Прямой метод стандартизации

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

МЕТОД СТАНДАРТИЗАЦИИ

Методические рекомендации

Минск

ТЕМА: МЕТОД СТАНДАРТИЗАЦИИ

МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ: вопросы медицинской статистики (в т.ч. и метод стандартизации) очень широко используется как в научной работе, так и практической деятельности врачей различных специальностей. Грамотный подход и умение обобщать имеющиеся статистические материалы свидетельствуют о высокой квалификации врача, организатора здравоохранения.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:познакомиться с методикой вычисления и анализа стандартизованных показателей (прямой метод, косвенный, обратный косвенный) и использованием их в практике.

В результате изучения темы студент должен:

ЗНАТЬ:

- сущность метода стандартизации;

- применение метода стандартизации при оценке показателей здоровья населения и деятельности организаций здравоохранения

УМЕТЬ:

- вычислять стандартизованные показатели прямым, косвенным и обратно косвенным методом стандартизации;

- использовать прикладные программы на ПЭВМ для расчета стандартизованных показателей;

- использовать полученные результаты для оценки показателей здоровья и деятельности организаций здравоохранения.

Основные вопросы темы

1. Сущность метода стандартизации.

2. Виды метода стандартизации.

3. Характеристика стандартизованного показателя.

4. Прямой метод стандартизации (этапы расчета, применение).

5. Косвенный метод стандартизации (этапы расчета, применение).

6. Обратно косвенный метод стандартизации (Этапы расчета, применение).

7. Использование РС 1ВМ-286 при вычислении и оценке показателей.

Оснащение занятия

1. Таблицы.

2. Ситуационные задачи для самостоятельной работы на занятии.

3. ПЭВМ, программное обеспечение.

4. Микрокалькуляторы.

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ

Целью самостоятельной работы является получение знаний о применении метода стандартизации для оценки показателей здоровья и деятельности организаций здравоохранения.

При подготовке к занятию изучите рекомендованную литературу и уясните логическую структуру темы.

Для проверки знаний, полученных при подготовке к занятию, ответьте на вопросы:

1. Какие статистические величины могут быть рассчитаны при изучении явления?

2. Какие статистические величины применяются для изучения количественного признака явления?

3. Для каких целей рассчитываются относительные показатели?

4. Какие показатели рассчитываем при изучении частоты явления?

5. Какие вы знаете интенсивные показатели ?

6. Какие подходы можно использовать при сравнении общих интенсивных показателей ?

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Общие интенсивные показатели (рождаемости, смертности, заболеваемости и т.д.) правильно отражают частоту явлений при их сравнении лишь в том случае, если состав сравниваемых совокупностей однороден. Если же они имеют неоднородный возрастно-половой или профессиональный состав, различие по тяжести болезни, по нозологическим формам или по другим признакам, то ориентируясь на общие показатели, сравнивая их, можно сделать неправильный вывод о тенденциях изучаемых явлений и истинных причинах разницы общих показателей сравниваемых совокупностей.

Например: летальность в терапевтическом отделении №1 в отчетном году составила 2%, а в терапевтическом отделении №2 в т ом же году – 6%. Если оценивать деятельность этих отделений по общим показателям, то можно сделать вывод о неблагополучии на 2 терапевтическом отделении. А если предположить, что состав лечившихся больных в этих отделениях отличается по нозологическим формам или по тяжести заболеваний госпитализированных, то наиболее правильным способом анализа является сопоставление специальных коэффициентов, рассчитанных отдельно для каждой группы больных с одинаковыми нозологическими формами или тяжестью заболеваний, так называемых "«повозрастных коэффициентов».

Зачастую, однако в сравниваемых совокупностях наблюдаются противоречивые данные. Кроме того, даже при наличии одинаковой тенденции во всех сравниваемых группах не всегда удобно пользоваться набором показателей, а предпочтительней получить единый показатель, оценивающий изменение явления. В таких случаях прибегают к методу стандартизации, то есть к устранению (элиминации) влияния состава (структуры) совокупностей на общий интенсивный показатель.

Следовательно, метод стандартизации применяется тогда, когда имеющиеся различия в составе сравниваемых совокупностей могут повлиять на размеры общих интенсивных показателей. Кроме того, используя метод стандартизации, можно устранить влияние не только одного признака (пола или возраста), а сочетание двух и более признаков (тяжесть заболевания и возраст, возраст и пол и т.п.).

Сущность метода стандартизации заключается в условном устранении предполагаемой неоднородности состава среды в сравниваемых статистических совокупностях. Для того, чтобы устранить влияние неоднородности составов сравниваемых совокупностей на величину общих интенсивных показателей, их приводят к единому стандарту, т.е. условно допускается, что состав сравниваемых совокупностей одинаков. Выбор стандарта зависит от метода вычисления стандартизованного показателя (т.е. исходных данных). В качестве стандарта можно принять:

- суммарный состав двух сравниваемых групп;

- средний состав двух сравниваемых групп;

- состав одной из сравниваемых групп;

- состав какой-либо близкой по существу третьей совокупности (из вне);

- подгрупповые (специальные) показатели, характеризующие изучаемое явление.

Стандартизованный показатель показывает,каковыбыли бы общие интенсивные показатели ( рождаемости, смертности, летальности и т.п.), если бы на их величину не оказывала влияние неоднородность в составах сравниваемых групп.

Характеристика стандартизованного показателя:

- является условным;

- применяется исключительно для анализа в целях сравнения общих интенсивных показателей;

- выражается в условном наклонении (если бы, было бы).

Существует три метода вычисления стандартизованного показателя: прямой, косвенный и обратно косвенный (Керриджа).

Прямой метод стандартизации

Прямой метод стандартизации используется в следующих случаях:

- когда известен детальный состав среды сравниваемых статистических совокупностей (по возрасту, профессии, стажу работы, тяжести заболевания и т.д.) и можно рассчитать общие и погрупповые (специальные) интенсивные показатели;

- если распределение по составу в сравниваемых статистических совокупностях аналогично (по возрасту, профессии, стажу работы, тяжести заболевания и т.д.);

- если известен абсолютный размер явления.

Рассмотрим применение прямого метода стандартизации на примере анализа летальности в двух детских больницах г.Н от очаговой пневмонии. Как известно, с увеличением возраста у детей снижаются показатели летальности. Отсюда следует, что если в какой-либо больнице будет высока доля детей в возрасте до года, а в другой – преобладают дети более старшего возраста, то даже при полном соответствии объема и качества оказываемой медицинской помощи в обеих сравниваемых детских больницах неизбежно общий показатель летальности от очаговой пневмонии в первой больнице будет выше, чем тот же показатель во второй больнице.

Для того, чтобы устранить влияние возраста на общий показатель летальности от очаговой пневмонии у детей, необходимо применить стандартизацию. Только после этого можно будет сравнивать полученные показатели и сделать обоснованный вывод о большем или меньшем уровне летальности от очаговой пневмонии у детей в целом в сравниваемых больницах.

В нашем примере можно использовать прямой метод стандартизации так как известен возрастной состав госпитализированных детей и есть сведения для расчета повозрастных показателей летальности от очаговой пневмонии.

Методика вычисления стандартизованных показателей прямым методом (по одному признаку) складывается из следующих этапов (табл. 1).

Первый этап. Вычисление общих и погрупповых (специальных) интенсивных показателей. В нашем примере летальность детей в двух больницах и повозрастная летальность (отдельно для каждой группы).

Второй этап. Выбор стандарта (осуществляется произвольно). В качестве стандарта можно принять:

- суммарный состав двух сравниваемых групп (численность населения, число госпитализированных и т.д.);

- средний состав двух сравниваемых групп;

- состав одной из сравниваемых групп;

- состав какой-либо близкой по существу третьей совокупности (из вне);

В нашем примере за стандарт взят суммарный возрастной состав госпитализированных детей с очаговой пневмонией

Третий этап. Вычисление « ожидаемых» величин в каждой группе, исходя из стандарта.

Мы определяем, сколько бы детей умерло от очаговой пневмонии в каждой возрастной группе в детских больницах №1 и №2, при имеющихся повозрастных показателях летальности от очаговой пневмонии в этих больницах, но при суммарном возрастном составе госпитализированных детей двух больниц (стандарт).

Возраст Больница 1 Больница 2
до 1 года 100 – 6 2000 – х х=120 100 – 8 2000 – х х=160
1 – 4 года 100 – 1,7 1200 – х х=20,4 100 – 3 1200 – х х=36

Четвертый этап: Вычисление стандартных показателей.

Получение стандартизованных показателей осуществляется путем суммирования абсолютных «ожидаемых» величин. В нашем примере это сумма «ожидаемых» величин – предполагаемое число умерших детей от очаговой пневмонии в двух детских больницах. Затем рассчитываем стандартизованный показатель летальности для двух больниц (либо предполагаем сколько детей умрет от очаговой пневмонии в двух больницах среди 100 госпитализированных детей)

Больница 1 Больница 2
100 – х 5300 – 161,4 100 – х 5300 – 225,4
Х= Прямой метод стандартизации - student2.ru =3% Х= Прямой метод стандартизации - student2.ru =4,25%

Таблица 1

Летальность детей от очаговой пневмонии в двух детских больницах г.Н

Исходные данные 1 этап 2 этап 3 этап
Возраст детей Больница 1 Больница 2 Летальность на 100 Стан дарт «ожидаемая величина»
Число больн Число умерш Число больн Число умерш Б - 1 Б - 2 Б - 1 Б – 2
до 1 года 6,0% 8,0%
1 – 4 года 1,7% 3,0% 20,4
5 лет 1,0% 1,4% 29,4
ВСЕГО 4,0% 3,0% 161,4 225,4

Пятый этап.Сравнение общих интенсивных и стандартизованных показателей.

Для сравнения полученных данных сводим их в аналитическую таблицу.

Таблица 2

Интенсивные и стандартизованные показатели летальности

Показатели Больница 1 Больница 2 Результаты сравнения
Об. Интенсивные 4,0% 3,0% Б-1 Прямой метод стандартизации - student2.ru Б-2
Стандартизованные 3,0% 4,25% Б-1 Прямой метод стандартизации - student2.ru Б-2

При проведении анализа следует руководствоваться следующими положениями:

- сравнением общие интенсивные показатели;

- выдвигаем предположение о неоднородности состава сравниваемых групп и его влиянии на размер общих интенсивных показателей;

- сравниваем стандартизованные показатели;

- на основании сравнения общих интенсивных и стандартизованных показателей, и правила об изменении знака неравенства, делаем вывод о влиянии неоднородности состава среды на общие интенсивные показатели.

Правило: Если знак неравенства изменился, следовательно, предполагаемый фактор оказывает влияние на явление.

Заключение о влиянии однородности состава среды в сравниваемых группах на общий интенсивный показатель пишется применительно к конкретному населенному пункту, организации и т.д. за данный промежуток времени, так как при других условиях этого влияния может и не быть.

Стандартизованные показатели, вычисленные прямым методом, указывают на то, что если бы распределение госпитализированных детей по возрасту было одинаковым и равно стандарту, то летальность от очаговой пневмонии была бы выше во второй больнице, чем в первой.

Общие интенсивные показатели указывали на иное соотношение, летальность была выше в первой больнице, чем во второй и соответственно составила 4,0% и 3,0%. Различие в показателях летальности в двух больницах связано с тем, что на них оказал влияние разный возрастной состав госпитализированных детей с очаговой пневмонией. Если проанализировать этот состав, то необходимо обратить внимание на то, что в первой больнице значительно больше детей в возрасте до года, чем во второй больнице, а именно для этого контингента характерны высокие показатели летальности.

Заключение: если бы возрастной состав госпитализированных детей с очаговой пневмонией в первой больнице был бы такой же, как и во второй и равен стандарту, то летальность от очаговой пневмонии во второй больнице была существенно выше по сравнению с первой (4,25% против 3,0%).

Наши рекомендации