Здравоохранение во Франции.

Франция - страна с широко развитой системой страховой медицины, хотя значительная роль в медицинском обслуживании населения принадле­жит частному сектору. Определенную роль играет государственная служба здравоохранения. Высшим органом здравоохранения Франции является Министерство здравоохранения и социального обеспечения.

Финан­сирование социального страхования на случай болезни для работающих по найму и приравненных к ним групп осуществляется и работающими и рабо­тодателями. Средства соци­ального страхования поступают из страховых систем в централизованный На­циональный фонд страхования по болезни.

Во Франции существует несколько страховых систем.

1. Общая система социального страхования - самая крупная, включает работающих по найму в промышленности и торговле, государственных слу­жащих, студентов, инвалидов войны, вдов и сирот войны, врачей. Охватывает 67% населения страны. Государство практически не принимает участия в финансирова­нии общей системы, выплачивая лишь 2% сборов.

2. Система социального страхования рабо­тающих по найму в сельскохозяйственном секторе, охватывает 18% населения.

3. Особые системы, охватывают 5% населения. Наиболее крупные из них: сис­тема горняков, торгового флота, система кадровых военных. Особые страховые системы представляют своим за­страхованным большие льготы, чем общая система социального страхования, но при наличии более длительного рабочего стажа.

Система социального страхования- наиболее признана в мире. Эта система также управляется государственными органами власти, но финансиру­ется, как правило, из 3-х источников:

- субсидии государства,

- целевые взносы работодателей,

- взносы самих работников.

Основные черты страховой меди­цины:

Различие между госу­дарственной и страховой системами связано с видом формирования фондов. Страхо­вые фонды формируются на целевой основе и рассчитаны на определенный круг лиц, участвующих в соответствующей страховой программе.

Преимущества сис­темы социального страхования:

1. Целевое финансирование обес­печивает плательщикам твердую гарантию возвратности этих средств.

2. Целевой харак­тер финансирования позволяет оперативно реагировать на рас­ширение потребностей в медицинской помощи.

3. Целевые взносы являются обязательными для всех получателей доходов и уплачиваются в виде опреде­ленного процента от заработной платы (Франция - 16%).

4. Объем медицинских услуг не зависит от материального достатка и размеров взносов в страховые фонды.

Из личных средств пациент оплачивает 25% гонорара врача за визит на дом или за консультацию у специалиста в его приемной, 20% гонорара врача в больнице, 30% гонорара стоматолога, столь­ко же - стоимости лабораторных анализов и обслуживания в домах сестрин­ского ухода и 20% за лечение в больнице в пределах первого месяца.

Застрахованный не участвует в расходах на медицин­скую помощь при наличии: злокачественных новообразований, полиомиелита, диабета у детей и др., всего 20 заболеваний. Не участвуют застрахованные и в расходах в случае гос­питализации, превышающей 30 дней. Бесплатную медицинскую помощь по­лучают инвалиды.

При медицинской помощи больной оплачивает всю стоимость услуг, а за­тем страховая организация возмещает ему разницу затраченных денег. Одна­ко, период ожидания возмещения достаточно длителен, из-за отсутствия средств в страховых кассах. За это время цены растут. В результате получен­ные суммы по покупательной способности оказываются ниже средств, затра­ченных на лечение.

Необходимость платить крупные суммы за лечение в усло­виях его быстрого подорожания вынуждает население Франции прибегать к помощи частных страховых компаний.

Организация медицинской помощи.

1. Внебольничная помощь.При оказании внебольничной помощи основную роль играют частнопрактикующие врачи, заключившие соглашение с органами соци­ального страхования. В последнее время широко распространена групповая практика. В группы могут входить врачи как одной, так и различных специальностей.

Внебольничную помощь населению оказывают также поли­клинические отделения (кабинеты) при общественных больницах общего типа и многопрофильные центры здоровья. Специализированную помощь населе­нию оказывают государственные диспансеры, имеющие, как правило, соглашения с органами социального страхования (противотуберкулезные, венерологические, психоневрологические, противораковые).

2. Больничная помощь во Франции обеспечивается государственными и частными больницами.

Государственные больницы подразделяются на 3 ка­тегории:

а) местные или сельские больницы, с числом коек не более 40,

б) об­щие больницы с широким диапазоном медицинских служб, рассчитанные на 1000 коек,

в) клинические больницы с учебной и научно-исследовательской ба­зой. Крупнейший университетский госпиталь Парижа имеет около 1300 коек, а самый крупный столичный госпиталь - 2830 коек.

Частный больничный сектор в стране был допущен с оговоркой, что деятельность государствен­ных и частных лечебных учреждений будет координироваться в масштабе страны, а строительство частных больниц ограничено жестким планированием. В частных больницах развернуты койки по специальностям с непродолжительной госпитализацией.

Здравоохранение в США.

Для здравоохранения США характерно преобладание частнопредпринимательской системы с элементами государственной и страховой меди­цины. В США действует децентрализованная система здравоохранения.

Формально управление здравоохранением в США осуществляет депар­тамент здравоохранения и социальных служб, но функ­ции его весьма ограничены.

В его состав входит служба общественного здравоохранения. Она занимается вопросами организации медицинской помощи (амбулаторной и стационарной) только не­которым группам населения: ветеранам войны, морякам торгового флота, лич­ному составу вооруженных сил, государственным служащим, американским индейцам.

В каждом штате имеется собственный департамент здравоохранения. Его функ­ции сводятся, в основном, к вопросам санитарно-противоэпидемической за­щиты.

Частнопредпринимательская система - это преимущественно платная система, которая финансируется из личных средств населения, а медицинское обслуживание предоставляется преимущественно на платной основе. Медицинскую помощь населению, как правило, оказывают частнопрактикующие врачи, ко­торые получают плату за это непосредственно от больного или через страхо­вую организацию.

В США распространена система групповой практики. Чаще всего в составе групповой практики действуют 5-7 врачей одной или не­скольких специальностей.

В США не существует единой национальной системы медицинского страхования.

Государственные программы сводятся к обеспечению престарелых, ин­валидов и некоторых групп бедных.

Частные и государственные программы по медицинскому страхованию отличаются друг от друга количеством и каче­ством предоставляемых льгот; разными источниками финансирования и обеспечивают различные по величине денежные выплаты медицинским ра­ботникам и учреждениям здравоохранения.

74% населения имеют частную медицин­скую страховку, остальные имеют государственную страховку, или не имеют никакой страховки.

Лица, не имеющие медицинской страховки, получают медицинскую помощь в государственных боль­ницах и клиниках, через программы по здравоохранению, фи­нансирующихся из средств благотворительности. Но ко­личество услуг значительно меньше и организация обслуживания хуже.

В США существует более 1000 частных страховых медицинских компа­ний. Наиболее крупными из них являются «Голубой крест» и «Голубой щит». Регулированием дея­тельности страховых компаний занимаются комиссии по страхованию отдельных штатов.

Подавляющее большинство страховок не предполагает оплату медицин­ских счетов, вызванных теми заболеваниями, которые были диагностированы до подписания страхового контракта.

Страховка от конкретной болезни распространяется на расходы, связанные с лечением только тех заболеваний, которые оговорены в контракте.

Для снижения сумм единовременных затрат, население покупает по­лисы частного медицинского страхования, затрачивая на это в среднем свыше 10% чистого дохода семьи. Объем и качество медицинской помощи определяется теми денежными средствами, которые больной может израсхо­довать.

Зависимость объема меди­цинской помощи от размеров взноса, т.е. от платежеспособности человека, отличает частное страхование от социального.

Основ­ные государственные программы:

1.Медикэйр - это единая общегосударственная программа медицинской помощи для престарелых и потерявших трудоспособность людей. Право на пользование этой программой имеют лица, достигшие 65 лет и получающие посо­бие по социальному обеспечению, и имеющие стаж работы от 5 до 10 лет, в зависимости от характера работы.

Получать льготы по этой про­грамме могут также лица моложе 65 лет, получавшие в течение как минимум 2-х лет пособие по нетрудоспособности по программе социального обеспече­ния, а также люди, проработавшие определенное число лет на правительст­венной работе.

Лица старше 65 лет, не имеющие право на Медикэйр могут ку­пить эту страховку, выплачивая ежемесячно небольшие суммы

Медикэйд - государственная программа медицинской помощи семьям с низким доходом. Она охватывает 10% населения, субсидируется федераль­ными правительствами, но регулируется законами штатов.

Семья имеет право на получение льгот по этой программе, если ее доходы ниже уровня, установленного каждым штатом, но только при условии, что кто-то из семьи одновременно являются либо людьми по­жилого возраста, либо слепыми, либо беременными, либо нетрудоспособными или имеющими детей.

Поэтому около 60% населения, живущих ниже офици­ального уровня бедности, не охвачены программой.

Наши рекомендации