Петербургская школа патологоанатомов
Московская школа патологоанатомов.
Л.И. Полунин. Осенью 1849 года в Московском университете была организована первая в России кафедра патологической анатомии под руководством А.И. Полунина (1820-1888). А.И.Полунин работал в терапевтической клинике И.В. Варвинского. Прошел подготовку за границей. Его основоположные труды. Диссертация была посвящена холере. А.И.Полунин был основоположником и редактором «Московского врачебного журнала».
Л.И. Абрикосов (1875-1955). Его докторская диссертация была названа:- «О первых анатомических изменениях в легких при начале легочного туберкулеза». А.И. Абрикосов уделял большое внимание изучению туберкулеза, опухолей (опухоль Абрикосова), аллергических реакций. Его важнейшие книги: Атлас по медицинской микробиологии (1912), Патологическая анатомия полости рта и зубов (1914), Техника патологоанатомических вскрытий (1925), Основы общей патологии (1933), Трехтомное руководство по патанатомии (1938). Основы частной патологической анатомии (1939).
И.В. Давыдовский (1887-1968). Его основоположные груды: - монография по сыпному тифу, двухтомное руководство по патапатомии и патогенезу важнейших заболеваний человека, двухтомный труд «Огнестрельная рана человека», общая патология человека.
Петербургская школа патологоанатомов.
Кафедра патологической анатомии была создана при Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге в 1859 году по инициативе Н.И.Пирогова.
М.М.Руднев. Его диссертация «О бугорках и бугорковидных образований па серозных оболочках». Его заслугой явилось применение в работе врачей микроскопов, что было использовано при диагностике опухолей.
Н.Н.Аничков (1885-1964). Диссертация «О воспалительных явлениях в миокарде». Его основные труды: написал учебник по патологической физиологии, изучал вопросы атеросклероза, изучал патогенез инфекционных заболеваний, опубликовал работы по регенерации и атипическом разрастании эпителия.
Патология состоит из двух частей – общей и частной патологии. Общая патология изучает общепатологические процессы, частная патология – болезни.
Предметом патологической анатомии является морфологический (анатомический) субстрат болезней и патологических процессов. Патологическая анатомия - анатомия больного организма. Она ставит перед собой большой круг вопросов при изучении болезней человека, позволяя дать четкое представление о причинах, механизмах развития, проявлениях, осложнениях болезней, а в случае смерти - определить причину смерти и механизм умирания (танатогенез). Патологическая анатомия изучает структурные изменения на разных стадиях патологических процессов и болезней, что входит в понятие морфогенеза. Актуальной проблемой современной патологической анатомии является проблема патоморфоза заболеваний, т.е. изменения клинико - морфологической картины болезней под влиянием лекарственных препаратов, изменений окружающей среды или самого человека.
Благодаря задачам, которые решает в настоящее время патологическая анатомия, она занимает особое место среди медицинских дисциплин. С одной стороны, патологическая анатомия – это теория медицины, которая раскрывая материальный субстрат болезни, непосредственно служит клинической практике, с другой – это клиническая морфология для диагноза, дающая материальный субстрат теории медицины – общей и частной патологии человека.
В современных социально-экономических условиях в России, как и в других развитых странах, стало неизбежным реформирование системы охраны здоровья населения, введение страховой медицины при сохранении и развитии лучших традиций отечественного здравоохранения. В связи с этим возросла роль патологоанатомической службы, деятельность которой направлена на обеспечение качества диагностики, а также на улучшение лечебно-диагностической работы. Исходя из сказанного, выделяют основные задачи патологической анатомии:
1) прижизненная и посмертная диагностика заболеваний и патологических процессов, что является основой деятельности патологоанатомической службы (определение морфологического субстрата конкретных болезней человека, т.е. нозологических единиц, в том числе и все более возрастающая их прижизненная диагностика);
2) установление причин и механизмов смерти;
3) экспертиза качества диагностики и лечения на основе клинико-морфологических сопоставлений;
4) анализ структуры заболеваемости и причин смерти населения (анализ структуры заболеваемости и причин смерти населения по материалам вскрытий; обеспечение достоверной информацией органов управления здравоохранением о структуре заболеваемости и причин смерти - «информационно-статистическая функция патологоанатомической службы»).
Более полно первые два пункта можно охарактеризовать диагностической и экспертной ролью патслужбы, заключающейся в прижизненной диагностике заболеваний и патологических процессов с помощью морфологических исследований биоптатов, операционного материал и последов; контроль за эффективностью лечения путем производства повторных прижизненных морфологических исследований; учет результатов окончательной диагностики заболеваний и патологических процессов по материалам вскрытий с установлением причин и механизмов смерти; экспертиза качества диагностики и лечения на основе клинико-морфологических сопоставлений.
Можно выделить еще одну важную задачу патслужбы: учебно-педагогические и научно-исследовательские задачи (представления материалов патологоанатомических исследований для обучения врачей и средних медицинских работников; совершенствование профессионального мастерства и развития клинического мышления врачей различных специальностей на основе клинико-анатомических сопоставлений; научная разработка материалов патологоанатомических исследований).
Ключевой фигурой в патологоанатомической службе является врач-патологоанатом. Эффективность работы патологоанатома зависит от его профессиональных и личных качеств: высокого профессионализма, исполнительской дисциплины, инициативы, организаторских способностей и умения общаться с людьми, соблюдение врачебной этики, гуманности, воспитания. Перед проведение морфологических исследований врачу нужно проконтролировать готовность помещения и оборудования, подготовить к проведению исследования необходимые инструменты, аппараты, составить план целенаправленного морфологического исследования и определить порядок его осуществления, а при гистологическом исследовании составить макроскопическое описание органов и тканей, вырезать из присланного материала кусочки для полследующего гистологического исследования, выбрать методы фиксации, обработки и окраски материала, определить число гистологических препаратов. Кроме всего этого нужно уметь правильно выставить диагноз с учетом требований МКБ-10, определить основное заболевание, выявить наличие осложнений основного заболевания, установить диагнозы сопутствующих заболеваний, выявить непосредственную причину смерти.
Объекты исследований в патологической анатомии:
1) материал, получаемый при вскрытии трупов,
2) операционный материал,
3) биопсии(инцизионная, пункционная, аспирационная, эндоксопическая биопсия, трепанобиопсия, кюретж-биопсия (соскоб), также бывает плановая и срочная биопсия),
4) цитологический материал,
5) экспериментальный материал,
6) клеточные и тканевые культуры.
Методы морфологические, функциональные, биохимические, биофизические, а также методы молекулярной биологии. К морфологическим относятся следующие методы: 1) аутопсия; 2) макроскопическое исследование органов и тканей; 3) гистологическое исследование; 4) цитологическое исследование; 5) гистохимическое исследование; 6) иммуногистохимическое исследование; 7) электронно-микроскопическое исследование; 8) морфометрическое (цито- и гистофотометрическое, проточная цитофотометрия) исследование; 9) биоинформатика с разработкой математических моделей; 10) методы молекулярной биологии (например, флюоресцентная insitu гибридизация -FISH, полимеразная цепная реакция - ПЦР); 11) метод клеточных и тканевых культур.