Классификация инструментов и предметов ухода за больными и рекомендуемые методы обеззараживания

Название категории Примеры предметов, относящихся к категории Методы деконтаминации Классификация дезинфектантов/стерилянтов
Критические предметы (высокий риск) – проникают в стерильные ткани Хирургические инструменты, имплантанты, иглы, сердечные катетеры, мочевые катетеры, внутриматочные средства Очистка с последующей стерилизацией – спороцидный дезинфектант, длительный контакт Стеринянт/дезинфектант
Полукритические предметы (средний риск) – контактируют со слизистыми или повреждённой кожей Гибкие эндоскопы, ларингоскопы, бронхоскопы и другие аналогичные инструменты Очистка с последующей дезинфекцией высокого уровня – спороцидный дезинфектант, короткий контакт Стеринянт/дезинфектант
Ректальные термометры, ингаляционное оборудование Очистка с последующей дезинфекцией среднего уровня Дезинфектант обладает туберкулоцидной активностью
Некритические предметы (низкий риск) – контактируют только со здоровой кожей Фонендоскопы, термометры, поверхности столов, подкладные судна, постельное бельё Дезинфекция низкого уровня Дезинфектант, не обладающий туберкулоцидной активностью

Стерилянт – химическое вещество различного происхождения и состава, вызывающее гибель всех микроорганизмов, в том числе бактерий и грибов.

Контроль качества дезинфектанта осуществляют с помощью индикаторных лент в течение нескольких секунд (определяют концентрацию раствора).

Контроль качества дезинфекции определяют микробиологическим методом . О качестве судят по отсутствию на изделиях медицинского назначения золотистого стафилококка, синегнойной палочки и бактерий группы кишечной палочки.

Порядок проведения уборки помещений ЛПУ

В соответствии с действующими нормативными документами влажную уборку помещений проводят 2 раза в сутки с применением моющих или моющее – дезинфекционных средств. Протирание оконных стёкол не реже одного раза в месяц изнутри и по мере загрязнения, не менее 1 раза в 4-6 месяцев снаружи. Генеральную уборку палат, помещений с тщательным мытьём стен, полов, всего оборудования, мебели, жалюзей – по утверждённому графику, обычно 1 раз в неделю. Обеззараживание воздуха и дополнительно поверхностей проводят УФ-облучателем с последующим проветриванием. После уборки инвентарь обрабатывают дез.раствором с соблюдением экспозиции, прополаскивают водой, высушивают и хранят в ёмкости с соответствующей маркировкой. Инвентарь для уборки туалетов хранят только в туалете. После проведения уборки м/с делает запись в журнале генеральных уборок. Ответственное лицо за проведение генеральных уборок – старшая м/с отделения.

Мытьё рук

Мытьё рук – это мера профилактики ВБИ и мера безопасности персонала.

Руки медперсонала – это резервуар и фактор передачи потенциально патогенных микроорганизмов от инфицированного человека к неинфицированному.

Руки необходимо мыть:

Перед

· Выполнением любой манипуляции и оказанием помощи ослабленным больным.

После

· Контакта с возможно инфицированными пациентами и материалом;

· Контакта со слизистыми оболочками, кровью и другими биологическими жидкостями организма;

· Соприкосновения с возможно загрязнёнными предметами ухода (бельё, катетеры, клизменные наконечники)

Сразу после

· Снятия перчаток.

Перчатки – дополнение, а не замена мытью рук!

Для обеспечения надёжной защиты от ВБИ необходимо применять кожные антисептики ( октениман, октенидерм, октенисепт, а также пливасепт 5% с ПВА, пливасепт 5% без ПВА, гибитан и другие).

При мытье рук нежелательно использовать твёрдые мыла, поскольку их остатки могут «залипать» и коже и быть местом скопления микроорганизмов, снижая эффект гигиенической обработки.

Наши рекомендации