился купцами из-за границы (Гданьск, Силезия, Бреславль, Лейпциг) вместе с другими товарами. Кроме того, лекарствами торговали путешествующие продавцы.
Лубенская полевая аптека была открыта в 1720 г. Она обеспечивала медикаментами и необходимыми медицинскими инструментами преимущественно войсковые части, а со временем Запорожскую Сечь, карантинные посты и местных врачей. На протяжении всего XVIII в. Лубянская аптека была наибольшим аптечным учреждением Украины. Она заготавливала большое количество лекарств преимущественно растительного происхождения для аптек Украины, Москвы и Петербурга. К выходу первой отечественной военной фармакопеи работники аптеки для приготовления лекарств пользовались Бранденбургской, Лондонской и Вюрцбургской диспенсаториями (фармакопеями).
В Лубенском аптечном саду выращивали различные лекарственные растения. В 1750 г. собрали урожай отечественного ревеня, который в то время пользовался популярностью и применялся для лечения различных заболеваний. В конце XVIII ст. в Лубенском ботаническом саду стали выращивать столовую (красную) свеклу, из которой впервые в России получили очищенный спирт.
Лубенская аптека имела большую лабораторию, где проводилась экспериментально-исследовательская работа. Так, после длительных исследований лубенские фармацевты предложили употреблять для приготовления лекарств вместо французской водки (спирта) украинскую крепкую водку, очищенную сорочинским пшеном.
Лубенская полевая аптека до конца XVIII в. была одной из баз для подготовки фармацевтов. В то время специальных учебных заведений для подготовки аптечных кадров не существовало, а необходимые кадры готовили путем индивидуального ученичества в больших аптеках, в которых было от 4 до 6 аптечных учеников. Фармацевтическое образование складывалось из четырех этапов: аптечный ученик, аптеч-
ный гезель (помощник провизора), провизор и аптекарь. Обучение продолжалось от 6 до 10 лет. Согласно указу Медицинской канцелярии в Лубнах училось 4 аптечных ученика, которые со временем становились гезелями и провизорами. Сначала учеников в аптеку направляла Медицинская канцелярия, а потом Лубенской аптеке было разрешено самой комплектовать учеников из числа воспитанников местных учебных заведений, которые хорошо владели латинским языком.
В начале XVIIIст. в Глухове — административном центре Левобережной Украины — согласно царскому указу при гетмане были доктор медицины, врач и аптека, которая обслуживала также и работников Генеральной военной канцелярии. Медикаменты сюда завозили из Лубенской и Московской аптек и лишь небольшое количество лекарств доставляли из-за границы.
В Харькове и провинциях ни докторов, ни медикаментов не было. А между тем здесь наблюдались не только обыкновенные болезни, но и возникали эпидемии. В 1767 г. губернская канцелярия обратилась в Медицинскую коллегию с просьбой назначить в Харькове доктора и лекаря, а также просила об учреждении в городе аптеки или, по крайней мере, аптекарского гезеля с надлежащими материалами и инструментами. Если же этого сделать нельзя, то хотя бы отпускать в год лекарю 300—400 руб. на медикаменты.
Первым гезелем, открывшим в Харькове казенную аптеку, был Иван Крестьянович Лидере, а затем работал Петр Пискуновский, бывший до этого гезелем Петербургской нижней аптеки. Они проводили работу и по разведению аптечных садов и огородов для выращивания лекарственных растений.
В начале XIX в. в Харькове наблюдались широкое распространение болезней и высокая смертность населения, а врачебная помощь в это время была крайне неудовлетворительной.
Больницы для горожан открывались только временно, в периоды эпидемий. Частные больницы состояли при университете, институте благородных девиц и гимназии. Аптек в Харькове было 5.
В шестидесятые годы по сравнению с сороковыми и пятидесятыми был сделан значительный шаг вперед по обеспечению населения города медицинской помощью. Харьков считался своего рода центром медицинских знаний. В это время здесь было 6 аптек и 2 аптекарских магазина. Открыты лечебница Медицинского общества, городская Александровская больница и др.
Частных аптек в 1880 г. было 9, в 1887-м — 13, в 1895-м — 16, в 1901-м — 23 (в том числе 2 гомеопатические), в 1903-м — 24. Пользовались, конечно, харьковчане и лекарствами из аптекарских магазинов, которых в 1880 г. было 3, в 1894-м — 16, а в 1903-м — 31.
Число аптек в Украине стало расти после указа Петра I (1701)об открытии частных аптек. С этого времени было введено монопольное право на открытие аптек. Владельцы аптек в отличие от другого населения пользовались привилегиями, освобождались от налогов.
Увеличение числа аптек привело к необходимости регламентировать их деятельность. С этой целью в 1789 г. был издан Аптекарский устав, где большое внимание уделялось применению лекарственных средств хорошего качества, приготовлению лекарств строго по прописи. Особое внимание обращалось на хранение и отпуск лекарств, содержащих ядовитые вещества.
На территории Украины в 1911 г. функционировало 873 аптеки (530 сельских и 343 городские), в 1913-м — 1067 (714 сельских и 353 городских), из которых 43 принадлежали земству, а остальные 1024 были частными.
Оптовой торговлей медикаментами, медицинским инструментарием и другими медицинскими изделиями в Украине занимались частно-собственнические организации, например, в Киеве «Юрожат», в Харькове «Лемме» и др.
С ростом городов и населения, увеличением числа земских медицинских учреждений потребность в медикаментах возрастала. В связи с этим было разрешено производить фармацевтическую продукцию не только аптечным лабораториям, но и предприятиям фабрично-заводского типа.
Хотя аптеки имели более широкие права на приготовление лекарственных средств, чем фармацевтические предприятия, они не имели условий для расширения производства медикаментов. Большинство аптечных лабораторий не располагало оборудованием для получения таблеток, ампул, галеновых препаратов. Только с развитием науки совершенствовалось старое и разрабатывалось новое специальное оборудование для аптек.
Зарождение технологии лекарств как фармацевтической науки. Создание науки об условиях и способах приготовления лекарств в значительной степени было подготовлено работами выдающихся отечественных ученых XVIII и XIX ст., в их числе прогрессивными представителями фармации.
Академики С. П. Крашенников (1713—1755), И. И. Лепехин (1740— 1802), Н. П. Соколов (1748—1796) и другие провели значительную работу по изучению лечебных и лекарственных средств народной медицины и этим способствовали расширению лекарственного арсенала аптек (яловец, марьин корень, тирлич горьковатый, степная малина и др.).
Известный ученый Н. М. Максимович-Амбодик (1744—1812) — основоположник русской фармакогнозии, написал одну из лучших в России книг по лекарственным растениям «Врачебное веществове-дение», в которой приведены сведения о приготовлении лекарственных препаратов из растений, а также о технологии перегонных вод и водок, соков из свежих растений, сиропов, о получении целебных и пищевых масел.
В 1737 г. была издана «Речь о пользе химии» академика Н. П. Соколова, в которой он подчеркивал роль химии в медицине и особенно в аптекарском искусстве или науке, которая по употреблениям своим хотя и наиболее относится к медицине, но сама по себе есть настоящая и существенная часть химии.
Книга по фармацевтическому анализу «Способ испытывать чистоту и неподложность химических произведений лекарственных» академика В. М. Севергина стала первым в России руководством по исследованию качества настоев, отваров, экстрактов, сиропов и других лекарств. В медико-хирургической академии В. М. Севергин читал курс химических советов для врачей и фармацевтов. Его научные труды сыграли значительную роль в развитии фармацевтического анализа.
Значительная роль в развитии фармации принадлежала не только воспитанникам Академии наук, но и практическим работникам аптек, которые впоследствии стали великими учеными. К таким выдающимся деятелям фармации следует отнести академика Т. Е. Ло-вица (1757—1804). Значительную часть своей научной деятельности он провел в Петербурге, в лаборатории аптеки. Он открыл адсорбционную способность угля и применил ее для очищения воды, спирта, растворов минеральных солей и др. Впервые в мире им был получен абсолютный спирт, составлены первые алкоголеметрические таблицы, разработаны методы кристаллизации, способы получения щелочей в кристаллическом виде и многое другое.
К аптечным воспитанникам того времени следует отнести также почетного члена Петербургской академии наук И. Г. Моделя, ученого аптекаря И. Я. Биндгейма и др.
Во второй половине XVIII и первой половине XIX в. были изданы фармакопеи: военные, морские, государственные и др. Они были составлены на основе достижений науки и упорядочили ассортимент лекарств, упростили рецептуру, максимально использовали отечественные лекарственные средства.