Пенсионное обеспечение в Швейцарии
Пенсионный возраст в Швейцарии наступает для женщин в 64, а для мужчин - в 65 лет.
Система пенсионного страхования была принята правительством Швейцарии в 1948 году. Согласно программе социальной защиты, предусматриваются взносы в пенсионный фонд, которые выплачиваются всеми работающими жителями страны.
На 2009 год минимальная пенсия в Швейцарии составляет около 9000 франков, максимальная - около 60 000. Каждый гражданин Швейцарии, начиная с двадцатилетнего возраста, страхуется государством и обязан выплачивать страховые взносы.
По достижении пенсионного возраста, в зависимости от стажа и размера зарплаты, ему начисляется пенсия по возрасту.
Преждевременное получение пенсии возможно по состоянию здоровья, вследствие производственной травмы и по другим объективным причинам. Однако государственное пенсионное страхования для швейцарских пенсионеров - лишь способ не лишиться куска хлеба и крыши над головой. Основная масса трудоспособного населения не рассчитывает на государство, а обеспечивает себе безбедную старость, сотрудничая с частными пенсионными фондами.
Чаще всего дополнительные пенсионные фонды создаются при профессиональных союзах. Фонды управляются советом директоров, который принимает решение об инвестиционной деятельности фонда, размерах пенсионных выплат, и контролируется представителями профсоюза, которые кровно заинтересованы в сохранности средств фонда. Такая практика отлично зарекомендовала себя и является одним из многих факторов, сдерживающих злоупотребления и халатное отношение к деньгам вкладчиков.
Что могут позволить себе швейцарские пенсионеры, кроме обычных для пожилых людей маленьких радостей? Ну, например, они любят путешествовать. Самые популярные у пожилых швейцарцев маршруты - Италия, Греция, Испания. Реже - Таиланд, Куба, Вьетнам. Некоторые даже имеют недвижимость в этих странах, чтобы удобнее было приезжать туда каждый год, жить несколько месяцев, и при этом не тратиться на отели.
Швейцария отличается хорошо развитой социальной системой. Благодаря этой системе людям в тяжелых ситуациях не приходится долгое время терпеть нужду.
Каждый человек несет ответственность за самого себя и по возможности помогает решать проблемы в государстве и обществе. Так записано в Федеральной конституции Швейцарии. Когда этого сделать не удается, государство, кантоны и общины обеспечивают человеку необходимую защиту, например, от экономических последствий старости, инвалидности или болезни, несчастного случая или безработицы. Чтобы это было реализуемо, важно, чтобы все оплачивали страховые взносы и налоги, а также делали все возможное, чтобы самостоятельно обеспечивать покрытие своих жизненных расходов.
Страхование на случай болезни в Швейцарии обязательно. Каждый человек, который живет в Швейцарии, обязан заключить договор о страховании на случай болезни. Вы должны застраховать себя и свою семью не позже, чем через три месяца после поселения в Швейцарии. Базовая страховка, обязательная для всех взрослых и детей в Швейцарии, покрывает затраты на услуги врачей и в определённых больницах, а также на большую часть медикаментов, отпускаемых по рецепту. Для этого Вы каждый месяц оплачиваете страховой больничной кассе страховой взнос. Размер этого взноса зависит от того, где Вы живете, хотите ли Вы в каждом отдельном случае оплачивать самостоятельно часть расходов, и хотите ли Вы включить в страховку дополнительные услуги.
Услуги стоматолога, например, не покрываются базовой страховкой и оплачиваются отдельно.
На рабочем месте Вы застрахованы и от несчастного случая. Работодатели страхуют от несчастных случаев всех своих сотрудников, работающих по восемь и более часов в неделю. Эта страховка покрывает затраты и потерю заработка. Те, кто работает меньше восьми часов в неделю или работают самостоятельно, должны оплачивать страховку от несчастного случая сами.
Поддержка в старости, при потере кормильца и при инвалидности. По достижении 18-летнего возраста все граждане Швейцарии обязаны оформить государственную страховку пенсии по старости и на случай смерти кормильца (AHV), а также страховку на случай инвалидности (IV) и оплачивать страховые взносы. По страховке AHV женщинам от 64 лет и мужчинам от 65 лет выплачивается пенсия по старости. После смерти члена семьи выплачиваются пенсии потерявшим кормильца и сиротам. Цель IV состоит в поддержке инвалидов. Эта страховка помогает инвалидам сохранить за собой рабочее место или найти новое. Если не удается сделать ни то, ни другое, по страховке IV также выплачивается пенсия. Размер пенсий по страховкам AHV и IV рассчитан для приблизительного покрытия самых важных нужд. Если этой пенсии не хватает, можно запросить дополнительную материальную поддержку(Ergänzungsleistungen).
Дополнительная поддержка для семей. У каждой работающей женщины есть право на 14-недельный декретный отпуск и на получение в это время пособия в связи с материнством в размере 80 % от последней зарплаты или дохода. У работниц и работников с детьми есть независимо от уровня дохода право на пособие на детей. Такое пособие также выплачивается неработающим гражданам со
скромным доходом.
В тех случаях, когда дохода недостаточно для нормального уровня жизни и ни один из видов социального страхования не может помочь, предоставляется социальная помощь.
За предоставление социальной помощи отвечают кантоны. Выдается она, как правило, общиной, а финансируется за счет налогов.
Швейцария – единственная из европейских стран, не имеющая федерального законодательства о социальной помощи. На федеральном уровне принят лишь Закон компетентности, устанавливающий правовой режим в части социальной помощи и порядок осуществления выплат социальными институтами разных уровней власти (по месту жительства, кантона проживания, родного кантона и т.д.). Этот закон охватывает и правовое регулирование предоставления социальной помощи швейцарским гражданам, постоянно проживающим за рубежом, а также иностранцам, проживающим в Швейцарии на законном основании. К этой категории относятся и беженцы, которые вместе со статусом получают самый «жирный» социал в мире. «Краеугольным камнем» швейцарского социала является понятие «социо-культурный прожиточный минимум». И вся система социальной помощи строится на предоставлении государством гарантии обеспечения лиц, находящихся за чертой бедности. По сути, социал здесь — это широкий спектр субсидий (дополнительных выплат) для достижения человеком установленного в стране прожиточного минимума. В этом швейцарская система социальной помощи существенно отличается от так называемого скандинавского социализма (в основе которого лежит идея «государства — большой семьи»), где высокий процент отчислений с дохода работающего идет на бесплатные услуги социального сектора – медицину, образование и т.д. Дотации представляют собой как систему доплат по разным видам обязательных платежей, в том числе, по медстраховкам и другим видам страхования, а также выплаты на отпуск, на образование детей, субсидии на частные транспортные средства и прочее. При этом, социальная помощь осуществляется независимо от выплат других социальных учреждений, таких как пенсионный фонд или страхование от несчастных случаев. По доплатам, связанным с покрытием обязательных платежей, средства направляются непосредственно организациям, ответственным за эти сборы. Например, если у человека нет финансовой возможности оплачивать свою медстраховку (а по закону каждый обязан ее иметь), то его долги регистрируются в местной управе и, по предъявлению документов о доходах, погашаются государством. При этом годовую франшизу (минимальный размер — 500 шв. фр.) по страховке и далее 10% всех расходов по болезни неимущий все же обязан оплатить сам. Причем, правила конкретной общины могут обязать человека вернуть потраченные на него средства, если его финансовое положение улучшится. По остальным видам социальной помощи выплаты осуществляются как в денежной форме, так и в натуральной. Также есть регрессивная сетка выплат по расходам на школьное образование, когда неимущие платят меньше или вообще освобождаются от уплаты. В каждом кантоне перечень и сетки этих выплат существенно отличаются друг от друга. Поэтому выяснять размеры и объем социальной помощи лучше по месту жительства, то есть обращаться непосредственно в управление общиной. Если же община не уполномочена выделить помощь, но таковая гарантирована законом, они направят в соответствующую организацию. Интересно, что сами швейцарцы достаточно поверхностно осведомлены о видах социала в своей стране, и довольно малая часть населения прибегает к социальной помощи. Таков местный менталитет. Швейцарец обратится за социальной помощью только в крайнем случае, когда будут исчерпаны все возможности заработать, или же получить помощь от семьи и друзей. Швейцарец, скорее, будет следить за скидками на товары и услуги, просматривать объявления блошиных рынков, внимательно читать обо всех благотворительных акциях супермаркетов, железной дороги, банков, где у него открыты счета, и страховых фирм, с которыми у него заключены договора и т.д. и т.п. К тому же, получить социальную помощь на деле оказывается не так просто. На каждый вид помощи расписаны условиях ее получения, которые зачастую нереально выполнить, особенно это касается кратковременной помощи. Так, может быть установлена пороговая сумма по оплате жилья на месяц, при которой данная община может предоставить помощь. И если человек снимает более дорогое жилье, то ему отказывают в социале. А на поиски более дешевой квартиры может уйти не один месяц. К тому же, никто не сдаст жилье, если у человека есть долги. Но даже если и удастся найти что-то подходящее, оно может оказаться в другой деревне или даже другом кантоне. А там – «свой Устав». И опять все по новой… Поэтому в числе «социальщиков», в основном, оказываются неполные и многодетные семьи, а также молодежь с низким уровнем образования.
Вопреки устойчивому стереотипу о том, что за рубежом, в частности в Швейцарии, социальные выплаты гораздо щедрее, мы выяснили, что на деле получение социального обеспечения в Швейцарии представляет весьма затруднительный процесс, на идеологическом уровне считающийся постыдным, поскольку для гражданина будет важнее найти работу или одолжить денег у знакомых, чем просить помощь у государства. Мы можем сделать вывод, что хоть в Российской Федерации система далека от совершенства, она не так плоха, как ее пытаются представить, напротив же, мы доказали, что в Европе в силу обычаев и разницы в менталитете выработалась бюрократическая система, затрудняющая описываемый нами процесс.