Второй этап - сестринская диагностика, или определение проблем пациента
Понятие сестринского диагноза (сестринской проблемы) впервые было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г в США. Основными методами сестринской диагностики являются наблюдение и беседа. Сестринская проблема определяет объем и характер ухода за пациентом и его окружением. Медсестра рассматривает не заболевание, а внешнюю реакцию пациента на то, что с ним происходит.
Сестринский диагноз – клиническое суждение медсестры, в котором дается описание характера существующий или потенциальной ответной реакцией пациента на боль и свое состояние с желательным указанием вероятной причины такой реакции.
Сестринский диагноз (проблема пациента) – это описание настоящего или потенциального дефицита самоухода, вызванного нарушением удовлетворения универсальных потребностей человека в связи с состоянием его здоровья.
С точки зрения медсестры, проблемы появляются тогда, когда у пациента, в силу определенных причин (болезнь, травма, возраст, неблагоприятная обстановка), возникают следующие затруднения.
1. Не может самостоятельно удовлетворить какие-либо из потребностей или у него возникают трудности в их удовлетворении (например, не может принимать пищу из-за болей при глотании, не может передвигаться без дополнительной опоры).
2. Пациент удовлетворяет свои потребности самостоятельно, но то, как он их удовлетворяет, не способствует сохранению его здоровья на оптимальном уровне (например, пристрастие к жирной и пряной пище чревато заболеванием пищеварительной системы).
Как правильно сформулировать сестринский диагноз?
Для этого необходимо проанализировать данные, собранные медсестрой на первом этапе сестринского процесса.
Схема анализа данных, полученных при проведении сестринского обследования:
1. Выявить потребности, удовлетворение которых нарушено. Для этого необходимо сопоставить по каждой из 10-ти потребностей обычную способность самоухода в данный момент, выявляя имеющийся или потенциальный дефицит самоухода.
2. Следует выяснить причины трудностей в удовлетворении той или иной потребности, например, заболевание или травма, лечение, окружающая среда, в том числе обстановка стационара, личные обстоятельства (семейные или профессиональные).
3. Следующий шаг – необходимо выявить настоящие и потенциальные возможности пациента в удовлетворении тех или иных потребностей, что для него является посильным, а что непосильным сейчас, в ближайшем и отдаленном будущем. Это дает направление для сестринского вмешательства. Сестра должна четко представлять себе, будут ли с течением времени возможности самоухода для ее пациента расширяться (к примеру, после несложной операции) или, наоборот, сужаться, становиться все более ограниченными (у стариков, инкурабельных пациентов).
Для правильной формулировки сестринского диагноза могут помочь следующие вопросы:
1. Отражает ли эта проблема дефицит самоухода?
Например, желтуха, являясь проблемой здоровья пациента не является сестринским диагнозом, так как не отражает дефицит самоухода у пациента.
2. Поддается ли эта проблема коррекции или устранению приемами сестринской помощи?
Например, одышка у пациента, являясь проблемой здоровья и затрудняя самоуход, не является сестринским диагнозом, так как не поддается коррекции методами сестринского вмешательства.
3. Является ли выбранная Вами формулировка ясной и конкретной, понятной пациенту? Например, дискомфорт – не сестринский диагноз, так как непонятно, в чем именно состоит проблема пациента.
4. Может ли выбранная Вами формулировка сестринского диагноза служить базой для планирования сестринской помощи? Из формулировки сестринского диагноза должно вытекать направление сестринского вмешательства. Например, лихорадка – не сестринский диагноз, так как непонятно, имеет ли место дефицит самоухода и каким именно должен быть характер сестринского вмешательства. Правильнее: пациент не понимает необходимости пить больше жидкости при лихорадке, пациент не может самостоятельно сменить влажное белье, пациент может получить травму из-за дезориентации.